Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему во всех Таинствах по две молитвы






Потому, что во всех Таинствах, как и в еле­освящении, две совершительные молитвы означают два естества в Иисусе, Который, будучи неописуем, бестелесен и неизречен, восприял ради нас плоть и стал доступным осязанию, и общался с людьми, неизменно пребывая Богом, дабы и нас освятить двоя­ко: и по отношению к невидимой стороне нашей, и по отношению к видимой. Я разу­мею – по отношению к душе и телу.

254. О том, что Таинства двойственны: они вещественны и духовны, соответственно нам, природа которых двойственна

Это – установление Господне, дабы Таинст­ва, с одной стороны, были основаны на видимом и материальном, т. к. мы сами телесны, а с другой – чтобы они остава­лись мысленными, сокровенными, испол­ненными невидимой благодати – ради на­шего духа. Ибо в Таинствах мы очищаемся и просвещаемся телом и душой, делаемся при­частниками исцеления и, вместе с тем, освя­щения. По этой причине и в Таинстве свято­го елея – две совершительные молитвы, как и в святом крещении, и в освящении воды, и в миропомазании, равно как и при рукопо­ложении и монашеском постриге.

Итак, во время Таинства, как скоро все иереи произнесут первую молитву и совер­шат Божественное знамение креста, первый иерей читает вторую молитву с тем, чтобы запечатлеть елей, а вместе с ним запечатле­вают его и все иереи. Молитвачитается так:

«Безначальне, Вечне, Святе Святых» – дивное начало! То есть: Ты от начала и всегда мило­стив и не имеешь преемства, потому что Ты с Сыном Своим и Духом всегда – Отец неиз­менный. Ты – Святой Святых, т. е. един Свят и Освящение освящаемых, а мы – грешники и полны всякой нечистоты, так как мы полу­чили начало и изменяемы. И далее: «Ты, по милости Своей, Единороднаго Сына низпославый, исцеляющего всякие болезни и страсти наши, низпосли Святого Твоего Духа и освяти елей сей».

Тотчас после этого первый иерей запечат­левает помазуемого (а за ним и прочие) и продолжает: «сотвори и помазующемуся твоему рабу в совершенное избавление грехов его» – дар по­истине величайший! И продолжает: «В освя­щение души и тела» – вот и вторая величайшая благодать! «в наследие Царства Небесного» – вот и последний дар: наше спасение и наследие Царства и славы Божией. Откуда же нам та­кое благодеяние? «Яко Бог милости и человеко­любия еси», – говорит иерей и возгласом сла­вословит Отца с Сыном и Духом.

Таким образом елей уже освящён и облада­ет Божественной силой, и всё, просимое в молитве, он дарует тем, которые помазуются им с верой. Ибо действительны все сло­ва молитв, когда они произносятся иереем, имеющим благодать Божию по силе руко­положения.

После же молитвы тотчас читаются апо­стольские слова Иакова, брата Божия, ясно свидетельствующие, откуда мы взяли это предание.

Потом поётся «аллилуйа» в знак того, что совершилось нисшествие Божией благо­дати и что Евангелие благовествует прише­ствие Господне. Посему во славу Его и ради нашего освящения нам подаётся благоухан­ный фимиам, сообщающий Божественную благодать.

Вслед за тем первый иерей читает Еван­гелие над главой того, для кого соверша­ется священнодействие, дабы оградить его от всего враждебного, а также ему в благословение, в очищение его ума и всех чувств.

После Евангелия читается молитва проше­ния об оставлении грехов его и ради исцеле­ния тела и души – это первая молитва, и она произносится вслух.

В это время молятся и прочие иереи, а по­сле неё, в соответствии с уже изъяснённым, тайно читается другая молитва – также о здравии и отпущении грехов. В ней призы­вается Святой Отец, Врач душ и телес, по­славший в мир Сына Своего Единородного, исцеляющего всякую болезнь и освобож­дающего от смерти. Он призывается исце­лить припадающего раба Своего от всякой обдержащей его болезни благодатью Христа Своего и оживотворить его предстательством Богоматери и всех святых Своих.

Молитву эту иерей произносит положив руку на голову кающегося, показывая тем, что и он совершает исцеление, подражая Владыке, возлагавшему руку на немощных и врачевавшему прикосновением. И что он действует силой благодати Божией, будучи освящён рукоположением, очищая и освя­щая прикосновением руки.

В конце молитвы он крестообразно помазует елеем чело больного ради исправления внутренних помыслов, помазывает органы чувств, находящиеся на лице, и, наконец, руки, очищая исцеляемого от лукавых наме­рений и действий, и укрепляя святым елеем и крестным знамением, и всецело освящая. При каждом запечатлении иерей присовоку­пляет слова: «помощь наша о имени Господнем», свидетельствуя, что помощь приходит не от кого-либо другого, но от милостивого Бога.

Рукою осенив помазываемого крестным знамением, иерей отходит, между тем как тот целует преподавшую ему освящение ру­ку. Потом и другие иереи, один за другим, делают то же.

Итак, первые две молитвы произносятся для совершения и освящения елея, а две по­следние суть молитвы просительные за по­мазываемого и возносятся к Богу об исцеле­нии души и тела.

Первая молитва громко читается иереями поочерёдно, подобно тому, как читаются за­чала Апостола и Евангелия, и все они таким образом участвуют. А вторая молитва: «Отче Святый», произносится, как уже сказано, тай­но и всеми иереями, что свидетельствует о единодушном прошении. Эта молитва при­зывает в помощники всех святых с общей Ходатаицей – Всесвятой Богородицей.

Затем следует окончательный возглас, за­вершающий священнодействие и выражаю­щий предмет молений: «Яко Ты еси источник исцелений, Боже наш».

Таким образом, когда помазывается чело всеми иереями, освящается ум.

Потом крестообразно помазывается ли­цо – в освящение чувственных органов.

И наконец, когда иереи во имя милосерд­ного Христа освящают святым елеем руки, тогда очищают этим помрачённые чувства, а молитвами – душу, и крестным знамением и благодатью преподают всеце­лое освящение.

Итак, каждый иерей совершает, как мы сказали, весь чин, диакон или чтец прочи­тывают Апостол, а иерей – Евангелие. Затем он же – первую священную молитву вслух, а вторую, при помазании, – тайно. Наконец, запечатлев помазанного правой рукой, ко­торую получивший благословение целует, священнослужители отходят.

После же совершения всеми обряда, во вре­мя великой ектении, вновь первый иерей над главой приемлющего помазание читает окон­чательную молитву – разрешительную, а все другие иереи прикасаются к читающему ие­рею руками, как сотрудники и сомолитвенники. Посему в молитве упоминает он и их, сослужителей своих и сопресвитеров.

Потом, громогласно возгласив о Боге как Боге кающихся и кающемся о злобах наших и воздав должное славословие, совершает молитву отпуста.

Тот же, кто созвал их и над кем совершено было священнодействие, опять после этого кланяется иереям и трижды испрашивает у них прощения, от всех получает его и уверя­ется, что получил отпущение.

Наконец, он выслушивает от первого ие­рея и наставление о том, что теперь, полу­чив отпущение, должен быть внимателен и не грешить более.

Именно таким было обращение Спасителя к первому из двух евангельских расслаблен­ных, а потому и освящённый, наклонив го­лову, как внимающий учению, принимает от всех благословение. И иереи удаляются.

Вот что следовало сказать о святом елее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.