Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что на усопших монахов возливается елей, а на мирян сыплют пепел из кадильницы






Мы так и поступаем. На умерших во Христе братий мы возливаем елей. Впрочем, не тот святой елей, который преподается живым и о котором говорит брат Божий, но из лам­пады, находящейся в храме, и преимуще­ственно – в алтаре. Мы ни одного монаха не погребаем иначе, чем вылив на его останки елей из лампады, который был освящён тем, что горел перед Господом.

А на скончавшихся мирских во Христе братий, прежде нежели посыплем простой земли, крестообразно сыплем пепел из ка­дильницы, как священный и освящённый крестным знамением посредством фимиама, предавая, соответственно Божественному определению, освящённого во Христе освя­щённой земле, в которой он будет оставать­ся до воскресения.

Иные из людей благочестивых при жизни совершают над собой Таинство елеосвяще­ния, в умилостивление Бога за себя и ради окончательного отпущения грехов. И если они близки к смерти, то это всё-таки выпол­няется. Лежащих, их помазывают сродни­ки ради священнейшего запечатления пре­подобных останков отшедшего, и чести, и освящения. Потому что подвизавшиеся до­стойны того, чтобы их почтить священным помазанием, и живших по Христу нужно за­печатлевать печатью Христовой; и потому при погребении их возливают на них елей, призывая Божию милость.

Такова цель святого елея, когда он препо­даётся живым, чтобы им оставляема была жизнь и сообщалось очищение, а отнюдь не то, чтобы эти живые непременно умер­ли и не думали о выздоровлении. Ибо елей преимущественно с той целью и преподает­ся, чтобы Господь восстановил помазанных и отпустил им грехи. И совершать елеосвя­щение над одним и тем же лицом можно во всякое время, а не один только раз, потому что сказано: «Признавайтесь друг пред другом в проступках», очевидно, что во всякое вре­мя, а не однажды, и: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5: 16), – не один только раз, но постоянно, потому что мы и падаем по­стоянно.

Для последнего помазания елей берется из горящей в храме лампады, ради запечатления и освящения останков отшедшего, так как они прежде были очищены и освящены в Таинствах Христовых: крещении, миропо­мазании и страшном причащении.

Некоторые, впрочем, совершают священ­нодействие елея и над усопшими во Христе, что одни из архиереев запрещают, так как об этом не сказано в Писании, а другие – нет, потому что оно совершается над душами. Я, со своей стороны, сколько мог исследо­вал и нашёл, что совершать упомянутое по­мазание похвально, и потому желающим это делать не должно препятствовать. Однако, хотя святой елей один, а не много, и свя­щеннодействие его одно, и он – одно из се­ми Таинств, которое завещано Спасителем и апостолами и о котором говорит, как мы упомянули, Евангелие: «многих больных ма­зали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13), и пишет в своём со­борном послании брат Божий, но за усоп­ших приносится елей в умилостивление и славу Божию, дабы испросить помилование и прощение отшедшим, подобно тому, как в храме и в гробницах приносят за них воско­вые свечи, фимиам и прочее.

Принося всё это как дары, мы ходатайст­вуем за отшедших, и они получают Божест­венную милость, как учит совершающая это Церковь и как пишут почти все отцы, а в особенности истинно великий и священ­ный Афанасий, который о восковых свечах и елее пишет, что их должно приносить за умерших, несмотря на то, что от огня они обращаются в пепел или дым. Свечи озна­чают всеплодие, а елей есть как бы жертва Богу за усопших, и потому святой Афанасий повелевает приносить их.

Не запрещается также возжигать свечи при гробах умерших и вместе со священны­ми молитвами о них приносить елей, пото­му что, возжигая свечи и принося фимиам, мы молимся за них перед Богом – и это в обычае в Церкви.

Но рассмотрим то, что относится к еле­освящению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.