Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что покаяние состоит в том, чтобы постоянно сокрушаться, называть и считать себя грешником, и прибегать к исповеди, и что между людьми никто не чист






Архиерей:

– Правда, брат. Ибо кто похвалится чисто имети сердце? Или кто чист от скверны, как написано, «аще и един день жития его на земли» (Иов. 14: 4–5), тогда как всякий грешен или от греха первородного, или, после просвещения крещением, тотчас и невольно как-нибудь впадая в грех, ибо для этого достаточно со­грешить случайно по отношению к кому-нибудь: к родителю, или другу, или род­ственнику, чему невозможно не случиться. И если это даже случится и с неразумным младенцем, то всё же становится причи­ной греха, и ему тотчас сообщаются сквер­на и грех.

И сие всяк человек, при всём том, что он при­нял благодать. Он тотчас, как родится, же­лает плотского неразумно и неосознанно, и это – следствие преступления прародите­лей, почему и грешит, едва родившись и еще не понимая. Ибо, как сказано Давидом, и за­чинается во грехах (Пс. 50: 7).

Итак, если невозможно, чтобы не гнездил­ся какой-нибудь грех в новорожденном и новопросвещённом младенце, то тем более во всех нас, и вольно, и невольно. А в особен­ности вольно – во всех, как в существах сло­весных и добровольно нерадящих о том, что постоянно грешим. Сами грехи забвения и неведения – от нашего нерадения, и невоз­можно найти им оправдания.

216. О том, что каяться должно всем: и освященным, и мирянам

Итак, нужно каяться, как проповедали и Креститель, и Господь, и ученики Его. И нуж­но каяться всем: мирским и монашествую­щим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем, и каяться должны все. Часто и Спаситель наш говорил, и Креститель Его: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2; Мф. 4: 17), т. е. Сам Царь Небесный, бывающий близко к кающимся, потому что «близ Господь всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144: 18). А я громогласно взываю, обращая это и к се­бе: покаемся по благодати Спасителя нашего, чтобы спастись, ибо близко Царство Божие. Скажу и с божественнейшим Павлом: «И ны­не ближе к нам спасение» (Рим. 13: 11), потому что грядет Спаситель и Судия наш. «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13: 12). А что исповедь и покаяние необходимы иереям так же, как и монахам и мирянам, об этом и апостол сви­детельствует, говоря: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, что­бы исцелиться» (Иак. 5: 16.), и научая, как нужны всем ис­поведь и покаяние в том, в чём пали.

Покаяние проповедовал и Креститель, как мы уже сказали, и совершал Спаситель, когда принимал исповедание грешников, в особен­ности мытаря, блудного, блудницы и разбой­ника на кресте, и исповедь весьма многих других согрешивших. То же Он внушает и притчами, и в особенности притчей о блуд­ном сыне, который исполнил всё, что от­носится к покаянию. Говоря: «отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18), он совершает испо­ведание, а словами: «и уже недостоин называть­ся сыном твоим» (Лк. 15: 19), обнаруживает сокрушение и самонаказание с самоукорением. Говоря же: «прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15: 19), смирен­ное моление, соединенное с надеждой, ибо никому не должно отчаиваться.

А вот, по Евангелию, и плоды покаяния, ко­торых требует Креститель (Мф. 3: 8): это отвращение от греха, ибо так сделал и помилованный блудный сын. Оставив разврат, он притёк к Отцу с исповеданием: «согреших», откровен­но говорит он, и не просто «согрешил», но: «на небо и пред тобою». «На небо» – посколь­ку, творил дела беззаконные и враждебные Небесам; «и пред тобою» – так как презрел Тебя и нисколько не убоялся, не устрашился и не устыдился Тебя, Святого Творца моего.

Затем мы видим истинное самоосужде­ние: «недостоин, – говорит он, – называться сыном твоим». Далее – молитву и стремление к де­лам, которые свойственны уничиженным, виновным и должникам: «прими меня в число наемников твоих».

То же совершал и тому же учил и Собор апостолов, и ещё более того: они, несмотря на утомление, ходили с проповедью покая­ния. И даже будучи при смерти стремились обратить грешников. Их они и наказывали, и утешали, и отлучали, когда было нужно, и принимали, и были готовы служить всем ко спасению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.