Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рукоположение диакона






Если рукополагаемый не был ещё иподиа­коном, то поставляется таким образом, как мы сказали выше, в эту степень перед нача­лом Литургии. А если он уже раньше имел степень иподиакона, то после совершения Божественных Даров, но ещё прежде окон­чательной молитвы, то есть прежде, чем ди­акон скажет: «Вся святыя помянувше», – по водво­рении молчания, став посредине, трижды возглашает: «Елицы вернии», – исполняя таким образом служение иподиакона, который вы­водит оглашенных и оставляет и приглашает к священнослужению одних только верных. Это – наиболее основательное толкование, ибо назначаемый к рукоположению в диа­кона как бы оканчивает дело иподиакона, подобно тому как назначаемый к рукополо­жению в пресвитера читает Евангелие и во время большого выхода несёт на голове свя­тые покровы.

С другой стороны, назначаемый к рукопо­ложению в диакона иподиакон свидетель­ствует такими действиями перед всеми вер­ными, что он приступает как чистый перед всеми свидетелями и, в особенности, перед Богом.

Затем, после молитвы: «И да будут милости великаго Бога», – он по повелению архиерея вводится двумя диаконами в алтарь. По возжжении светильников во славу Бога, первого Света, в знак Божественного про­свещения он трижды обходит престол, между тем как диаконы поддерживают его, а другие идут перед ним, составляя хор и громогласно воспевая: «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже», и трижды кланя­ясь перед престолом Божиим, на котором Сам Христос в Таинствах предлежит и при­сутствует.

Итак, они трижды обходят престол в честь Троицы. Причём диаконы поддерживают его, так как ему должно вступить в их чин. Песнь мучеников поётся, потому что приво­димый к диаконскому чину подвизался в до­брой жизни, соблюл веру, сохранил чистоту, а потому и увенчивается.

Посему и мучеников, поющих вместе с нами Богу, Церковь в это время призывает и про­сит, да снидет на нас свыше милость Божия, а также славословит Священноначальника Христа, Который есть радость апостолов и мучеников, славит светло и праведно, ибо Он Начальник и Начало победы и венцов, умерший за нас и превознесённый после по­беды над диаволом.

Кроме того, должно проповедовать и единосущность Троицы, так как Она есть ис­тинная радость и веселие для лика торже­ствующих на Небесах, в особенности при посвящении мужа священного и служителя вещей горних.

После третьей песни, в которой вместе с нами поют и Ангелы, существа гораздо более нас разумные, так как они выше нас ведением, и восхищаются происходящим как тоньше нас чувствующие, – рукопо­лагаемый подводится к архиерею. Этим показывается, что он избран и, будучи най­ден достойным, определяется на служение Богу.

Затем рукополагаемый преклоняет голо­ву, выражая этим покорность и то, что он с благодарностью и смирением принимает дары благодати, и архиерей трижды знаме­нует его голову в знак начала собственно рукоположения. Затем архиерей призыва­ет над ним имя Троичного Божественного Существа, от Которого происходит всякое дарование через единого из Лиц Его – Бога Слово, вочеловечившегося и распятого во плоти.

Далее рукополагаемый преклоняет одно колено, показывая одновременно и по­корность, и степень посвящения, ибо он приводится получить только один дар свя­щенного служения (как сказано и у святого Дионисия), а именно: служить, призывать и оглашать. Он только приводит, возвещает и приглашает приступить, но не совершает, ибо он говорит: «Благослови», – но не благослов­ляет; призывает: «Господу помолимся», – но не со­вершает молитв; говорит: «Премудростию вонмем», – но не подаёт совершенства. Поэтому как служащий, но не совершающий он прекло­няет только одно колено, ибо поставляется служителем только одного Божественного священнодействия, и притом не сам по се­бе, но получая разрешение от священника как лицо служебное.

Таким образом, он приникает головой к священному престолу, который знамену­ет собой Христа – Главу всех. А возлитое на престол миро – это благодать Духа. На престоле же предлежат и не покрытые по­кровами Тайны, т. е. Сам Иисус, Которому он приведён служить как за нас закланному. На престоле – и слова Его, словно на гробе Его. А под престолом – останки мучеников, которых и в молитве призывали на помощь, потому что приводимый есть мученик по собственному произволению, поживший благочестиво и чисто.

После того, как он приложил чело к пре­столу, призывая про себя Иисуса – поми­ловать и вселиться в него, вместе с Отцом и Духом, архиерей возлагает на голову его десницу, что означает осенение благода­тью и сообщение благодати Христом, когда Он возлагал руки на апостолов: «и, подняв ру­ки Свои, – говорит Писание, – благословил их, и Дух, низойдя, почил на главах их» (Лк. 24: 50).

Потому все и получают благодать посред­ством возложения рук, ибо как «руце Твои сотвористе мя и создасте мя»(Пс. 118: 73), так и ныне ру­ка священника служит к воссозданию человеков. И в Писании сказано: «Десница Господня сотвори силу, десница Господня, вознесе мя» (Пс. 117: 16) и: «десница... Господня прославися в крепости» (Исх. 15: 6) и: «десница Твоя и мышца Твоя, – т. е. Сын Отца, и: «просвещение лица Твоего, – т. е. Дух Святый, – та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, – т. е. в горнюю и Небесную Церковь Твою, – и в селения Твоя, в которых Сам Ты обитаешь, живущий на Небесах» (Пс. 42: 3; Пс. 43: 4).

Когда диакон произнесёт: «Вонмем», (ибо при действиях, исполненных столь вели­кого смысла, мы все должны углубляться в себя и быть внимательными), архиерей возглашает: «Божественная благодать», – свиде­тельствуя, что это есть общий дар Троицы, а также призывая оную. Затем он прибав­ляет: «Всегда немощная врачующи», – выражая этим, что мы смиренны и весьма немощ­ны, особенно для столь великих дел Божиих, и что врачует нас, немощных, Троица, дарующая силу.

Архиерей говорит также: «И оскудевающая восполняющи», – ибо сами по себе мы ничего не имеем и ничего не можем делать, но лишь благодать Божия, всё укрепляющая и подаю­щая всё, что имеем, и восполняющая в нас то, чего недостаёт, проручествует, т. е. руковозводит, поставляет, творит совершенным, такого-то. При этом архиерей произносит имя рукополагаемого, чтобы оно написа­лось в вышних и было известно Ангелам и людям, так как поставляется Божий служи­тель. Вместе со словом «проручествует» и преподаётся благодатный дар, ибо для все­могущей и самосовершенной силы нет нуж­ды во времени.

И продолжает: «Благоговейнейшаго иподиа­кона в диакона». Этими словами воздаётся честь прежнему дару и самому иподиакону как служителю Божию, имеющему благодать Божию и действующему во Христе.

Произнося: «В диакона», – рукополагающий со­общает и дар – и рукополагаемый тотчас по­лучает диаконство, ибо сказанное действен­но силою Всесвятого и Божественного Духа, потому-то рукополагающий говорит не как человек, но как иерарх – с благодатью. Он призывает благодать – и благодать действу­ет, ибо Слово Божие действенно и всё со­вершает один и тот же Дух.

Таким образом, сейчас же рукополагае­мый из иподиакона становится диаконом. Впрочем, он ещё имеет нужду в соверше­нии и прочих архиерейских молитв и все­го иного по уставу, так как недостаточно только провозгласить, что иподиакон про-ручествуется в диакона или в какой-либо другой чин, но вместе с тем необходимо, чтобы он и голову склонил на священный престол, и колено преклонил, и чтобы на него возложена была рука иерарха, и про­читаны были установленные молитвы и прошения, и совершено запечатление, и произнесено: «Аксиос» (достоин), и соверше­но священное целование. Ибо только всё это вместе совершает рукополагаемого, и всему должно быть. Ведь и во всех прочих Таинствах исполняется всё положенное без опущений, так как каждое действие имеет свою причину.

Далее архиерей присовокупляет: «Помолим­ся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа», – призывая благодать Божию и вместе с тем свидетельствуя, что он дей­ствует через неё, а также приглашая всю Церковь содействовать ему в этом деле: как в отношении к нему самому, так и в отноше­нии к рукополагаемому. Ибо если апостол Пётр имел Церковь, содействующую ему в молитвах(Деян. 1: 24), то тем более он, архиерей, нуж­дается в этом.

Поэтому, когда все во славу Троицы про­изнесут: «Кирие элейсон» (Господи, помилуй), он запечатлевает рукополагаемого трижды во имя Троицы, делая его совершенным по­средством креста.

Потом, держа руку у него на главе, читает следующие слова молитвы, прося, чтобы благодать священного диаконства низошла на него, чтобы он поставлен был в диако­на подобно первомученику Стефану и был добрым исполнителем своего служения, и прочее. Затем возглашает славословие Троице.

Тогда же, при наитии Духа, совершается и поминовение всех верующих. Один из пер­вых диаконов произносит молитву: «О руко­полагающем иерархе и о деле рук его помолимся», – то есть о рукополагаемом и получившем сей дар и о том, чтобы он сохранил себя в нём непорочным, а также о царе, о граде и обо всём христоименитом народе. Ибо при наитии благодати должно молиться и вспо­минать о всех верующих, потому что тогда обильный дар Духа подаётся всем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.