Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В учебной группе по данным наблюдения.






ЦЕЛЬ. Составить карты групповой дифференциации наблюдаемой группы:

а) опираясь на данные наблюдения за работой учащихся по ходу занятия;

б) по результатам социометрии;

в) сравнить показатели обеих карт.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ.

1) Знакомство с заданием. Работа с информационным блоком.

2) Выполнение задания. Наблюдение за учебной группой по месту прохождение практики. Проведение социометрии.

3) Оформление отчета: обработка полученных данных, анализ результатов.

4) Подведение итога. Отчет о проделанной работе. Сопоставление результатов, полученных разными исследователями в одной и той же группе.

1. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ.

На основании материала информационного блока данной разработки вам предстоит ответить на следующие вопросы:

1) Чем группа отличается от простого скопления людей?

2) Что такое референтная группа?

3) Как описывается структура группы? Что такое карта групповой диф-

ферентации?

4) Какие виды лидерства существуют?

5) Какие черты отличают стихийного лидера от руководителя?

6) Какова процедура и каковы правила использования социометрической методики?

7) По каким показателям можно определить структуру межличностных

отношений в группе в процессе наблюдения?

2. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.

1. В дневнике наблюдений записывается:

- тема практики,

- дата наблюдения, тема занятия в наблюдаемой группе, N группы,

- сведения о группе, полученные от преподавателя: состав группы, число учащихся, пол, успеваемость, социальная активность, ее официальные руководители (староста, педагог), неофициальные лидеры, имеющиеся группировки, дисциплина;

2. Далее фиксируются результаты социометрии, а именно:

- критерии выбора, социометрическая матрица;

- карта групповой дифферентации (КГД-1). На карте отмечаются официальные руководители группы, выявляются неофициальные лидеры, группировки.

3. В дневнике наблюдений отмечаются также данные наблюдения за межличностными отношениями в группе во время занятия.

Общая схема наблюдения.

В данном задании применяется нестандартизованное наблюдение.

Ориентировочные критерии наблюдения таковы:

– кто где сидит,

– кто как обращается, высказывается (речь, интонация, поза, жест, громкость),

– кто к кому обращается,

– кто с кем садится для выполнения работы (как делятся на подгруппы),

– кто больше влияет на эмоциональный настрой группы,

– бывает ли, что вместе работают, но друг к другу относятся плохо.

Отметьте состояние дисциплины в группе (все ли присутствуют, наличие опозданий, разговоры во время объяснения преподавателя, все ли работают самостоятельно в отведенное для этого время и пр.)

Укажите обратившие на себя внимание привычки социального поведения учащихся (одежда, яркая косметика, способ обращения друг к другу, наличие улыбки, громкость речи, как обращаются к преподавателю, боятся ли задавать вопросы, высказывать собственные суждения и т.д.)

По результатам наблюдения за поведением отдельных студентов и совместной работой составьте карту групповой дифференциации (КГД-2).

3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА.

Отчет строится по следующему плану:

1) Введение. Кратко описываются задачи работы.

2) Методика. Излагаются способы сбора материала.

3) Результаты. Проводится анализ и сравнение КГД-1 и КГД-2 по следующему плану:

– кто в группе деловой и эмоциональный лидер, совпадают ли они,

– какие в группе имеются группировки,

– кто изолирован,

– какова структура взаимодействий между отдельными студентами,

– соотношение между структурой взаимодействия и структурой взаимоотношений,

– совпадают ли данные наблюдения и данные социометрии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.