Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О.О. Савельева






МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В НАУКЕ:
ПРОБЛЕМА ИМИДЖА *

Наука является не только формой сознания и системой знаний, но и сферой массовой профессиональной деятельности. Даже значительно сократившись, наука в России на сегодняшний день объединяет около 1 млн человек. Естественно, что, как любая область профессиональной активности, она имеет свою систему делового общения.

К ней можно отнести: корпоративные отношения (служебные отношения внутри научно-технических организаций и в рамках профессиональной общности " ученые"); систему межличностных деловых контактов (типа " деловые переговоры"), выходящих за рамки корпоративных отношений; маркетинговые коммуникации – создание и распространение информации, прямо или косвенно направленной на реализацию потенциала и результатов профессиональной деятельности.

В данном контексте наибольший интерес для нас представляют маркетинговые коммуникации. Маркетинговые коммуникации называют также системой формирования спроса и содействия сбыту любого объекта, предназначенного для реализации, будь то партия колготок, патент, ноу-хау, кандидат в президенты, научный коллектив, общественно значимая идея. К ним относят такие конкретные виды деятельности, как реклама, связи с общественностью (PR – любая коммуникация, проводимая с целью создания престижа, обеспечения благожелательного отношения); стимулирование сбыта и личная продажа (" коммивояжерство"). Деление это опять же условно – в реальной жизни маркетинговые коммуникации переплетаются и взаимно проникают друг в друга.

В сфере науки в настоящее время достаточно распространены межличностные деловые контакты, традиционно важную роль играют корпоративные отношения, а вот маркетинговые коммуникации фактически не развиты. Это обусловлено тем, что в условиях планового хозяйства поиски потребителей (то есть финансирующей организации) отнюдь не были условием существования научной структуры и даже вообще не относились к функциям администрации НТО. Существовала жесткая система ведомственной подчиненности, министерство или госкомитет обязаны были финансировать исследования и разработки подведомственной НТО. Основной вопрос заключался в объеме этого финансирования, что решалось как раз в процессе " деловых переговоров" администрации института с начальником соответствующего главка. Существование " хозрасчетных" институтов и лабораторий принципиально картину не меняло: или основная доля заказов все равно приходила от заранее определенного заказчика, или эти научные организации были небольшими и " погоды не делали".

Когда система полноценного государственного финансирования НИОКР рухнула, наука вследствие, на первый взгляд, " нетоварного" характера своей деятельности позже других отраслей осознала необходимость маркетинга своих результатов и своего потенциала на внешнем и внутреннем рынках, в том числе острую необходимость эффективной системы маркетинговых коммуникаций. Сейчас осознание важности научно-технического маркетинга пришло к большинству руководителей НИИ и КБ. Однако при этом их мысли обращаются, как правило, к прямой коммерческой рекламе (хотя пока мало кто реализует это на практике). Однако эффективная рекламная коммуникация предполагает существование предварительного благоприятного аттитюда у объекта коммуникации относительно субъекта, формируемого в процессе связей с общественностью. Именно создание изначальной престижности коммерческого предложения является сегодня важнейшим направлением работы специалистов в области рекламы и PR. Ключевой категорией здесь является имидж.

Слово " имидж" широко употребляется в публицистике и научной литературе, однако, как правило, оно используется не как строго определенный термин, а в качестве образного выражения. Даже его русское написание устоялось недавно. Так, в работе 1974 г. использовалось как " имэдж".

Имидж – целенаправленно сформированный образ какого-либо объекта, выделяющий его определенные ценностные характеристики и предназначенный оказать эмоционально-психологическое воздействие на целевую аудиторию для обеспечения социальной привлекательности (или непривлекательности) этого объекта в глазах данной аудитории.

Для России всегда было характерно уважение к " грамотному", ученому человеку. Окончательно закрепила высокий социальный статус науки и ученых, по-видимому, петровская эпоха, когда в России, собственно, и возникла профессиональная наука, а незнание стало рассматриваться как порок, не позволяющий занимать достойное место в обществе. Способствовало возникновению положительного стереотипа науки то, что она всегда была делом государственным, а стереотип " государственный" традиционно был у нас положительным.

Октябрьская революция не внесла, в сущности, изменений в сложившийся стереотип. В довоенный период слова " наука" и " ученый" имели в массовом сознании ярко выраженную положительную окраску. Базировался этот стереотип в основном на реальных фактах и носил в целом когнитивный характер – массовый стереотип вообще не может существовать, принципиально не совпадая с реальностью. Это действительно было время становления науки как крупной народнохозяйственной отрасли, сферы приложения массового высококвалифицированного труда, время значительных прорывов по ряду областей знания, активного заимствования зарубежных технологий и создания целых наукоемких отраслей.

В этот период государство не пускало " на самотек" формирование образа науки в массовом сознании. Помимо объективно формирующегося стереотипа, оно занималось практически повышением имиджа этой сферы и ее представителей. Как имиджи можно рассматривать понятия " папанинец", " челюскинец", в которых преобладала, без сомнения, эмоционально-оценочная, а не рациональная составляющая. Тем не менее, эти и аналогичные имиджи не были сконструированы абсолютно искусственно на манер " ковбоя Мальборо". С их помощью лишь подчеркивалась эмоциональная, идеологическая сторона реального события.

Государство использовало разные средства для поддержания положительного стереотипа науки и ученого и формирования имиджей, опирающихся на этот стереотип. Можно вспомнить торжественную встречу (не уступающую американским оригиналам подобных акций) участников экспедиции О.Ю. Шмидта, милый фильм " Сердца четырех" с героиней-ученой и обаятельным старым " настоящим профессором", внушительную, даже помпезную архитектуру построенных в те годы зданий НИИ, КБ, вузов. В 50-е годы эта традиция продолжалась, вспомните хотя бы фильм " Весна", рассчитанный на самого массового зрителя.

В годы " оттепели" общество, освобождавшееся от веры в непогрешимость вождей, искало нового культа. Наука подходила, так как сочетала объективность и эзотеричность. Имидж объекта " наука" был доведен до уровня мифа. Вместе с тем он опирался на реальность и, что еще более интересно, в полном соответствии с теорией " самореализующихся пророчеств" превращал, по крайней мере, часть идеальной конструкции в реальность. Именно в эти годы впервые были получены Нобелевские премии по физике (1958, 1962, 1964). Искренней любовью пользовались фильм " Девять дней одного года", роман " Иду на грозу", книги братьев Стругацких, сборник " Физики шутят". Технические подробности еще считались важной частью научной фантастики. Огромны были тиражи журналов " Техника – молодежи", " Знание – сила", " Наука и жизнь". Высокий имидж науки, в свою очередь, вызывал практические следствия: приток молодежи на естественно-научные и технические специальности в вузах, открытие новых институтов, выделение средств и т.д. Конечно, наивно относить это все на счет общественного мнения. В таких действиях была практическая потребность и практический смысл. Однако " имиджевая составляющая" внесла определенный вклад в расцвет советской науки в 60-е годы.

Когда система начала костенеть, это сказалось не только на продуктивности научного труда (все меньше стало появляться результатов мирового уровня, возрастание численности занятых в науке не приводило к техническим прорывам на производстве), но и на общественном мнении, так как гордиться стало почти нечем. При сохранении положительного стереотипа " науки вообще" и " ученого вообще" имидж " советской науки", " советского ученого" стал неуклонно снижаться. Вместо " И на Марсе будут яблони цвести" стали петь: " Товарищи ученые, доценты с кандидатами...", место " Девяти дней..." занял фильм " Гараж" – тоже " из жизни ученых".

В результате в течение относительно короткого промежутка времени в массовом сознании наложились друг на друга два отрицательных имиджа относительно одного объекта: сформировавшийся в конце 70-х – начале 80-х годов имидж " ученого-бездельника" и появившийся в 90-е имидж " ученого-нищего". Интеграл в массовом сознании – " нищий бездельник". Поэтому, как бы ни сокрушались на страницах газет о " гибели науки в России", каковы бы ни были внешние проявления сочувствия, реальное отношение к кризисным явлениям в науке большинства тех, кто непосредственно (как работники или как члены семей) с ней связан не был, можно охарактеризовать английской поговоркой: " Бог его наказал и правильно сделал". В этом, кстати, отличие работников науки от других профессиональных групп – источников социальной напряженности (врачей, учителей, военных).

Чем это плохо? Наука действительно нуждается в существенных инвестициях. Инвестиции вкладываются только на коммерческой основе, в расчете на реальную отдачу в обозримом будущем. " Нищему бездельнику" можно подать, что в принципе и делает сейчас государство. Но вкладывать в него ни государство, ни частный инвестор не будут. Для таких вложений нужна уверенность инвестора в том, что реципиент профессионально состоятелен, работоспособен, дисциплинирован и что риск вложений разумен. Эта уверенность опирается, как правило, на анализ объективной картины, однако значительную роль в ее формировании играет и сложившаяся вокруг возможного объекта инвестиций своеобразная эмоциональная, психологическая аура. Так, чтобы в науку приходила молодежь, она должна расценивать научную карьеру как престижную, пользующуюся общественным признанием и при определенных условиях обеспечивающую привлекательный образ жизни.

По нашему мнению, для привлечения инвестиций и людей в науку необходима осуществляемая на государственном уровне кампания по формированию положительного имиджа российской научно-технической сферы как в глазах широкой общественности, так и у целевых аудиторий (старшеклассников, студентов, предпринимателей и пр.), в первую очередь в России.

Необходимость такой кампании доказывают результаты проведенного весной 1998 г. исследования " Образ российской науки в глазах студентов".

Предварительные соображения были следующие. Общим местом стало утверждение, что научная система России – область социальной напряженности, целый клубок социальных проблем. Какие-либо факты или процессы действительности могут быть определены как социальные проблемы, если они, с одной стороны, носят общественный характер, то есть являются не результатом личных характеристик индивидов (иначе мы имеем дело с личными проблемами, пусть и большого числа людей), а проявлением структурных особенностей и динамики социума. В этом смысле социальные проблемы объективны. С другой стороны, чтобы факт или процесс можно было определить как социальную проблему, он должен восприниматься общественным сознанием как " ненормальный", " неправильный", " требующий изменения". И в этом смысле социальная проблема субъективна, поскольку если общественное сознание не фиксирует " неправильности" происходящего, то определить происходящее как социальную проблему нельзя.

Для выработки государственной политики в научно-технической сфере необходимо диагностировать не только объективную, но и субъективную составляющую социальных проблем российской науки. Дело в том, что изменение положения в науке возможно при наличии не только благоприятной объективной ситуации (экономический подъем, хороший инвестиционный климат и т.п.), но и при формировании положительного субъективного контекста – благоприятного мнения и отношения различных групп общественности к науке, то есть, как стали теперь говорить, ее положительного имиджа. Только в этом случае при наличии объективных возможностей средства, особенно частных инвесторов, будут вложены в отечественную научную систему. Если же имидж будет отрицательным (" бедная и больная"), возникновение реального коммерческого интереса к этой области становится более чем проблематичным.

Объективная составляющая системного кризиса в российской науке более или менее известна. Как эта ситуация отражается в общественном мнении, диагностируется ли она обществом как актуальная для него проблема или общественное мнение индифферентно к ней? Иначе говоря, насколько значима субъективная составляющая рассматриваемого кризиса, диагностируется ли обществом " болезнь" российской науки?

Контент-анализ статей в " НГ-наука" (приложении к авторитетной в РФ " Независимой газете") показал, что почти 70% статей так или иначе посвящены описанию или анализу кризиса научной системы России. Однако это " профессиональное мнение", то есть мнение людей, для которых область исследований и разработок является сферой профессиональной деятельности или профессионального интереса. Но еще больший интерес представляет мнение непрофессиональное, близкое к массовому сознанию. Одной из важнейших целевых аудиторий в этом смысле являются опять же студенты. Они имеют косвенное отношение к научной среде (через общение с преподавателями вузов) и поэтому представляют себе саму проблему. В то же время они мало знают о научной системе, о реальном функционировании российской науки в современных условиях и в этом смысле сходны с основной частью населения. Кроме того, студенты – существенная составляющая образованной части российского общества, из которой формируются различные элиты. Еще важнее, что именно с установками и ценностями, сформированными в период учебы, они " выйдут в жизнь" и будут через несколько лет определять моду общественного мнения и общественных настроений. Поэтому именно по данным, полученным в студенческой среде, можно предположить, каково будет состояние массового сознания по тому или иному аспекту жизни социума в будущем.

Именно поэтому обследование по имиджу науки было решено провести среди студентов. В опросе участвовали 209 студентов старших курсов пяти московских вузов технических, естественных и гуманитарных специальностей.

Основной целью было получить ответ на следующий вопрос: как отличаются сложившиеся у студентов имиджи трех объектов – " науки вообще", то есть науки как некоторого социального феномена, мировой науки, современной российской науки?

Для того чтобы выявить представление респондентов о науке как о некоем абстрактном институте, безотносительно прошлой или сегодняшней ситуации в этой сфере профессиональной деятельности, их попросили закончить фразу: " В моем представлении наука – это...". Было получено 159 содержательных высказываний. 50 респондентов (24%) не дали ответа, что также в определенной степени является характеристикой.

Полученные высказывания можно разделить на несколько групп.

Первая группа – 26% опрошенных. Для этих респондентов наука – это, кратко говоря, " двигатель прогресса". Характерные ответы: " То, что обеспечивает будущее человечества", " Прогресс человечества", " То, что движет вперед общечеловеческую культуру и цивилизацию".

Вторая группа – 26%. Эти респонденты определили науку как когнитивную деятельность (исследования, поиски нового и возможностей внедрения нововведений). В пятой части таких ответов наука связывается с категорией общественной пользы. Характерное высказывание: " Наука – это фундаментальные и прикладные исследования, осуществляемые на благо общества". В 40% ответов этой группы есть указания на реализацию личного интереса к познанию, поискам истины и проявление интеллектуальных потенций личности. Для этой части ответивших типично высказывание: " Это творчество, реализация идей умного, знающего человека". В остальных ответах этой группы оценочные характеристики в явном виде не выражены (" это изучение мира вокруг и внутри нас", " это открытие нового, не познанного человеком").

Третья группа ответов – 18% опрошенных, определяющих науку прежде всего как систему знаний или метод познания действительности. " Это система теорий и фактов, описывающих и изучающих окружающий мир", " это средство постижения мира", " наука – это принципы, закономерности, гипотезы". Социальную значимость этих знаний, направленность на создание лучших условий жизни человека отмечает четверть респондентов, отнесенных к данной группе.

Четвертая группа – 8% опрошенных, которые напрямую связывают понятие " наука" с понятиями " польза", " помощь в решении проблем". " Наука помогает практике", " она приносит пользу", " работает на благо человечества", наконец " наука – это то, что делает нашу жизнь лучше".

Пятая группа – 13% респондентов, считающих науку прежде всего важной составляющей социальной жизни. " Это лицо страны", " один из критериев развития государства" и т.п. Оставшиеся 8% содержательных ответов трудно отнести к какой-либо одной группе.

Таким образом, у респондентов налицо, во-первых, преобладание оценочных характеристик над нейтральными. К нейтральным можно отнести самое большее 25% ответов. Почти все остальные носят выраженную положительную окраску. Только у четырех респондентов отмечены негативные высказывания: " Нечто не очень интересное, требующее огромных затрат энергии, тяжелая работа", " Развал", " Совершенно не финансируемая деятельность" и даже " Черная дыра".

Дополняет картину подсчет частоты употребления тех или иных слов и их производных, использованных респондентами в своих ответах: общество – 24, прогресс – 20, развитие – 19, двигатель – 16, человечество – 11, жизнь – 9, будущее – 8, государство – 8, экономика – 4; знание – 18, поиск, познание – 6, исследование – 5, открытие – 4, теория – 4, новизна – 4, интеллект – 3, мысль – 3, изобретение – 2, разработка – 1.

Очевидно, что наука связывается у респондентов в первую очередь с социальными, а не когнитивными категориями. Иначе говоря, наука оценивается прежде всего как социальный институт, то есть как форма регулирования важной стороны социальной жизни, а не как область гносеологии.

Анализ информации, полученной по методу продолженного высказывания, позволил выявить наличие однозначно положительного образа объекта " наука" в сознании студентов. Но распространяется ли этот имидж на отечественную науку? С этой целью респондентам был задан вопрос, с чем ассоциируется у них понятие " современная российская наука". Всего было получено 160 содержательных ответов. Из них большая часть носит оценочный характер, то есть так или иначе касается оценки ситуации в российской науке. В 39% ответов понятие " российская наука" ассоциируется с определенным направлением или областью исследований, личностью ученого и т.д., то есть прямо с социальными оценками не соотносится. Распределение ответов (в % к 160) выглядит следующим образом.

 

Таблица 1

Понятие " современная российская наука" ассоциируется у Вас со словами:

Бедность, кризис, нищета, недостаточное финансирование, утечка умов Медленное развитие, застой, несовременность, регресс, отставание Отсутствие практической реализации Развитие, успехи Итого доля ассоциаций, носящих оценочный характер Конкретная область исследований, практических приложений НИОКР Энтузиазм, самоотверженность ученых Высокий интеллект, талант Имена ученых Итого доля ассоциаций, не носящих оценочного характера 47% 7% 4% 3% 61% 21% 9% 7% 2% 39%
Всего 100%

Итак, у 58% опрошенных с понятием " российская наука" связаны негативные ассоциации. Это резко отличается от абсолютно положительного образа " науки вообще", где практически все оценочные высказывания имели знак " +". Характерно, что при ответе на этот вопрос слово " будущее" было употреблено 1 раз, " современный", " прогресс" – ни разу, " новый" – 2 раза, " энтузиазм" – 9 раз (в основном в словосочетании со словом " голый"). В то же время слово " деньги" и связанные с ним понятия (финансы, оплата и т.п.) – 42 раза.

Параллельно был задан вопрос: какие ассоциации вызывает понятие " современная мировая наука"? Было получено 142 содержательных ответа. 61 не носил оценочного характера, их авторы ассоциировали зарубежную науку с определенными направлениями исследований или практических приложений научных результатов. 81 ответ (56%) подразумевал прямо или косвенно негативную или позитивную оценку состояния мировой науки и тенденций ее развития.

Из " оценочных" высказываний только 9 можно расценить как негативные. Это составляет 6% от общего числа полученных ответов. Напомним, что аналогичный показатель по российской науке – 58%. Были высказаны следующие негативные ассоциации: " туповатая", " низкий уровень теоретического знания", " спрут, который забирает все лучшее и передовое из других стран", " отсутствие энтузиазма", " нет своих мозгов", " мало мозгов". Таким образом, негативные оценки связаны, прежде всего, с низкой оценкой интеллектуальных возможностей зарубежных ученых. Вообще, слова " интеллект", " энтузиазм" ни разу не использовались при ответе на эту часть вопроса.

Остальные оценки носят явно позитивный характер. В глазах российских студентов современная мировая наука (под этим все подразумевали науку зарубежную) ассоциируется со следующими понятиями (см. табл. 2).

Таблица 2

В глазах российских студентов современная зарубежная наука ассоциируется со следующими понятиями:

  Понятия В % к общему числу ответов В % к числу оценочных ответов
Рост, развитие, прогресс, новизна Хорошее техническое и материальное обеспечение Масштабность исследований Поддержка со стороны общества и государства Высокий уровень научных результатов и их практических приложений Престижность занятия наукой Негативные высказывания    

Из этого перечня легко заметить, из каких характеристик складывается положительный имидж науки. Это прежде всего параметры динамики (рост, развитие, прогресс) и новизны. Так, слово " развитие" и его производные использованы 16 раз, " новый" – 7, " высокий" – 8, " прогресс" – 6, что гораздо ближе к имиджевой характеристике объекта " наука", хотя абсолютно положительного имиджа в данном случае нет. Это естественно, т.к. идеальный объект (в данном случае – наука вообще) оценивается всегда радужнее, чем более реальный (современная мировая наука).

Напрашивается вывод, что в глазах студентов российская наука противоположна по своему имиджу как идеальному объекту " наука вообще", так и реальному " современная мировая наука". Только один респондент из 142 отметил, что трудно разделить отечественную и мировую науку. Иными словами, " современная российская наука" представляется студентам аномалией, " выбросом" из системы, антиподом не только того, что должно быть, но и того, что есть в любом другом месте. Однако следует учитывать, что " мировая" наука от респондента существенно дальше, чем " российская", и поэтому идеализируется в большей степени. Это так называемый " социальный миф", когда оценка формируется в основном на основе представлений, а не информации. Тем не менее ненормальность ситуации ощущается из анализа ответов респондентов вполне явно.

Интересны некоторые образные высказывания, которыми одни и те же студенты характеризуют отечественную и зарубежную науку.

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.