Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






активизация через воображение ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре

ФИО ребенка______________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________

Возраст на начало занятий__________________________________________________

Результаты первичной психодиагностики: _________________________________________________________(с указанием методик)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Цель программы: активизация, оптимизация и нормализация процессов воображения, связанных со страхом.

Задачи программы:

Символический контакт с объектом страха и отреагирование через проигрывание и индетификацию со страхом

2. снятие «боязни страха» через осознание его социальной приемлемости полезности

активизация через воображение ресурсов бессознательного, связанных с архетипическими переживаниями, отраженными в традиционной народной культуре

4. «овладение» страхов через изменение фокуса отношения и перестройку взаимодействия с объектом страха.

Длительность программы: программа рассчитана на 12 часов, 1 раз в неделю, длительность занятия 1 час.

Срок реализации программы с 201 г. по 201 г.

Ответственный: педагог-психолог __________________________________________

Учебно-тематический план программы

Дата проведения Решаемые задачи Содержание (методы и приемы) Отслеживание динамики
   
  • Установление доверительных отношений с ребенком
  • снижение уровня тревожности
  • усиление «я» ребенка
  • Работа с именем: Упражнение «здравствуйте это я!»
  • упражнение «за что меня мама любит»
  • упражнение «книга моих подвигов»
  • рефлексия
  • Снятие эмоционального напряжения
  • готовность на совместную деятельность с психорлогом
   
  • Развитие способности самовыражения ребенка
  • формирование доверия, развитие позитивного образа «я»
  • «сказка с маленькими игрушками»
  • упражнение «поговорим о чем то важном»
  • упражнение «мячик»
  • рефлексия
  • Снятие эмоционального напряжение
  • снятие мышечного напряжения
   
  • Повышение психического тонуса ребенка
  • проявление чувства страха в игровой безопасной ситуации
  • снижениесверхконтроля напроявление гнева
  • Упражнение «покажи страшного»
  • упражнение «ты пугаешь- я пугаю» или «испугаться по разному»
  • упражнение «маленькие человечки»
  • рефлексия
  • Выражение страха через эмоции
  • напряжение и расслабление мышц лица
  • умение котролировать свои эмоции и чувства в игровой ситуации
   
  • Разрушение стереотипного восприятия агрессивных персонажей
  • проявление агрессивных чувств, развитие контроля за ситуацией
  • Упражнение «конкурс художников»
  • упражнение «почему подрались дети»
  • упражнение «планеты»
  • рефлексия
  • Изменение отношения к агрессивным персонажам
  • умение контролировать свои чувства и эмоции
  • снижение уровня тревожности
   
  • Формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях
  • формирование доверия к окружающим
   
  • Упражнение «я могу защититься»
  • упражнение «три подвига Андрея»
  • упражнение «я не упаду»
  • упражнение «мышарик»
  • рефлексия
  • Снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов
  • проявление доверительного отношения
   
  • Актуализация внутреннего мира ребенка, усиление его «я»
  • получение незнакомого опыта (проявление непослушания)
  • развитие спонтанности
 
  • Упражнение «мне в тебе нравится, мне в себе нравится»
  • упражнение «что я люблю»
  • упражнение «подушки»
  • упражнение «обезьянки»
  • рефлексия
  • Повышение уровня самооценки (уверенности в себе)
  • выражение своих чувст и эмоций для дальнейшего осознанного контроля
  • снятие мышечного напряжения
   
   
  • Превращение страшного в смешное
  • сопереживание объектам страха
  • развитие спонтанности
  • Упражнение «страшная сказка по кругу»
  • упражнение «больница»
  • мимическая гимнастика
  • Отреагирование чувства страха, превращение его в смешное
  • развитие чувства эмпатии
  • расслабление мышц лица
   
  • Осознание мотивов своего поведения
  • осознание ребенком ценности собственного мнения
  • осознание ребенком своих положительных качеств
  • Упражнение «я хочу- они хотят- я поступаю»
  • упражнение «а как ты считаешь?»
  • упражнение «конкурс хвастунов»
  • рефлексия
  • Умение контролировать свое поведение и эмоции
  • повышение уверенности в себе
   
  • Самовыражение ребенка
  • символическое уничтожение страха, проявление агрессии в конструктивных целях
  • повышение самооценки ребенка
  • «свободный рисунок»
  • упражнение «прогони бабу Ягу»
  • упражнение «говорят, что вы похожи»
  • рефлексия
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • повышение уверенности в себе
  • умение контролировать свои чувства и эмоции
   
  • Идентификация с объектами страха
  • освобождение от страха
  • Упражнение «страшные маски»
  • упражнение «красивый рассказ про страшное»
  • упражнение «девочка с мишкой»
  • рефлексия
  • Отреагирование своего собственного страха эмоционально
  • повышение положительно- эмоционального настроя
   
  • Превращение страшного в смешное
  • проявление реальных чувств
  • осознание ребенком своих положительных качеств
  • Упражнение«нарисуй страшного весёлым (добрым)»
  • упражнение «парикмахерская»
  • упражнение «чувство — ситуация» или упражнение «люблю наоборот»
  • упражнение «скажи мишке добрые слова»
  • рефлексия
  • Повышение эмоционально — положительного настроя
  • осознание своего чувства страха
  • повышение самооценки
   
  • Проявление своей точки зрения по значимой проблеме
  • проявление гнева
  • осознание значимости собственного выбора
  • Упражнение «слова»
  • упражнение «одень страшилку»
  • упражнение «мама и непослушный ребенок»
  • упражнение «я решаю — я не решаю»
  • рефлексия
  • Умение контролировать свое поведение в стрессовых ситуациях
  • проявление чувства уверенности в себе
 

 

Список литературы:

  1. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми

Активные методы работы школьного психолога. 1990г.

2. Руденкова Е.А. Психокоррекционная работа с детьми 2001г.

3. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / [В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.Н. Меблинг-1990г.

4. Дубровина И. В. Руководство практического психолога-1995г.

5. Шашкова 3. Ты и я такие разные. // Школьный психолог - 2002.- №11.

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб., 2002.

7.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. - М., 2000

Игры -упражнения к программе:

Название упражнения цель содержание
«книга моих подвигов»   Усиление «я» ребенка Ведущий предлагает ребенку «совершить подвиг»- победить какое — либо злое существо. Подвиг сначала разыгрывается, затем изображается на бумаге после этого ребенок с помощью ведущего рассказывает, как он совершил подвиг, ведущий записывает рассказ, который может несколько отличаться от разыгранного ранее подвига. Ведущий обещает ребенку после занятия напечатать его рассказ, чтобы из рисунков и рассказов в дальнейшем составить книгу
«сказка с маленькими игрушками»   Развитие способности самовыражения ребенка Ведущий предлагает ребенку корзинку с маленькими игрушками. Ребенок сочиняет сказку, используя эти игрушки
«поговорим о чем то важном»   Формирование доверия, развитие позитивного образа «я» Взрослый предлагает ребенку выбрать какую- либо интересную для него тему и поговорить о ней. При этом взрослый тоже должен рассказать реальные или вымышленные истории из своей жизни
«покажи страшного»   Повышение психического тонуса ребенка Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает их по очереди и изображает страшных персонажей движениями и голосом
«испугаться по разному»   Проявление чувства страха в игровой безопасной ситуации Ребенок придумывает способы «пугания», а взрослый их записывает, если ребенок затрудняется словесно выразить предлагаемые варианты, помогает ему. Как правило, дети называют крик, стук, слова, страшный смех, страшное лицо. Далее ребенок должен испугать взрослого тем или иным способом из составленного списка. За каждое выполненное задание ставятся плюсы. При этом ребенок должен следовать предложенному заданию, например испугать только лицом.
«маленькие человечки»   Снижениесверхконтроля напроявление гнева Для проведения упражнения ведущий заранее готовит из плотной бумаги бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребенку предлагают раскрасить их, придумать имя, а затем разыграть какую — нибудь историю
«конкурс художников» Разрушение стереотипного восприятия агрессивных персонажей Ведущий заранее готовит два одинаковых черно- белых изображения «злого» персонажа и предлагает ребенку поиграть в художников, которые сумеют сделать его «добрым» выигрывает тот, чей персонаж окажется добрее. Ведущий и ребенок берут рисунки затем по очереди, проговаривая свои действия вслух, дорисовывают своему персонажу пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки.
«почему подрались дети»   Разрушение стереотипного восприятия агрессивных персонажей Ребенку предлагают рассмотреть рисунок дерущихся детей и придумывать почему они подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть, что подрались, и почему, как можно было бы поступить по — другому.
«я могу защититься»   Формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и по очереди по — разному заканчивают фразу «я могу защитить». Если ребенок достаточно взрослый, можно использовать фразу «я могу защитить, потому что»
«три подвига Андрея»   Формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто дрался. Как — то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Вернуться домой Андрей мог, совершив 3 опасных подвига. Далее ребенок вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги. Каждому подвигу можно посвятить отдельное занятие
«я не упаду»   Формирование доверия к окружающим На полу ведущий раскладывает канат так, чтобы получилась какая — либо замысловатая фигура. Ребенок снимает обувь и становится на один край каната двумя ногами. Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, помогающие ему, идти по канату, например: «шаг вперед», «шаг влево» и так далее. Ребненок должен, не сходя с каната, дойти до его конца.
«мышарик» Формирование доверия к окружающим Ведущий предлагает ребенку послушать очень страшную сказку. Ребенок ложится на матрасик или садится на стул по удобнее, а взрослый рассказывает сказку, изображая движения ее персонажей своими руками на спине у ребенка
«мне в тебе нравится, мне в себе нравится» Актуализация внутреннего мира ребенка, усиление его «я» Ведущий и ребенок кидают друг другу мяч и по очереди, обращаясь сначала друг к другу, затем к самому себе, заканчивают фразы: мне в тебе нравится, мне в себе нравится
«что я люблю» Актуализация внутреннего мира ребенка, усиление его «я» Ведущий и ребенок кидают друг другу мяч и по очереди, обращаясь сначала друг к другу, заканчивают фразу: я люблю
«непослушные подушки» Получение незнакомого опыта (проявление непослушания) Взрослый рассказывает ребенку о том, что в кабинете появились непослушные подушки. Когда ими кидаешься в друг друга, они произносят «непослушные» слова, например «не хочу учиться», «не буду». Затем предлагает поиграть в такие игрушки- подушки. Здесь особенно важно, чтобы такие слова произносились не только ребенком, но и взрослым.
«обезьянки»   Развитие спонтанности Ведущий предлагает ребенку поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Затем ведущий начинает кривляться, а ребенок повторяет его движения. При этом кривлянья осуществляются сначала только лицом, потом — лицом и телом, голосом и дыханием.
«страшная сказка по кругу»   Превращение страшного в смешное Ребенок и взрослый вместе сочиняют страшную сказку. В ней должно быть так много страшного, что в конце концов она становится смешной.
«больница»   Сопереживание объектам страха Ребенка просят закрыть глаза и представить страшное существо. Затем взрослый сообщает, что у этого существа очень болят зубы, распухла щека. Ребенку нужно нарисовать на его лице страдание. Затем взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, так же как и дети не любит лечить зубы. Ребенку нужно превратиться в доброго и внимательного врача и полечить больного, то есть нарисовать на его лице выражение радости.
«я хочу- они хотят- я поступаю»   Осознание мотивов своего поведения Взрослый задает ту или иную значимую для ребенка ситуацию, например пришло время ложиться спать или нужно решить в какой одежде сегодня ребенок пойдет в сад. На полу раскладываются 3 листа бумаги, на одном из них написано крупными буквами «я хочу», на другом «они хотят», на третьем «я поступаю».ребенок поочередно стоит на каждом листе и придумывает, как ему хочется обычно поступать в этой ситуации, чего хотят от него другие, как он на самом деле поступает
«а как ты считаешь?»     осознание ребенком ценности собственного мнения Для игры необходимо заранее напечатать на листочках бумаги различные проблемные ситуации, значимые для детей данного возраста. На обратной стороне можно написать слова: «а как ты считаешь». Ведущий и ребенок по очереди вытягивают листочки, читают текст и высказывают свое мнение по поводу решения проблемной ситуации. Важно чтобы ребенок осознал его мнение ценно и имеет право на существование.
«конкурс хвастунов»   осознание ребенком своих положительных качеств Взрослый предлагает соревноваться, кто лучше умеет хвастаться. Например: «я красивая», «а я смелая». Взрослый подбадривает ребенка, помогая ему выиграть
«свободный рисунок»   Самовыражение ребенка Ребенку предлагается нарисовать рисунок на любую тему, то есть всё что ему хочется. Для самовыражения можно использовать нестандартные изобразительные средства: помаду, тени, лак для ногтей, уголь, мелки и так далее.
«прогони бабу Ягу»   символическое уничтожение страха, проявление агрессии в конструктивных целях Ребенка просят представить что в стул залезла баба Яга, необходимо прогнать ее громкими криками и стучанием по стулу пустыми полиэтиленовыми бутылками
«говорят, что вы похожи»   повышение самооценки ребенка Взрослый и ребенок выбирают либо персонажа из сказки (героя) или одного из родственников (значимого для ребенка) и совместно ищут похожие качества у ребенка.
«страшные маски» Идентификация с объектами страха Ребенок и ведущий по очереди надевают страшные маски и пугают друг друга. Пугаться необходимо как можно громче. Можно кроме масок использовать черную ткань, в нее заворачивается пугающий.
«красивый рассказ про страшное» Идентификация с объектами страха Ребенку предлагают не просто сочинить рассказ о чем – либо страшном, но и рассказать его грамотно и красиво. Для этого он составляет рассказ по частям. Каждая часть записывается на диктофон, затем ребенок прослушивает ее, находит свои речевые ошибки, записывает на диктофон снова.
«девочка с мишкой»   Освобождение от страха Ребенку читают сказку, он выполняет иллюстрацию к ней, после чего проводится обсуждение сказки.
«нарисуй страшного весёлым (добрым)» Превращение страшного в смешное Для игры необходимо заранее приготовить черно — белые рисунки страшных персонажей. Ребенку необходимо дорисовать их так, чтобы из страшных они превратились в смешных или добрых
«парикмахерская» Превращение страшного в смешное Ребенка просят закрыть глаза и представить какое — либо страшное существо. Затем он рисует то, что представил. Взрослый объясняет, что это существо — девушка, которая собирается выйти замуж, поэтому ей нужно сделать красивую прическу, подкрасить глаза, надеть серьги с бусами и так далее.
«чувство — ситуация» Проявление реальных чувств Ребенок и ведущий по очереди загадывают и изображают друг друга то или иное чувство. Затем отгадывают его и называют ситуацию, в которой оно чаще всего проявляется.
«люблю наоборот»   Проявление реальных чувств Взрослый и ребенок перебрасываются мячом со словами:»я — имя — люблю». Через некоторое время каждый превращается в свою противоположность и заканчивает это предложение, используя какие — либо «нехорошие» слова.
«одень страшилку»   Проявление гнева Ведущий заранее готовит черно — белый рисунок страшного персонажа: скелета, приведения, дракона и так далее. Ребенку предлагают «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает нужный ему цвет, отрывает маленькие кусочки и размазывает их внутри контура страшилки. Пока он выполняет эту работу, ведущий расспрашивает его об этом персонаже, стимулирует свободный рассказ ребенка
«мама и непослушный ребенок»   Проявление гнева Ведущий предлагает разыграть один день из жизни мамы и непослушного сынка
«я сам» Осознание значимости собственного выбора Ведущий и ребенок перебрасываются мячиком и заканчивают по – разному предложение «я сам делаю…»
«слова» Проявление ребенком своей точки зрения Ребенок и взрослый по очереди берут карточки, на которых написаны важные для ребенка слова. И объясняют их значение.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Клинический пример. | Диагностика маркетинговой ситуации.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.