Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы формообразования средовых комплексов: архитектурный дизайн.






Язык формирования архитектурной среды.

В формировании объектов архитектурной среды особенно велика роль многообразных структур, которые синтезируются в итоге в конкретную форму. Возникает вопрос о «языке» архитектурно-дизайнерского формообразования как средстве соединения воедино отдельных структурных элементов, образующих целостную и выразительную форму.

Применительно к архитектурной среде – это, во-первых, совокупность элементов пространственной формы; второй момент – «элементы значимой организации пространства»; третья составляющая архитектурного языка – специфическое соединение отдельных частей формы и образование сложного языкового знака (синтагмы) за счет приложения закономерностей композиции к элементам архитектурной и дизайнерской формы – к пространству и массе.

Структурная модель средовых объектов определяется с помощью двух иерархически взаимосвязанных уровней языков – на «верхнем» используется «мягкий» язык метафор и других образных форм, на «нижнем» - «жесткие» языки морфологических трансформаций, языки-конструкторы, конкретные формы реальных композиций.

Задачи композиционного формообразования объектов дизайна.

Если учет формообразующих факторов позволяет набросать костяк будущей формы, идя от отдельных требований к целому, то закономерности композиции позволяют двигаться от целого к частному, добиваясь их согласования.

С помощью трех основных категорий теории композиции «соподчиненности» - организованной объемно-пространственной структуры, тектонических отношений массы конструкции и материала, а также света, «соразмерности» - пропорциональных, метроритмических и масштабных характеристик и «согласованности» - пластических элементов формы с учетом светоцветовой среды и условий восприятия объекта, все характеристики объединяются в единое целое, создавая не только функционирующий объект, но и его художественный образ.

Основой будущей композиции является правильное построение структуры сооружения или изделия, правильно найденный характер их объемно-пространственной организации во взаимодействии внутренних и внешних пространств.

Когда мы говорим о структурных элементах обеспечивающих устойчивость и прочность формы, мы имеем в виду тектонику – пластически-образное выражение во внешней форме работы материала и конструкции, как, по словам А. Бурова: «художественно осмысленную конструкцию». Можно выделить четыре основных тектонических системы: монолитные, решетчатые, оболочки, каркасные. По мнению М. С. Кагана: «Тектоника составляет семантическую основу архитектурного художественно-выразительного языка», создавая ощущение или уравновешенности, устойчивости и главенствования, или, наоборот, динамичности и подчиненности в соответствии с назначением и реальным использованием.

Соразмерность вещи и ее пластическая обработка позволяют идти дальше по пути придания форме наибольшей выразительности. Здесь главными являются средства гармонизации: пропорции, модуль, метр, ритм, масштабность. Но этого недостаточно. Нужно еще найти фактуру, цвет и пластику внешней формы.

Преобразование предметной среды требует системного подхода к формообразованию завершенных объемно-пространственных предметных комплексов – ансамблей, которые характеризуются гармоничностью форм, художественным и стилистическим единством.

Художественно-образное содержание средового ансамбля может быть развито и конкретизировано с помощью привлечения таких пространственных искусств как монументальная живопись и скульптура, как декоративно-прикладное искусство.

Понятие «среда» становится связующим звеном между задачами формообразования и организацией жизнедеятельности, между производством и потреблением, между характеристиками материального окружения и образом жизни. Со средовым подходом связаны не только категории функции, конструкции, формы, но и деятельности, включающей поведение людей и ценности духовной и материальной культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.