Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический минимум






к курсу «Педагогика»

Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Воспитание с точки зрения психологии (психологический аспект) — 1) в широком смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под вли­янием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально орга­низованной целенаправленной деятельности родителей к педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования. В обоих этих значениях воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализа­цией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индиви­дуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика воспитания воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности.

Воспитание - 1) в широком социальном смысле - социальное формирова­ние личности, то есть воздействие на личность всех средовых факторов;

2) в широком педагогическом смысле - целенаправленное и специально организуемое воздействие на личность, - осуществляемое в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми - педагогами (в этом смысле понятие " воспитание" тождественно понятию " образование");

3) в узком педагогическом смысле - специальная работа, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности, чаще всего - нравственных. В этом смысле употребляется как " чистое" воспитание (термин предложен А.С. Макаренко).

Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру. Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.

Воспитание духовное - формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

Воспитание нравственное - формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной сис­темы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание политическое - формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.

Воспитание половое - систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения де­тей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание правовое — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопос­лушного поведения.

Воспитание трудовое - совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Воспитание умственное - формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое - система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание художественное - формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Воспитание экологическое - целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Воспитание экономическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Воспитание эстетическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Воспитание этическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Гуманитарный (франц. humanitaire – от лат. humanitas – человеческая природа, образованность) – обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека, напр. гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки (филология, искусство, история и т.п.).

Деятельность - это форма психической ак­тивности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека

Диалектический материализ м — философское учение об общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Дидактика – отрасль педагогических знаний, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем, уровне. Это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания

Инновация – (лат. букв. – нововведение) - результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т.д

Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эм­пирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Классно-урочная система – организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок.

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе противоположен абстрагированию).

Материальный мир — это мир низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука.

Менталитет (от позднелат. mentalis – умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности.

Методика – технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, тео­рия, учение и logos — слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяе­мых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки — это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действитель­ности.

Мораль, или нравственность (от латинского moralis - нравственный, mores - нравы), - это специфиче­ская форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.

Наблюдение — целенаправленное, систематическое изучение определен­ного педагогического явления.

Неотомизм — учение, согласно которому мир двойствен, состоит из ду­ховного и материального мира.

 

Новаторство — это собственные методические находки, новое содержание.

Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обобщение исследуемого.

Обобщение опыта – процесс изучения путей и способов функционирования системы с целью выявления тенденций и того общего, что характерно для многих систем (однородных). Предполагается, что изучаемые системы однородны, принадлежат к одному аспекту реального мира.

Образовательный процесс – организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.

Образование - единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориенти­рованный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов.

Обучение - 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осу­ществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Обучение - активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультур­ного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях.

Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для обучения, воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема педагогической деятельности - совмещение тре­бований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников. Успеш­ное осуществление педагогической деятельности обусловливается уровнем про­фессионального сознания учителя, овладения им педагогических технологий, пе­дагогической техникой.

Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Педагогическое исследование — это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспи­тания и образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Педагогическое мышление - определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии.

Педагогический процесс – направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Педагогическая рефлексия – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. В центре Р.п. – осознание того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.

Педагогическая ситуация – 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником(группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Педагогическое творчество - выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработку новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально-неповторимых черт личности педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».

Педагогические технологии – 1)совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.2) совокупность последовательных действий, которые будучи выполнены в строго определенной последовательности дают гарантированный результат.

Педагогическое целеполагание - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели и цели совместной деятельности с воспитанниками.

Педагогическая эрудиция – запас современных знаний, которые учитель гибко применяет при решении педагогических задач.

Педагогическая этика - изучает особенности пе­дагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов коммунистической морали в сфере педагогического труда и обосновывает особые принципы педагогической морали, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий. Кроме того, педагоги­ческая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде.

Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количествен­ное измерение результатов изменения процесса.

 

Лабораторный эксперимент — это эксперимент, который проводится в искусственных, лабораторных условиях.

Позитивизм — учение, признающее верным и испытанным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов.

Прагматизм — философское течение, возникшее в связи с тем, что быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму.

Профессиональная мораль - это совокупность нравственных норм и предписаний, регулирующих моральную деятельность и нравственные отношения людей той или иной профессии.

Проблема – осознание возможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Система – множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Содержание обучения и воспитания – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все многообразие культуры.

Сравнение – 1)мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. 2) установление сходства и различия между рассматриваемы­ми явлениями.

Структура (лат. structura – строение) процесса формирования духовно-нравственных качеств подростков складывается из периодов, стадий, этапов и подчинена цели воспитательного процесса, направленной на совершенствование человека и общества на основе духовно-нравственной реализации устойчивой, цельной личности.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смыс­ловое (абстрактное) целое.

Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических, интеллектуальных и иных различий.

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогическо­го процесса.

Теория воспитания изучает и обосновывает способы включения в жизнь путем применения особых методов.

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

Учебный процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Фактор (от лат. Factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Фактор педагогический – любое педагогическое явление, выступающее в качестве движущей силы, источника или механизма изменения или развития другого педагогического явления или процесса.

Цель – то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности.

Шкалирование — также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды.

Эффективность обучения, воспитания и развития личности – это степень совпадения реальных результатов учебно-воспитательного процесса с его целями.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания челове­ком своего бытия в мире.

Экзистенция — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я.

 


Библиографический список

Основная:

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2006. – 608 с.

2. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

3. Педагогика: теории, системы, технологии / С.А. Смирнова. – М.: «Академия», 2006. – 512 с.

4. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская– М.: Академия, 2005. – 288 с.

5. Подласый, И.П. Педагогика: В 2-х т. / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1999; Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 540 с.

6. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика / И.П. Подласый. – М., 2004. – 320 с.

7. Хуторской, А.В. Практикум по современным методам обучения / А.В. Хуторской. – М., 2004. – 186 с.

8. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – СПб., 2003. – 248 с.

Дополнительная:

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М., 1996. – 234 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – 268 с.

3. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М., 1996. – 234 с.

4. Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 246 с.

5. Бернс, Р. Я - концепция и воспитание / Р.Я. Бернс. - М., 1996. – 238 с.

6. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах / В.И. Волынкин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 283 с.

7. Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге 21 века / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 1999. – 214 с.

8. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Новые ценности образования / О.С. Газман. - М., 1995. – 186 с.

9. Гершунский, Б.С. Менталитет и образование / Б.С. Гершунский. – М.: Ин-т практ. психологии, 1996. – 234 с.

10. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 346 с.

11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 03.13.00 – Социальная педагогика. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996. – 138 с.

12. Добрович, А.Б. Воспитателю о психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М., 1987. – 148 с.

13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

14. Закон РФ «Об образовании». - М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 86 с.

15. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.

16. Козлова, О.Н. Введение в теорию воспитания / О.Н. Козлова. – М.: Интерпракс, 1994. – 236с.

17. Корчак, Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании / Я. Корчак.- М., 1990. – 238 с.

18. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М., 2000. – 306 с.

19. Левитес, Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии / Д.Г. Левитас. – М.: Ин-т практ. психологии; НПО «МОДЭК», 1998. – 216 с.

20. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. Для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.: Ноосфера, 1999. – 238 с.

21. Матюнин, Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 208с.

22. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.// Вестник образования. – 2002. - №6. – 58 с.

23. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Нар.образование, 1998. – 210 с.

24. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. – М., 2005. – 236 с.

25. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 186 с.

26. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 360 с.

27. Шиянов, Е.Н., Котова, Н.Б. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Котова. – М.: Академия, 1999. – 304 с.

28. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. поиск, 1998. – 236 с.

29. Щуркова, Н.Е. Этика школьной жизни / Н.Е Щуркова. - М.: Пед. поиск, 2000. – 206 с.

30. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 186 с.


Научное издание

 

 

Людмила Александровна Никитина

 

 

ПЕДАГОГИКА

 

Учебно-методическое пособие по специальности

020400 «Психология»

 

 

В авторской редакции

Дизайн обложки Г.В. Карасевой

 

 

Подписано в печать. Формат

Бумага оперативная. Усл. П. л. 5 Уч.-изд.л.

Тираж 100 экз. Заказ

 

Тольяттинского государственного университета

445667, Тольятти, ул. Белорусская, 14.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.