Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение результатов выборов.






Этот этап является завершающим и включает следующие процедуры:

· признание выборов состоявшимися или несостоявшимися;

· определение победителей;

· oпределение итогов выборов;

· признание итогов голосования и результатов выборов недействительными.

Признание одного из кандидатов победителем – чисто техническая проблема, ибо все оговорено в избирательном законодательстве.

Таковы основные процедуры избирательного процесса. На результат избирательного процесса решающее влияние оказывает электоральное поведение граждан.

Электоральное поведение – это процесс принятия решения избирателем в момент голосования.

Итогом электорального поведения избирателя является выбор им того или иного кандидата, политической партии, избирательного объединения или блока.

На выбор конкретного избирателя действует множество факторов, среди которых можно выделить:

· уровень развития экономики;

· политическая обстановка в стране;

· социальная принадлежность (социальный статус);

· партийная принадлежность или приверженность;

· качество проведения предвыборной кампании;

· демографическая характеристика избирателя (возраст, пол и т. п.);

· влияние СМИ;

· влияние членов семьи, друзей, кумиров;

· имидж кандидата;

· уровень жизни избирателя;

· образование избирателя и т. п.

В электоральном поведении граждан России можно выделить следующие характерные черты:

1. Апартийность.

Многие избиратели не представляют, какие партии защищают их права и выражают их интересы.

2. Электоральная активность зависит от таких факторов, как доход, социальный статус, пол, возраст.

Так, доля определившихся со своими электоральными намерениями (голосовать – не голосовать) среди мужчин больше, чем среди женщин. Электоральная активность возрастает по мере увеличения дохода, образовательного уровня и возраста.

Пенсионеры значительно активнее молодежи принимают участие в выборах и отдают свои предпочтения левым партиям. Молодежь больше тяготеет к радикализму и охотнее отдает голоса тем, кто обещает скорые перемены.

3. Многие избиратели делают свой выбор на избирательном участке, зачастую повинуясь сиюминутному фактору: настроение, влияние окружающих, выплаты заработной платы или ее задержки, имидж кандидата и т. п.

4. Среди избирателей высок абсентеизм (от лат. «абсенс» – отсутствующий) – уклонение от участия в голосовании. Причинами абсентеизма являются:

· недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом;

· низкий авторитет представительных органов власти и выборных должностных лиц;

· низкий уровень электоральной культуры;

· сомнения в том, что выборы положительно повлияют на изменение ситуации;

· сомнения в правильности подсчета голосов и подведении итогов выборов.

5. Начинается структурирование групповых интересов, появляется связь между электоральным выбором и оценкой своего положения.

Таким образом, избирательный процесс является основным показателем демократичности общества.

 

 

2.10. Политические партии и организации

 

 

2.10.1. Политические партии и партийные системы

 

Партии – весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований.

По существу партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов.

Такой процесс проходит в острой политической борьбе, в чем находят конкретное отражение перипетии социально-классовых отношений.

Партии, как политический институт, не только объективно обусловлены, но и являются отражением политической жизни общества.

Политическая партия (от лат. «партио» – часть, дело) – добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо участвующий в осуществлении власти в государстве.

Политическая партия – это часть населения, класса, социального слоя или слоев.
Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии.

В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 различных разновидностей партии. Это обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик партии.

Этимологически понятие «партия», как мы отметили ранее, означает часть, сторону целого, элемент. Аристотель говорит о партии долины, партии горы и т. п., имея при этом в виду не партии в современном смысле слова, но ранние политические союзы.

Либеральное понимание партии трактует ее как идеологическое объединение.

Традиционное определение партий связывается с избирательным процессом, выдвижением кандидатов, предвыборной борьбой, стремлением овладеть законодательной и исполнительной властью. Естественно, это определение уязвимо для критики – ведь партии существуют и при отсутствии выборов.

Марксисты подошли к определению партии с классовых позиций, считая ее наиболее сознательной и организованной частью класса, отстаивающей его интересы. Партия наделяется функцией вести за собой не только класс, но все общество и даже все «прогрессивное человечество».

Партия владеет точным знанием будущего, путей и способов его достижения, способностью избавить человечество от эксплуатации, нищеты, неравенства и вражды, привести его к счастью. Партия – мессия, считают последователи марксизма-ленинизма.

В Федеральном законе Российской Федерации «О политических партиях», принятом Государственной Думой 21 июня 2001 г., дается следующее определение политической партии.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Считается, что политические партии отсчитывают свою историю со времен Византийской империи, и тогда же появляется традиция давать им «цветные» названия.

В Константинополе, столице Византии, главным народным развлечением эпохи раннего Средневековья были гонки колесниц на огромном цирке-ипподроме. «Возничие цирковых колесниц носили одеяния четырех цветов: зеленого, голубого, белого и красного, – писал известный российский историк А. Васильев. – Около возниц определенного цвета образовались партии, получившие прекрасную организацию, имевшие свою кассу, дававшие средства на содержание кучеров, лошадей и колесниц и всегда соперничавшие и враждовавшие с партиями других цветов. Партии стали называться зелеными, голубыми и т. д. Мало-помалу цирковые партии превратились в партии политические, которые сделали выразительницами того или иного политического или общественного, или религиозного настроения. В VI в. особенным влияние пользовались две партии: голубые, стоявшие за ортодоксальное православие, зеленые, стоявшие за монофизитов. Эти партии выражали не только политические и религиозные взгляды, но и разные классовые интересы. Голубых можно было рассматривать как партию состоятельных классов, зеленых – как партию бедных».

Конечно, «ипподромные» партии Византии следует считать лишь предтечей современных политических партий, но никак не их прямыми предками. Партии современного типа зарождаются только в эпоху буржуазных революций, когда политическая конкуренция признается нормой политической жизни обществ с системой представительной демократии.

Современные политические партии ведут свое начало с XIX в. В Англии они возникли еще в XVII в., но приняли современные очертания в результате избирательной реформы 1832 г. и создания на местах обществ по регистрации избирателей в списках. В США они начали организовываться в 1830 г. при президенте Джексоне. Во Франции и в других странах европейского континента превращение парламентских групп и политических клубов в массовые организации связано с революцией 1848 г. В Японии, первой из восточных стран, импортировавшей западные институты, партий не было вплоть до Первой мировой войны.

В политологии общепринята предложенная М. Вебером следующая классификация этапов в истории политических партий: аристократические котерии (кружки); политические клубы; массовые партии. В действительности все три названных этапа прошли в своем развитии только две партии Великобритании – либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори сформировались в Англии во второй половине XVII в. Различия между ними носили в основном религиозный характер (виги – пуритане, тори – англикане) и дополнялись династическими предпочтениями (виги – противники Якова II, тори – его сторонники). Этап политического клуба соответствует времени появления буржуазии на арене государственной политики. Политические клубы часто возникали как центры новой буржуазной идеологии. Так, тори в 1831 г. основали «Чарльтон клуб», а виги в 1836 г. – «Реформ клуб». Тори выражали интересы земельной аристократии, виги – либеральной буржуазии. История других политических партий значительно короче: большинство из них сразу сформировались как массовые. Поэтому этапы котерия и клуба можно считать предысторией политических партий.

Первая массовая политическая партия (либеральная партия) была основана в 1861 г. в Англии, затем в 1863 г. в Германии – Всеобщий германский союз во главе с Лассалем.
Во второй половине XIX в. уже почти во всех странах Западной Европы были созданы массовые партии, возникновению которых способствовали распространение всеобщего избирательного права и расширение рабочего движения.

Процесс становления многопартийности в России имел как общие с европейским, так и отличительные черты. Идейные разногласия между различными российскими партиями были по вопросу правящей элиты (дворянство – буржуазия – пролетариат), по выбору формы государственного устройства (самодержавие – конституционная монархия – республика) и по главному вопросу – о выборе пути развития (феодализм – капитализм – социализм).

В отличие от США и стран Европы в России первыми появились не крестьянские партии (партия эсеров образовалась в 1901 г.), что можно было ожидать, исходя из аграрной структуры страны, и не буржуазные партии, что было бы достаточно естественным при быстром развитии капитализма в России в тот период. Первой здесь сформировалась марксистская рабочая партия. То, что явилось итогом формирования политических структур западноевропейских стран, в России было началом становления партийной системы. Процесс возникновения политических партий шел таким образом: РСДРП, эсеры, кадеты, октябристы, монархисты (Союз русского народа и Русская монархическая партия). В начале XX в. в России существовало 87 непролетарских партий: 4 монархических, 38 буржуазно-консервативного и либерального направлений, 45 мелкобуржуазных.

Отличие политических партий от других общественных организаций определяется следующими признаками политических партий:

1. Наличие организационной структуры. Каждая партия имеет партийный аппарат. Партия имеет определенные правила внутрипартийных отношений, закрепленных в уставе, программе или традициях (обычаях) партии.

2. Программа совместной деятельности по широкому кругу общественных проблем, отражающая определенную политическую идеологию.

3. Легальная и легитимная борьба за власть.

4. Участие в формировании государственных органов. Считается, что без партий в демократических странах невозможен сам процесс формирования органов власти. Партии подбирают кандидатов на выборные должности, проводят избирательные кампании. Руководящие органы победившей партии формируют правительство, определяют персональный состав руководства всех центральных исполнительных ведомств.

В большинстве стран статус и деятельность партий регулируются специальными законами или конституционными нормами, детально предписывающими основные правила деятельности этих партий. Эти предписания включают процедуру избрания делегатов на партийные съезды, сроки и порядок их проведения, порядок внесения кандидатур на выборы, источники финансирования и т. д.

Особо следует отметить юридическое определение партий. Оно регламентирует:

· политический статус и функции партии;

· постоянный характер деятельности;

· непременное участие в выборах;

· степень политического участия;

· уровень организации;

· возможности в сравнении с другими политическими институтами;

· число членов партии и даже название.

С точки зрения юридической не считаются партиями непостоянно действующие организации типа союзов избирателей, различных ассоциаций и т. п.

Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, является регистрация. Пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т. п.

Основными целями политической партии в Российской Федерации являются:

· формирование общественного мнения;

· политическое образование и воспитание граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

· выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Более конкретно назначение партии проявляется в ее функциях:

Социальные функции партии:

· представительство, т. е. выражение определенных социальных интересов;

· обеспечение социальной интеграции, т. е. включение в политическую жизнь различных социальных групп;

· смягчение, примирение конфликтных интересов;

· коммуникация между социальными группами и государством.

Теоретические функции партии:

· разработка стратегии и тактики;

· выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных
слоев и групп;

· анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества;

· уточнение и коррекция политической доктрины.


Идеологические функции партии:

· распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения, политической идеологии;

· пропаганда своих программных целей и политики;

· привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии;

· социально-политическое просвещение.

Политические функции партии:

· борьба за власть;

· прямое или опосредованное участие в управлении государством, определении внутри- и внешнеполитического курса государства;

· подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет);

· выполнение предвыборной программы;

· разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.

Организационные функции партии:

· реализация программных установок и решений;

· проведение избирательных кампаний;

· подбор кандидатов на выборные должности;

· подготовка кадров для правящей элиты;

· формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств;

· формирование в парламенте партийной фракции или партийной оппозиции
(для партии, проигравшей борьбу).

Воспитательная функция власти.

В структурном отношении партии представляют собой систему, в которую входят:

· партийный аппарат;

· ядро партии;

· партийная масса;

· сторонники;

· способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды;

· создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.

Следует понимать, что не все эти элементы присущи всем партиям в обязательно порядке.

Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация. Партии можно классифицировать по следующим основаниям:

По социальной среде деятельности:

· моносредные;

· промежуточные;

· всеобщие (универсальные).

По отношению к социальной действительности:

· революционные;

· реформистские;

· реакционные;

· консервативные.

По идеологической направленности доктрин:

· социал-демократические;

· коммунистические;

· либеральные;

· консервативные;

· конфессионные;

· монархические;

· националистические;

· фашистские (неофашистские).

По отношению к власти:

· правящие;

· оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные).

По политическому темпераменту:

· ультраправые;

· правые;

· правоцентристские;

· центристские;

· левоцентристские;

· левые;

· ультралевые.

По внутренней организации:

· с формальными принципами членства;

· со свободным членством;

· с сильной структурой;

· со слабой структурой.

По политическому статусу:

· мажоритарные;

· доминирующие;

· миноритарные.

Классической и весьма распространенной является типология партий, предложенная М. Дюверже. Он выделяет кадровые и массовые партии.

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую, экономическую элиту. В них доминируют парламентарии. Вследствие элитарного характера они имеют, как правило, правый уклон и представлены либеральными и консервативными партиями.
В качестве примера обычно приводят республиканскую и демократическую партии США.

Массовые партии возникли позже кадровых в связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения, как пролетарские партии.

Массовые партии характеризуются:

· многочисленностью;

· идеологической ориентированностью;

· преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности;

· наличием тесной связи между членами;

· сравнительно жесткой организацией.

Типология партий М. Дюверже была дополнена Ж. Блонделем. Он подразделял массовые партии:

· на представительные западного типа;

· на коммунистические;

· на популистские.

Р.-Ж. Шварценберг выделил среди массовых партий следующие модели:

· социалистическую;

· коммунистическую;

· фашистскую.

Американский социолог С. Коэн по функциональным и организационным критериям выделил следующие типы политических партий:

1. Партии авангардного типа. Возникли в ходе развития рабочего движения.
Для партии этого типа характерны:

· повышенные требования к вступающим в партию;

· детальная регламентация деятельности;

· строгая определенность внутренней жизни;

· строгая партийная дисциплина и т. п.

Главный объект их политики – трудящиеся массы, их социальное просвещение, организация во имя торжества справедливости.

По мнению С. Коэна, придя к власти, подобная партия быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой.

2. Партии, главная задача которых, – выборы. Подобные партии не имеют:

· фиксированного членства;

· партийных билетов;

· постоянных членских взносов (они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета). Как политические организации, они активизируют свою деятельность в связи с подготовкой и проведением выборов, поэтому, чтобы принадлежать к подобной партии, достаточно на выборах поддержать ее кандидатов.

Яркие примеры таких партий – две ведущие партии США – республиканская и демократическая.

3. Парламентские партии. Их основные функции связаны с парламентской деятельностью:

· разработка стратегии и тактики избирательной кампании и предвыборной программы;

· изучение общественного мнения и выработка рекомендаций своим кандидатам;

· подбор и выдвижение кандидатов;

· решение технических и финансовых проблем предвыборной кампании;

· организация противодействия конкурентам;

· контроль за деятельностью избранных депутатов и т. д.

Характерные признаки таких партий:

· компактная организационная структура;

· постоянно функционирующие органы управления;

· возможность существования различных течений и даже фракций;

· сравнительная демократичность внутренней жизни;

· возможность влияния рядовых членов на политику партии и др.

4. Партия-община или партия-клуб.

Это массовая организация, объединяющая граждан не столько на основе какой-либо политической платформы, сколько на основе общности интересов. К этой группе можно отнести:

· «зеленых» (экология);

· «синих» (борьба за улучшение социальной среды);

· объединения защитников исторических памятников;

· всевозможные ассоциации и клубы по интересам.

Политическую окраску партиям этой группы придают их действия в отстаивании своих интересов. Зачастую эти действия касаются напрямую политической сферы (парламентская борьба, лоббирование и т. п.).

5. «Карманные партии».

Это небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами и под «свою» программу. Главное направление их деятельности – реализация вождистских эгоистических устремлений.

Эти партии имеют немногочисленное руководство, прежде всего своего лидера, и не имеют строго определенной социальной базы.

Существуют и другие подходы и типологии партии.

К середине 2010 г. в России действовали следующие зарегистрированные политические партии:

1. Единая Россия (2001);

2. Коммунистическая партия Российской Федерации (1993);

3. Либерально-демократическая партия России (1989);

4. Патриоты России (2005);

5. Правое дело (2008);

6. Справедливая Россия (2006);

7. Яблоко (2003).

Партии в своем функционировании, взаимодействии со средой образуют партийную систему.

Партийная системаэто совокупность всех существующих и действующих в стране партий или совокупность партий, принимающих участие в осуществлении государственной власти.

Наиболее распространенной типологией партийных систем является классификация по количественному критерию:

· однопартийная;

· двухпартийная (бипартизм);

· многопартийная.

Однако эту классификацию можно сделать более подробной и выделить следующие партийные системы:

1. Однопартийная система в строгом смысле этого слова.

В такой системе:

· исключается даже номинальное существование других партий;

· партия взаимодействует с государством, сама становится частью государственного аппарата;

· исключается партийно-политическая оппозиция;

· партия, как правило, отличается строгой дисциплиной, многочисленностью и организацией.

Такие партийные системы характерны для авторитарных и тоталитарных режимов.

2. Фактически однопартийная система.

В этой системе:

· однопартийность замаскирована под многопартийностью;

· помимо руководящей, правящей партии, действуют несколько партий-сателлитов, реального влияния не имеющих;

· партия превращена в государственную; осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль со стороны правящей партии за деятельностью партий-сателлитов.

3. Формально многопартийная система. Здесь ключевые позиции в политической жизни заняты двумя партиями, которые периодически сменяют друг друга у власти. Остальные партии участвуют в политической жизни, но реально претендовать на власть не могут из-за своей малочисленности.

4. Многопартийная система, функционирующая на государственном уровне.

В этом случае существует устойчивая коалиция двух или более партий, сохраняющих союзнические отношения не только при участии в правительстве, но и в оппозиции.

5. Многопартийная система плюралистической ориентации.


Для партий этой системы характерны:

· самостоятельность в определении и проведении своей политики;

· тенденции к блоковой политике;

· самостоятельность в организации и проведении избирательных кампаний;

· исключение взаимного снятия кандидатур в ходе предвыборной борьбы в пользу потенциального победителя;

· самостоятельность в выработке и выделении программных требований и т. п.

Помимо количественного подхода к классификации партийных систем существуют и другие. Так, в зависимости от статуса партий, входящих в партийные системы и принимающих участие в управлении государством, они подразделяются:

· на мажоритарные (чаще всего двухпартийные);

· на доминирующие;

· на коалиционные.

Стабильность партийной системы зависит от устойчивой поддержки избирателей.
А избиратели будут поддерживать курс той партии, которая удовлетворяет их интересы в экономической, политической и социальной сферах.

Но стабильность партийной системы зависит также от характера взаимоотношений, входящих в нее партии.

В качестве принципов взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах можно выделить следующие:

· постоянная легальная борьба за власть;

· всеобщие выборы – путь к власти;

· власть принадлежит партии (группе партий), обеспечившей себе поддержку парламентского большинства (большинства электората);

· наличие постоянной легальной оппозиции по отношению к правящей партии (партиям);

· согласие относительно соблюдения демократических отношений между партиями.

 

 

2.10.2. Общественные организации и движения

 

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.

Общественно-политическая организациядобровольное объединение граждан, создаваемое по их инициативе и для реализации их интересов.

Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

1. Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

2. В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

3. Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

4. Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов:

· добровольность;

· сочетание личных и общественных интересов;

· самоуправление;

· равноправие участников;

· законность;

· гласность.

Общественно-политическое движениеобъединение, коалиция, союз различных общественных групп и организаций для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение:

· может структурно не оформляться;

· может объединять организации различной политической ориентации;

· как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:

I стадия – зарождение и начало деятельности:

· зарождения идей;

· появление активистов;

· выработка общих взглядов;

II стадия – организаторская:

· пропаганда взглядов;

· агитация;

· привлечение сторонников;

III стадия – деятельность по достижению цели (целей):

· более четкое формирование идей и требований;

· развитие общественно-политической активности;

затем:

· оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;

· если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять:

· на национальные (в рамках одной страны);

· на региональные;

· на континентальные;

· на мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.

Профессиональный союзэто негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов:

· защита экономических и социальных интересов трудящихся;

· культурное просвещение и воспитание;

· социализация трудящихся;

· представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение.

В этом движении объединены женщины различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения – защита прав женщин.

Женское движение неоднородно. Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении «слабого пола».

Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный «мужской шовинизм». По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т. д.

Первым требованием феминистской революции является требование уничтожения семьи и представление сексуальной свободы.

2. Антивоенное движение.

Объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель – ликвидация угрозы войны.

3. Экологическое движение – это движение в защиту окружающей среды.

«Зеленые» выступают:

· за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;

· за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

· за закрытие вредных производств;

· против различных форм загрязнения окружающей среды.

Главная цель экологического движения – предотвращение глобального экологического кризиса.

4. Правозащитное движение объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.

5. Молодежное движение выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т. п.

6. Национальное движение набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т. д.

Кроме того, существуют:

· движение неприсоединения;

· движение против расовой и национальной дискриминации;

· движение за установление нового экономического порядка;

· движение крестьян за землю и социальные права;

· пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

В Российской Федерации наиболее известными молодежными общественными организациями являются следующие:

1. Авангард красной молодежи (АКМ).

Создан в 1998 г. как молодежное крыло «Трудовой России» Виктора Анпилова.
В начале 2004 г. в результате конфликта с руководством ТР большая часть активистов АКМ во главе с его лидером Сергеем Удальцовым ушла от Анпилова и продолжила деятельность в качестве самостоятельной организации. С этого времени фактически существуют два «Авангарда»: АКМ «Трудовой России» (лидер Мария Донченко) и более известный АКМ Сергея Удальцова.

АКМ – молодежная организация, преимущественно ориентированная на «прямое действие» и яркие уличные акции. На программном уровне АКМ декларирует свою приверженность идеалам социализма в духе «революционного учения Ленина – Сталина», уделяя, впрочем, не очень большое внимание вопросам марксистской теории.

2. «Наши».

Организация (официальное название – Молодежное демократическое антифашистское движение «Наши») была создана весной 2005 г. при прямом содействии заместителя главы администрации президента Владислава Суркова. С самого начала «Наши» позиционировали себя как активные противники российской оппозиции, подозреваемой властями в намерении осуществить так называемую «оранжевую революцию».

3. Общероссийское молодежное движение «Энергия жизни».

Движение «Энергия жизни» было создано 15 марта 2003 г. как молодежная организация Российской партии жизни Сергея Миронова.

4. Молодая гвардия «Единой России».

Учредительный съезд организации состоялся 16 ноября 2005 г. в Воронеже.
В координационный совет движения были избраны 15 человек, в том числе известный телеведущий Иван Демидов, кинорежиссер Федор Бондарчук, теннисист Андрей Южный.

5. «Молодежное Яблоко».

Первое отделение «Молодежного Яблока» появилось в 1995 г. Общероссийская организация «Молодежное Яблоко» образована в апреле 2005 г. Является внутрипартийным молодежным объединением Российской демократической партии «Яблоко».

«Молодежное Яблоко» видит свою роль в «содействии построению в России гражданского общества и правового государства», «борьбе против попыток построения в России авторитарного и тоталитарного государства». Осуществляет поддержку РДП «Яблоко» на выборах различных уровней, а также при проведении акций и при взаимодействии с гражданами.

6. Независимая ассоциация студентов «Я думаю».

Студенческое объединение «Я думаю» было создано в начале 2004 г. Ассоциация видит свою задачу в «развитии и поддержании системы сдержек и противовесов в обществе».

7. Молодежное движение ДА (Демократическая альтернатива).

Создано в 2005 г. по инициативе Марии Гайдар, дочери Егора Гайдара. Движение определяет себя как «часть гражданского общества», которая «не борется с врагами», а «стремится решать конкретные проблемы, которые нас волнуют в нашей стране».

8. Союз коммунистической молодежи (СКМ).

Молодежное крыло КПРФ. СКМ РФ был создан в 1999 г. после разрыва с партией Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) Игоря Малярова.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям.

 

 

2.11. Личность в политике

 

 

2.11.1. Личность как субъект политики

 

На одной колонне храма Аполлона в Дельфах была высечена надпись: «Познай самого себя». Это древнее требование познания своей собственной природы и взаимосвязи с обществом весьма актуально и сегодня. Феномен человека заключается в том, что он может состояться только в условиях общественной жизни.

В политике личность является первичным субъектом. «Человек есть мера всех вещей» – отмечал древний философ Протагор. Это полностью применимо и к политике: мерой политики является личность, ее интересы, цели и ценностные ориентиры. Личность – движущее начало политической активности партий, классов, наций и т. д.

В политологии личность можно понимать как индивид, носитель конкретно-исторических общественных отношений.

Личность можно определить как индивидуальное бытие общественных отношений.
В этом случае категория личности носит двойственный характер: индивидуальное и социальное.

Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, на основе которой человек строит свое мировоззрение, свою идеологию. Принятая человеком идеология, сформулированное им мировоззрение определяют его развитие как личности.

По словам Ф. Достоевского, человек, который говорит одно, думает другое, а делает третье, выступает как безличность.

Социальное, или бытие общественных отношений, формируется в личности посредством усвоения человеком общественно значимых ценностей, устоявшихся норм и установок.

«Человек есть политическое существо, естественно предназначенное жить в обществе» – таков актуальный вывод Аристотеля.

В структурном плане личность можно представить как совокупность подструктур:

1. Социальная подструктура:

· социальный опыт;

· направленность.

2. Биологическая подструктура:

· темперамент,

· эмоции.

3. Психологическая подструктура:

· характер;

· интеллект.

4. Духовная подструктура:

· образованность;

· культура;

· нравственность.

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли в наши дни.

Конфуций разработал основы патриархальной теории государства, которая господствовала в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке – почти двух тысячелетий.

Патриархальная теория трактует государство как большую материальную семью, в которой вся власть принадлежит правительству – отцу. Остальные граждане делятся на старших – аристократию и чиновников и младших – простой люд. В основе этой теории лежит изначальное неравенство политического статуса людей, поэтому младшие должны безропотно подчиняться старшим, а те, в свою очередь, обязаны заботиться о благе народа.

Платоном, а впоследствии Аристотелем была разработана тоталитарная трактовка личности.

Суть ее заключается в безусловном верховенстве целого (государства) над частью (личностью). В системе отношений «государство – гражданин» приоритет принадлежит государству. Личность активный, но ограниченный элемент государства, пусть и участвующий в политической жизни, но полностью и безоговорочно подчиняющийся государству.

Взгляды Платона и Аристотеля характерны для античного понимания демократии, демократии свободных граждан в рабовладельческом обществе.

Впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества и государства либерализм, провозгласив политическое равенство всех граждан. Предвосхищая появление либерализма, Н. Макиавелли провозгласил: «Человек, а не Бог – центр Вселенной». Либерализм впервые в истории политической мысли выделил человека с его разумом и способностями в самостоятельный предмет исследования, отделил личность и общество от государства, провозгласил равенство всех граждан, свободы и права личности. В либерализме личность – источник власти, а государство – результат соглашения, сговора свободных людей. Государство подконтрольно и подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Но и гражданин-личность должен понимать и осознавать свою роль в обществе.

В политологии личность рассматривается в следующих главных аспектах:

1. Личность как индивидуальные особенности человека. Это психофизиологические особенности (эмоции, интеллект, характер и др.), привычки, стиль поведения, ценностные ориентиры и др.

2. Личность как представитель группы: классовой, профессиональной, статусной, социально-этнической, стратной и т. д.

3. Личность как исполнитель определенной политической роли: избиратель, член парламента, министр, президент и др.

4. Личность как целостность.

В последнем случае понимается личность, как человек, относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, имеющий политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом случае человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом политики.

В каком смысле возможно говорить о личности как субъекте политики? Как известно, термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Политология считает основным субъектом политики социальную группу, а первичным субъектом политики – личность.

Не профессиональнй политик, не лидер социальной группы, партии или класса, а «средний» человек становится субъектом политики в том случае, если он:

· осознанно занимает активную социальную политику;

· знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп;

· понимает, чем обусловлены противоречия между различными социальными группами;

· видит возможности решения этих противоречий;

· ориентируется в правилах и механизмах политической «игры»;

· понимает и знает, какое место хочет занять в этой игре.

Включение личности в политическую деятельность не является случайностью.
В основе ее лежат определенные интересы, потребности, мотивы.

Проблема мотивации политического участия и политического поведения имеет большую практическую значимость. Мотивация – это осознание личностью целей своей деятельности.

Американский политолог Гарольд Лассуэлл (1902 – 1978) предложил теорию, в которой выделил пять типов мотивов участия личности в политике:

1. Прагматическая мотивация.

Она связывает участие личности в политической жизни с достижением сугубо практических результатов, с целью обращения политических событий и своих действий в них в собственную пользу, в пользу группы, коллектива, общества.

2. Мотивация приобщения.

Она обусловлена желанием приобщиться к историческому процессу, быть участником событий и преобразований в обществе, стремлением «оставить свой след в истории».

3. Бескорыстная мотивация.

Она объясняется желанием человека служить людям, беспокойством за судьбы своего народа, страны.

4. Групповая мотивация.

Она связана с нахождением человека в обществе, той или иной социальной группе, коллективе, которые вовлекают личность в политику в соответствии с интересами и целями, преследуемыми ими.

5. Корыстная мотивация.

Связана со стремлением личности использовать свое участие в политической деятельности для достижения соответствующего признания в обществе, получения властных полномочий, обеспечения своего собственного материального и иного благополучия.

По отношению «рядового» гражданина к политической деятельности можно выделить следующие типы личности:

1. Аполитичный человек. Отрицательно относится к личному участию в политике, не проявляет к ней интереса, располагает отрывочной политической информацией.

2. Пассивный гражданин. Нейтрально или отрицательно относится к участию в политике, проявляет к ней слабый интерес, слабо информирован.

3. Компетентный критик. Отрицательно относится к личному участию в политике, не проявляет к ней большого интереса, хорошо информирован, критически настроен к представителям власти.

4. Компетентный наблюдатель. К личному участию в политике относится нейтрально, зато проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован.

5. Активист. Он положительно относится к личному участию в политике, стремится к более полной политической информированности, объединяет вокруг себя единомышленников.

А с точки зрения политической субъектности выделяют типы личности:

1. Аполитичная личность. Человек, который отчужден от политического процесса и негативно относится к своему участию в политике.

2. Пассивная личность. Человек с ничтожным интересом к политике, участвующий в ней только эпизодически или ограничивающийся сравнительно компетентной критикой политических реалий.

3. Личность как член общественной организации, опосредствованно включенный в сферу политической деятельности.

4. Личность – член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность.

5. Личность – общественный, общественно-политический деятель.

6. Личность – профессиональный политик. Человек, для которого политическая деятельность является основным, главным или единственным занятием.

7. Личность – политический руководитель, лидер высшей инстанции.

Внешним выражением степени политической активности личности служит ее включенность в политическую практику, масштабы участия в ней, количество и значимость ролей, исполняемых личностью в политической жизни.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов общесоциального характера:

· социального статуса личности (классовая или стратная принадлежность, профессия, степень жизненной зрелости и т. п.);

· связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

· объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

· собственных усилий и умений вести политическую деятельность;

· силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, груз традиций; различного рода цензы: имущественный, образовательный, религиозный и т. п.);

· политического сознания и культуры личности, ее политических ориентаций, вероисповедальной системы ценностей.

Направленность, содержание и формы политической деятельности во многом определяются политическим сознанием.

Политическое сознание – это совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей к политическому строю, политической системе, политической власти и деятельности политических институтов и политических лидеров.

Политическое сознание – это:

· образ политической действительности в умах людей;

· отношение людей к этой действительности;

· побудительный мотив к политическому участию, политической деятельности.

Различают основные типы политического сознания: консервативное, либеральное, радикальное (правое и левое).

Консерватизм – политическое сознание, выраженное в идейно-политическом оправдании и стабилизации существующих политических структур, зачастую исторически изживших себя.

Существенные черты консервативного типа политического сознания:

· моралистический подход к социальным явлениям;

· тяга к «абсолютному», неизменному;

· стремление к универсальным, упрощенным решениям социальных проблем;

· историческая относительность.

Либерализм выступает за свободу личности, свободное предпринимательство и свободный рынок, демократию и гражданские права. Критика либерализмом существующей политической системы направлена на ее укрепление, это конструктивная критика.

Радикализм можно определить как социальный критицизм, при этом критика существующей политической системы предполагает ее изменение.

Левый радикализм имеет ярко направленную антикапиталистическую ориентацию. Носители радикал-революционного сознания ратуют за революционный характер проведения кардинальных реформ, допускают применение насилия.

Правый радикализм можно определить как эволюцию консерватизма вправо, застой.

Видами политического сознания являются:

· индивидуальное;

· групповое;

· массовое;

· общественное.

Уровни политического сознания:

1. Обыденный (эмпирический) – формируется стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности.

2. Теоретический (научный) – этот уровень является результатом профессиональной квалифицированной работы ученых-политологов, идеологов и отражает существенные факторы, тенденции, внутренние связи и побудительные мотивы поведения личности как субъекта политики.

Политическая деятельность тесно связана с правами и свободами личности.

Права и свободы личностиэто принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие личности возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные блага (права).

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Мы рассмотрим права человека в соответствии со сферами их реализации – гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские права (не путать с правами граждан, включающими весь комплекс права личности) – это естественные, основополагающие и неотъемлемые права человека, ими обладает всякая личность от рождения, эти права позволяют человеку быть самим собой, защищают личность от произвола государства и других людей.

К гражданским правам обычно относят права:

· на жизнь;

· на свободу и личную неприкосновенность;

· на защиту чести и доброго имени;

· на справедливый, независимый и публичный суд;

· на тайну переписки и телефонных переговоров;

· на свободу передвижений и выбора места жительства, в том числе право покидать государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну и др.

Политические права определяют возможности личности и гражданина участвовать в управлении государством и в общественной жизни.

К политическим правам относятся права:

· избирать и быть избранным;

· на свободу союзом и ассоциаций;

· на проведение демонстраций, собраний и митингов;

· на свободу слова и мнения;

· на свободу печати, радио и телевидения;

· на информацию;

· на свободу совести и убеждений и др.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжением личностью предметами потребления и факторами хозяйственной деятельности.

К экономическим правам относятся права:

· на частную собственность, ее неприкосновенность и защиту законом;

· на распоряжение собственностью и ее наследование;

· на труд и предпринимательскую деятельность;

· на выбор профессии и рода деятельности и др.

Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности.

К ним относят права:

· на жилище;

· на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и т. п.;

· на охрану здоровья;

· на отдых;

· благоприятную окружающую среду и др.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека.
Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и некоторые другие.

Права человека носят индивидуальный характер. Однако существует и право коллективное: национальных, сексуальных меньшинств, права народов и др.

В главе «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации достаточно широко и подробно гарантированы основные права и свободы граждан.

Права человека становятся лишь в том случае реальными, если неразрывно связаны с обязанностями людей.

«Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», – говорится в ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека. В Декларации также подчеркивается, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

В обязанности граждан демократического государства обычно входит:

· соблюдение законов;

· уважение права и свобод других граждан;

· уплата налогов;

· подчинение полицейским предписаниям;

· охрана природы, окружающей среды, памятников истории и др.

В конституциях некоторых стран предусматривается обязанность участия в голосовании на выборах в органы государственной власти и воинская повинность.

Конституция Японии, Италии, Гватемалы, Эквадора обязывают своих граждан трудиться, Италия – воспитывать детей, Уругвая – заботиться о своем здоровье. Правда, ответственность за невыполнение этих обязанностей обычно не предусматривается.

Таким образом, личность, являясь первичным субъектом политики, представляет собой человеческого индивида, носителя определенного политического сознания и в зависимости от этого активно участвующего в политической жизни или аполитичного вообще.

 

 

2.11.2. Политическая социализация

 

Процесс политического становления личности, вовлечение человека в политику принято называть политической социализацией.

Политическая социализация – это процесс усвоения личностью политических ориентаций, опыта, норм и традиций политической культуры; это процесс вхождения человека в политическую жизнь и формирование у него политических представлений и установок.

Политическая социализация выполняет следующие основные функции:

· определение политических целей и ценностей, к которым стремится и которые хочет постичь индивиду через политическое участие;

· формирование представлений о приемлемых формах политического поведения в конкретных ситуациях;

· определение отношения личности к политической системе;

· формирование определенного отношения к политической и государственной символике;

· формирование у личности способности к познанию политической действительности;

· формирование направленности к той или иной политической идеологии.

Отечественный политолог В. А. Щегорцев выделяет следующие функции политической социализации:

· информационная функция нацелена на решение познавательных задач в области политических отношений. Человеку передаются необходимые знания о государственном устройстве, политических отношениях, правах и обязанностях и т. п.;

· ценностно-ориентировочная функция направлена на приобщение человека к системе сложившихся политических отношений, ценностей и ориентаций. Благодаря этому у него вырабатывается своя система ценностных ориентаций с тремя уровнями: когнитивным, эмоциональным, оценочным;

· установочно-нормативная функция нацелена на выработку определенных установок по отношению к политическим ситуациям, на выбор своего поведения и т. д.;

· поведенческо-деятельная функция появляется в конкретном политическом поведении человека.

Политическая социализация – это двуединый процесс взаимоотношений личности и общества.

Обычно выделяют две фазы политической социализации.

Первая фаза – адаптация, или первичная, – это приспособление личности к политической жизни.

Вторая фаза – интериоризация, или вторичная, – это включение политических ценностей и норм политической жизни во внутренний мир личности.

Первичная политическая социализация начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и политическую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Затем подключается окружение родителей и свое собственное окружение, сослуживцы, коллеги и т. д. Происходит первоначальное восприятие человеком политических категорий, что ведет постепенно к формированию индивидуального отношения к явлениям политической жизни.

Американские ученые Д. Истон и Дж. Денис выделяют следующие четыре этапа политической социализации ребенка:

· политизация как выражение «восприятия» ребенком зарождающихся ощущений о политической жизни. Решающую роль на этом этапе играют родители, их отношение к политике, реакции и чувства, вызываемые ей;

· персонализация политики. На этой фазе ребенок устанавливает первые прямые отношения, контакты с политической сферой через самоидентификацию с некоторыми наиболее известными политическими деятелями и, в первую очередь, с президентом;

· идеализация власти, приписывающая политическим лидерам исключительно положительные качества, и на этой основе образование устойчивых эмоциональных отношений к политике;

· институциализация обретенных свойств, означающая поворот в сознании детей к деперсонифицированному представлению власти и переход к самостоятельному, надличностному видению политики.

Такая модель политической социализации обнажает механизм постоянной интеграции во внутренний мир ребенка политической системы общества во всей ее комплексности. Графически эта модель может быть представлена расходящимися концентрическими кругами, в центре которых находится выдающаяся личность, т. е. личность, с которой у ребенка связаны первые сильные ощущения политического характера. Именно так в американской политической культуре представляется процесс политизации ребенка.
Это вытекает из самой концепции власти и ее отношений с индивидом.

Исследования показали, что ключевыми понятиями политической культуры в детском возрасте являются такие слова, как флаг, родина, свобода, равенство, государство, нация, братство.

Российский профессор М. А. Василик считает, что политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов

На первом из них – этапе поляризации – у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

Второй этап – персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе – этапе идеализации – важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

Существует несколько моделей политической социализации.

Американский политолог Р. М. Мерельман выделяет четыре таких модели.

Первая – системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.

Четвертая модель – конфликтная – сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры, вторая – для стран незападной цивилизации. Третья – присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

Важная роль в политической социализации принадлежит средствам массовой информации.

В современных условиях СМИ, и прежде всего телевидение, оказывают значительное влияние на политическую культуру и политическое поведение индивидов. Научно-техническая революция, новые технологии в сфере коммуникации привели к формированию целой системы каналов связи, охватывающих не только целые государства, но и огромные регионы планеты. Радио и телевидение способны оказывать огромное влияние на массы населения. По мнению американского социолоа Б. Багдикяна, телевидение представляет собой «квинтэссенцию краткосрочной информации. Подобно фокуснику, оно действует в доли секунды».

Но дело не только в этом. Кабельное телевидение, интернет открыли новую эру в области коммуникаций. Телевещание, интернет-общение стали составной частью повседневной жизни людей. Телевидение, как, впрочем, и другие СМИ, оказывает прямое воздействие на формирование политических позиций многих людей. Это происходит потому, что, во-первых, существенное переустройство претерпели политическое и домашнее поля жизни, их границы и отношения. Буквально в каждый дом вошли самые различные проявления коллективной жизни (спортивные соревнования, религиозные и политические церемонии, выступления политических лидеров, встречи государственных руководителей и т. д.). Словом, общественная, политическая жизнь стали частью личной жизни граждан.

Во-вторых, стало реальностью присутствие каждого гражданина в тех или иных проявлениях политической жизни. Произошла, если можно так сказать, демократизация политической деятельности. Избранники получили возможность напрямую работать с избирателями, а избиратели могут осуществлять личный контроль за работой политических деятелей.

В-третьих, изменился и процесс легитимизации политических элит. Расширились возможности для проникновения в них представителей различных социальных групп. Первостепенное значение приобрела личная популярность. Сформировалась новая модель политической карьеры.

А это значит, что СМИ оказывают прямое воздействие на процесс политической социализации самых разных социальных групп общества, определяя в значительной мере их политические ориентации.

Разумеется, политическую социализацию невозможно ограничить строгими рамками, это творческая многогранная деятельность, но некоторые наиболее существенные направления этой деятельности можно определить.

Основные направления политической социализации, поведения и действий политически культурного человека:

· участие в работе высших и местных выборных органов (законодательной или исполнительной власти) в качестве штатного работника или на общественно-добровольных началах, работа в различных общественных комиссиях, комитетах, экспертных группах при органах власти;

· членство в политических партиях и общественных организациях, деятельность в них в качестве функционера;

· участие в выборах депутатов органов всех ветвей власти, референдумах;

· участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании и т. п.;

· постоянная забота о приобретении навыков в умении вести политическую борьбу, политические дискуссии цивилизованными методами;

· активное участие в обсуждении и принятии Конституции страны, дополнений и изменений в ней, а также основных законодательных актов, участие в опросах и других формах изучения общественного мнения.

В качестве






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.