Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перативно - тактическая характеристика самолётов.






оперение
крыло
фюзеляж
шасси
силовые установки

 

Рис. 7. Основные части воздушных судов.

 

Воздушные суда независимо от вида состоят из:

1. Фюзеляжа.

2. Планера.

Фюзеляж предназначен для соединения в одно целое основных элементов конструкции планера и размещения экипажа, пассажиров, груза, багажа, различного оборудования и систем самолёта.

Фюзеляж состоит из:

1. Продольного силового набора (лонжероны, стрингеры).

2. Продольного силового набора (шпангоуты).

3. Обшивки.

Шпангоуты, стрингеры и лонжероны определяют форму поперечного сечения экипажа.

Воздушные суда, летающие на большой высоте, для обеспечения нормальной жизнедеятельности экипажа и пассажиров имеют герметичные кабины. Воздух в них попадает из компрессоров силовой установки. Фюзеляж имеет тепло- звуко- изоляцию для уменьшения теплообмена с окружающей средой и снижения шума.

Герметичная часть фюзеляжа может быть разделена полом на две части: верхнюю и нижнюю. В верхней части размещается кабина экипажа, пассажирские салоны, бытовые помещения. В нижней части размещаются багажные и грузовые помещения; электро и гидроотсеки.

Под герметичной кабиной размещены отсеки передней и основных опор шасси; высотного оборудования; радионавигационного оборудования, а также вспомогательная силовая установка.

Планер состоит из:

1. Крыла.

2. Оперения.

3. Силовой установки.

4. Шасси.

Крыло - главнейшая часть воздушного судна, создающая при поступательном движении самолёта подъёмную силу.

Кроме этого крыло обеспечивает поперечную устойчивость самолёта и может быть использовано для размещения топливных баков, силовой установки, шасси и другого оборудования.

Крыло состоит из:

1. Центроплана.

2. Двух отъёмных частей крыла (ОЧК).

На каждой половине крыла в задней части установлены закрылки, которые предназначены для увеличения подъёмной силы на малых скоростях полёта (при взлёте и заходе на посадку), и элероны, предназначенные для поперечного управления самолётом относительно его продольной оси. Крыло может быть кессонного типа, полностью герметичное и разделённое на топливные баки-отсеки. Полная герметичность достигается внутришовной и поверхностной герметизацией (ИЛ-62, 86, 76; ТУ-154). В крыле могут быть размещены резинотканевые (АН-12, 24; ИЛ-18) или металлические (ИЛ-14, АН-2) топливные баки. В передней кромке крыла проходит противообледенительная система, которая может быть электрическая или воздушно-тепловая. В воздушно-тепловую систему воздух подаётся от силовой установки и имеет температуру 150-2300С. Соседство элементов обогрева, коммуникаций топливной системы в крыле делают его потенциально пожароопасным элементом самолёта.

Оперение предназначено для создания устойчивости, балансировки и управляемости самолёта.

Оперение состоит из:

1. Горизонтального оперения (стабилизатор и руль высоты).

2. Вертикального оперения (киль, руль поворота).

При помощи горизонтального оперения осуществляется продольная балансировка, устойчивость и управление в вертикальной плоскости при полёте воздушного судна.

При помощи горизонтального оперения осуществляется путевая балансировка, устойчивость и управление в горизонтальной плоскости при полёте воздушного судна.

Силовой набор оперения и защита от обледенения такие же и на крыле.

Силовая установка.

В гражданской авиации применяют силовые установки с поршневыми двигателями на самолётах АН-2, ИЛ-14 и вертолётах МИ-4, КА-26 и с турбинными двигателями: турбовинтовыми на АН-12, АН-24; турбореактивными двухконтурными на самолётах ТУ-154, ИЛ-86, 62, ЯК-42 и турбореактивными в основном на вертолётах.

Поршневые двигатели. Авиационные поршневые двигатели представляют собой звездообразные четырёхтактные двигатели, работающие на бензине. Охлаждение цилиндров двигателей, как правило, выполняется воздушным потоком (самолёты ИЛ-14, 16; ЯК-18, АН-2).

Газотурбинные двигатели. Турбовинтовые (АН-10, ИЛ-18, ТУ-144) и турбореактивные (ТУ-124). В качестве топлива в двигателях используется керосин. Камера сгорания является одним из основных элементов ГТД и расположена за компрессором. В конструктивном отношении камеры сгорания выполняются трубчатыми, кольцевыми и трубчато-кольцевыми. В передней части камеры сгорания устанавливаются топливные форсунки и завихритель, служащий для стабилизации пламени. На камере сгорания имеются отверстия для подвода воздуха, предотвращающего перегрев камеры сгорания.

Топливо поджигается запальными устройствами.

В последнее время ведутся усиленные ведущих концернов по производству реактивных пассажирских самолётов. Примером может служить «Конкорд», а также снятый с эксплуатации отечественный самолёт ТУ-144.

Пожарная опасность силовых установок по их размещению на воздушном судне.

При размещении силовой установки в носовой части фюзеляжа:

Пожар, возникающий в двигателе, охватывает кабину экипажа. Пилотирование затрудняется или становится невозможным.

При размещении силовой установки на крыльях:

В случае пожара двигателя существует опасность его распространения на крыло, где размещены баки с топливом.

При размещении силовой установки в хвостовой части фюзеляжа: при пожаре опасность загорания крыла от двигателя исключается, уменьшается шум в пассажирских салонах, подъёмная сила крыла увеличивается, так как крыло «чистое» и работает вся его площадь, но близость расположения силовой установки к фюзеляжу и оперению так же обуславливает пожарную опасность последних.

При размещении силовой установки на пилотонах: пожарная опасность для крыла несколько снижается. Двигатели подвержены повреждению из-за всасывания посторонних предметов с ВПП в большей степени, чем двигатели с другим расположением, что может вызвать разрушение и пожар.

При размещении двигателей под фюзеляжем: наиболее опасное расположение силовой установки, так как в центроплане размещено топливо. В случае возникновения пожара возможен быстрый переход огня в пассажирский салон.

Шасси - система опор, предназначенная для стоянки, руления и поглощения энергии удара при посадке.

На тележке может быть различное число колёс: четыре (ИЛ-62, ТУ-134), шесть (ТУ-154), двенадцать (ТУ-144). Как правило, каждое колесо имеет свой тормоз. При торможении поглощается значительная энергия с переходом в тепло. Торможение бывает основное, аварийное (в случае неисправности основной системы) и стояночное.

Пожар в отсеках шасси опасен для центроплана крыла, так как у большинства самолётов шасси находится вблизи центроплана в котором находится топливо.

Рис. 8. Основные пожароопасные зоны воздушных судов.

1 - баки с гидрожидкостью; 2 - аккумуляторные батареи; 3 - бензиновые обогреватели (на воздушных судах с поршневыми двигателями); 4 - кислородные баллоны; 5 - силовые установки; 6 - масляные баки силовых установок; 7 - противообледенительная система; 8 - система кондиционирова ния; 9 - топливные баки; 10 - вспомогательная силовая установка (ВСУ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.