Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач (ПТЗ) с личным составом пожарной охраны.






Решение ПТЗ - одна из основных форм обучения практическим действиям личного состава подразделений пожарной охраны на конкретных объектах народного хозяйства. Основной принцип при этом - учить личный состав тому, что необходимо делать при проведении боевых действий на пожаре, переходя от простого к сложному, от решения частных задач к решению их в комплексе.

Проведение занятий руководитель начинает с объяснений общих теоретических положений в классе, раскрывая материал без привязки к какому-либо объекту, проверяет знания по изучаемой теме и технике безопасности, знакомит с общей планировкой объекта и др.

Практическая часть занятия проводится по следующей примерной схеме:

- Выезд на объект.

- Объявление темы и цели занятия.

- Изучение объекта в оперативно-тактическом отношении.

- Имитация обстановки условного пожара.

- Отработка боевых действий личным составом подразделения.

- Свертывание сил и средств после решения ПТЗ.

- Разбор и подведение итогов занятия.

- Отъезд в часть.

Выезд на объект занятия, как правило, производится по тревоге.

Прибыв на объект, руководитель дает его общую характеристику, знакомит личный состав с планировкой, противопожарным водоснабжением, назначением зданий и сооружений, пожароопасностью технологического процесса и другими элементами оперативно-тактической характеристики. Особое внимание при этом обращается на наличие людей (животных), состояние путей эвакуации и т. п.

Это необходимо и для того, чтобы обучаемые в ходе решения задачи могли свободно ориентироваться в обстановке, прогнозировать возможные варианты ее развития, принимать решения и осмысленно выполнять боевые действия по тушению. По времени этот этап не должен превышать 25 - 30 мин.

Имитация обстановки пожара производится лично руководителем занятия или с помощью специально проинструктированного лица. Имитация должна быть более полной, так как именно это позволяет приблизить темп действий личного состава на занятии к темпу боевых действий на реальных пожарах. Имитация обстановки пожара должна проводиться в отсутствие обучаемых.

Отработка боевых действий личного состава в ходе решения ПТЗ производится в порядке, определенном планом-конспектом и пожарно-тактическим замыслом руководителя, в последовательности, как и при ликвидации реального пожара. Приближение учебной обстановки к реальной - основная задача любого тактического занятия.

Занятие считается достигшим цели, если тактический замысел руководителя выполнен полностью.

В ходе его проведения с РТП (начальником караула), командирами отделений и подчиненным им личным составом отрабатываются вопросы организации и проведения партийно-политической работы, управления силами и средствами, поддержания связи с пунктом связи части (ПСЧ), обязанности при проведении боевых действий и работы с пожарно-техническим оборудованием, тактики тушения пожаров на объектах народного хозяйства и организации связи на пожаре, работы тыла, сигналы управления и др.

При решении ПТЗ руководитель усложняет обстановку в тех местах, где задерживается подача огнетушащих средств, упрощает там, где личный состав действует - тактически грамотно и энергично, используя при этом сочетание средств имитации и содержание вводных, опрос участников занятия.. При этом не следует требовать от РТП, командиров отделений и рядовых пожарных окончательного решения, пока им полностью не ясна обстановка.

Если при решении задач обучаемые грубо нарушают правила техники безопасности или их действия могут нарушить технологический процесс и т. п., то подобные действия должны немедленно пресекаться с разъяснениями возможных последствий. Если обучаемые не могут выполнить необходимые действия (например, при обрушении строительных конструкций), то руководитель путем опроса помогает им выполнить эту операцию. Кроме того, перед обучаемыми могут быть поставлены вопросы, уточняющие действия, например по вскрытию и разборке конструкций и т. д.

После того, как будут отработаны все вопросы, предусмотренные руководителем, подается команда на свертывание сил и средств, которое должно проводиться в минимальные сроки. Это объясняется тем, что силы и средства должны быть как можно быстрее приведены в готовность к тушению реальных пожаров.

Если в ходе занятия огнетушащие вещества не применялись, то руководитель занятия должен проверить водоотдачу водопровода на объекте.

Разбор и подведение итогов занятия является его продолжением. Разбор начинается с изложения руководителем занятия сущности тактического замысла. Затем слово предоставляется РТП, который в присутствии подчиненных докладывает об обстановке, принятом решении и приказаниях, отданных им подчиненным командирам и пожарным согласно обстановке, отмечает положительные стороны в работе личного состава, вскрывает недостатки. Затем выступают командиры отделений, докладывают о своих действиях и о работе подчиненных. После них руководитель занятия дает возможность пожарным охарактеризовать свои действия и действия других пожарных.

В заключение руководитель занятия подводит итоги. При этом указывает на достижение цели, в какой степени выполнен тактический замысел, где и кем была проявлена инициатива, отмечает положительные и отрицательные стороны в работе, ставит задачи перед начсоставом и пожарными на будущие тактические занятия.

После того, как пожарные направились к своим автомобилям, разбирают действия командиров отделений в присутствии начальника караула и отдельно действия начальника караула. Действия командиров отделений и начальника караула допускается анализировать и разбирать по возвращении в часть.

Пожарно-тактическое занятие на местности по усмотрению руководителя можно начинать сразу с решения пожарно-тактической задачи. Это целесообразно делать в том случае, если личный состав неоднократно бывал на данном объекте ранее, знает его общие оперативно-тактические особенности. Однако и в данном случае после окончания занятия руководитель или начальник караула знакомит подчиненных с особенностями объекта, при этом особое внимание заостряет на имеющихся изменениях, происшедших на объекте с момента последнего пребывания на нем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.