Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5.3. Пожарные автомобили.






 

Пожарные автомобили являются основой технических средств пожаротушения. Они представляют собой мобильные системы, способные решать самые сложные задачи, связанные с тушением пожаров, спасением людей и материальных ценностей.

Назначение и классификация ПА.

Пожарные автомобили предназначены:

· для доставки к месту пожара боевых расчетов, огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и оборудования;

· для подачи в очаг пожара огнетушащих средств;

· для выполнения специальных работ на пожаре;

· для обеспечения оперативно-хозяйственной деятельности подразделений ГПС.

 

Классификация пожарных автомобилей:

 

Пожарные автомобили могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. Поназначе­нию:

основные пожарные автомобили

· общего применения (автоцистерны АЦ, автомобили насосно-рукавные АНР, автомобили быстрого реагирования АБР);

· целевого применения (пожарные насосные станции ПНС, автомобили аэродромные АА, автомобили пенного тушения АВ, (новая маркировка АПТ), автомобили порошкового тушения АП, автомобили газового тушения АГТ, автомобили газо-водяного тушения АГВТ, автомобили комбинированного тушения АКТ, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные суда, пожарные поезда);

специальные пожарные автомобили (автолестницы АЛ и коленчатые подъемники АКП, автомобили рукавные АР, автомобили связи и освещения АСО, автомобили штабные АШ, автомобили дымоудаления АД, автомобили газодымозащитной службы АГ, автомобили технической службы АТ, аварийно-спасательные автомобили АСА, автомобили лаборатории пожарные АЛП);

вспомогатель­ные (оперативно-служебные, легковые, грузовые автомобили, пассажирские автобусы, топливозаправщики, автокраны, тракторы и т.д.

2. По числу осей и колеснойформуле пожар­ные автомобили делятсяна:

· полноприводные (с колесной форму­лой 4х4, 6х6, 8х8);

· неполноприводные (с колесной формулой 4Х2, 6х2, 6Х4, 8Х4).

3. По посадочнойформуле пожарные автомобили делятся на:

· без дополнительнойкабины для боевого расчета (посадочная формула 1+2 или 1+1),

· с дополнительнойкабиной для боевого расчета (посадочная формула1+5, 1+6, 1+8). В посадочной формулепервой цифройобозначен водитель, второй—численность личного состава.

4. По компоновочнойсхеме базового шасси (в за­висимости от места расположения кабины):

· с задней кабиной (за дви­гателем);

· с фронтальнойкабиной (над двигателем);

· с передней кабиной (перед двигателем). Расположение кабины оп­ределяет свободное компоновочное пространство, что важноприсоздании пожарного автомобиля. При этом определенные пре­имущества имеет передняя кабина, создающая условия для сни­жения габаритной высоты машины.

5. По полной массе, от которой зависитколичествовывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделя­ются на следующие типы:

· легкий — до 6 т;

· средний — от 6 до 12 т;

· тяжелый — свыше 12 т.

6. По применяемым средствам тушенияпожарные автомобилиделятся на автомобили:

· водяного,

· пенного,

· порошкового,

· газово­го тушения,

· комбинированного тушения (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и пр.).

7. По климатическому исполнению различают ПА:

· стан­дартного исполнения;

· в северном исполнении;

· в тро­пическом исполнении.

8. По типу маршевого двигателя:

· с дизельным двигателем;

· с бензиновым двигателем.

Система обозначений пожарной техники.

 

У нас в странекаж­дое изделие пожарной техники обозначается начальнымибуква­ми его наименования, после которыхуказывается отличительная характеристика изделияцифрами его главного параметра (или главного параметра его основного агрегата, например насоса в пожарных автоцистернах).

В обозначении таких сложных изделий, как пожарные авто­мобили, после указания главного параметра в скобках приводят­ся номер модели базового шасси. Последние цифры (две или три) обозначают модель пожарного автомобиля, буква после этих цифр (в обозначениях пожарного оборудования — после величи­ны главного параметра) указывает на модернизацию изделия (А—первую, Б—вторую и т. д.), последующие цифры—моди­фикацию.

Например: АР-2(131)133—автомобиль рукавный, вывозящий 2 тыс. м (2 км) рукавов, на шасси ЗИЛ-131 модель 133.

АЦ-40/3(131)-137А-01 — модификация модернизированной пожар­ной автоцистерны с комбинированным пожарным насосомсоступенями низкого и высокого давления с подачей соот­ветственно 40 л/с и 3 л/с, на шасси ЗИЛ-131.

АЛ-30(131) ПМ-506В — автолестница пожарная с высотой подъема комплекта колен 30 м., на шасси автомобиля ЗИЛ-131 модель ПМ-506 модернизация В.

С 1995 года в обозначение пожарной техники помимо основных параметров базового агрегата вводятся технические показатели всего изделия. Например: АЦ 2, 5-40 (4331) 6ВР – автоцистерна пожарная с емкостью для воды 2, 5 куб. м., производительность насоса 40 л/с, на шасси автомобиля ЗИЛ-433104, модель 6, производства Варгашинского машиностроительного завода.

Основные пожарные автомобили.

 

К основным пожарным автомобилям общего применения относятся: пожарные автоцистерны, автомобили насосно-рукавные, автомобили быстрого реагирования.

Пожарные автоцистерны (см. рис. 5.40) состоят из: базового шасси, кабины боевого расчета, цистерны, насосной установки, отсеков с ПТВ, пеналов и ПТВ на крыше, дополнительных систем, электрооборудования и средств связи.

Кузов пожарной автоцистерны состоит из кабины, собственно кузова, цистерны, бака для пенообразователя и деталей оперения.

 

 

 

 

Рис 5.40. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137:

1—шасси: 2 двигатель; 3 —кабина водителя; 4 — кабина боевого расчета;

6— цистерна, 6 — отсеки кузова; 7 — кузов пожарного автомобиля,

8 — насосный отсек.

 

Конструкция кабин и салонов, а также размещение пожарного оборудования должны быть такими, чтобы обеспечивалось рациональное распределение массы пожарного автомобиля между осями; быстрота и безопасность занятия мест боевым расчетом и удобство его размещения; минимальные затраты времени на боевое развертывание на пожарах.

Выполнение этих требований — задача трудная. Это обуслов­лено тем, что рост людей неодинаков. Пропорционально росту изменяются: длина конечностей, ширина бедер, плеч и другие раз­меры. Коли при изготовлении пожарного автомобиля ориентиро­ваться на средний рост пожарных, то такой автомобиль будет удобен только для 50 % всех пожарных. Для пожарных с ростом выше среднего он будет неудобным. Поэтому размеры кабины, ку­зова должны быть такими, чтобы в них было удобно работать по­жарным практически любого роста.

На пожарном автомобиле можетбыть толькокабина водителя или кабина водителя и кабина (салон) боевого расчета.

Кабины водителя обычно не подвергаются существенным из­менениям. Одним из существенных их недостатков является то, что на многих машинах положение сидения не регулируется. При этом обзорность у водителей разного роста различна. Водитель высокого роста лучше видит дорогу ближе к машине, а малого роста — вдали. В перспективных автомобилях предусматри­вается регулирование положения сидения по высоте и в продоль­ном направлении автомобиля. Должно регулироваться также положение (угол наклона) спинки сидения. Это позволит устанав­ливать сидение в оптимальном положении водителю лю­бого роста.

Кабины боевого расчета (рис. 5.41.) во всех пожарных автомоби­лях цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из сталь­ных хладнокатаных профилей, панелей и штампованных элементов. Толщина стального листа профилей 1, 4 мм, панелей—0, 8 мм. Внутри кабина обита водонепроницаемым картоном, на пол насти­лается прорезиненный коврик. Кабина боевого расчета соединена с кабиной водителя. На раме она устанав­ливается на резиновые подушки и крепится на четырех точках болтами.

Кабина боевого расчета оборудуется двумя дверями, по одной на каждую сторону. Они навешены на петлях. На каждой двери имеется стеклоподъемник и замок.

Размеры дверных проемов и сидений в них должны обеспечи­вать быстроту посадки боевого расчета и удобное его расположе­ние. Сидения располагаются в один (автоцистерны) или два ряда (автонасосы) перпендикулярно оси пожарного автомобиля.

 

 

Рис. 5.41. Кабина пожарной автоцистерны АЦ-40 (131) 137;

/ — кабина водителя; 2 — кабина боевого расчета; 3 — сиденье;

4 — болт.

Тумбы кузова цельнометаллические бескаркасные. Они сва­рены из стальных профилей, панелей, кронштейнов. Облицовоч­ные панели стальные, толщина листа 0, 8 мм.

Тумбы крепятся к кронштейнам цистерны болтами, эластич­ность их соединений обеспечивается резиновыми прокладками. В задней части пожарного автомобиля между тумбами и задней стенкой цистерны устанавливается насос. Доступ к нему осу­ществляется через проем, закрываемый дверцей со стеклом, замком и ограничителем. Тумбы сверху и сзади оборудуются поручнями, сзади — откидными подножками и скобами для подъема на крышу. Для предотвращения продавливания тумб на их крыше уложены деревянные трапы.

Тумбы разделены на отсеки, в которых размещается пожарное оборудование. К нижней части тумб присоединяются бензобаки и крылья-облицовки. Отсеки (их всего четыре, по два с каждой стороны рамы) закрываются дверями, навешенными на петлях, которые в открытом положении удерживаются ограничителями. Крышу пожарного автомобиля образуют верхние части тумб, цистерны и насосного отделения. На ней размещается пожарное оборудование.

Конструкции кузовов других пожарных автоцистерн и авто­насосов мало отличаются от рассмотренного выше.

Кузов насосно-рукавного автомобиля АНР-40 (130) 127А имеет ряд особенностей. На нем кабина водителя и боевого расчета объе­динены. На автомобиле нет цистерны для воды, а только бак для пенообразователя емкостью 350 л. Насосная установка размещена в кабине. Это удобно для работы зимой. Цельнометаллический кузов автомобиля имеет восемь отсеков. В них размещено пожарное оборудование. В средней части кузова устанавливаются съемные стойки с роликами. Между ними укладываются «змейкой» напорные прорезиненные рукава. При движении автомобиля они выкладываются в одну или две ру­кавные линии. Прокладка рукавных линий производится со скоростью 10—15 км/ч. Под полом кузова расположен бак для пенообразователя, который изготовлен из нержавеющей стали и зимой обогревается выхлопными газами двигателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.