Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение в толпе






Самоспасение в местах массового скопления людей

Психология толпы

Массовое скопление людей от­лично от толпы, которую надо опасаться. Все за­висит от места действия. Тридцать человек в замкнутом пространстве малогабаритной квартиры могут быть толпой, а пять тысяч человек, равномерно рассредоточенные по открытому пространству большого поля и занятые своим делом, — нет.

Толпа — это ограниченное про­странство и скученность.

Толпа — это скопление неорганизованных людей, но не всегда.

Для того, чтобы просто массо­вое скопление людей превратилось в опас­ную для окружающих и для нее самой тол­пу, кроме внутренних предпосылок, нужен еще фактор внешней провокации, что по­служит детонатором, превращающим сбори­ще мирных людей в агрессивную по своей сути толпу -— паника, вызванная стихий­ным бедствием, пожаром, доведенный до но­ты истерии митинг или рок-концерт, боязнь остаться без раздаваемой щедрой рукой гу­манитарной помощи, массовое недовольст­во, — не суть важно. Причины могут быть самые разнообразные и неожиданные.

Важно, что в какой-то момент сто тысяч индивидуальностей утрачивают самоконт­роль и превращаются в единый биологичес­кий организм, живущий но своим законам, где человеку отводится роль не более чем одной из тысяч молекул, составляющих его. Подчи­ненность каждого всем - главный закон толпы.

Очень часто после завершения массовых беспорядков люди, вспоминая события про­шедших часов или даже дней, удивляются, что они, в общем то мирные, законопослуш­ные, благовоспитанные граждане, вдруг, съехав с тормозов, бежали туда, куда бежа­ли все, делали то, что делали прочие, вплоть до преступлений и актов вандализма. Что произошло? Непонятно.

Очень даже понятно. Человек — живот­ное стадное. Оттого и выжил в экстремаль­ные первобытные времена. Нет-нет, а старые инстинкты дают себя знать. И былой би­ологический закон — приоритет стаи над со­ставляющими ее индивидуумами, проры­вается сквозь налет благоприобретенных ци­вилизованных привычек.

Поведение в толпе

 

Основное правило самоспасения в тол­пе — стремление к сохранению индивиду­альности. Потеря индивидуальности равна гибели.

Главное для человека в толпе — не поддаться общему психозу спасения любой ценой, не стать рядовым поле­ном, поддерживающим пламя в наби­рающем силу психическом пожаре (есть такой термин). Отключите эмоции, полагай­тесь только на разум. Он единствен­ная ваша надежда на спасение. Толь­ко он может подсказать верную линию поведения. Эмоции поведут вас туда, куда побегут все. Анализируйте, взве­шивайте ситуацию, ищите наиболее перспективные пути спасения.

Перечислим некоторые простейшие при­емы, позволяющие оказать психологическое сопротивление массовому психозу паники.

Никогда не принимайте на веру слухи, которые муссируются в толпе. Ищите спо­соб проверить навязываемую информацию с помощью фактов.

Не подчиняйтесь мнению толпы слепо, сколько бы верным оно ни казалось в дан­ный момент. Закройте уши, откройте глаза. Принимайте решение, исходя из принципа - верю только тому, что вижу!

Но не вздумайте, если вы не согласны с мнением и действиями толпы, выска­зывать это публично. Ваша внутрен­няя позиция не должна проявляться внешне. «Белых ворон» толпа уничто­жает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискус­сии. Сосредоточьтесь на действии! Оно важнее слов.

Бурные массовые чувства, будь то страх, ненависть или радость, очень заразительны. Сопротивляйтесь массовому психозу. Если вы чувствуете, что «заводитесь», попробуйте взглянуть на себя со стороны. Не глупо ли вы выглядите, не смешны ли ваши движения, мимика, речь? Самоирония и стыд — хоро­шие тормоза при начинающейся истерике.

Отвлекайтесь любым возможным спосо­бом. Главное — сохранить ясность ума. Ис­пользуйте приемы аутотренинга: глубокое дыхание, созерцание неподвижных предме­тов, разговор с самим собой и т.п. Наконец, попробуйте отрезвить себя, сильно ущипнув за руку, прикусив губу, ударив самого себя по щеке или причинив любую другую боль.

Сосредоточьтесь на близких вам людях. Ваша задача защитить их. А это возможно, только если вы контролируете ситуацию и свое психическое состояние. Вам есть чего опасаться. Опыт показывает, что под влия­нием толпы социальные связи разрушаются, человек перестает заботиться о своих друзь­ях и родных, перестает замечать их. Чело­век толпы становится врагом своих близких. Известны случаи, когда в приступе паники или демонстрации фанатической преданнос­ти вожаку стаи (читай — лидеру толпы) ма­тери жертвовали своими детьми!

Ищите в толпе «изгоев» подобных себе. Объединяйтесь с ними, создавайте оппози­цию общему настроению (только молчали­вую оппозицию!). Несколько человек, на­шедших друг в друге опору, легче противо­стоят толпе, чем один, труднее поддаются психозу всеобщего настроения. Не может быть, чтобы среди тысяч людей не нашлось десятка здравомыслящих. Узнавайте их по выражению глаз, по мимике, по действию, по отношению к происходящим событиям. Пробивайтесь к ним, вставайте рядом, объе­диняйте ваши разум и физическую силу.

Если вы не поддались отрицательному обаянию толпы, значит, вы наполови­ну выиграли бой за выживание, физи­ческие действия, непосредственно на­правленные на спасение, в условиях паники вторичны. Если вы защитили сознание, оно научит тело, как вы­браться из передряги живым и невре­димым.

Стихия толпы тем разрушительней, чем из менее воспитанных людей она состоит. Ин­теллект, помноженный на воспитание, не ос­тавляет панике ни единого шанса. Тому есть множество примеров, когда представители высшего света между потерей лица и смер­тью выбирали смерть. Люди, для которых понятие чести выше страха потери своей жизни, в условиях самой «заводной» пани­ки не потеряют самообладания. Они защи­щены абсолютно.

 

Толпа в замкнутом пространстве

Вы сидите расслабленно в кресле в кинотеатре или на концерте, и вдруг проис­ходит ЧП. Тот самый внешний фактор: по­жар, взрыв, вооруженная агрессия группы террористов или просто крики о пожаре, взрыве или агрессии.

Люди в зрительном зале вначале оторо­пели, потом сдвинулись, качнулись в сторо­ну выходов, закричали. Задние, боясь ока­заться дальше всех от спасительной двери и ближе всех к опасности (которую зачастую даже и не видят), нажали на передних. Пе­редние уперлись в стены, образовалась дав­ка.

Вы, конечно, растеряны и испуганы — слишком внезапен был переход от расслаб­ленности к угрозе. Очень хочется вскочить и побежать вместе со всеми, не важно, куда, лишь бы отсюда. А вот тут вы не правы. Очень важно, ку­да, и еще важно, когда.

Если вы надумали убегать, то старай­тесь быть первыми, пока еще проходы свободны, пока еще основная масса людей выбирается из рядов кресел, пока они еще не превратились в толпу и помнят о нормах общечеловеческой морали, не пустили в ход локти и ку­лаки. Потом эта мораль будет смята, раздавлена и растоптана тысячами ног. Главная ваша задача — не ока­заться в набравшей мощь приливной волне.

Если вы не успели попасть в первые ря­ды бегущих людей и если явная опасность не просматривается, постарайтесь пере­ждать, пока схлынет основной поток спаса­ющихся, Конечно, трудно не поддаться об­щей панике. Как же так — все бегут, а вы чего-то ждете. И все-таки по­пробуйте усмирить свой страх.

В огромном числе случаев толкотня массы людей в узких проходах бывает много опасней самой угрозы, вызвав­шей панику. Только в одном случае имеет смысл подвергать свою жизнь опасности, бросаясь в паникующую толпу, — при быстро распространяю­щемся пожаре.

Перед броском избавьтесь от всех способных причинить боль вам и окру­жающим колющих, режущих, стек­лянных и просто объемных, выступа­ющих из карманов предметов.

Сколько угодно случаев, когда потерпев­шие были изрезаны собственными ключами или ножничками, высунувшимися из косме­тички.

Представьте на секунду, что станет с вашими ребрами, если в них с огромной силой вдавить ваш же пухлый блокнот или ко­шелек. Равномерное давление кости худо-бедно выдержат, а вот точечное — не все­гда. А если между теми же ребрами в тело войдет вставшая поперек острая, как кин­жал, шариковая авторучка? Бросьте вы вещи и запомните, где их оставили, потом, когда все завершится, вернетесь, найдете.

Снимите очки, если не хотите, чтобы вам вдавили их в глаза. Уберите сережки — их все равно вырвут в общей сутолоке, но уже вместе с ушами. Из­бавьтесь от громоздкой, длинной, слишком свободной, изобилующей вы­ступающими, цепляющимися за что ни попадя деталями — крючками, пугови­цами, завязками и т.п. — одежды. Обязательно снимите с шеи галстуки, шарфы, декоративные косынки, цепоч­ки, бусы, нательные на крепкой цепоч­ке крестики.

Такие предметы вашего гардероба в тол­пе становятся смертельно опасными. Доста­точно зацепиться ими за какой-нибудь непо­движный предмет или близкого человека, чтобы они сыграли роль мгновенно стянув­шей горло удавки. Едва ли вы сумеете вы­дернуть из спрессованной массы людей руки, чтобы ослабить давление петли. И уже тем более не сможете затормозить движение этой толпы, чтобы снять шарф со случайно­го гвоздя на стене.

Намертво завяжите шнурки обуви. Об этом, бросаясь на приступ дверей, обычно все забывают. Да не на бантик — вяжите мертвые узлы! Если кто-нибудь в массе лю­дей наступит вам на распустившийся шну­рок, вы можете упасть, а это гарантирован­ная смерть. И, уж конечно, сбросьте заплеч­ные сумки.

В толпу тоже надо входить с умом. Об­щеизвестно, что самое опасное место в тол­пе, покидающей здание через узкие две­ри, — с краю. Людей, оказавшихся там, иногда просто в прямом смысле слова разма­зывают по косякам дверей. Любой выступ, розетка, выключатель, случайный шуруп или гвоздь могут изрезать человека, протаскиваемого вдоль стены, не хуже бан­дитского ножа. Поэтому основная задача че­ловека, вливающегося в толпу, — как мож­но дальше уйти от ее края. Это можно сде­лать, либо вернувшись чуть назад, где она более разрежена, чтобы попасть в одну из центральных струй, либо «идти по голо­вам». Самое свободное пространство в спрессованной толпе, естест­венно, вверху. А люди в толпе бывают на­столько сдавлены, настолько притерты друг к другу, что по ним, по их плечам и головам можно идти, как по булыжной мостовой, в полный рост.

Для этого надо запрыг­нуть на крайние ряды и по-пластунски или перекатываясь ползти до места, которое вы облюбовали, а там уже ввинчиваться в мас­су людей. А если не выйдет, то так и плыть на чужих головах дальше. Единственное, что вас будут тревожить снизу ударами, толчками или щипками. Но это перетерпеть можно, это не так смертельно, как растирание по стенам.

Особенно этот прием можно порекомен­довать в случаях, когда у вас на руках ма­лолетний ребенок. Втаскивать его в толпу — значит подвергать его жизнь смертельной опасности. Детские ребра не способны вы­держать такой нагрузки, как взрослые, и при сильных толчках могут сломаться, что в условиях всеобщей сдавленности ведет к сминанию не защищенных костяком скелета легких и невозможности сделать следующий вдох. Столь же опасно ребенку из-за его ма­лого роста оказаться внизу, у пола, где, мо­жет быть, чуть свободней, но очень легко угодить под каблуки тысяч идущих мимо ног. Самое безопасное место — над голова­ми. Известны случаи, когда матери просто бросали своих детей поверх толпы и тем са­мым спасали их от смерти. Иногда родители усаживают ребенка на плечи и в таком положении вливаются в людской поток.

В постепенно уплотняющейся, камене­ющей толпе, когда путь наверх за­крыт, родители должны попытаться, повернувшись лицом к лицу и, уперев­шись друг в друга согнутыми в локтях и прижатыми к корпусу руками, поме­стить ребенка между собой.

Классическая поза — мать, обхватившая и закрывшая руками от опасности свое дитя, — в толпе бесполезна и даже опасна. Не хватит у матери сил сдер­жать руками давление напирающих со всех сторон людей, как бы она ни старалась. Ру­ки, да и все тело, надо стремиться использо­вать так, чтобы, приняв давление людей на себя, образовать относительно безопасную нишу для своего ребенка. Не обхватывать надо дитя, фактически лишаясь тем самым возможности использовать придавленные к его телу руки, а выставлять руки вперед, за­клинивая их между стоящими сзади и спере­ди людьми. Кости в продольной оси гораздо прочнее, чем в поперечной. Этим и надо пользоваться.

Успевайте совершить все подготовитель­ные действия: защитить детей, занять наи­более безопасное положение, избавиться от опасных вещей и т. п. — заранее. Пусть начальная разреженность людского потока не вводит вас в заблуждение. По мере при­ближения к выходной двери давление (из-за эффекта воронки) будет нарастать. И когда вы спохватитесь, будет поздно, ваши руки будут намертво прижаты к телу. Все, что вы можете предпринять для своего спасе­ния в толпе, вы должны предпринять до ее «прессовки».

Если вы оказались в первых рядах убега­ющих людей, постарайтесь, пока толпа не прибыла, раскрыть вторую, если она запер­та, створку двери. Потом это будет сделать сложнее.

И все же лучший способ избежать воз­можной гибели в выбегающей из помещения толпе — не попадать в нее. Для этого не по­ленитесь, находясь в кинотеатре, дворце спорта или на стадионе, заранее наметить пути возможного отхода. Обратите внимание на встретившиеся вам на пути двери, над которыми висит таб­личка «Запасный выход» или горит окра­шенный в красный цвет плафон.

Замечено, что большинство людей в слу­чае опасности пытаются выбраться тем же путем, что пришли. В результате у входных дверей образуется давка, в то время как подходы к запасным довольно свободны. Ес­ли вы заранее узнали, где они располагают­ся, вам не придется толкаться локтями, за­щищая бесчеловечными методами свое пра­во на жизнь.

Это и есть одно из самых главных пра­вил выживания, которое гласит: заходя ку­да-то, подумай, как ты будешь оттуда выби­раться.

Оно впрямую касается как альпинистов, штурмующих высотный пик, так и простых смертных людей, на пару часов зашедших в кинотеатр посмотреть новый фильм. Прави­ла выживания не зависят от места действия.

В более «мягких» случаях неорганизо­ванных толкучек, которые могут образо­ваться в местах массового скопления лю­дей — на концертах, цирковых представле­ниях, спортивных и тому подобных меро­приятиях — в целях безопасности, особенно если вы с детьми, следует избегать прост­ранств возле сцены, где фанаты от искусст­ва могут устроить стихийную давку, подхо­дов к гардеробам, куда наперегонки, друг за другом, устремляются после представления толпы зрителей, входных дверей, близких остановок городского транспорта. Лучше выйти на улицу и сесть в автобус чуть поз­же, но целому, чем в первых рядах, но с ис­порченным настроением и внешним видом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.