Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение личности от незрелости к зрелости (по Арджирису)






Персональное развитие в организации

Социализация личности представляет собой адаптацию личности к окружающей среде, усвоение тех принципов и норм поведения, которые существуют, изменение индиви­дуальных установок в случае их несоответствия организа­ционным правилам.

Организационные процессы социализации совпадают со стадиями карьеры. В организации посредством управления социализаци­ей и карьерой сотрудников происходит согласование лич­ных и групповых интересов. Карьера представляет собой последовательность инди­видуально понимаемых отношений и поведения, связанных с. относящимися к делу организационными навыками. Успех социализации в организации зависит от того, насколько хорошо деятельность по социализации совмеща­ет на каждой стадии карьеры потребности личности и орга­низации. Задачи менеджеров заключаются в умелом соче­тании потребностей организации с потенциалом работни­ков и их карьерными устремлениями. Существует много теорий, посвященных стадиям раз­вития личности, и не существует единого мнения относи­тельно конкретных стадий развития.

Особого внимания заслуживают на ряд теорий:

Движение личности от незрелости к зрелости (по Арджирису)

Модель движения личности от незрелости к зрелости, предложенная Арджирисом, приближена к изучению и ана­лизу ОП. Арджирис считает, что личности работающих в организации, как правило, могут быть описаны параметра­ми, соответствующими конечному этапу движения к зре­лости. Соответственно, чтобы добиться наиболее полного раскрытия каждой отдельной личности, организация дол­жна стремиться к стимулированию активности, а не пас­сивности, к независимости, а не подчиненности, способство­вать формированию не краткосрочной, а долгосрочной пер­спективы, побуждать работника к стремлению занять более высокие должности, чем его коллеги, к раскрытию его глу­бинных возможностей. Арджирис отмечает, что, к сожале­нию, в большинстве случаев происходит обратное. Достиг­ший зрелости работник испытывает чувство фрустрации и беспокойства и вступает в конфликт с современной форма лизированной организацией. Арджирис видит здесь основ­ное несоответствие между запросами зрелой личности и природой формальной организации.

2. Для личности процесс социализации связан с развити­ем карьеры.

Понять выбор карьеры можно, основываясь на том, что индивиды стремятся к карьерам, которые совместимы с их собственными личностными ориентациями. Это направле­ние является основой важной теории выбора карьеры, со­зданной Дж. Холландом.

Согласно Дж. Холланду, можно выделить шесть типов личности, соответствующих видам деятельности.

Теория Холланда и основанные на ней консультацион­ные методы действенны не во всех случаях. Основную ответ­ственность за выбор карьеры несет индивид. Выбор опреде­ленного жизненного положения включает выбор профессий, представляющих различные, зачастую конфликтующие цен­ности (семья, уверенность в завтрашнем дне, деньги и т.д.). На различных стадиях жизни и карьеры ценностям придается неодинаковая важность, со временем меняются возмож­ности получить удовлетворение от своего выбора.

Для выбора карьеры можно и нужно применять соот­ветствующие научные методы, но реальный выбор остается субъективным.

Типы личности и соответствующие им виды деятельности (по Холланду)

Тип Характеристика Примерные виды деятельности
Реалистический Агрессивное поведение; предпочитает деятельность, требующую мастерства, силы и координации Лесоводство, скотоводство, архитектура
Исследовательский Познавательное поведение; предпочитает умственную, организаци- оную деятельность, направленную на понимание Биология, математика, океанология
Социальный Внутриличностное поведение; предпочитает чувственную и эмоциональную деятельность Медицина, обслуживание инвалидов, социальная работа
Артистический Поведение самовыражения; предпочитает артистическую деятельность, деятельность по самовыражению и индивиду­альную деятельность Искусство, музыка, образование
Обычный Структурное поведение; предпочитают подчинять личные потребности другим потребностям Бухгалтерия, финансы
Инициативный Предсказывающее поведение; предпочитает деятельность, связанную с властью, требующую высокого статуса Менеджмент, юриспруденция, общественная деятельность

3. Организационная социализация — процесс, в рамках которого индивид постигает ценности, способности, требуе­мое поведение и социальный кругозор, важные для приоб­ретения веса в организации и участия в ней в качестве пол­ноправного работника.

Процессы социализации направлены на сочетание ин­тересов индивида и организации. Основные составляющие организационной социализации:

1.Изменение установок, ценностей и форм поведения

2.Непрерывность процесса социализации в течение определенного пе­риода времени

3.Приспособление к новым должностным обязанностям, рабочим груп­пам и работе организации

4.Взаимное влияние новых сотрудников и руководителей

5.Первостепенная важность начального периода социализации

Организационная социализация — деятельность, произ­водимая организацией для объединения организационных и личностных целей. Стадии социализации в основном соот­ветствуют стадиям карьеры, обычно выделяют три стадии, которые реализуются непрерывно и одновременно. Каждая стадия подразумевает определенное действие, которое уве­личивает шансы личности сделать успешную карьеру. Стадии социализации:

1. Предварительная (упреждающая) стадия социализа­ции — получение информации о новой организации и/или о новой работе. Стадия связана со стадией карьеры, предше­ствующей работе, а деятельность по сбору информации вклю­чает формальное обучение, действительный опыт работы и усилия организации, пытающейся привлечь новых работни­ков. Чтобы соответствие между личностью и организацией было оптимальным, необходимо соблюдение двух условий:

- реализм означает, что и личность, и организация дол­жны оценивать себя реалистично;

- соответствие, совпадение (конгруэнтность), когда мас­терство личности, ее талант и способности полностью ис­пользуются в работе.

2. Согласование. Человек принят на работу и становится чле­ном организации. В течение этой стадии работник узнает, что на самом деле представляет собой организация и его работа.

3. Ролевое управление включает в себя конфликты:

• между работой и семьей;

• между рабочей группой индивида и другими рабочи­ми группами организации.

Процесс социализации продолжается в течение всей ка­рьеры индивида. Потребности организации меняются, ее работники должны приспосабливаться к ним, поэтому их нужно постоянно социализировать. Методы социализации:

Этап социализации Метод

Упреждающая 1. Наем на основе действующего плана должностей

социализация 2. Подбор и назначение с использованием плана

продвижения по работе

Приспособительная 1. Специальные и индивидуальные программы обучения
социализация 2. Обучение социальным и техническим навыкам

3. Точная и поддерживающая обратная связь

4. Назначение на ответственные работы, должности

5. Требовательные, но справедливые руководители

6. Стимулирование отношений наставничества

Ролевая 1. Предоставление профессиональных консультаций

управленческая 2. Адаптивные, гибкие производственные задания

социализация 3. Искренние менеджеры, учитывающие индиви­дуальность

подчиненного

Процессы социализации в организациях различаются по форме и содержанию, они различны применительно к разным ситуациям. Методы социализации рассматривают­ся применительно к стадиям, этапам социализации.

Упреждающая социализация (предварительная)

Деятельность организации на этой стадии социализа­ции направлена на пополнение и выбор программ. Если эти программы эффективны, то люди, вновь набранные в орга­низацию, должны почувствовать реальность и конгруэнт­ность. В свою очередь, точные представления о работе — это результат реализма и конгруэнтности.

Приспособительная социализация (в процессе согласования)

Программы обучения на начальной стадии обеспечива­ют непрерывную обратную связь как процесс, необходи­мый для овладения мастерством. Работа, требующая вызова, решительности обеспечивает эффективность программ социализации и развитие карьеры. Наставником может стать любой менеджер или коллега.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.