Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории пожарного дела в России






 

Пожары на Руси всегда были страшным бедствием. В огне ежегодно погибали тысячи людей, причинялся неизмеримый материальный ущерб государству. Особенно страдали сельские жители, которые были совершенно беззащитны перед огненной стихией. Тот факт, что вплоть до XV века пожар считался большим только тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, свидетельствует о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров. О пожарах, которые уничтожали 100 – 200 дворов, летописи даже не упоминали.

Исторические летописи отмечают, что многие русские города не раз подвергались опустошительным пожарам. По несколько раз выгорали города: Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Москва сгорела полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. Историки отмечают, что опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 годах. Московский пожар 1356 г. за два часа уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады.

С ростом городов, развитием средств производства, убытки от пожаров становились все весомее. Все острее ощущалась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров. Необходимо было изменить и отношение населения к проблеме пожарной безопасности. В период становления российской государственности центральной власти приходилось решать, наряду с множеством других проблем, проблему пожаров.

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) три его старших сына – Изяслав, Святослав и Всеволод заключают между собой союз для совместных действий по решению политических и военных задач. Ко времени существования данного союза относится одно из первых упоминаний в официальных сводах законов мер по борьбе с пожарами. Сыновьями Ярослава была составлена так называемая “Правда Ярославичей” – документ, в соответствии с которым определялись наказания за различные преступления. В статье № 32 “Правды Ярославичей”, в частности, говорилось о наказании за поджог княжеской борти.

После неоднократных нашествий на Русь половецких полчищ, полувековой раздробленности государства, распавшегося на феодальные княжества, войн и потрясений, в 1113 г. к власти пришел Владимир Мономах. Во время правления Владимира и его сына Мстислава Киев на несколько лет вновь стал центром большого государства. Законы, устанавливающие наказания за деяния, связанные с пожарами, пополнились несколькими статьями.

При великом князе Московском и всея Руси Иване III (1440 — 1505 гг.) внимание к “пожарной“ проблеме усилилось. Иван III впервые в России придал законодательную силу борьбе с пожарами от бытовых причин, признавая их наиболее распространенными ввиду полной беспечности населения при обращении с огнем. Судебник 1497 г. устанавливал самую суровую кару за поджог (поджигателя, наряду с иными, наиболее опасными преступниками, надлежало казнить “смертной казнью”).

Карательные меры, применяемые к поджигателям, в последующих сводах судебных законов оставались теми же. И в судебнике царя Ивана IV (Грозного) от 1550 г., и в судебнике царя и великого князя Федора Ивановича от 1589 г. наказание за поджог оставалось столь же суровым: “жывота не дати, казнити смертною казнью”.

Длительное время система предупреждения пожаров держалась исключительно на карательных мерах. Первые действенные мероприятия, направленные непосредственно на предупреждение пожаров стали проводиться лишь в государстве Московском. После “Всесвятского” пожара (1365 г.) московский князь Дмитрий Иванович принимает решение защитить город Кремль от врагов и от пожаров новым огнестойким строительным материалом — белым камнем. В результате проведенного строительства длина Кремлевских стен к 1367 г. достигла 2 тысяч метров. С этого времени Москву стали величать “белокаменной”. Однако, основная часть жилых построек по обеим сторонам Кремлевской стены, по-прежнему, была деревянной, и пожары продолжали периодически опустошать столицу.

В 1434 г. великий князь Василий II повелел не только осторожно обращаться с огнем, но и определил условия пользования огнем в наиболее опасных ремеслах и в быту. Когда же пожар все же возникал, а случалось это на Руси, к сожалению, часто, основной действенной силой при тушении пожаров, как и многие века до того, оставался народ, вооруженный баграми, кирками и ведрами.

В 1493 г. Московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам. После этих пожаров от великого князя Московского и всея Руси Ивана III выходит повеление снести все дома, лавки и прочие постройки, находящиеся на расстоянии ближе ста десяти сажен (примерно 235 метров) от кремлевских стен. Впоследствии Кремль окружают глубоким рвом, по которому пускают воду из близлежащих речушек. Этот ров и пустырь вокруг кремлевских стен выполняли как противопожарные, так и оборонительные функции.

Первые противопожарные правила для населения были изданы в 1504 г. Они предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.

В начале XVI в. по указу Ивана III в Москве была организована пожарно-сторожевая охрана. На улицах города устанавливали особые заставы с решетчатыми воротами, которые на ночь закрывались. На заставах осуществлялось круглосуточное дежурство. В качестве сторожей привлекались горожане по одному с каждых десяти дворов, возглавляемые решеточными приказчиками. В обязанности сторожей вменялось наблюдение за тем: “чтобы бою, грабежу, корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц”. Несение службы на заставах контролировали назначенные должностные лица из дворян, так называемые “объезжие головы”. Также в помощь “объезжим головам “ из жителей назначались десятские, сотские и тысяцкие, которые в случае возникновения пожара сгоняли народ для его тушения. Тех же, кто отказывался тушить, били батогами и волокли на пожар силой.

В 1547 г. после опустошительного пожара в Москве, Иван IV (Грозный) издает указ, запрещающий москвичам топить летом печи в домах. Чтобы никто этого закона не нарушал, на печи накладывались восковые печати. Этот же указ обязывал жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это позволяло жителям в короткие сроки самостоятельно ликвидировать пожар в начальной стадии, не тратя времени на доставку воды от ближайшего колодца.

В 1550 г. в России учреждается стрелецкое войско. Согласно царскому указу, стрельцы обязаны были являться на пожары и принимать участие в тушении. Это, несомненно, было шагом вперед в деле предупреждения и тушения пожаров. Подчиняющихся строгой воинской дисциплине стрельцов значительно быстрее можно было организовать для тушения пожара, чем разношерстное городское население, да и пользы от них при тушении было больше. Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские формирования.

После упразднения в 1698 г. стрелецкого войска и создания регулярных полков, войска по-прежнему привлекались к тушению пожаров. В 1711 г. Петр I издает указ “О неукоснительном прибытии войск на пожары”, название которого говорило само за себя. Однако, наряду с войсками, к надзору за противопожарным состоянием города и тушению возникающих пожаров все так же привлекалось городское население.

Вследствие слабого развития технических средств тушения пожаров одним из важнейших методов борьбы с огнем оставалось недопущение возникновения пожаров.

В 1649 г. выходят два документа, имеющие отношение к мерам по предупреждению пожаров. Первый документ — ”Соборное уложение”, вводил уголовную ответственность не только за поджог, как было прежде, но и за неосторожное обращение с огнем, повлекшее за собой значительные убытки. Закон устанавливал особую ответственность и за кражу собственности во время пожара. В апреле 1649 г. выходит второй документ - “Наказ о градском благочинии”, который в основном повторял принятые ранее правила обращения с огнем в быту: предписывал иметь всем жителям в домах ведра и запас воды, соблюдать правила пользования печами. Наряду с этим, Наказ впервые устанавливал ответственность должностных лиц за выполнение правил пожарной безопасности.

Следует отметить, что большая часть предпринимаемых усилий по борьбе с “пожарностью” в России не имела особого положительного эффекта. Для изменения подхода к данному вопросу необходимо было создание профессиональной пожарной охраны. И это должны были быть не просто организованные и подчиняющиеся строгой дисциплине люди, а хорошо обученные тушению пожаров профессионалы, объединенные в специальные, постоянно действующие подразделения — пожарные команды. И надо заметить, что попытки организовать подобные команды не раз предпринимались в Москве и Санкт-Петербурге на протяжении XVI — XVII веков.

В 1624 г. в Москве при Земском дворе была организована первая пожарная команда. Она имела в своем составе 100 человек из “ярыжных” (полицейских служащих низших чинов), перешедших на содержание государства. К 1629 г. численность этой команды составляла уже 200 человек, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. Команда была оснащена бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми, щитами и прочим имуществом, выделяемым казной. При Земском дворе постоянно дежурило 20 извозчиков при конном обозе, готовых по первому набатному звону доставить огнеборцев с их инструментами к месту пожара. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ собирал на содержание команды с населения подати.

Начало XVIII века характеризовалось для России подъемом во всех областях государственного строительства, сближением с передовыми державами, активным стремлением участвовать в процессе “большой европейской политики”. В данной ситуации нельзя было больше терпеть бессилие властей и народа перед неизбежностью возникновения больших пожаров, которые, как и много веков назад, продолжали практически беспрепятственно бушевать по всей России.

Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. Он прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и об устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 г. вышел указ, в котором повелевалось во всех городах России “деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам”. Постепенно каменное строительство стало обязательным. Невыполнение требований пожарной безопасности влекло за собой наказание и штрафные санкции. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 г. устанавливались следующие штрафы: «Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги”, с незнатных – в два раза меньше».

В Санкт-Петербурге строительство деревянных домов было запрещено с 1712 г. Кроме каменных разрешалось строить только глинобитные дома. Здания велено было возводить в один ряд, и расстояния между постройками должны были составлять не менее 13 м. Во избежание пожаров все деревянные постройки вблизи важных и пожароопасных объектов сносились.

Требования пожарной безопасности в строительстве постоянно дополнялись. В 1736 г. были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров). Изданы указы, направленные на защиту от пожаров лесов, а также предписания, касающиеся строительства в селах и деревнях.

После смерти Петра I внимание к вопросам предупреждения пожаров ослабло. Отдельные указы и постановления, принятые в этот период, лишь дублировали нормативные акты, разработанные при Петре. Вместе с тем все большее внимание начинает уделяться формированию сил и средств пожаротушения.

В 1722 г. при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге была создана специализированная пожарная команда из рабочих. В 1741 г. организованы пожарные команды для охраны Зимнего дворца и летних резиденций в Царском селе.

В 1763 г. в Санкт-Петербурге и Москве в составе полиции были учреждены ”пожарные конторы”, а также определен штат чинов при пожарных инструментах. Однако, по-прежнему, для тушения пожаров, в порядке пожарной повинности, привлекалось необученное городское население. Обязательные пожарные дежурства отвлекали от основных занятий, поэтому горожане, определяемые для дежурства, как могли, уклонялись от обременительной повинности.

В 1798 — 1799 гг. “пожарные конторы” переименовываются в “пожарные экспедиции”. Однако, это никак не повлияло на улучшение дела по организации пожаротушения. Назрела необходимость коренным образом изменить подход к решению вопроса борьбы с пожарами. Необходимо было отменить пожарную повинность городского населения, не отвечавшую поставленным перед ней задачам, и приступить к организации по-настоящему профессиональной пожарной службы. Поворотным этапом в решении этого наболевшего вопроса стало начало XIX века.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано Министерство внутренних дел. В состав Министерства вошли “Управы благочиния”, которыми руководили обер-полицмейстеры, стоявшие во главе полиции в Петербурге и Москве. Подобные управы были организованы и в губернских городах. В задачу управ входило централизованное управление пожарной охраной в городах, и их можно считать прообразом сегодняшних органов управления пожарной охраной в стране.

29 ноября 1802 года издается Указ Александра I “Об учреждении при полиции особенной пожарной команды”: “В облегчение обывателей здешней Столицы от поставки пожарных работников натурою, приказал Я учредить при Полиции особенную для исправления сей повинности, так как и для содержания ночной стражи команду, из 1602 человек состоящую, составив оную из солдат неспособных к фронтовой службе...”.

Почти сразу после того, как данная пожарная команда начала работать, Указом Александра I от 24 июня 1803 г. население столицы было освобождено от несения пожарной повинности: выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Отныне содержание пожарных команд полностью брало на себя государство.

31 мая 1804 года аналогичная пожарная команда была создана в Москве, а позже, и в других городах России.

Впоследствии порядок несения службы в пожарных командах стал определяться в соответствии с «Уставом пожарным», принятым в 1832 году.

Очередным значительным шагом в развитии пожарной охраны было утверждение 17 марта 1853 г. “Нормальной табели составу пожарной части в городах”. Согласно этому документу, в целях создания упорядоченной структуры пожарной охраны, все города России, кроме столичных, были разделены на семь групп по числу жителей. Для каждой группы предусматривался штатный состав, количество пожарного инвентаря и отпускаемые средства на их ремонт. К первому разряду относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому — от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов утверждались Министерством внутренних дел.

Новой страницей в деле предупреждения пожаров и борьбе с ними можно считать появление в России в середине XIX в. добровольных пожарных команд, которые организовывали сами жители городов и других селений. Потребность в добровольных командах возникла в связи с тем, что профессиональные пожарные были не в состоянии полностью контролировать положение с пожарами в государстве. Добровольных пожарных не нужно было призывать к осторожному обращению с огнем. Они сами стояли на страже имущества и жизни своих близких и являлись лучшими пропагандистами мер пожарной безопасности.

В 1892 г. было образовано Российское пожарное общества, которое объединило вокруг себя практически все добровольные пожарные силы в стране.

После Октябрьской революции 1917 г. по представлению Совета Всероссийского пожарного общества Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Этот документ стал основой принятого СНК 17 апреля 1918 г. декрета " Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России.

Для охраны достояния Республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем был учрежден Пожарный совет. В состав совета вошли 23 человека из различных комиссариатов, что дало возможность Совету оперативно решать организационные вопросы.

12 июля 1920 г. Совет Народных Комиссаров своим постановлением передал пожарную охрану в ведение Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД).

Несмотря на острую нехватку техники, пожарные героически боролись с огнем, спасая людей и народное имущество. За мужество и самоотверженность пожарные команды Борисоглебска, Краснодара и Москвы в 1923 - 1925 гг. были награждены орденами Труда Российской Федерации (орденом Трудового Красного Знамени - высшей правительственной наградой того времени).

Утверждение в июле 1924 г. устава добровольных пожарных организаций позволило на правовой основе развернуть строительство добровольных пожарных команд.

10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).

Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. " Положения о Государственном пожарном надзоре". В профилактической работе упор был сделан на привлечение населения. В цехах, на предприятиях, жилом секторе создаются специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними.

В 1940 г. был введен в действие " Боевой устав пожарной охраны", " Устав внутренней службы" и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. В конце 1940 г. ГУПО организует проведение обучения населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными бомбами.

В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась кадрами, необходимой техникой. Вся боевая и профилактическая работа строилась по единым уставам и наставлениям.

В годы Великой Отечественной войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД вошли в систему местной противопожарной обороны (МПВО), но оперативно были подчинены ГУПО. При ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров они действовали самостоятельно. Именно военизированные и профессиональные пожарные команды НКВД гг. Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани, Туапсе, Ростова-на-Дону, Ярославля и других городов, находящихся в зоне действия вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения пожаров, возникавших в результате варварских бомбардировок.

В послевоенные годы усилия ГУПО были направлены на совершенствование боевой подготовки органов управления и подразделений пожарной охраны, восстановление и развитие их материально-технической базы.

В 1956 г. в крупных городах страны была осуществлена реорганизация пожарной охраны. Функции предупреждения и тушения пожаров были объединены в одном подразделении.

В 1956 г. заметно оживилось и международное сотрудничество в области пожарной охраны. В СССР побывали делегации пожарной охраны Болгарии, Венгрии. Делегация советских пожарных посетила Чехословакию. В сентябре 1957 г. в Варшаве проходил международный конгресс под эгидой Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ) в котором советские пожарные приняли участие в качестве наблюдателей. А год спустя на очередном конгрессе советская пожарная охрана была представлена как полноценный член КТИФ.

Работа передовых добровольных пожарных команд в эти годы показала, что эти подразделения успешно охраняют не только населенные пункты сельской местности, но и города. Развитие добровольчества сдерживала раздробленность, отсутствие единого руководства. 14 июля 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР № 1074 было организовано Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). С созданием ВДПО эти проблемы были решены.

1966 г. ознаменовал новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.

Большая и ответственная задача стояла перед пожарной охраной в период подготовки и проведения XXII Олимпийских Игр в Москве. В результате предпринятых органами пожарной охраны профилактических мер в местах, связанных с проведением «Олимпиады — 80» и культурной программы, пожаров удалось избежать.

1 ноября 1985 г. был введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны.

В ночь 26 апреля 1986 г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Прибывшие по тревоге пожарные свой долг выполнили до конца. Их было 28 - первых, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора.

В начале 90-х годов в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места.

23 августа 1993 г. Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ.

21 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон " О пожарной безопасности". Проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. Согласно закону обеспечение пожарной безопасности - это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России (с 2002 г. ГПС МЧС России) как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.

История пожарного дела в России имеет не только государственные вехи. Она наполнена подвигами, славными делами, энтузиазмом и незаметной внешне работой не одного поколения огнеборцев. Во многих городах, населенных пунктах помнят своих героев. О развитии пожарной охраны в вашем городе (регионе) можно узнать при посещении местных пожарных частей, из бесед с ветеранами пожарной охраны, а также в Центрах противопожарной пропаганды и общественных связей, которые имеются во всех Управлениях и Отделах ГПС субъектов России.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.