Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы электробезопасности в повседневной жизни






ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОМЕЩЕНИИ

ОБЖ

 

Мошкин В., Черепанова С.

 

1. Какие действия людей ведут к возникновению пожаров?

2. Как можно предупредить пожар?

3. Каковы опасные факторы пожара?

4. Что следует делать в первую очередь при возникновении пожара?

5. Какие средства используются для тушении пожара?

6. В каком случае следует прекратить борьбу с огнем и покинуть помещение?

7. Что можно предпринять для защиты от огня и дыма?

8. Как действовать, если горит соседняя квартира?

9. Как можно помочь человеку, охваченному пламенем?

10. Как оказать доврачебную помощь при ожогах?

 

Ежегодно в пожарах России гибнут тысячи людей. Причем количество пожаров растет. На Алтае в 1991-2000 годах произошло 60964 пожаров, во время которых погибло 2400 человека (в том числе 178 детей).

Не одно тысячелетие использует человек в своих целях огонь: варит пищу, согревается, отпугивает диких зверей, освещает жилище. Это огонь, который применяется для блага людей. Другое дело, когда огонь выходит из-под контроля и возникает пожар. Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства.

Приведем только два события, на примере которых наглядно видна опасность пожаров. Пожар 2 мая 1917 года в Барнауле оказался самым крупным не только на Алтае, но вообще в России. В пепел обратилось 730 усадеб или 60 кварталов - лучшая часть города. Без крова осталось 10500 жителей - более одной пятой населения. В огне погибло несколько сот человек. В результате пожара 5 ноября 1961 года в деревне Эльборусово Чувашской республики под обломками сгоревшей школы погибло 105 детей и четыре учителя, среди них двадцать дошкольников и двадцать четыре семилетних ребенка. Помочь им не сумел никто.

Для предупреждения пожаров прежде всего следует помнить о причинах их возникновения:

1. Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п.

2. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегревается в мебельной стенке, в одну розетку включено много электроприборов, применяются неисправные приборы и т. п.

3. Нарушение правил эксплуатации печей: применение бензина для разжигания огня, неправильное устройство дымоходов, оставляются открытыми двери топок и т. п.

4. Шалость детей с огнем: игра со спичками в жилых и общественных зданиях, неправильное использование хлопушек, бенгальских огней и т. п.

Приведенный перечень охватывает далеко не все конкретные причины возникновения пожаров. Пожар может возникнуть при использовании неисправной газовой плиты, от брошенного окурка, от умышленного поджога и т. п. Конкретных причин множество, но в большинстве случаев пожару так или иначе способствуют люди. Установлено, что около 90% пожаров возникает по вине человека. Поэтому так важно знать правила предупреждения пожаров, учитывать, что правильные действия людей могут предупредить пожар или значительно снизить потери при его возникновении.

Прежде всего следует помнить о том, что нельзя делать. Изучая пункты «запретительных» положений, конкретно представьте, что нужно делать в тех или иных ситуациях. Итак, запрещается:

- применять самодельные электрические приборы, пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией;

- использовать неисправные электрические и газовые приборы, пользоваться поврежденными розетками;

- нарушать инструкции по применению бытовых газовых и электрических приборов, применять их не по назначению;

- включать в одну розетку более трех элект­роприборов (или более одного прибора, если мощность его велика: электрочайник, утюг, электроплита и т. п.);

- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами;

- пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками и другими нагревающимися электроприборами без подставки из несгораемых материалов;

- оставлять без присмотра работающие электроприборы, особенно утюги, электроплиты, телевизоры;

- использовать пожароопасные предметы и жидкости вблизи открытого огня или работающих электроприборов: бензин, распылять содержимое баллончиков с лаком и т. п.;

- пользоваться электроприборами или открытым огнем при запахе газа, свидетельствующем об опасности взрыва смеси газа с воздухом;

- разогревать лаки, краски и другие горючие материалы на газовой или электрической плите;

- сушить белье вблизи электронагревательных приборов или газовых плит, над раскаленными печами;

- зажигать вблизи елки хлопушки, бенгальские огни, фейерверки, свечи, применять самодельные хлопушки и т. п.;

- оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать малолетним детям надзор за ними;

- устраивать в квартирах жилых домов мастерские, склады, где применяются и хранятся пожароопасные вещества и материалы;

- загромождать проходы, лестничные площадки, марши лестниц, люки, чердаки, подвалы, балконы мебелью и другими вещами.

Как видим, меры профилактики пожаров многообразны. Выбор их зависит от конкретной ситуации. Например, способы предупреждения пожара в городской квартире, начиненной электроприборами, будут несколько иными, чем меры безопасности в деревянном дачном домике, где нет электричества, водопровода, топят печь, зажигают свечи и керосиновую лампу, используют примусы и т. п. Общим для большинства мер пожарной безопасности является то, что они обычно помогают:

- предотвратить опасную близость раскаленных предметов, огня и пожароопасных предметов, жидкостей (утюг и штора, электроплита и одежда и т. п.);

- не допустить использования неисправных приборов и устройств, в которых имеются нагревательные элементы, которые могут перегреться, загореться из-за неисправности;

- предупредить неправильное применение пожароопасных приборов, приспособлений и материалов (газовых плит, лаков, бензина и т. п.);

- исключить неконтролируемое горение, которое может перерасти в пожар (оставленные без присмотра печи, костры и т. п.).

Если, несмотря на все меры предосторожности, начался пожар, в соответствии с правилами пожарной безопасности, действующими в России, каждый гражданин обязан:

- немедленно сообщить об этом по телефону «01» в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, сообщить свою фамилию);

- принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Помните! Правила пожарной безопасности обязывают граждан звонить по телефону «01» при обнаружении пожара, при наличии признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.). Следует четко и точно отвечать на вопросы телефонистки службы «01»: сколько в доме этажей, как к нему подъехать и т. п. Если есть возможность, надо встретить машины - это сбережет минуты, которые столь дороги во время пожара.

Выполняя второе требование правил пожарной безопасности - эвакуацию людей, важно учитывать, что маленькие дети во время пожара нередко прячутся под кровати, диваны, столы, в шкафы, кладовки, туалетные и ванные комнаты и на зов во многих случаях не откликаются.

Что касается третьего требования правил пожарной безопасности - принятия мер по тушению пожара, то следует помнить, что пожар -это такое опасное стихийное бедствие, с которым во многих случаях могут бороться только сотрудники специальных пожарных подразделений, имеющие соответствующее оборудование и опыт борьбы с огнем. Находиться в охваченном пожаром здании и бороться с огнем зачастую могут только люди, облаченные в надежное снаряжение, применяющие эффективные средства пожаротушения. Поэтому школьнику-подростку обычно достаточно быстро сообщить о пожаре по телефону «01», предупредить об опасности взрослых, покинуть вместе с малолетними детьми опасное место, закрыть за собой двери, чтобы воздух не поступал в горящее помещение. Пламя без притока свежего воздуха может уменьшиться или вовсе потухнуть.

Что делать, если нет возможности покинуть горящее помещение? Например, если огонь охватил коридор или лестницу, по которой можно выйти из дома. В подобных ситуациях следует помнить о средствах и мерах защиты от огня, дыма и других опасных факторах пожара.

В пособиях по пожарной безопасности рекомендуются различные меры защиты от пожара, способы борьбы с огнем. Эти приемы и средства действий во время пожара многообразны, специалисты разрабатывают все новые приспособления и устройства. Однако выбирать вариант поведения, средства защиты и тушения огня можно только с учетом конкретной ситуации. Мы же рассмотрим конкретные технические вопросы защиты от опасных факторов пожара в наиболее распространенных ситуациях.

Опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды и предметов, токсичные продукты горения, пониженная концентрация кислорода, падающие части строительных конструкций, установок, агрегатов, потеря видимости вследствие задымления, взрывы (взорваться может баллон с газом, испарения бензина в помещении, кинескоп телевизора и т. п.). В условиях пожара нередко возрастает опасность поражения электрическим током, попадания на кожу едких, раздражающих веществ (например, содержащихся в некоторых огнетушителях). Опасность представляет сильное охлаждение некоторых деталей углекислотного огнетушителя. Например, температура раструба и днища корпуса достигает минус 70° С.

Реальной является опасность падения людей с большой высоты при повреждениях перекрытий между этажами, при попытке спуститься из окна многоэтажного дома. Кроме того следует учитывать опасность, которая исходит от окружающих людей, которые иногда теряют рассудок, сбивают друг друга с ног, толпой пытаются пробиться к выходу из помещения, перекрывая проходы и т. п.

Итак, первый опасный фактор пожара - открытый огонь. Для ликвидации очагов возгорания, предотвращения распространения пламени применяются различные средства пожаротушения, которые подразделяются на подруч­ные (песок, вода, одеяло, покрывало и т. п.) и табельное (огнетушитель, багор, топор и т. п.). Наиболее распространенным табельным средством тушения пожаров являются огнетушители.

Огнетушители - специальные технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Существует множество видов огнетушителей, отличающихся по назначению, устройству, мощности, способам применения.

Как использовать огнетушитель при пожаре? Это зависит от типа огнетушителя. На корпусе каждого из них должна быть инструкция. Разумеется, как пользоваться средствами тушения пожара, лучше узнать до того, как эти средства придется применять.

Обычно наиболее доступным подручным средством тушения пожаров является вода. На поверхность горящих конструкций, строений, предметов, устройств вода подается различными способами (при помощи пожарного шланга, ведра и т. п.). Важно помнить, что воду можно применять, когда горят обычные материалы (дерево, бумага, ткани и т. п.). Водой нельзя тушить горящую электрическую аппаратуру, находящуюся под напряжением, воспламенившуюся горючую жидкость (бензин, ацетон и т. п.), а также вещества, которые при реакции с водой выделяют токсичные или горючие газы (сода, калий, карбид кальция и др.).

При тушении пожара хороший эффект дает использование любой несинтетической накидки, которая прекращает доступ воздуха к горящему предмету. Песок пригоден для тушения небольших пожаров, но не подходит для тушения горючих жидкостей. Для борьбы с огнем можно использовать зеленые ветви, мокрые тряпки, любое находящееся в вашем распоряжении средство. Можно пожертвовать даже пальто или пиджаком во избежание более серьезных потерь.

Если нельзя ликвидировать очаг горения своими силами, немедленно покиньте помещение, прикрыв за собой дверь. Если для спасения жизни необходимо преодолеть огонь, укройте как можно большую площадь своей кожи - наденьте пальто, шапку, укройтесь одеялом, намочите все это. Приготовьтесь не дышать. Пройдите мысленно весь путь, а затем быстро двигайтесь к выходу. В случае необходимости будьте готовы двигаться на четвереньках или ползком. При сильном задымлении, плохой видимости направление движения можно определить по стенам или по направлению досок пола в помещении. Место, охваченное огнем, можно пробежать на вдохе (во время бега задержите дыхание).

Покидая здание, даже не пытайтесь пользоваться лифтом, если в подъезде стоит дым, что-то горит этажом ниже или в доме пожар. В такие минуты может внезапно отключиться электричество, шахта лифта срабатывает как вытяжная труба. Достаточно проехать несколько этажей, чтобы врач потом констатировал: отравление продуктами горения.

Пожары в лифтах происходят от непогашенной спички, окурка сигареты, брошенных на пол или в шахту (там часто имеется мусор и смазочные масла); от короткого замыкания электропроводки; от баловства детей с огнем.

При первых же признаках возгорания в кабине или шахте немедленно сообщите об этом диспетчеру, нажав кнопку «ВЫЗОВ» в кабине. Если лифт движется, не останавливайте его сами, а дождитесь остановки. Выйдя из кабины, заблокируйте двери (вставьте какой-либо предмет, препятствующий их закрытию), чтобы никто не смог вызвать лифт и снова оказаться в ловушке. Попросите соседей вызвать пожарных. В кабину лифта входить нельзя, так как она может самопроизвольно двинуться из-за замыкания горящих проводов.

Тушение пожара в лифте - дело взрослых людей. Однако следует помнить, что кабина находится под напряжением, поэтому в данном случае огонь не тушится водой (используется углекислотный или порошковый огнетушитель, сухой песок, сухая ткань).

Если лифт остановился между этажами, а очаг возгорания находится вне кабины и потушить его невозможно, нажмите кнопку «ВЫЗОВ», сообщите о случившемся диспетчеру, поднимите шум, кричите, стучите по стенам кабины, зовите на помощь. При невозможности самостоятельно выйти из лифта до прибытия помощи закройте нос и рот носовым платком, рукавом одежды, смочив его водой, молоком, слюной, мочой. Сохраняйте выдержку в ожидании помощи.

Следующий опасный фактор - дым, продукты горения. Варианты защиты от них выбираются в зависимости от конкретной ситуации.

В помещениях, где огня нет, но они задымлены и там находятся люди, рекомендуется открывать окна и двери для проветривания. Следует иметь в виду, что выполнение данных мер не должно усиливать приток воздуха в другие помещения, в которых имеются очаги возгорания. В горящем помещении не следует открывать окна, так как поступивший кислород усилит пламя. По этой же причине надо очень осторожно открывать дверь в комнату, в которой что-то горит, - пламя может полыхнуть вам навстречу. Данные правила безопасности важно соблюдать, так как во время пожара наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха и токсичных продуктов горения. Так, воздействие воздуха, нагретого свыше 70° C, представляет опасность для жизни человека. Порой достаточно несколько раз вдохнуть воздух, содержащий продукты горения, чтобы потерять сознание. При отравлении дымом человек нередко теряет способность рассуждать, становится равнодушным, наступает оцепенение, головокружение, а при остановке дыхания - смерть. Поэтому всеми доступными способами защищайтесь от дыма. Преодолевая небольшой участок задымленного помещения, можно на короткое время задержать дыхание на вдохе.

Важно иметь в виду, что обычные средства и способы защиты от дыма (мокрые повязки, противогазы и респираторы) лишь частично защищают от опасностей пожара. Тем более, что количество кислорода в помещении нередко быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание. Поэтому при продвижении по задымленным помещениям иногда безопаснее пробираться на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

Если дым в подъезде, выясните, что происходит. Выходя из квартиры, обязательно прикройте за собой дверь, иначе комнаты могут наполниться дымом. Если дым мешает дышать, следует вернуться в квартиру. В современном доме из кирпича или железобетона (такой дом можно назвать «непрогораемым») пожар можно «пересидеть», если огонь охватил другие квартиры и нет пути к «отступлению». Для этого следует закрыть дверь, заткнуть все щели мокрыми тряпками (в том числе и вентиляционные отверстия), выключить электричество, перекрыть газ, снять с окон занавески (под воздействием тепла стекла могут треснуть и огонь легко переключится на них), отодвинуть от окон предметы, которые могут загореться, наполнить ванну и другие подходящие емкости водой. Важно помнить, чтобы эти меры безопасности могут помочь лишь в доме, где действительно нет деревянных перекрытий между этажами, перегородок, стен, балок, вентиляционных коробов. Дом, в котором есть такие деревянные детали и конструкции (обычно это дома старой постройки), надо немедленно покидать - в таких домах для этой цели обычно есть пожарные лестницы. Если в квартиру проник дым, стало трудно дышать, нужно выйти на балкон и подавать знаки прохожим и спасателям: кричать, размахивать одеждой и т. п.

Чтобы уменьшить вероятность подобных сложных ситуаций, жильцам многоэтажных домов важно уметь пользоваться системой пожарной защиты дома: пожарными кранами, огнетушителями и т. п. При этом в первую очередь следует помнить о том, что на балконах имеются зоны, находясь в которых можно отдалиться от окон и дверей, угрожающих огнем и дымом. Кроме того, важно знать, где расположены эвакуационные лестницы, люки на балконах, другие возможные пути эвакуации из горящего здания. К примеру, в зданиях высотой 10 и более этажей имеются так называемые незадымляемые лестничные клетки с проходом через открытую зону. В 9-этажных домах на балконах и лоджиях есть эвакуа­ционные лестницы, люки. В бетонных перегородках между лоджиями имеются специальные тонкие участки, которые можно разрушить тяжелым предметом (в них нет арматуры) и перейти из одной квартиры в другую, спасаясь от пожара.

Если на человеке горит одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. А сделать это довольно трудно, так как от боли человек начинает метаться, раздувая пламя. Поэтому горящего человека надо остановить любым способом. Затем воспламенившуюся одежду следует погасить, заливая водой, а зимой забрасывая снегом. При отсутствии под рукой воды набросьте на пострадавшего одежду или плотную ткань, не закрывая его голову, чтобы он не получил ожога дыхательных путей и отравления продуктами горения. Если под рукой ничего подходящего не оказалось, катайте горящего по земле, чтобы сбить пламя. Имейте в виду - высокая температура воздействует на кожу тем губительнее, чем дольше и плотнее прижата к ней тлеющая одежда. Потушив пламя, вынесите пострадавшего на свежий воздух, разрежьте обгоревшую одежду и снимите ее, стараясь не повредить обожженную кожу. Наложите на пораженные места повязку из бинта или ткани, проглаженной горячим утюгом. При обширных ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, вызовите «скорую помощь» или доставьте в ближайшее лечебное учреждение. Для уменьшения боли дайте таблетку анальгина или аспирина. При ожогах первой степени (кожа только покраснела) для предупреждения отека тканей применяют холодную воду, снег, лед. Вскрытие пузырей, применение кремов, зеленки, марганцовки недопустимо.

В ходе последующей работы в классе обсуждаются предложенные ранее вопросы, выполняются практические задания (предусматривающие совершенствование практических навыков применения средств тушения пожаров и т.д.), намечаются вопросы и задания для самостоятельной работы после окончания урока:

1. Внимательно посмотрите на то, что вас окружает дома и в школе. Не видно ли явных или не очень заметных нарушений правил пожарной безопасности?

2. Если вы заметили нарушения правил пожарной безопасности, посоветуйтесь со взрослыми, что можно предпринять в сложившейся ситуации, сделайте то, что в ваших силах для устранения возможных причин пожара.

3. Проанализируйте свое собственное поведение и поведение ваших близких.

- Какие действия могут привести к пожару?

- Какие действия способствуют предупреждению пожаров?

- Что следует дополнительно сделать, чтобы избежать пожара?

- Если вы обнаружили, что в ваших действиях есть что-то, угрожающее пожаром, попробуйте изменить свое поведение. Если это невозможно или вызывает серьезные неудобства, придется устранять причины, которые вынуждают вас нарушать правила пожарной безопасности.

4. Какие средства тушения пожара имеются у вас дома, на даче? Не будет ли полезно расширить этот арсенал средств? Какие подручные средства пожаротушения можно применить в вашем доме, в школе?

5. Если у вас есть огнетушитель (в квартире, на даче и т. п.), ознакомьтесь с инструкцией по его применению. Попросите взрослых показать, как им пользоваться. Выясните, что можно тушить этим огнетушителем, чего нельзя.

6. Если загорелся телевизор, специалисты советуют отключить его от сети и тушить водой через верхние вентиляционные отверстия задней стенки, стоять при этом сбоку от прибора. Выясните, сможете ли вы выполнить эти действия в случае пожара: есть ли доступ к розетке, можно ли встать сбоку от телевизора, можно ли залить телевизор водой в случае необходимости.

7. Потренируйтесь в использовании подручных средств для тушения воображаемого огня на вашем приятеле. Набрасывая на него ткань, одежду, не закрывайте лицо, стремитесь сделать все быстро, максимально укрыв тело. Проверьте, какую ткань вы использовали. Представьте, что произойдет, если ткань будет из синтетики. Попробуйте действовать так, как будто одежда загорелась на вас.

 

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ОБЖ

 

Мошкин В., Шамов Ю.

 

1. В каких ситуациях человек может быть поражен электрическим током?

2. Какие действия людей приводят к электротравмам?

3. Что следует делать, чтобы не допустить поражения электрическим током?

4. По каким признакам можно заметить опасность поражения электрическим током?

5. Как помочь человеку, попавшему под электрическое напряжение?

6. В чем заключается доврачебная помощь при поражении электрическим током?

 

Электричество, делая нашу жизнь удобной, помогая нам в решении простых и сложных житейских проблем, таит смертельную опасность. Об этой опасности знают даже самые маленькие дети. И тем не менее тысячи людей получают электротравмы, многие из них погибают.

Поражение человека электрическим током может произойти при прикосновении к открытым токоведущим частям оборудования и проводам; к корпусам электроприборов, оказавшихся под напряжением (например, при повреждении изоляции); от атмосферного электричества; при освобождении человека, находящегося под напряжением, и в других случаях. Действие тока возникает, когда человек прикасается не менее чем к двум точкам цепи, между которыми существует некоторое напряжение. Поэтому опасность особенно велика, если человек, пользуясь электроприбором, стоит на земле, бетонном полу или свободной рукой касается труб системы отопления, водопровода, других токопроводящих конструкций.

Поражение электрическим током может наступить и через дуговой контакт, при приближении на близкое опасное расстояние к проводу действующей электроустановки, линии электропередачи. Опасность поражения на расстоянии значительно возрастает в сырую погоду, когда повышается проводимость воздуха.

Электротравма может возникнуть при попадании под шаговое напряжение, возникающее при обрыве и падении на землю провода действующей воздушной линии. Земля, являясь проводником электрического тока, становится как бы продолжением провода. Электрический ток растекается по земле. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в зоне растекания тока, получает электрический потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Поражение электрическим током происходит тогда, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих различные электрические потенциалы. Чем шире шаг, тем больше разница потенциалов, тем вероятнее поражение. Вокруг лежащего на земле провода образуется опасная зона радиусом от 1 до 20 м.

Проходя через организм, электрический ток оказывает термическое действие (нагревает ткани и внутренние органы вплоть до ожогов отдельных участков тела), электролитическое (разлагает кровь, плазму) и механическое (разрывает различные ткани, стенки кровеносных сосудов). Все это сопровождается серьезными нарушениями функционирования различных систем и органов, включая прекращение деятельности легких и сердца.

Тяжесть электротравмы зависит от силы, рода и частоты тока, протекающего через тело человека, продолжительности его воздействия, пути прохождения через организм, состояния организма, условий внешней среды. Главным определяющим фактором является сила тока. С увеличением длительности воздействия тока растет вероятность тяжелого или смертельного исхода. Существенно влияет на тяжесть поражения путь прохождения тока по телу человека. Наиболее опасны пути через жизненно важные органы (cердце, легкие, головной мозг), т. е.: голова - руки, голова - ноги, рука - рука, руки - ноги. Ток, проходящий по пути нога - нога, часто возникающий при шаговом напряжении, может привести к тяжелому исходу. Кроме того, этот ток может вызвать падение человека и образование более опасного пути (руки - ноги) с большим шаговым напряжением. Физически слабые, больные, утомленные люди, а также женщины хуже переносят действие электрического тока.

Условия с повышенной опасностью поражения людей электрическим током: высокая влажность (пары или конденсирующая влага выделяются в виде мелких капель), наличие токопроводящих оснований (металлических, земляных, железобетонных, кирпичных), возможность одновременного прикосновения человека к металлическим корпусам электроприборов и к соединенным с землей металлоконструкциям зданий, оборудованию, механизмам и т. п.

Для предотвращения электротравм важно помнить и соблюдать следующие правила:

- Нельзя прикасаться к проводам, провисшим или лежащим на земле, влезать на опоры воздушных линий, крыши строений, где поблизости проходят электрические провода, запускать змеи и играть под воздушными линиями.

- Бытовые электроприборы (чайники, плитки и т. п.), переносные светильники предназначены только для пользования в помещениях с непроводящими электрический ток полами.

- Сухое помещение квартиры, дома будет безопасным, если будет соблюдено основное условие: все розетки, электроприборы и светильники должны быть удалены от труб отопления и водопровода, других металлических коммуникаций настолько, чтобы исключалось одновременное прикосновение к этим предметам и прибору, шнуру, розетке.

- Автоматические выключатели, пробочные предохранители в квартирной сети должны быть всегда исправны. Не пользуйтесь так называемыми жучками. Не заменяйте под напряжением выключатели, розетки, ламповые патроны и светильники. Выполняйте эти работы только после отключения сети.

- Следите за исправным состоянием электроприборов, а также шнуров, с помощью которых они включаются в сеть. Соблюдайте порядок включения прибора в электросеть - сначала подключается шнур к прибору, затем к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке.

- Не пользуйтесь неисправными аппаратами, самодельными электропечами, нагревателями и т. п.

- Все электроприборы должны быть сделаны квалифицированными специалистами и на них должны быть установлены особые выключатели, отключающие электроэнергию в случае пробоя или поражения электрическим током.

- Если необходимо вымыть электроприбор, заменить лампочку или предохранитель, отключите общий выключатель электричества в квартире.

- Не держите подключенные к электросети приборы в ванной.

- Электроприбор или лампочка, подключенные к сети и упавшие в ванну во время купания, вызывают тяжелые последствия.

- Не устанавливайте розетки слишком близ­ко к ванне или раковине.

- Не пользуйтесь фенами или электробритвой, если они мокрые или имеют оголенные токопроводящие детали.

- Не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоленты. Замените их, если они сломались.

- Не беритесь за утюг мокрыми руками и не гладьте, стоя на полу босиком.

- Никогда не оставляйте включенный электроутюг без присмотра.

- Не накручивайте шнур вокруг горячего утюга, это может повредить изоляцию провода.

- Прежде чем налить воду в емкость отпаривателя утюга, выньте вилку из розетки.

- Не включайте больше одной вилки в розетку, несколько вилок могут вызвать пожар.

- Сначала выньте вилку из розетки, а затем сворачивайте удлинитель.

- Обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов надо немедленно ремонтировать. Не делайте временных соединений проводов.

- При временной установке елочных электрических гирлянд не забывайте элементарные нормы безопасности.

- Чем больше времени человек будет находиться под воздействием электрического тока, тем вероятнее тяжкий или смертельный исход поражения. Быстрое отключение тока позволяет спасти жизнь. Наименьшая вероятность поражения - при отключении тока менее чем через 0, 2 секунды. Такое время отключения обеспечивают наиболее совершенные автоматические устройства защитного отключения (УЗО), которые есть в продаже.

- Ничего не подвешивайте к проводам и не дергайте за них.

- При включении и выключении приборов всегда придерживайте одной рукой розетку, чтобы она не вывалилась из стены, в другой держите вилку, но не шнур.

В случае, если все меры предосторожности не помогли и кто-то оказался под током, следует учитывать следующие рекомендации:

1. Определите источник тока и возможность его отключения (рубильник, вилка в розетке, пробки и т. п.). Отключите электричество. Если это невозможно, оттащите человека за одежду, обернув свою руку любой сухой тканью (обязательно одной рукой) так, чтобы самому не попасть под воздействие тока, или перерубите провод (топором, лопатой). При возможности следует вызвать скорую помощь.

2. Если человек в сознании, но не может оторваться от провода, резко дерните его за одежду, отбросив от провода.

3. При обрыве высоковольтного провода выходить из зоны шагового напряжения надо прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах.

4. После устранения воздействия тока окажите человеку доврачебную помощь. Если пострадавший в сознании, уложите его на спину, приподняв на 30 см ноги, и укройте теплой одеждой.

5. Если пострадавший от поражения электрическим током в сознании, без видимых тяжелых ожогов и травм, положите его на спину, расстегните стесняющую дыхание одежду, дайте болеутоляющие и успокаивающие средства: анальгин, аспирин, настойку валерианы (запивать 2-3 глотками жидкости). Дождитесь прибытия врача или сами отвезите пострадавшего в больницу, не позволяя ему двигаться. Будьте внимательны: остановка дыхания или сердца может произойти в любое время. Не давайте пить - это может вызвать рвоту и нарушение дыхания. Не закапывайте пострадавшего в землю, т. к. эти действия только ухудшат ситуацию. При отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании уложите пострадавшего на твердую горизонтальную поверхность, обеспечьте приток свежего воздуха. Дайте нюхательный нашатырный спирт, обрызгайте водой, наложите на места ожогов стерильные повязки.

 

В ходе семинарского занятия в классе обсуждаются предложенные ранее вопросы, выполняются практические задания (предусматривающие совершенствование практических навыков безопасного применения электричества), намечаются вопросы и задания для дальнейшей самостоятельной работы:

 

1. Какую роль играет техника, электрические приборы в обеспечении безопасности человека?

2. Какие поступки людей приводят к электротравмам? Как качества личности человека влияют на его склонность к нарушению правил электробезопасности?

3. В каких случаях для электробезопасности необходимы коллективные действия?

4. Когда нарушение одним человеком правил безопасного применения электричества угрожает многим людям?

5. Осмотрите электроприборы, электропроводку в вашей квартире, на даче. Быть может, где-то заметны нарушения правил использования электроэнергии?

6. Если нарушения есть, обратите на них внимание взрослых. Попросите их устранить обнаружившиеся неполадки, несоответствия требованиям безопасности электроприборов.

7. Понаблюдайте за тем, как вы пользуетесь электроприборами:

- Какие ваши действия могут привести к поражению электричеством?

- В чем ваши привычные действия соответствуют требованиям электробезопасности?

- Что следует привыкнуть делать, чтобы снизить риск поражения электрическим током?

8. Если вы заметили, что привыкли что-то делать с нарушением правил безопасного применения электроприборов, попробуйте отказаться от таких действий или от способов выполнения действий. Если правильный порядок действий невозможен, вместе со взрослыми уст­раните причины, способствующие нарушению правил безопасности.

9. Для устранения ошибочных действий, формирования опыта безопасного поведения со­ветуем использовать следующий практический прием. Лист бумаги делится на два столбца. В столбцы записываются два вида действий: а) ошибочные, опасные, от которых вы хотите отвыкнуть (выдергивание вилки из розетки за шнур, и т. п.); б) правильные действия, повышающие уровень безопасности (отключение напряжения, перед тем как заменить электрическую лампочку и т. п.). По мере того как вы будете отказываться от ошибочных действий, в списке вычеркиваются соответствующие пункты. Желательные безопасные действия по мере их усвоения отмечаются в списке знаком плюс или подчеркиваются красным карандашом. Для того чтобы формирование безопасного поведения шло более успешно, лист с указанными записями можно вывешивать над рабочим столом. В этом случае самоконтроль за ходом формирования безопасных навыков поведения будет еще более эффективным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.