Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рим и Византия






В геологии - землетрясение, разлом, (возник)

Байкал, полная причинность. В истории - не так.

Вернемся ко временам Рима.

Мы имеем слабое представление о том, что такое

Рим.

Рим был самый обычный город, без каких-либо

колоннад, миллионное население, 4-5 этажные дома.

Обычные квартиры, лестничные клетки, водопровод

(притом высшего качества). В первых этажах -

магазины, перекрытия из бетона. Бетон - римское

изобретение. Улицы с брусчаткой-тротуаром,

отесанный камень. Бордюрный камень выше 40 см.

Ливневая полоса: поток при дождях шел по улице. 20

тыс. км. Бетонных дорог 1 м. глубиной.

Великолепные дороги, лучше наших.

Было только ночное грузовое движение (то, что

хотели, но не ввели в Москве).

 

(Рисунок. Устройство перехода: тротуар приподнят

на 40 см., для перехода используются каменные

«поперечины», между которыми проходят колеса. Для

этого оси должны быть стандартной длины).

 

Повозки стандартизированы. Вообще было огромное

число стандартов.

Промышленность. Были мануфактуры. Средний размер

предприятия в СССР 400 чел. Такие же предприятия

были в Риме.

Очень хорошо развита «книжная» (точнее, свиточная)

промышленность. В Риме (с использованием рабского

труда) книги стоили дешево.

Сельское хозяйство. Сугубо специализированные и

огромные хозяйства. Была с/х энциклопедия. Были

поварские книги. Наши книги - потомки.

Столовая ВЭФ в Риге - самая лучшая заводская

столовая в СССР. Главный повар признался мне, что

использовал древнеримские рецепты.

Как приготовлять мороженое - было засекречено.

 

*

Жило хозяйство войнами. Выкачивало из подчиненных

стран все ресурсы.

Наступил такой момент, когда рабы стали

интеллигентными.

Даже у нас труд считается кое-где позорным. В

армии наказывают трудом.

В Риме считался труд аморальным.

Это кажется (парадоксом).

До сих пор даже в нашей армии труд считается

аморальным. Офицер не должен работать. Имеются

связные, т.е. денщики. По уставу (офицер) не

должен идти с сумкой по улице. Если патруль

встретит - замечание.

Эзоп был рабом и одновременно поэтом. Крылов

(лишь) перевел свои басни. Среди рабов были

архитекторы, управляющие, что хотите.

Работа в Сенате не оплачивалась - это-

Гостей в Риме принимали по утрам только.

Так прекрасно существовали (тогда это тоже

называлось Италия) 700 лет.

 

Италия - страна телят. Прекрасно развито

животноводство.

Представьте, вы имеете лошадей. Если вы лошадей не

кормите, то могут они поднять восстание?

Нет. Это нелепо звучит.

А люди, имеющие свою интеллигенцию, могут

восстать. И могут оказать пассивное

(сопротивление).

Витрувий. Его труд (был написан), чтобы его рабы

не обманывали, царя.

Столярка такая, как сейчас, деревянная, с замком.

Многое знали, что не известно сейчас. Ковкое

стекло. Можно ковать как жесть.

Рабы могут восстать. Медленнее, медленнее

работать. Что с ними сделать! Да и наши зэки тоже

медленно работали. Ничего сделать невозможно. Пока

дойдет до работы - 2 часа.

По мере того, как росла интеллигенция у рабов, они

могли сделать восстание.

Это вот я про советскую экономику.

(Рисунок. Кривая, идущая вниз - падение

производительности труда).

Наконец, наступил такой момент, когда массовый

саботаж привел к тому, что раб стал нерентабелен.

Произошел также идеологический кризис. Все страны,

которые можно было завоевать, были завоеваны. Цель

жизни пропала. Да и зачем привозить рабов, когда

они все равно не работают.

Идеологический кризис на Западе имеет те же

предпосылки, что и в Риме.

Стали думать, как выйти из положения. Прекрасные

сады приходили в упадок. Картина ужасающая.

А (так как) тогда не было европейской жестокости,

то «народу» выдавали пособия, а люди ничего не

делали.

 

Второе - римская армия.

Кенто - деклассированный джигит. Какой джигит

будет работать?

Но мир покорен-

Кенто - молодой человек без определенных занятий.

Эти кенто заполонили всю страну.

Дел от них никаких нет.

Что делать?

 

Оказалось, на Востоке этот вопрос уже решен.

Нужно, чтобы были рыночные отношения. В Риме были

крестьяне-колоны, но они не играли роли.

Но они (римляне) видели, что в Вавилоне, в Иудее,

в Армении этот вопрос уже решен. То же - в Малой

Азии.

Чтобы построить канал, нужна большая масса, а

чтобы вести крестьянское хозяйство - ничего не

нужно. Возникла идея: все земли разделить, никаких

пособий не давать. Возник лозунг: «Кто не

работает, тот не есть». Им было тяжело принимать

это. Они вынуждены были принять вариант иудейской

религии - христианство.

«Стрекоза и муравей» - основа всей западной

религии.

Оказалось, что в самой Италии нет базы для этого.

Это было (она была) на Балканах.

 

Весь узел знаний, которыми мы владеем, идет от

Византии. Церковь скрывала эти знания. Еще Энгельс

писал, что о Византии нет фактов.

Сюзюмов. Наиболее известный исследователь.

«Предфеодализм». Рим для Европы открыл и

запрограммировал шумерийскую систему. И чтобы это

осуществить, он передислоцировался в Византию.

Римская культура постепенно принимала

христианство.

Был планомерный переход.

Все богослужения в Риме и в Греции происходили на

воздухе.

 

(Рисунок - устройство храма)

 

Колонны. Архитравы. Стропила. Внутри - стены.

Зачем они нужны? Колонны - нужна была СТРАХОВКА в

виде колонн.

Зодчий - работающий из глины.

Из дерева каждый мужик умеет. Саман - глина,

перемешаная с обрезками соломы. Осадка стен из

самана.

 

(Рисунок - устройство для-?)

 

Конструкция делалась из самановых блоков.

 

(Рисунок - кубообразный храм с большим куполом в

середине и четырьмя маленькими куполами по углам).

 

 

Почему мы перешли к таким сооружениям?

В Риме жизнь была богата.

Кругом была красота.

Когда - не индивидуальные хозяйства - тогда

нищета. А душа должна где-то отдохнуть.

Появляется замкнутый храм.

Два мира: мир реальный, плохой и мир Бога и

священного.

Там душа отдыхала.

 

То же у нас - метро. Примерно то же явление.

Изолированное пространство, будущая жизнь.

 

О Византии.

Что такое капиталистический способ производства?

1)Частная собственность. 2) Вольнонаемный труд.

В Риме была частная собственность, но не было

вольнонаемного труда. Рынок, безусловно, был, но

это не значит, что был вольнонаемный труд.

(Просто) множество частных лавок, снабжение.

 

Фермер - основа капиталистического хозяйства. Этот

частный хозяин пробивается, пробивается и

становится уже крупной единицей. Может стать

поставщиком двора. Те, кто не приспособлен к

такому пробиванию, кто не приспособлен к войне

всех против всех, тот остается бедным. Выделяются

наиболее талантливые дельцы.

 

Норма труда: 2-3 часа и не каждый день. В

капиталистических обществах (на Востоке, в Иудее,

а потом посредством Иисуса это пришло на Запад)

люди работают по 8-10 часов. Это привело к резкому

обогащению стран, принявших капитализм.

 

Христианство - дуалистическая система - расчет на

«черный случай», душу спасать.

 

Возникали частные хозяйства, крупные и т.д. И

поскольку на Востоке он (капитаолизм) уже был, то

переехали на Восток, в Византию.

 

А наемный труд?

Тысячи людей ходят (кенто) из дома в дом и т.п. И

было решено раздать им заброшенные кусочки земель.

 

Рабство отменено, но потом возникают кулаки и

батраки. Это капитализм в сельском хозяйстве и в

кустарной сфере. Мануфактуры распались.

(Неофициально у нас в Ср.Азии - бабан, можно много

заработать).

Таково происхождение капитализма.

 

Любая система осваивается очень долго. Первые

пушки не стреляли. (Их сплавляли) из полосок.

Нагревали, стучали молотом.

 

(Рисунок. Дуло в разрезе).

 

Сергий Радонежский выписывал мастеров, но ничего

не получалось.

Пушки взрывались. Только после Куликова поля

наладили.

Так же и с изобретением паровой машины.

Гюйгенс, Дени-Папен.

2 сотни лет.

 

В мире все делается медленно.

То же - изобретение автомобиля.

Откуда в реках берется вода?

На протяжении нескольких столетий никто не знал.

 

Паровая машина - это система.

А хозяйство - это колоссальная система.

И у Византии дело плохо шло, опыты проваливались.

Это был вундеркинд, как Робертино Лоретти, который

всех разочаровывал.

Чем это объяснить? Тем, что эта система

неизвестна.

(Рисунок. Карта Византии, где отмечены области на

периферии).

 

Говорят: вернемся назад, в рабовладение. Рабы были

отечественные. Это и был феодализм. Эти страны

стали отскакивать. И Византия стала сжиматься.

 

Наша религия ортодоксальная (православная)-.

 

Как сажают незащищенные полосы?

 

(Рисунок. Большие колосья ржи и маленькая береза

между ними).

 

Пока береза вырастет, рожь ее защищает.

Такую же роль играло неорабство.

Феодализм был как бы прикрытием капитализму.

Никакого самостоятельного значения феодализм не

имел. (Подобно тому, как у нас был НЭП).

Подкорректировали рабство немного (2 дня работы на

себя), но оно осталось прежним.

 

Закон стоимости и рынок развивался 1300 лет. Эта

система была очень прочной.

«Венецианский купец» Антонио.

Вопрос ставился очень жестко.

Что такое 60 лет?

Но на самом деле не 60, а 20 лет. Т.к. 26-й только

первый спокойный съезд без чрезвычайных положений.

 

Лекция №2

Сегодня мы продолжим говорить о том, что такое дизайн.

 

Генисаретский – это явление культуры.

Культура…

Цивилизация…

Сравнить с аллергией…

 

Этапы пути:

1. извечность признаки дизайна в исторических путях развития материальной культуры

2. промышленная революция Моррис

3. лифт, небоскрёбы, Салливен

4. Беренс

5. великая депрессия появление индустрии дизайна

6. новые виды дизайн – специализаций

 

Что такое дизайн? Устами легендарных специалистов ХХ века.

 

Герберт Рид. (крупнейший английский искусствовед ХХ века «Краткая история современной живописи», «Искусство и промышленность») даты- Высшая форма искусства, независимая сверхпрофессия, свободная от узкоспециализированного профессионализма, объекты дизайна приравнены продуктам абстрактного искусства в графике и пластике.

Что наиболее характерно для абстрактного искусства – моноидея, острота звучания которой наиболее полно может быть выражена через беспредметный творческий акт.

Нефигуративное искусство. Картинки

 

Джон Глоаг (европейский критик, теоретик и практик дизайна «Объяснение промышленного искусства»)даты Служба в системе промышленного производства, его коммерческая сторона оценивается как результат «эффективного соединения тренированного воображения и практического мастерства. Прагматизм, дизайн просто ещё одна служба в системе промышленного производства.

 

Эшфорд. Новое явление культуры. Декларируя программный отказ от этических и эстетических основ в дизайнерской деятельности, единственной целью объявляется получение производством прибыли через хороший сбыт товаров. Это – не прикладное искусство, не абстрактное формотворчество, не эрзац искусств, это новое явление культуры. Культура вне этики и эстетики?

Джио Понти. Создание мира новых и прекрасных вещей – способ реализации художественных потенций. Романтический взгляд на профессию.

1. Таков мир чудесных и гигантских форм, в котором мы живем.

Наша эпоха является величайшей в истории человечества; это эпоха, когда все меняется и делается заново.

2. Мы собираемся провозглашать это на каждой странице. Показывая вещи, которые появляются вокруг нас, мы хотим раскрыть истинный характер нашей цивилизации.

Все это непосредственно напоминает многочисленные манифесты первой четверти нашего века: футуристов, функционалистов, дадаистов, сюрреалистов. Основным содержанием любого из этих манифестов было определение эпохи, определение, не являющееся производным из широкой теоретической концепции, а проистекающее из эстетического мировоззрения. Это, скорее, даже непосредственное мирочувствование, создающее в целом из массы преломившихся в художественном сознании фрагментов окружающего целостный образ цивилизации в глазах художника, - для Джио Понти - цивилизация динамической смены форм, обладающей самоценностью.

3. Наши читатели являются привилегированными людьми, так как живут в эту эпоху. Окружающий нас мир академического консерватизма выявит нам однажды - хотя бы по контрасту - красоту новых форм".

Этот манифест написан в 1965 году; что же здесь понимается под академическим консерватизмом? Ясно, что это не тот академизм в полном смысле слова, против которого боролся на три десятилетия раньше Герберт, Рид. Понти несомненно имеет в виду всякую попытку создать замкнутую систему, линейно построенную на одном идеале систему эстетических ценностей - для него в роли академического консерватизма выступают уже одряхлевший функционализм, архаичный конструктивизм, пытающийся вывести конечные эстетические ценности из конструкции, технологии или материала. Для Понти в роли академического консерватизма выступает любая стилистическая школа, утверждающая единственность и законченность своей программы.

4. Станет очевидным, что наша техническая цивилизация никоим образом не подавлена стандартами массового производства, поскольку машины и современная технология производят сотни различных типов любого предмета. Стандартизация - только примитивная стадия производства. На примитивном уровне все было и является стандартным: " тукуль", " средиземноморский дом" картинка- словом, практически все исторические стили. " Стиль" - это не вершина языка форм; нет, это паралич языка формы, иногда грандиозный паралич.

5. У нашего времени нет стиля, нет исторически закрепленного языка формы. Мы оторвемся от стиля, используя огромную свободу экспрессии ; технология в своем непрерывном прогрессе, отрицая стабильность, делает возможным все.

Многие боялись, что рационализм и вера в техничность заморозят формы в " прямой угол". Наоборот, от него раскрылся такой веер форм, который кажется невероятным и беспрецедентным отказом от канона, открылась ничем не связанная антистабильность.

Любуйтесь новыми зрелищами, которые неутомимый импрессарио, Человек, продолжает сооружать для нас".

Джорж Нельсон. дата Лишённая героизации обслуживающая профессия в условиях цивилизации суперкомфорта. Но одновременно внутренне свободная творческая деятельность, способ профессионального самовыражении художника в современном мире, особая форма массового искусства. Спектакль, а не выставка; зрелище, а не информация; эмоция, а не техника.

Томас Мальдонадо. Специфическое художественное творчество, эстетический и этический идеал которого заключается в создании программы «очищенного» дизайна, основанного на строгой научной методологии. Различные философии являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того как мы понимаем этот мир.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.