Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа, учителя и обучение






Так как дети проводят большую часть времени в школе, мне ка-
жется логичным, что все люди, которые работают с детьми вне шко-
лы должны потратить какое-то время, чтобы выяснить, какая школа
нужна детям сегодня. Наш собственный школьный опыт, если и не
забыт, то может довольно сильно отличаться от нынешнего.

Меня беспокоит, что часть детей, с которыми я встречаюсь во
время терапии, не любит школу. У них может быть любимый учи-
тель, им может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется,
что они смотрят на школу, как на своего рода тюрьму. С. Silberman
[46] дает блестящий анализ результатов четырехлетнего изучения
системы школьного образования в Соединенных Штатах. Он обсуж-
дает необходимость радикальных изменений, приводя примеры
неспособности школы соответствовать интеллектуальным и эмоцио-
нальным потребностям детей.

Негативное отношение детей к школе должно встревожить нас.
Однако, за исключением нескольких программ нововведений кое-
где, я не вижу реальных изменений. Поскольку я работаю с детьми
у которых нарушения поведения так выражены, что они нуждаются
в психотерапии, меня особенно волнуют проблемы, связанные со
школой. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько
времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения
опыта и научения в широком смысле этого слова. Мы как будто


__________________ Глава 11. Другие соображения ________________ 323

считаем важным научить детей чтению, письму и арифметике, но
обращаем слишком мало внимания на тот факт, что если мы не
учитываем психологических, эмоциональных потребностей детей, то
способствуем созданию и поддержанию общества, в котором люди
не представляют ценности.

В процессе обучения эмоциональные потребности детей должны
иметь приоритет. Я давно пришла к выводу, что учителей нужно
готовить как психотерапевтов и воспитателей. Сегодня многие учи-
теля испытывают в этом потребность и, поскольку не находят под-
держки коллег или сервисных программ, действующих в школьной
системе, то стараются сами приобрести необходимую подготовку. Я
проводила такой курс для многих групп учителей. Я не претендую
на то, чтобы дать им глубокие знания, но я знакомлю их с основны-
ми положениями, разнообразными случаями и техниками, которые
используются при работе с детьми. Такой подход помогает учителям
лучше контактировать с детьми, а детям — почувствовать, что в
классе может быть безопасно и уютно, способствует более открыто-
му общению учителей и детей как человеческих существ с челове-
ческими проблемами. Я хочу помочь учителям видеть детей в новом
свете. Я хочу, чтобы они смогли почувствовать, если ребенок трево-
жен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин
многого, что не стоит учиться. Дети, с которыми не обращаются как
с полноценными достойными человеческими существами, которые
воспринимают учителя как индифферентного и холодного, научатся
немногому. Поэтому я ввожу некоторые подходы, показываю, каким
образом можно повысить самооценку ребенка, разъясняю способы,
позволяющие проявить интерес к чувствам ребенка, к его жизни и
дать ему возможность самовыражения.

Многие учителя сами обескуражены или фрустрированы.
Школьные порядки и требования, которые школа предъявляет к
учителям, вызывают у них отрицательные эмоции. То, что дети от-
вергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда
их фрустрация и отрицательные эмоции обращаются на детей.

Я хорошо понимаю, что даже самые самоотверженные, гуманные
учителя сталкиваются с необходимостью трудной борьбы. Невоз-
можно добиться многого, до тех пор пока властные структуры не из-
менят к лучшему свое отношение к потребностям детей. Многое
должно осуществляться за пределами школы. Однако существуют
пути что-то предпринять в классе. Учителя и дети могут учиться
лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они
могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя
сильнее и лучше.


324 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Хотя учителей не готовят к роли психотерапевтов, они могут, использовать психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Учителя, с которыми мне приходится сталкиваться, проявляют глубокий интерес к детям и адекватно используют эти подходы.
Я еще не встречала учителя, который использовал бы эти методики,
чтобы привести ребенка в замешательство, опрометчиво вторгаться
в его внутренний мир или который лишился бы доверия ребенка из-
за того, что передал конфиденциальную информацию его родителям
или другим сотрудникам школы.

Многие учителя хотят, чтобы школа лучше соответствовала
потребностям детей, и им нужны средства и методики, чтобы поло-
жить начало этому. Некоторые из них получают одобрение адми-
нистрации, другие, напротив, опасаются неблагоприятной реакции
или действуют, не опасаясь последствий. Один учитель написал мне;
«Нынешним летом я собираюсь вести коррекционный курс матема-
тики, и вы можете быть уверены, что мы будем постоянно использо-
вать некоторые из психотерапевтических техник, даже если мне
будут грозить увольнением. Поразительно, как изменилась ситуация
в классе, где я преподаю постоянно, с тех пор как я начал использо-
вать этот подход. Я стал счастливее, дети стали счастливее, мы
буквально чувствовали, как по классу распространяются волны
положительных эмоций. Мы как будто овладели каким-то секретом,
и в классе воцарилось чувство взаимной заботы и единства во всех
делах». Подобные сообщения производят на меня большое впечатле-
ние, как и новые отклики учителей, с которыми я встречаюсь в моих
учебных группах и во время консультирования. Во всех отзывах,
которые я слышу, отмечаются изменения отношений между учителя-
ми и учащимися, улучшение взаимоотношений между самими
учащимися, а также то, что дети выглядят более спокойными. Они
предвкушают удовольствие от занятий и наслаждаются приобретени-
ем опыта. Эти методы находят использование преподавателями и
воспитателями начиная с детского сада и вплоть до высшей школы.
Вот еще несколько отзывов учителей, которые применяли такие
методики.

Учитель шестого класса: «Я почувствовал, что стал счастливее и
сблизился с учениками, и они стали лучше и теплее ко мне отно-
ситься. Они начали заботиться друг о друге.

Учитель третьего класса: «Я был удивлен тем, как возросла заин-
тересованность. Сорок учеников подолгу слушали объяснение мате-
риала, не разговаривали, не шалили без каких-либо моих замечаний.

Лучший способ обучить психотерапевтов и учителей, а также
других лиц, имеющих дело с детьми, использовать методики — это


__________________ Глава 11. Другие соображения ________________ 325

предоставить им возможность применять их в своей практике.
Одной из трудностей, возникающих при чтении этой книги, может
быть отсутствие практического опыта. Вы сможете лучше понять и
принять представленные соображения, если при чтении будете
опираться на собственный опыт и собственные идеи. В учебных
группах, которые я вела, я обнаружила, что слушатели лучше усваи-
вают материал, если они сами использовали техники, о которых я
говорила, если они работали со мной непосредственно в процессе
применения методик. Использование упражнений позволяет слуша-
телям по-новому понять себя и работать с детьми на более глубоком
уровне познания.

Особенно полезны при обучении ролевые игры. Когда мы разыг-
рываем роли, изображая конкретные ситуации, мы привносим в них
элементы своего опыта, часть своей собственной личности. Напри-
мер, в одной из моих учебных групп мы обсуждали первое занятие
с одним из родителей и ребенком. Я почувствовала, что слушатели
не вполне уловили то, что мне хотелось им передать. Тогда мы
провели ролевую игру, на которой один из участников группы изоб-
разил шестилетнюю девочку, а другой — мать. Я выступала как тера-
певт. Мы не разрабатывали ситуацию заранее и позволили
«шестилетней девочке» действовать спонтанно, а матери — предста-
вить проблему и решить, как она будет вести себя во время занятия.
Каждый из нас свободно выражал свои реакции на всем протяжении
занятия, и это спонтанное поведение существенно обогатило роле-
вую игру.

Каждый из нас может установить взаимоотношения с нашим
«шестилетним Я», если этого захочет, и каждый может вступить в
контакт с матерью в себе (интроецированная мать есть в каждом из
нас, и роль матери многие из нас исполняют в реальной жизни).
Участники игры могли позволить себе полностью перевоплощаться
в своих персонажей, и мои подходы демонстрировались наглядно,
когда мы осуществляли их на практике.

В процессе обучения я сталкиваюсь с трудностями при пред-
ставлении теоретического материала. Слушатели приходят в группы
с разным уровнем профессиональной подготовки, и иногда мне не
кватает времени, чтобы найти для изложения теории общую
татформу. Я сама получила значительную часть теоретических
знаний в процессе практической работы.

Теоретические занятия — часть процесса обучения. Однако лучше
: его теория усваивается в интеграции с практикой. Во время упра-
ий с методиками, которые я демонстрирую слушателям, я хочу
единить эту работу с теоретическими представлениями. Я не каса-


326 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

юсь теории когда работаю, потому что это может нарушить ход
самой работы, но стараюсь делать это непосредственно после ее
завершения и обсуждения. Когда люди могут связать теоретические
представления со своей собственной работой, работой других слуша-
телей и детей, за которыми мы наблюдаем, они начинают интегри-
ровать теорию и соответствующую ей практику.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.