Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подростки






Многие психотерапевты, понимая, что подростки, обнаруживаю-
щие нарушения поведения, —жертвы семейной ситуации, считают,
что если в семье не произойдет терапевтически значимых измене-
ний, подростку нельзя оказать существенной помощи. Но, по моим
впечатлениям, эта возрастная группа не отличается от других. Для
всех детей и подростков полезен опыт «самоподдержки», кото-
рый может быть приобретен в процессе терапии. Чем старше ребе-
нок, тем больше зрелости и знаний он вносит в терапевтический
процесс.

Семейные сессии проводятся, если это возможно, но они не
должны заменять работу с самим подростком. Семейные сессии —
это место, где могут осуществляться открытые интеракции между
членами семьи и реализуется динамика семейных взаимоотношений.
Однако трудный подросток может сам многое сделать для себя. Как
и взрослому, ему свойственна интроекция многих ошибочных
посланий, оказывающих влияние на чувства, которые он испытывает
по отношению к самому себе. Множество ощущений, воспоминаний
и фантазий, исходящих из прошлого подростка, нарушают его
естественное развитие. Он испытывает глубокие чувства, которыми
ему трудно поделиться со своей семьей. Ему нужна помощь, чтобы
выразить фрустрацию, чувства тревоги, одиночества, самоуничиже-
ния, страха и замешательства, связанного с сексуальными проблема-
Ми. Ему нужно показать, как он может брать на себя ответствен-


302 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

ность за свою собственную жизнь (насколько это возможно) и как
он сам нарушает функционирование собственного организма.

Многие подростки противятся психотерапевтическим вмеша-
тельствам (хотя другие просят об этом). Родители приводят их к
психотерапевту, поскольку обстановка в семье становится настолько
плохой, что, как они чувствуют, дело может закончиться роковым
исходом. Иногда они обращаются за консультацией после решения
суда. Во время первой встречи я обычно уже могу понять и пред-
ставления самого подростка о жизни, и представления его родите-
лей. Их представления иногда бывают настолько различными, что
они просто не могут разговаривать друг с другом. Важно (особенно
в случае сопротивления терапии), чтобы обе стороны понимали, что
я в равной мере принимаю во внимание их несовпадающие жизнен-
ные позиции. В этом случае подросток и родители могут начать
слышать друг друга, делиться друг с другом своими чувствами, могут
начаться конструктивные перемены в семье.

В этих ситуациях я веду себя очень определенно. Если один из
членов семьи настолько настойчиво отстаивает свою точку зрения,
что даже не хочет слышать, что говорит другой, я сразу же указываю
на это и родителям и подростку. Мне нужна также уверенность в
том, что чувства, лежащие в основе послания, были осознаны каж-
дым участником встречи. Если отец говорит своей дочери: «Мне не
нравится, как ты одеваешься», они оба нуждаются в том, чтобы
выяснить, что он имеет в виду: «Мне не нравится, что ты щеголяешь
своей грудью» или «Я хотел бы уберечь мою маленькую девочку».
Если пойти еще дальше, то это послание может быть таким: «Я
беспокоюсь о твоей безопасности и боюсь потерять тебя в том мире,
который тебя окружает». Отцу также необходимо понять, не воспри-
нимает ли его дочь это послание как «Ты мне не нравишься» или «Я
не доверяю тебе».

Я думаю, что большинство родителей подростков упорно не при-
знают того, что их дети вырастают. Любящие родители боятся вы-
пускать своих детей в мир, хотя и должны это сделать. Снова и
снова я обнаруживаю в своих собственных словах позицию родите-
лей. Они не могут отвечать за успеваемость своих детей, за их друзей
или планы на будущее, сопровождать их повсюду, чтобы быть
уверенными в том, что их дети не вступят в сексуальные связи, не
начнут курить марихуану, пить спиртное и т. п. Они могут только
выражать свое отношение к этим вопросам. Они вправе ожидать от
своих детей участия в домашних делах. Им следует в меру возмож-
ности договариваться с детьми о том, что все они считают важным.
Родители должны быть способны любить и поддерживать своих


__________________ Глава 11. Другие соображения ________________ 303

детей. Но они также должны предоставлять детям известную свободу
и видеть в своем сыне или своей дочери самостоятельное, наделен-
ное собственными правами человеческое существо.

Упорствующему подростку я иногда говорю: «Раз уж ты собира-
ешься приходить ко мне в течение какого-то времени, давай исполь-
зовать это время, чтобы ты побольше узнал о себе». Я часто исполь-
зую прожективные тесты, чтобы предоставить подросткам возмож-
ность принять или отвергнуть утверждения, касающиеся их самих.
«Знаки зодиака» из книги Linda Goodman по астрологии могут быть
развлечением и отправной точкой для начала разговора с подрос-
тком о нем самом. Я читаю разделы этой книги, посвященные его
знаку зодиака и потом обсуждаю, верно ли это, по его мнению, по
отношению к нему.

Однажды меня пригласили провести занятие в приюте для несо-
вершеннолетних преступников. Меня встретила группа молодых лю-
дей обоего пола, которые демонстрировали мне либо враждебность,
либо усталость. Я перехватила инициативу, сказав им, что могу по-
нять их неприятие и недоверие, но раз уж меня попросили прийти
сюда и провести какую-то работу, я постараюсь сделать это как
можно лучше. Я рассказала им о том, как использование фантазии
и рисунков помогают лучше узнать себя, а затем предложила
упражнение, в начале которого нужно было закрыть глаза и попы-
таться представить себя как слабое существо, используя для этого
цвет, линии, формы. Я дала им такую инструкцию: «Представьте
себе, что вы ощущаете себя очень слабыми. Слово слабость " имеет
разное значение для различных людей. Следуйте тому, что это
значит для вас. Если вам предлагается изобразить себя на бумаге как
слабого, какие цвета вы используете, какие формы вы представите,
какие линии? Заполните вы весь лист бумаги или только часть его?
Придется вам преодолевать трудности или вам легко рисовать на
бумаге? Приходит ли вам на ум какое-нибудь символическое выра-
жение вашей слабости? Если вам ничего не приходит в голову,
просто выберите цвет, пока вы представляете себя слабым, а потом
заставьте свою руку двигаться по бумаге. Когда вы начнете, что-
нибудь произойдет. Чувствуйте себя свободными и постепенно
добавляйте что-то по мере того, как работа будет продвигаться. Как
только вы почувствуете себя готовыми, можете начинать».

Через несколько минут я проделала аналогичное упражнение,
предложив им нарисовать себя очень сильными. Многие ушли, не
проявив никакого интереса. Некоторые остались и выполнили
упражнение. Когда мы закончили, мы обменялись впечатлениями
о наших рисунках, и дальше я работала с несколькими добровольца-


304 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

ми. Пока мы работали, те, кто раньше не проявлял интереса, начали
возвращаться, возможно, из любопытства. Они слушали нас спокой-
но, внимательно. Когда мы закончили, один мальчик из тех, кто не
принимал участия в работе, сказал мне: «Я надеюсь, вы разрешите
вернуться... Я хотел бы сделать такой рисунок».

В другой раз во время индивидуального занятия семнадцатилет-
ний молодой человек рассказал о своих суицидальных намерениях
только после того, как, фантазируя с образом куста роз, он нари-
совал его ветви мертвыми. Одна пятнадцатилетняя девочка рассказа-
ла о своей глубокой обиде на отца, который относился к ней отчуж-
денно, только после того как без всяких затруднений рассказала мне
историю на основе картинки, взятой из тематического апперцеп-
тивного теста (на картинке был изображен мужчина, который не
хотел слушать свою жену). Это типичный пример откровенности,
возникающей в процессе использования проективной (экспрессив-
ной) техники.

Многие подростки приходят на терапевтические сессии добро-
вольно, а многие охотно продолжают терапию, даже если вначале
терапевтический процесс вызывал сопротивление. У молодых людей
бывает много забот, которыми трудно поделиться с другими. Одна
шестнадцатилетняя девушка сказала: «Я могу разговаривать с кем
угодно вот так, как сейчас, я могу рассказать о себе, о том, что я
делаю, о многом другом. Но когда очередь доходит до некоторых
вещей, рассказывать нелегко. Например, когда я испытываю неуве-
ренность, когда мне кажется, что в действительности у меня нет
друзей, мне трудно говорить об этом: я не могу рассказать этого
своим друзьям или родителям. Я не могу рассказывать о том, что я
на самом деле чувствую, что я собой представляю, что у меня внутри.
Особенно трудно рассказывать об этом родителям. Я не могу расска-
зать им даже о вещах, о которых могу говорить со своими друзьями».

Такой подход характерен для многих молодых людей. Когда я
говорила с другой девушкой из своей группы, она сказала: «Мне
хорошо в группе. Здесь я могу разговаривать о таких вещах, о кото-
рых мне трудно говорить в других местах. И еще — здесь я открываю
себя. Я думаю, что не очень хорошо себя знаю. Я не знаю, как мне
поступать, когда я чувствую потребность выразить свои чувства. Я
как будто чувствую себя глупой. Я знаю: если я буду нравиться себе,
если буду о себе хорошего мнения, я смогу стать гораздо лучше. Но
я не думаю, -тто я себе особенно нравлюсь. Все считают, что у меня
много друзей, но я в этом не уверена. Когда у кого-то много друзей,
они всегда что-то вместе делают, всегда собираются вместе. Я смот-
рю на своих друзей, у которых есть это, и испытываю зависть.


__________________ Глава 11. Другие соображения ________________ 305

Может быть, я не подхожу никаким людям. Один тип людей — это
обманщики, люди, которые постоянно играют, а другой тип — это
люди, которые держатся настолько прямо, что их не беспокоит то,
что о них думают другие. Я нахожусь где-то посредине. Здесь, в
группе, мне нравится. Я чувствую себя здесь действительно хорошо
и предвкушаю удовольствие от общения. Здесь ты знаешь, что
окружающим действительно интересно то, что ты говоришь и что ты
чувствуешь».

Когда работаю с подростками, я обнаруживаю, что они ценят
мои объяснения цели терапии. Они хотят знать, каким образом я
помогу им выяснить всё о себе и какую пользу это принесет. Иногда
мы просто беседуем. Вот какая беседа была у меня с одной из участ-
ниц моей группы.

Речел. Что вы делаете, чтобы раскрыть саму себя, свое внут-
реннее Я? Как вам это удается?

Я. Проблема в том, чтобы осознать всё, о чем ты думаешь, что
тебе нравится, что ты чувствуешь и каково тебе в окружающем тебя
мире, как себя чувствуешь с друзьями, родителями, учителями.
Нужно ясно понять, что происходит с тобой, что заставляет тебя
поступать именно так, как ты поступаешь. Например, в нашей
группе Крис говорила о своем приятеле — какие неприятные ощуще-
ния он вызвал у нее и как она все-таки не желала порвать с ним.
Когда я работала с ней, она осознала, что хотя ей и не нравилось всё
происходившее, она не отказывалась от этих отношений, потому что
сам факт их существования давал ей ощущение безопасности, защи-
щенности.

Речел. Да, она жаловалась на него, а потом выяснилось, что
быть с ним — это ее собственный выбор.

Я. Правильно. Когда мы разобрались в ее чувствах, мы это
выяснили. Она сделала для себя такое открытие, просто рассказывая
о том, что она чувствует. Никто не знал, что ей не нравится быть с
ним! Мы были первыми, кто узнал об этом.

Речел. Мне кажется, что когда она рассказала нам об этом, она
почувствовала большое облегчение. Я тоже иногда так себя чу-
вствую.

Я. Да, ты знаешь, как это бывает. К тому же похоже, что когда
Крис это открыла, она почувствовала себя свободной. Когда мы
таим слишком много чувств внутри себя, это сковывает нас, стяги-
вает узел, затрудняет полнокровное развитие и мешает ощущать
свою внутреннюю силу. Теперь мы уже можем начать разбираться
в том, что же в самой Крис и в ее жизни заставляет ее поддерживать
отношения, причиняющие ей боль, просто ради чувства безопасное-

 

 

11 Оклендер В.


306 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

ти. Мы можем поискать лучший способ почувствовать себя в безо-
пасности или она решит, что стоит рискнуть позволить себе испы-
тать чувство незащищенности.

Речел. Может быть, Крис не хватало чувства защищенности,
когда она была маленькой, и она боялась повторения такого ощу-
щения.

Я. Ты права. Некоторые наши поступки связаны с тем, что мы
когда-то чувствовали, или с тем, что с нами когда-то происходило.
И каждый раз, когда узнаёшь что-то новое о себе, становится яснее
то, что делаешь сейчас и как себя ощущаешь, открываешь в себе
возможности нового роста и нового выбора. Мы никогда не стоим
на месте. Чем больше мы узнаём о себе, тем больше нам открывает-
ся. И мы можем начать чувствовать себя сильнее, собраннее, спо-?
койнее.

Речел. Иногда, когда мы рисуем, я открываю для себя вещи, '
которые вроде бы знала, но они выглядят по-другому, когда я их
изображаю на рисунке. Так было, когда мы изображали свой гнев.«
Я думала, что я знаю, какой я бываю, когда рассержусь. Я и рисо~>
вала то, что знала. Но, когда я делала это, открылись такие вещи, &
которых я раньше никогда не думала.

Я. Можешь припомнить, что именно?

Речел. Да. Я нарисовала сильный взрыв, потому что это случи-
лось в тот момент, когда я была в бешенстве. Я словно взорвалась,
особенно из-за матери. Я думаю, что была деструктивной... Ничего
хорошего из этого не могло получиться. Когда я рассказывала об
этом, то вспомнила, что почувствовала себя, как загнанная мышь,
как маленький хомячок: родители дергали меня, болтали разное обо
мне, когда они сердились, критиковали меня, читали мне мораль
или как-то еще меня «шпыняли». Может быть, они на самом деле
и не давили на меня, но я так чувствовала. И я чувствовала, что не
могу постоять за себя. Я знала, что я чувствую, но я не могла объяс-
нить этого толком и в конце концов полностью выходила из-под
контроля. Мне казалось, они доберутся до меня, а я мышь и должна
бежать всё дальше и дальше, а потом уже некуда было бежать и я
просто взрывалась. Я вопила, плакала и кричала. Я хочу научиться
контролировать ситуацию и быть спокойной. Я хочу разобраться и
с другими проблемами.

Я. Не сомневаюсь, что мы это сделаем.

Школа, друзья, родители, различные чувства (гнев, чувство своей
несостоятельности и т. п.), неспособность оправдать собственные
ожидания или ожидания своих родителей — это только часть много-


__________________ Глава 11. Другие соображения ________________ 307

численных проблем, которые беспокоят подростков и юношей. Тело
и сексуальность — это тоже важные темы. Интересно, что подростки,
с которыми я работала, никогда не затрагивали вопроса о чувствах,
связанных с образом своего тела или сексом, если я не делала этого
сама. Когда совместно с другим психотерапевтом я вела группу,
состоявшую из восемнадцати девушек в возрасте от 14 до 17 лет,
темой наших занятий были сексуальные проблемы. Группа была
организована местным агентством, которое сделало ее общедос-
тупной и бесплатной для участников. Девушки приходили пооди-
ночке, парами, тройками. Они различались по религиозным убежде-
ниям, экономическому положению, культурным особенностям.
Многие из них были незнакомы друг с другом и не были знакомы
с нами. Они сидели, ожидая начала занятий.

Мы, после того как представились, начали с серии упражнений
по фантазированию, включая те фантазии, которые были связаны
с событиями, случившимися в их жизни впервые: первыми вос-
поминаниями, первым ощущением себя как женщины, первой
менструацией и т. п. В первом обмене впечатлениями участвовала
вся группа, в дальнейшем — маленькие группы по 4—5 человек.
После очень откровенного обсуждения чувств, связанных с менстру-
ацией, мы попросили: «Закройте глаза и вернитесь в воображении
ко времени своей первой мастурбации. Можете ли вы вспомнить,
когда вы впервые притронулись к себе, на что было похоже это
ощущение, что вы испытали при этом, что произошло? Если вы не
можете этого вспомнить, вернитесь в фантазии к тому времени,
когда вы впервые услышали об этом, и чувствам, которые вы при
этом испытали».

При слове «мастурбация» все девушки привстали со своих мест
и широко открыли глаза. Они испытывали замешательство и реаги-
ровали хихиканьем, страхом, ужасом, отрицанием. Я сказала им, что
каждая из них занималась мастурбацией в младенчестве, что все
маленькие дети открывают для себя чувственное наслаждение, кото-
рое может доставить им собственное тело. И если они перестают
мастурбировать или забывают об этом, если эта тема вызывает у них
замешательство или стыд, то только потому, что их убедили: нехоро-
шо касаться своего тела, познавать его и испытывать от этого прият-
ные ощущения. За этим последовало одно из самых живых, откро-
венных и честных обсуждений сексуальности, которые я когда-либо
слышала. Ранее девушки получили представление о сексуальности
в рамках школьной программы, но вопросы, которые их интересо-
вали и смущали, глубочайшие конфликты, чувства, которые они
Испытывали, в классе не обсуждались.


308 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

С этого времени я стала обсуждать с подростками проблему сек-
суальности. Я понимаю, что если я буду ждать, когда они сами по-
ставят эту проблему, мне придется ждать до бесконечности. Я про-
вожу такую работу с девочками и мальчиками, во время индивиду-
альных и групповых занятий. Я рассказываю им о своем опыте заня-
тий на семинарах, даю им разнообразные упражнения, чтобы по-
мочь им чувствовать себя свободнее и способствовать обмену мне-
ниями. Вот несколько примеров.

— Попросите членов группы написать (или громко произносить,
пока вы пишете) все знакомые им слова, которые обозначают жен-
ские половые органы, мужские половые органы, грудь, половой акт,
мастурбацию и т. д., посмотреть на эти слова, прочитать их. Обсуди-
те, как такие слова затрагивают чувства, касающиеся собственного
тела и секса.

— Попросите членов группы написать на листке бумаги некото-
рые секреты, связанные с сексом; что-то, что они когда-нибудь
делали, но о чем никому не рассказывали; что-то, что однажды
произошло с ними; что-то, что они хотели бы знать, но им никогда
не хватало решимости спросить об этом и т. д. Листки не подписы-
ваются. Положите их на стол в центре комнаты, и пусть каждый
возьмет и прочитает один из листков. Обмен впечатлениями и дис-
куссии, которые следуют за этим, всегда ценны и живо протекают.
По правилам «игры» тот, кто написал какое-нибудь утверждение или-
вопрос, не должен в этом признаваться.

— Попросите участников группы вернуться в фантазиях к пер-
вым воспоминаниям (как описано выше). Наряду с воспоминания-
ми о первом осознании себя мужчиной или женщиной, первой
менструации и мастурбации, вы можете использовать воспоминания
о первых поллюциях во сне, первой эрекции, первых сексуальных
отношениях. Попросите подростков нарисовать картинку, изобража-
ющую в цветах, линиях и формах их ощущения своего тела. Начи-
найте такие занятия с дыхательных упражнений и медитации при-
закрытых глазах. Предложите изобразить на рисунке чувства, касаю-
щиеся их сексуальности, или отношение к своей сексуальности:
«Что вы чувствуете, ощущая себя женщиной?», «Что вы чувствуете,
ощущая себя мужчиной?».

— Предложите подросткам нарисовать, как они ведут себя в
обществе противоположного или одного, с ними пола, как, по их
представлению, они выглядят в глазах лиц противоположного пола
и какими они представляются лицами одного с ними пола.

— Предложите прослушать с закрытыми глазами стихи, затраги-
вающие некоторые аспекты сексуальности, а потом изобразить лю-
бые чувства, возникшие в связи с этими стихами. В книге «Мужчина


__________________ Глава 11. Другие соображения ________________ 309

и женщина до 18лет» N. Larnck много хороших стихов, написанных
молодыми людьми о сексуальных ролях в современном мире. Образ
своего тела является очень важным для подростков, и опять-таки
молодым людям нелегко составить представление о нем. И юношей,
и девушек беспокоит внешность. Иногда я прошу подростков нари-
совать, как они, по их представлению выглядят и как хотели бы вы-
глядеть. Или я прошу их нарисовать свое тело, карикатурно выделив
те его части, которые им не нравятся. Иногда я предлагаю им
представить себя в темной комнате и двигаться по направлению к
свету, большому, в полный рост зеркалу. Я прошу из вести диалог
со своим воображаемым отражением, обсуждая с ним свое тело. Эти
упражнения помогают подросткам поделиться своими чувствами,
что обычно дается им нелегко. Мы посвящаем еще какое-то время
разговорам о том, как влияет среда на наши представления о том,
как мы должны выглядеть. Подростка очень сильно беспокоит окру-
жающий мир. В то время как маленькие дети избегают столкновения
с реальным миром за счет игры (занятия, которые взрослые воспри-
нимают как естественное), подростки понимают, что они скоро бу-
дут брошены в реальный мир, где придется идти своей дорогой.
Подростки страстно желают свободы и независимости, но одновре-
менно испытывают страх и тревогу. Многие из них пытаются осво-
иться в мире: найти какую-нибудь работу и принимать самостоя-
тельные решения; они пробуют вести себя независимо, но в
большинстве случаев их не принимают всерьез, игнорируют или
дают им отпор.

Я считаю, что подростки гораздо способнее и разумнее, чем при-
нято думать. Я узнаю от них много полезного. Однако многие из
них теряются и приходят в замешательство из-за посланий, которые
получают от родителей и общества —посланий, в которых умаляются
их возможности и интеллект. Иногда они становятся тревожными,
депрессивными, напряженными, опасающимися самих себя, жизни
и особенно будущего. Одни с напускной беззаботностью повторяют
формулу: «Мне все равно». Другие открыто протестуют. Некоторые
ведут упорную борьбу, отстаивая свою позицию. В процессе терапии
подростки получают возможность лучше разобраться в самих себе,
в своих потребностях и желаниях. Они могут обрести силу, необхо-
димую, чтобы преодолевать препятствия и конфликты, с которыми
они вынуждены сталкиваться лицом к лицу в окружающем их мире.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.