Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоуважение; Я-концепция, Я-образ






Меня всегда немного смущают определения самооценки, пред-
ставления о себе, собственный образ. Оценка касается того, как
высоко мы оцениваем что-либо; представление — это мысль, поня-
тие, то, что мы считаем. Образ — это репрезентация чего-либо, но не
реально существующая вещь. Определения в литературе, относящей-
ся к детям, неопределенны и расплывчаты, а индивидуальные
Интерпретации различны. Многие авторы, не определяя, что означа-


290 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

ет «представление о себе», с готовностью обсуждают проявления
отрицательного представления о собственной личности и необходим
мости уточнения представления ребенка о себе.

Ребенок не рождается с отрицательными представлениями о се-
бе. Все дети считают себя замечательными. То, каким образом ребе-
нок будет оценивать себя спустя какое-то время в значительной сте-
пени определяется «посланиями» —сигналами, которые он получает
от своих родителей. Но в конечном счете ребенок сам переводит для
себя эти послания. Ребенок будет отбирать для себя из своего внеш-
него окружения всё, что будет подкреплять родительские послания.

Haim Ginott [15] говорит, что если ребенок придерживается
мнения о себе как о глупом или безобразном, мы не можем что-то
ему сказать или что-то сделать, чтобы сразу же изменить для него
его образ. «Человек с устоявшимися представлениями о себе оказы-
вает сопротивление при открытых попытках их изменить. Как сказал
один ребенок своему отцу: «Я понимаю, что ты желаешь мне добра,
папа, но я не настолько глуп, чтобы поверить, что я такой уж блес-
тящий». Ginott предостерегает родителей, чтобы они не смешивали
два понятия: общей похвалы и описательной похвалы. Если родите-
ли говорят: «Спасибо тебе, что ты помыл машину. Мне нравится,
как она теперь выглядит», ребенок переведет это послание себе
таким примерно образом: «Я способен хорошо сделать дело, когда
мою машины». Если же родители говорят: «Что за чудесный ребе-
нок! Лучше тебя никто в целом мире не вымоет машину!», ребенок
может перевести это следующим образом: «Я знаю, что я совсем уж
не так великолепен, поэтому, должно быть, меня дурачат».

Не всегда просто обнаружить источник заниженной самооценки
у ребенка. Иногда послания, которые он получает, очень неопреде-
ленны и зыбки. Иногда ребенок украшает их, привнося в них соб-
ственные фантазии. Иногда они возникают или усиливаются в
результате ситуаций или событий, которые родители не контролиру-
ют или о которых они не знают. И, кроме этого, отсутствие в нашем
обществе уважения к ребенку как самостоятельному человеческому
существу способствует снижению у ребенка чувства собственной
ценности.

У большинства детей, с которыми я сталкиваюсь как психо-
терапевт или работаю в классе для детей с эмоциональными рас-
стройствами, отмечается низкая самооценка. Это не является для
меня неожиданностью, поскольку то, каким образом мы восприни-
маем и оцениваем самих себя, в значительной степени определяет
и то, как мы ведем себя, преодолеваем трудности, как управляем
собой.

__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 291

Дети могут даже не осознавать, что их чувства по отношению к
самим себе не так уж благоприятны, хотя и понимают: что-то не в
порядке. Низкая самооценка может проявляться множеством разно-
образных способов: хныканьем, потребностью во что бы то ни стало
добиваться своего, обязательно побеждать в играх, хвастовством,
стремлением раздавать сладости, деньги или игрушки, различными
способами привлечь к себе внимание (например, кривляньем,
глупыми выходками, передразниванием), антисоциальным поведени-
ем, постоянной потребностью критиковать себя, отгороженностью
или застенчивостью, склонностью перекладывать вину на других,
извинениями перед всеми, опасениями по отношению ко всему,
недоверчивостью, жадностью, оборонительным поведением, перее-
данием, сверхугодливостью, ощущением неспособности сделать
выбор и принимать решения, неспособностью сказать «нет». Этот
перечень включает почти все типы поведения, которые могут при-
вести к направлению ребенка на психотерапию. Поскольку в нашем
обществе ценятся быстрые и ловкие дети, неловкие и неуклюжие
часто имеют низкую самооценку. Общество вообще может быть
источником снижения ощущения собственной ценности. Те, кто
пользуется в обществе большим уважением с точки зрения культу-
ры — люди худощавые, привлекательные, богатые, белые — могут
чувствовать себя не лучше, чем полные, менее привлекательные,
более бедные и относящиеся к национальным и расовым меньши-
нствам, но самооценка людей, которые считают себя принадлежа-
щим к последним категориям, может снижаться под влиянием
ценностей, принятых обществом.

В процессе терапии я имею возможность вернуть ребенку
ощущение своего Я, избавить его от обыдненного представления о
себе, которое возникает как следствие утраты этого ощущения. У
меня есть шанс дать ребенку почувствовать свои собственные
потенциальные возможности, почувствовать себя как дома в окружа-
ющем мире. Я могу помочь ему преодолеть отрицательные послания
и трансформировать их в положительные. Вернув себе ощущение
своего Я, ребенок затем может полностью включиться в процесс
исследования и открытий в своем мире.

Вот некоторые из основных рекомендаций для родителей, чтобы
стимулировать развитие у ребенка чувства собственного Я.

• Слушать, признавать и принимать чувства ребенка.

• Относиться к нему с уважением. Принимать его таким, какой
он есть.

• Использовать поощрения применительно к ситуации.

• Быть честным с ребенком.


202 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

• Использовать обращения, начинающиеся словом «я», предпо-
чтительнее, чем начинающиеся словом «ты». «Я сойду с ума от гро-
хота твоего проигрывателя» лучше, чем «Ты так шумишь!»

• Делать только конкретные замечания; не использовать выра-
жения типа «Ты всегда...» или «Ты никогда...».

• Предоставить ребенку возможность брать на себя ответствен-
ность, быть независимым и иметь свободу выбора. Хотя ребенок и
нуждается в последовательности, правилах и контроле, ему еще
более необходимо жизненное пространство, в котором он может
научиться управлять своей собственной жизнью.

• Следует привлекать ребенка к решению проблем и принятию
решений, касающихся его собственной жизни, уважать его чувства,
потребности, желания, предложения, разумные решения.

• Предоставлять ребенку возможность экспериментировать,
удовлетворять свои интересы, проявлять или не проявлять свои
творческие способности.

• Помнить о принципе неповторимости: ребенок прекрасен и
изумителен в своей неповторимости, даже если его уникальность
сильно отличается от вашей.

• Быть для ребенка хорошим примером: быть о себе достаточно
высокою мнения, действовать, исходя из своих интересов.

• Реализовать подход: ценить самого себя — это хорошо. Пре-
красно испытывать чувство удовлетворения от своих достижений.
Хорошо находить что-либо приятное для себя.

• Избегать назидательности, многочисленных «Ты должен бы...»
и ненужных советов.

• Принимать ребенка всерьез. Считаться с его суждениями: ре-
бенок сам знает, когда он голоден, а когда нет.

Если ребенок выражает негативное самоощущение, родители или
психотерапевт должны проявлять осторожность и не вступать с ним
в прямое противоречие. Например, если ребенок говорит: «Я так
уродлив!», возможный ответ: «О нет! Ты так хорош собой!» способен
только усилить его отрицательное самоощущение, а не уменьшить
его, поскольку содержит послание: «Ты ошибаешься, думая, что
уродлив». Изменение должно произойти во внутреннем мире ребен-
ка, и этого можно достичь только через признание и принятие его
негативных чувств.

В том случае, если негативные чувства открыто выражаются, они
могут быть исследованы полностью. Если ребенок говорит о том,
какой он негодный игрок в мяч, я прошу его рассказать подробнее
о том, в чем именно проявляется его плохая игра. Обычно в этом
случае в каком-то месте своего рассказа ребенок делает паузу и

__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 293

говорит: «Пожалуй, я на самом деле не такой уж плохой» или «Лад-
но, я не слишком хорошо играю в мяч, но зато я неплохо плаваю.
Это хороший пример, иллюстрирующий «Парадоксальную теорию
изменений» Arnold Bejsser. Он пишет." «Изменения наступают тогда,
когда человек приходит к тому, каков он есть, а не тогда, когда он
пытается быть не тем, кем является.
Изменения не происходят,
если сам субъект или кто-то другой пытается вынуждать его к изме-
нениям, но они наступают, если время и усилия прилагаются там,
где человек находится, будучи полностью включенным в текущую
ситуацию. Отвергая роль изменяющего агента, мы открываем путь
к значительным и упорядоченным изменениям».

Одна семилетняя девочка, которую я наблюдала, постоянно го-
ворила о своей популярности среди детей, о том, какая она хоро-
шенькая, как она умеет что-нибудь лучше других и т. п., и т. д. Од-
нажды я начала рассказывать ей историю, которая начиналась так:
«Жила-была маленькая девочка, у которой ничего не получалось
хорошо». Она прервала мой рассказ, чтобы узнать имя девочки. Я
ответила, что точно не знаю, и попросила ее придумать для нее имя.
Она задумалась на минуту, а потом показала на себя, живо кивая го-
ловой и горько скривив рот. «Это ты?». Она много раз кивнула,
уголки ее рта опустились. Это было началом работы с ее реальным
самоощущением и начало изменений. Маленькие дети часто гово-
рят: «У меня ничего не получается», выражая негативную само-
оценку.

Дети с низкой самооценкой нуждаются во многих формах актив-
ности, включая приобретение опыта анализа сходства и различия
между ними и другими объектами, между животными и людьми,
между фруктами и овощами. За счет осознания значимости разли-
чий они могут начать по-другому оценивать себя, а также видеть
других в новом свете, лучше сближаться с ними.

Осознавание своего тела — основное условие для ясного ощуще-
ния своего Я. Релаксационные и дыхательные упражнения, так же
к, ак и движения тела, весьма полезны. Образ тела — важный аспект
самопризнания. Большинство детей с отрицательной Я-концепцией
не испытывают ощущения близости со своим телом, когда что-
нибудь делают. Им и вообще не нравится, как они выглядят (или то,
что они думают о том, как выглядят). В этой связи я провожу
специальные упражнения, включая занятия с автопортретом, наблю-
дения за собой в зеркале, разговор со своим изображением в зерка-
ле, рассматривание старых фотографий, новых фотографий (которые
я делаю сама), очерчивания контуров тела на большом листе бумаги,
путешествие в фантазиях внутрь своего тела и т. п. Иногда я рисую


294 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

ребенка на большом листе бумаги и мы обсуждаем каждую черту,
каждую деталь одежды, каждую часть тела, пока я их рисую. 5
Маленькие дети обычно получают удовольствие при применении'
этой техники.

Для того, чтобы помочь ребенку испытывать по отношению к
самому себе более положительные чувства, мы должны вернуть его
самому себе. Первый и самый существенный шаг на этом пути — это
принять чувства, которые он сейчас испытывает: его опустошен-
ность, отчаяние, чувство никчемности, непригодности. Если ребенок
принимает эти чувства, он может прийти к новому осознаванию
своих чувств, своего тела и своих возможностей. Он может позна-
вать себя и свою неповторимость сам, изнутри, вместо того чтобы
судить о себе на основе чужих высказываний, и испытывать чувство
удовлетворенности собой: «Это хорошо —быть тем, кто ты есть».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.