Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одиночество. Когда я работаю с детьми, то снова и снова сталкиваюсь с чувством одиночества






Когда я работаю с детьми, то снова и снова сталкиваюсь с
чувством одиночества. Кто из нас, оглянувшись назад в свое детство,
не смог бы вспомнить это чувство?

Дети, которых считают плохо адаптирующимися к внешнему
окружению, особенно одиноки. Терапевтический процесс при работе
с ними, по-видимому будет блокирован до тех пор, пока это чувство


__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 277

не выйдет наружу, не будет выражено вербально или с помощью
экспрессивных методик.

Clark Moustakas [34] пишет: «...одиночество —это условие жизни
человека, опыт человеческого существования, который дает индиви-
дууму возможность поддерживать, расширять и углублять его челове-
ческую природу. Человек в конечном счете всегда одинок, живет ли
он в изоляции или болезни, ощущает ли он утрату после смерти
любимого существа или острое чувство радости в триумфе созида-
ния. Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое
одиночество и четко осознать, что в конечном счете в каждый миг
своего бытия человек одинок — ужасающе, совершенно одинок.
Усилия, предпринимаемые для того, чтобы перешагнуть через это
или ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества
могут в результате привести только к самоотчуждению. Когда чело-
век избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается
успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существо-
вания, он лишает себя одного из самых значительных средств своего
собственного развития».

С. Moustakas считает, что одиночество неизбежно, что всем нам
свойственно экзистенциальное одиночество и все мы ведем с ним
борьбу. Будучи взрослыми, мы приобретаем опыт поиска путей, по-
зволяющих заглушить одиночество (таких, например, как непре-
кращающаяся деятельность). Я согласна с Moustakas, что эти пути
часто ведут к самоотчуждению, к утрате самих себя. Многие их нас
испытывают дискомфорт, оставаясь самими собой, такими, какие
мы есть, и предпочитают не знать этого, не сталкиваться с этим, не
иметь дела с этим, избегать этого любым доступным способом.

Дети, занятые поисками самоидентификации, безусловно не
знают, как преодолевать экзистенциальное одиночество. Я полагаю,
что дети чувствуют себя особенно одинокими, потому что глубже
ощущают свое отличие от других и чувствуют себя очень неуютно,
принимая как данность или оценивая свои специфические
особенности. Дети находят собственные способы преодоления
ужасающего чувства одиночества. Пути, которые они выбирают,
часто противоречат концепциям, принятым в нашем обществе,
представлениям о хорошем, нормальном, конформном поведении.
Их положение усугубляется тем, что антисоциальное поведение
обычно ведет к дальнейшему отчуждению и изоляции и тем самым
к усилению защитных тенденций. В свою очередь оборонительное
поведение усиливает изоляцию и таким образом создается порочный
круг.

Suzanne Gordon [16] так резюмирует свои исследования одино-
чества детей и подростков:

«Для этих детей одиночество является ошеломляющим сознани-
ем того, что они нигде не могут найти поддержки, что люди, от


278 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

которых зависит их выживание, с которыми связано теплое отноше-
ние, привязанность и интерес к ним, могут обеспечить только очень
ограниченное внимание к их потребностям. В этой ситуации дети
чувствуют себя беспомощными. Им не к кому пойти, не к кому
обратиться, и никто, включая их самих, не может удовлетворить их
потребности. Ответом на это всепоглощающее чувство одиночества
является тревога. Маленьких детей тревога и страх заставляют
" прилипать" к матери».

Я думаю что дети часто чувствуют себя беспомощными и
тревожными потому, что ощущают невозможность выразить кому-
либо чувства опустошенности и одиночества. Те дети, которые
приходят на терапевтические сессии, могут считаться счастливчика-
ми: здесь они получают возможность излить эти чувства. Я застав-
ляю детей выражать чувство одиночества самыми различными
способами и совсем не обязательно использую при этом слово
«одиноко». Даже очень маленькие дети признавались мне в желании
умереть или убить себя. Я вижу в этом выражение не только глубо-
кого внутреннего отчаяния, но и одиночества.

Одиночество часто является союзником поисков счастья, в
общем и целом тщетных. Сказки не зря заканчиваются фразой: «И
после этого они жили долго и счастливо». Многие из нас тратят
годы жизни в поисках неопределенного состояния, называемого сча-
стьем, как будто если бы оно было найдено, мы перешагнули бы
через какие-то границы в новую жизнь, где нет места печали, боли
и обидам. Мы говорим себе, что чувствовать себя несчастным — зна-
чит быть больным. Мы говорим о детях с теми или иными расстрой-
ствами как о несчастных, ставя таким образом знак равенства между
несчастьем, болезнью или чем-то таким, что требует лечения.

Один случай в моей собственной жизни произвел на меня глубо-
кое впечатление. Когда внезапно в результате несчастного случая
погибла наша мать, мы с братом прилетели на траурную встречу в
доме матери. У меня была тяжелая депрессия, поскольку это был
уже третий случай смерти очень близкого мне человека, а мой сын
в это время был безнадежно болен. Когда мы с братом подходили к
дому матери, я сказала ему: «Всё. Еще одного несчастья я не вынесу.
Если что-нибудь подобное еще случится, я сдаюсь». Мой брат, кото-
рый прошел через такое же горе, с удивлением посмотрел на меня
и сказал: «Виолет! Что за глупости ты говоришь! Чем больше жи-
вешь, тем больше переживаний, и среди них — болезненных. Всегда
что-нибудь случается!». Этим он завершил разговор. Я никогда не
забываю его слов.

Если счастье, которое возникает в надежде на что-либо, ста-
новится доминирующей формой счастья человека, то он сам себе
готовит жестокую ловушку. По мере того, как я научилась концен-
трировать внимание на различных переживаниях в настоящем, а не


__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 279

застревать на воспоминаниях или элегантных фантазиях о будущем,
я научилась и принимать эти переживания.

Чем младше ребенок, тем больше его способность жить здесь и
теперь. Когда я работаю с детьми, испытывающими чувство одино-
чества, я хочу, чтобы они вновь обрели способность к полному
самоощущению, а не цеплялись за чувство беспомощности. Я ду-
маю, что через принятие себя и усиление собственных возможностей
дети могут научиться мобилизовать свою энергию, жизненные силы
для удовлетворения своих собственных потребностей.

Сдержанность в проявлениях чувств способствует усилению
ощущения одиночества. Чем меньше человек способен к выражению
того, что происходит внутри него, тем больше он чувствует себя
изолированным и отчужденным. Каждый раз, когда чувства не
получают выражения, стена, «скорлупа», которая их отгораживает,
становится еще толще и за этим барьером накапливается чувство
одиночества.

Дети, к чувствам которых не прислушиваются и не признают их,
ощущают себя одиноко. Чувства — это самая сердцевина, самая суть
их существа, и если эти чувства не приемлются, ребенок ощущает
себя отверженным. Поэтому если ребенок говорит: «Я чувствую себя
одиноко, когда прихожу в бешенство; гнев словно заставляет меня
чувствовать себя очень одиноким», то это значит, что он сталкива-
ется с миром людей, которые не вступают в контакт с ним, когда он
выражает чувство гнева. Его увещевают, отвергают, наказывают,
избегают, и всё это порождает в нем ощущение изоляции.

Когда я как психотерапевт обеспечиваю ребенку возможность
открытого выражения своих чувств, выслушиваю его и принимаю
эти чувства, он ощущает себя менее одиноким, начинает восприни-
мать мир как нечто более дружелюбное по отношению к нему. Он
вновь становится способным устанавливать контакты, налаживать
отношения с другими людьми.

Одной из причин, по которым дети ищут общества друг друга и
нуждаются друг в друге мне представляется их ощущение, что другие
дети в какой-то степени будут понимать их жизненные обстоятель-
ства и будут испытывать сходные чувства. У меня есть то преиму-
щество, что я имею возможность слышать, о чем говорят друг с дру-
гом дети в группе, с которой я работаю. Обычно мы не воспринима-
ем объема и глубины того, о чем думают дети и что они чувствуют,
потому что они тщательно следят за тем, что говорить взрослым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.