Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сновидения






Fritz Perls [38] делает большой акцент на роли сна как пути
контакта с собой и самопознания.

«Сон является посланием реальности. Это больше, чем незавер-
шенная ситуация; больше, чем неудовлетворенное желание; больше,
чем пророчество. Это послание вас самих вам самим, любой части
вас, которая его воспринимает. Возможно, сон — наиболее непосред-
ственное в человеке, предмет искусства, которое мы создали из
своей жизни. И каждая часть, каждая ситуация во сне является тво-
рением самого сновидца. Конечно, некоторые сюжеты приходят из
памяти или реальности, но важный вопрос состоит в том, что же
заставляет сновидца выбирать именно эти сюжеты. Ни один выбор
во сне не случаен... Каждый аспект сна является частью личности
сновидца, но такой частью, которая до некоторой степени им не
осознается и проецирована на другие объекты. Что означает проек-
ция? Проекция означает, что мы утратили, отвергли части своего су-
щества и проецировали их в окружающий мир, вместо того, чтобы
обладать ими как собственным потенциалом. Мы выплеснули часть
самих себя в мир, и таким образом в нас возникли провалы и пусто-
ты. Если мы хотим вновь обрести эти части самих себя, нам необ-
ходимо использовать особые методики, с помощью которых мы
способны вторично освоить отринутые переживания».

Дети неохотно рассказывают о своих снах, поскольку часто те из
них, которые запоминаются, — это страшные сны. Или сны так
загадочны и странны, что дети стараются выбросить их из головы.
Я считаю, что это — одна из причин того, что сны у детей часто
повторяются. Они так стараются отторгнуть такие сны, что сны
возвращаются как напоминание. Довольно часто взрослые помнят
свои детские сны, до сих пор не получившие завершения. Они не
завершены в силу того, что представляемый ими конфликт не был
разрешен; отторгнутые области личности были слишком пугающи-
ми, чтобы их возвратить. Я помню два-три сна, которые снились и
снились мне, когда я была ребенком. Недавно я проработала один
из таких давних снов и в результате получила послание реальности,
окружающей меня; я узнала кое-что о себе и о том, что теперь
происходит в моей жизни.


150 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Иногда, для того чтобы побудить детей рассказывать о своих
снах, я читаю книгу, в которой о них говорится. Несколько лет
назад мы с моим коллегой проводили занятия с группой детей, кото-
рых объединяло одно обстоятельство: отцы всех этих детей прохо-
дили лечение от алкоголизма. Мой коллега принес книгу Mercer
Mayer [31] о ночных кошмарах на одно из занятий и прочитал ее
группе. Мы спросили детей, бывают ли у них кошмары. Двое из них
согласились поделиться своими снами после того, как мы сказали,
что сны могут поведать кое-что важное о их реальной жизни.

Девятилетний Джимми рассказал такой сон: «Мы всей семьей
едем на машине по шоссе. Неожиданно мы оказываемся перед
обрывистым холмом. Мама ведет машину и не может затормозить.
Тормоза не работают. Я думаю, что нужно свернуть. Меня охватыва-
ет паника, и я хватаюсь за руль. Тут внезапно позади нас появляется
много воды, как озеро. Обратной дороги нет. Мы должны либо
въехать в воду, либо упасть с обрыва. Я просыпаюсь до приземле-
ния». Мы попросили Джимми рассказать сон в настоящем времени.
Он так и сделал, при этом казалось, что он вновь видит и пережива-
ет тот же сон. По ходу работы мы попросили Джимми сыграть те
или иные части его сна, представить себе, что это такая игра и он
может разговаривать с теми людьми и предметами, которые видел
во сне. Он сыграл самого себя, свою мать, отца и сестер, находив-
шихся в машине, саму машину, дорогу и озеро. Разыгрывая каждую
ситуацию, мальчик испытывал страх и плохо контролировал себя.
Играя озеро, чувствовал себя широким, глубоким, всепоглощающим.
Мы попросили его вообразить, как мог бы закончиться такой сон.
Он сказал: «Мой отец спас маму, которая не умеет плавать. Он все
время оставался спокойным и вытащил всех. Я не знал, что делать,
но он вытащил и меня». Мы спросили Джимми, как он считает,
какой смысл заложен в этом сне, как такой сон связан с его реаль-
ной жизнью. Он ответил: «Я как раз сейчас понял, что значит этот
сон! Я боюсь, очень боюсь, что мой отец опять начнет пить! Сейчас
он не пьет, и в нашей семье все прекрасно. Но было так плохо,
когда он пил! Если он опять начнет пить, это будет ужасно, это
просто катастрофа. Я так боюсь этого! Где-то очень глубоко внутри
боюсь, только я никогда ничего не говорю. Я боюсь сказать родите-
лям, что я боюсь. Никто больше в нашей семье не кажется испуган-
ным. Если он снова начнет пить, я ничего не смогу с этим поделать.
Ведь я самый младший в семье. Что я могу? Поэтому я и приделал
такой конец: отец спасает нас. Именно этого я и хочу. Я хочу, чтобы
так было в нашей семье».


__________________ Глава 7. Разыгрывание сцен__ ________________ 151

Джимми испытал существенное облегчение от того, что поделил-
ся своими страхами. Один из детей, девятилетний мальчик, проком-
ментировал это так: «А у меня такая же дорога». Когда его попро-
сили побольше рассказать об этой дороге, он сказал: «Я чувствую,
как будто я спускаюсь вниз по очень крутой дороге на машине, ко-
торая не может остановиться. И я тоже ничего не могу контроли-
ровать.»

Викки (13 лет) очень хотелось рассказать свой сон. «В моем сне
все считают, что я умерла. Я лежу в гробу. Но я не мертвая! Все
только думают, что я умерла. Прекрасная пожилая женщина уха-
живает за мной, и я сплю в гробу. Это моя постель. Люди говорят
этой женщине: Онамертва". И все время слышна гроза».

Я попросила девочку побыть в роли грозы из ее сна. Викки
подумала несколько мгновений, затем с улыбкой поднялась и начала
расхаживать по комнате, она «сверкала». Руками она изображала
нечто наподобие вспышки, подходя к каждому из присутствующих
«ослепляла» его и имитировала звук грома каждый раз, когда это
проделывала. Все это она сыграла с большим чувством и удоволь-
ствием, а ее чувства передавались и нам. Затем мы попросили ее
немного побыть в роли той самой пожилой женщины, которую она
видела во сне. Она перевоплотилась в добрую пожилую женщину,
ласково говорящую с Викки и укладывающую девочку в постель в
гробу. Викки сказала нам, что эта женщина напоминает ее бабушку,
которая сильно болела и умерла. Ее бабушка всегда была очень
добра к ней и была одним из немногих людей в ее жизни, которых
Викки любила.

В этот момент перед нами встала проблема выбора направления
дальнейшей работы. Я могла попросить Викки оставить в покое свой
сон и обсудить те чувства, которые она испытывает к умершей ба-
бушке, или продолжать работу, используя образы сна. Мы решили
все-таки продолжить работу со сновидениями, попросив Вику лечь
в воображаемый гроб и рассказать нам, на что это похоже и что при
этом происходит. Викки улеглась на полу в неподвижной позе.

Викки. Я лежу здесь, как в гробу. Я считаю, что я сплю, но все
остальные думают, что я умерла. Никто не обращает внимания на
пожилую женщину, которая говорит им, что я вовсе не мертва.

Я. Как ты себя чувствуешь в гробу?

Викки. Тут не очень-то удобно. Я совсем не могу двигаться.

(Включившись в игру, другие дети присоединились к нам, изо-
бражая людей, рассматривающих Викки. Мы при этом говорили
что-то наподобие:»Ой, бедная Викки! Она слишком молода, чтобы
Умереть. Это ужасно! Мы чувствуем себя просто кошмарно». Мы
Попросили Викки как-то ответить.)


152 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Викки. Эй! Я не мертвая. Не плачьте. Я живая. Я еще могу
многое сделать.

Я. А что ты можешь делать?

Викки. Множество вещей. Я могу делать множество вещей.

Я. Но мы не видим, чтобы ты что-нибудь делала, ты только
лежишь. Можешь ли ты решить, что же ты будешь делать, или ты
хочешь так и лежать здесь?

Викки (поднимаясь). Я не хочу здесь лежать, чтобы все думали,
что я умерла. Видите? Видите? (она развела руки в стороны и приня-
лась бегать по комнате). Я живая!

Я. А теперь, пожалуйста, скажи, о чем тебе говорит этот сон.

Викки (задумывается на мгновение, затем, просияв, говорит). Я
живая и я могу выбирать. Я могу сделать множество выборов.

Девятилетний мальчик из группы. Например что?

Викки (смотрит на него, задумавшись). Ну, я многое могу.

Мальчик. Когда?

Викки, обойдя комнату, выбрала нескольких людей и сообщила
им, что будет делать. Она подходила на шаг к кому-нибудь из груп-
пы и объявляла свой выбор: «Тебе я хочу пожать руку... Тебя я хочу
обнять... Тебе я хочу состроить гримасу». Викки да и вся группа
получили огромное удовольствие от этого упражнения. Оно всем так
понравилось, что группа потребовала, чтобы каждый по очереди
имел возможность обойти других членов группы и объявить, какие
действия он выбрал.

Я работала со снами и на индивидуальных занятиях. Большин-
ству из тех детей, которых я наблюдала (за исключением тех, кто
категорически отказывался что-либо писать), я раздавала недорогие
записные книжки и просила вести дневниковые записи, включа-
ющие и описание сновидений.

Патриция (12 лет) сделала такую запись: «По ту сторону Дис-
нейленда. Начинается, когда я стою в большой комнате без крыши,
а рядом со мной — большая коробка с диснейлендовскими надувны-
ми шарами. Около меня развешены костюмы персонажей му-
льтфильмов. За мной —занавес. Входит мужчина, поэтому я прячусь.
Но когда он снова уходит, я выхожу из своего укрытия, надеваю на
себя один из костюмов, надуваю шары и выхожу наружу, чтобы их
продавать».

В конце страницы она сделала небольшой набросок, изображаю-
щий ее сон. Я попросила се нарисовать большую картинку, что она
и сделала весьма тщательно. Она объяснила мне свой рисунок, а я
записала основные моменты ее рассказа.

«Стены, но без крыши. Я в середине комнаты. Мужчина входит.
Я прячусь, потому что думаю, что он меня накажет. Я ухожу за


__________________ Глава 7. Разыгрывание сцен__ ________________ 153

занавес, чтобы спрятаться. Но он только берет шарики и снова
уходит. Он не знает, что я здесь, и не собирается меня наказывать.
Никто не знает, что я — это я, потому что на мне такой костюм. Все
думают, что я просто рабочий».

Патриция часто рисовала картинки Диснейленда, пока мы с ней
работали. Вскоре после работы над этим сном (в первый раз она
вспоминала, как на самом деле ей снился Диснейленд) она сообщи-
ла: «Я боюсь быть самой собой. Мне больше нравится представлять
себе, что я это кто-то другой, например, один из диснейлендекмх
персонажей». После этого мы могли, по крайней мере, начать разби-
раться в том, что Патриция таила в себе.

Когда Патриция принесла описание нового сна, она сказала:
«Это мне снится не в первый раз. Мне это начало сниться с восьми
лет, потом снилось еще много раз и снова приснилось этой ночью».
Вот что она записала:

«Темная комната с одной маленькой лампочкой, кровать, гла-
дильная доска, моя мама. Я в кровати прямо рядом с нею. Неожи-
данно свет исчезает и я слышу пронзительный крик». В углу страни-
цы был крохотный рисунок, запечатлевший этот сон, через весь
рисунок было написано слово «Темно».

Я почувствовала, что это очень значимый сон. Родная мать
Патриции была жертвой убийства (отчим застрелил ее, а затем и
себя), когда девочке было около восьми лет. Именно Патриция
обнаружила окровавленные тела, когда утром зашла в спальню. Я
слышала эту историю от ее отца, который привел ко мне девочку
спустя четыре года после этого несчастья. Однако до тех пор, пока
Патриция не описала этого сна, она только пожимала плечами,
когда я касалась этой темы, и говорила, что ничего не помнит. Но
после обсуждения сна она сказала: «Моя жизнь стала сплошной
тьмой, после того как из нее ушла мама; она ушла, как свет». Это
было началом горестной работы, которую до этого Патриция никог-
да не могла довести до конца.

Работать со снами в состоянии и дети младшего возраста.
Шестилетний Тодд часто просыпался по ночам от кошмарных снов.
Я попросила его рассказать мне о них. Он сказал, что за ним все
время гоняется чудовище, а иногда его преследует какая-то машина.
Он воспротивился моему предложению нарисовать это чудовище,
поэтому мне пришлось рисовать его самой по описанию, данному
ребенком. Окончив рисунок, я попросила мальчика рассказать
чудовищу, что он думает. Он воскликнул: «Хватит за мной гонять-
ся!». Потом я предложила ему представить себе, что он разговарива-
ет с чудовишем так, как будто это его игрушка. Он стал говорить,
обращаясь к себе самому от имени чудовища: «Ты плохой, плохой


154 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

мальчик! Я должен поймать тебя!». Я попросила ребенка продолжить
этот разговор и рассказать, почему же он плохой мальчик. «Ты
плохой. Ты стащил деньги у мамы из кошелька, а она даже об этом
не знает. Ты писаешься в штаны, и об этом она тоже не знает. Ты
плохой, плохой, плохой, плохой!». Мать мальчика обратилась за
психотерапевтической помощью по совету учительницы из-за
нарушений его поведения в школе. Этот сон позволил обсуждать с
Тоддом подавляющее его чувство вины, постоянное негодование и
гнев по отношению к матери, которая совсем недавно вступила в
новый брак. Хотя Тодду и нравился его отчим, он, несомненно, ис-
пытывал чувство ревности. Эти противоречивые чувства приводили
его в замешательство, и нужно было вывести их на поверхность,
чтобы они стали доступны проработке. Вместо рисования я могла
бы попросить его выбрать фигурку чудовища (или игрушечную
машину) и фигурку мальчика и разыграть эту погоню где-нибудь в
песочнице или на полу.

В целом сны выполняют весьма разнообразные функции. Они
служат отражением тревоги и указывают на какие-то вещи, которые
вызывают беспокойство у ребенка. Они могут выражать те чувства,
которые дети оказываются не в состоянии выразить в реальной
жизни. Они могут отражать желания, потребности, фантазии, озада-
ченность, любопытство или отношение к чему-либо. В сновидениях
может проявляться и общее восприятие жизни. Они могут служить
одним из способов эмоциональной проработки каких-то ситуаций,
открытие которых в состоянии бодрствования оказывается не-
возможным.

Работая со сновидениями, я ищу те их элементы, которые чужды
ребенку, которые он боится признать своими. Я обращаю особое
внимание на те предметы, которые утратили какие-то части во сне
(например, машина без колес или лошадь без ног). Я ищу в снах по-
лярности и противопоставления (например, убегающий и преследо-
ватель, равнинный ландшафт и гора). Я наблюдаю моменты контак-
та, такие, как шторм, разбивающий дом, или элементы сновидений,
которые контактам препятствуют (например, стены, разделяющие
какие-то предметы). Я могу сфокусировать внимание на каком-то
желании, вытекающем из сна, или на чем-то, чего ребенок старается
избежать. Я могу также концентрироваться на действиях, совершае-
мых во сне (когда во сне, например, все время кажется, что бегаешь
по кругу, что не можешь с чем-то справиться, что ушел и потерял-
ся). Важны также серийные сны. Очень большое значение имеет и
сама обстановка, на фоне которой разворачиваются сновидения:
безжизненная пустыня, многолюдная улица, большой дом со мно-
жеством комнат. Работая со сновидениями мы можем рассматривать


__________________ Глава 7. Разыгрывание сцен__ ________________ 155

варианты сна или добавлять к нему окончание. Иногда точно так
же, как со снами, я работаю с воспоминаниями и фантазиями.

Над чем бы мы ни работали, я стремлюсь к возможно более тес-
ному контакту с ребенком и тогда, когда он проигрывает различные
части сна, и тогда, когда вовлекается в обсуждение, и тогда, когда
описывает обстановку, в которой сновидение разворачивается. При
этом особое внимание я уделяю дыханию ребенка, его позе, выраже-
нию лица, жестам и интонациям. Я могу сосредоточиться на том,
что происходит с ребенком, пока мы обсуждаем его сны, или же на
переживании сновидения, для того чтобы поработать над вытекаю-
щими из него ассоциациями.

Цель такой работы — помочь ребенку узнать что-то новое о себе
и своей жизни. Я избегаю анализа и интерпретации; только сам
ребенок в результате совместной работы может осознать, что гово-
рит ему его собственный сон. Дети вполне способны учиться позна-
вать самих себя, и для этой цели может быть использована работа
над сновидениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.