Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джон. Да!






Его сестра (находится в комнате). Он всегда оказывается в
трудном положении.

Джон. Да!

Я. Приведи мне несколько примеров того, как ты оказываешься
в трудном положении.


22 В. Оклендер. Окна в мир ребенка__________________

 

Джон начинает очень своеобразно рассказывать мне о своих
трудностях.

Рис 7

Шестилетняя Джилл сказала о своей картинке: «У меня безоб-
разная внешность. Я поднимаюсь в гору. У меня ноги, как у птицы.
Я начинаю взлетать с горы. В своих мечтах я хотела бы быть гига-
нтской птицей и взять с собой в путешествие всю школу. У нас в
школе 150 детей. Меня зовут Джилл. Когда поднимется ветер, он
будет раздувать мои перья».

Я. Ты всегда чувствуешь себя подобно уродливому человеку,
Джилл?

Джилл. Да! Некоторые мальчики не любят меня, потому что
считают безобразной. От этого я чувствую себя плохо.

Я. Возникает ли у тебя когда-либо желание сделать что-нибудь
хорошее для каждого ученика в твоей школе, чтобы все дети любили
тебя?

Джилл. Да. Такое желание я и выражала в своем рассказе.

Потом мы говорили некоторое время о том, что Джилл ощущает
себя за бортом, отвергаемая детьми в школе. У нее нет друзей, хотя
раньше она в этом не признавалась.

Восьмилетняя Синди сказала о своей картинке: «Я взлетаю с
горы и гляжу на цветы и красивую зеленую траву, и мои крылья


_____________________ Глава 1. Фантазия _______________________ 23

блестят, как серебро. Меня зовут Синди. Я хочу, чтобы я была
доброй волшебницей, и потом, чтобы я могла полететь домой,
вместо того, чтобы идти пешком».

Я. Расскажи мне о волшебницах.

Сииди. Хорошо. Есть добрые и злые волшебницы. Злые причи-
няют людям зло, а добрые делают добро, и, конечно, все волшебни-
цы могут летать.

Я. А ты злая волшебница?

Синди. Да, моя мама думает что я такая.

Я. Твоя жизнь всегда полна цветов и красивых вещей?

Синди. Нет, только иногда.

Затем мы с Синди какое-то время говорим о том, что ее мама
считает ее плохой.

Двенадцатилетняя Карен нарисовала великолепную бабочку. Она
сказала. «Мои крылья очень красивы. Я лечу над водой и горами
вместе с птицами к яркой новой зеленой планете». На некотором
расстоянии было нарисовано небольшое зеленое кольцо с желтыми
линиями вокруг, что создавало иллюзию энергии, исходящей от
планеты.

Я. Расскажи мне немного больше о своей новой планете.

Карен. Это прекрасное место. Здесь все непривычное и зеленое
и здесь нет плохих людей.

Я. А в твоей жизни есть плохие люди?

Карен. Похоже, что мир полон плохих людей.

Действительно, в реальной жизни мир представляется Карен
таким. Мы продолжили сравнение этого мира и ее планеты, при
этом Карен реагировала очень эмоционально.

Отличным источником фантастических идей является «Творение
чудес». Эта серия состоит из четырех книг. Фантастические идеи в
этих книжках замечательны. Я приспособила их для работы с фантазия-
ми. Одна из самых любимых моих тем называется «Отпор в борьбе».

«Напишите рассказ о маленькой лодке, попавшей в сильный
шторм. Дует очень сильный ветер, и волны ударяются о маленькую
лодку. Попытайтесь представить себе, что вы и есть та самая маленькая
лодка, и объяснить, как вы себя чувствуете. Используйте в рассказе
сравнения, чтобы показать, что вы испытываете в роли маленькой лодки
во время сильного шторма. Пронзительно и жалобно воет ветер, стара-
ясь потопить крошечную лодочку. Лодка борется со стихией. Подумай-
те, какая борьба, подобная борьбе лодки вовремя шторма, происходит
в мире животных. Запишите это.

Объясните, почему эта борьба животных похожа на ситуацию с
лодкой во время шторма.

Представьте себе, что вы и есть эта крошечная лодочка. Расскажите,
что должны делать различные части вашего тела в борьбе со штормом.


24 В. Оклендер. Окна в мир ребенка__________________

Как различные части тела сообщают вам о том, побеждаете вы или
проигрываете в борьбе?

Внезапно ветер в последний раз атакует маленькую лодку и затем
утихает. Лодка победила. Что в вашей жизни напоминает историю с
затихшим ветром и маленькой лодкой, победившей в борьбе?

Представьте себе, что вы маленькая лодка, которая только что
пострадала от сильного шторма. Какие чувства вы испытываете к
шторму?

Представьте себе, что вы сильный шторм, но не можете потопить
даже крошечную лодочку. Какие чувства вы испытываете к лодке?».

Рис 8

Есть много способов использовать эту фантазию. Мне кажется
наиболее эффективным просто попросить ребенка (после упражнений
по медитации и дыханию) с закрытыми глазами представить себе, что
он — это маленькая лодочка во время сильного шторма. Я говорю о
волнах, ветре и борьбе. Я прошу ребенка, чтобы он был лодкой,
чтобы он ощущал себя лодкой, чувствовал, что происходит с ним
сейчас, что будет потом. Затем я прошу его нарисовать на картинке
самого себя как лодку во время шторма (рис. 8). При этом неизмен-
но возникает обширный материал, касающийся места ребенка в его
мире и того, как он справляется с внешним миром.

В другом упражнении мы говорим о пауке. В книге, о которой
я говорю, есть фотография паутины и рассказ о том, как, будучи


_____________________Глава 1. Фантазия _______________________25

 

пауком, нужно сплести паутину в дождливый ненастный день. В
группе детей я использую эту идею для того, чтобы начать рассказ
с продолжением. Я начинаю с таких слов: «Жил был паук, который
пытался соткать паутину в дождливый ненастный день. Тогда...». И
каждый ребенок по очереди что-нибудь добавляет к рассказу. После
того как рассказ закончен, я прошу детей нарисовать то, что они
думают о пауке, ткущем паутину.

Рис 9

Один мальчик девяти лет продиктовал мне: «Меня зовут Ирвин.
В моей паутине множество дырок из-за дождя, и под дождем паути-
на меняет цвет. Это потому, что люди обрызгали белилами паутину
вместе с домом. Она поголубела. Ограда стала разноцветной. Я
испытываю добрые чувства к людям, потому что они сделали мою
паутину разноцветной». В процессе нашей совместной работы над
картинкой (рис. 9) он сказал нам, что чувствовал себя очень счас-
тливым в последнее время, потому что все у него шло хорошо.

В противоположность ему, одиннадцатилетняя девочка продик-
товала: «Я очень сердита. Я не могу сплести паутину из-за этой
Мрачной сырой погоды. Я чувствую то, что всегда ощущаешь, если
не можешь достичь цели: я чувствую себя неудачницей. Как бы я ни
старалась, я не могу сплести паутину. Но я решила сплести паутину
и не сдамся». Она очень легко осознала ощущение своей неудачи и
излила его нам в группе.


26 В. Оклендер. Окна в мир ребенка__________________

Каждая картинка и каждый рассказ, откровенные и трогатель-
ные, отличались друг от друга. Некоторые носили отпечаток юмора.
Так, например, один мальчик десяти лет сказал: «Если этот дождь
не перестанет через несколько минут, я соберу свою паутину и
начну плести ее дома».

В другой группе я попросила детей представить себе с закрыты-
ми глазами, что каждый из них —паук, и рассказать вслух, что они
чувствуют, когда плетут паутину во время дождя.

«Я паук. У меня нет места для жилья. Я блуждаю вокруг. У меня
много друзей, но сегодня я хочу быть один и чтобы вокруг меня
никого не было».

«Я паук. Я люблю карабкаться по цветам. Я люблю рассматри-
вать цветы и птиц. Я чувствую себя неважно во время этого дождя».

«Я злой паук, кусающий мальчика».

«Я гулял. Я пытался взобраться на цветок, но не сумел добраться
до его верхушки. Я упал».

При выполнении упражнения с улетающим воздушным шариком
одна девочка нарисовала картинку с воздушным шариком, пролета-
ющим над городом, и сказала: «Мне нравится, что он удаляется
отсюда. Это забавно». Потом она добавила: «Моя мама постоянно
дразнит меня, но я не хочу такой свободы, как у этого шарика».
Другая девочка нарисовала похожую картинку, поясняя: «Я нахожусь
далеко от дома, и для меня это хорошо».

Тем для направленных фантазий очень много. В связи с возник-
шим интересом к гуманистическому воспитанию, к формированию
ценностей в школе, к развитию пространственно-образного мышле-
ния, которое связано с правым полушарием мозга, отмечается по-
явление большого количества книг, касающихся этих предметов и
содержащих много ценных идей.

Вот фантазия, которую я люблю. «Вы очень долго шли пешком.
Вы очень, очень устали. Вы ложитесь отдохнуть и засыпаете, когда
вы просыпаетесь, то обнаруживаете, что попали в ловушку. Каково
вам оказаться в ловушке? Куда вы попали? Что вам делать?» Herbert
Otto [37] предлагает целый ряд фантазий, подобных этой. Их можно
видоизменять, чтобы сделать более подходящими для разного воз-
раста. Я просила детей представить себе, что они являются живот-
ными, двигаться соответствующим образом, издавать звуки, свойст-
венные данному животному. Я просила каждого ребенка рассказать,
что он чувствует, и таким образом, возможно, рассказать о себе
самом.

У меня есть большой старый ключ, который я иногда использую
при игре с фантазиями, делая вид, что как бы завожу механизм, и


______________________Глава 1.Фантазия _______________________27

 

прошу ребенка совершать ряд действий; затем он может делать то же
самое со мной. Вместо ключа можно использовать «волшебную
палочку».

В конце концов, многие технические приемы, основывающиеся
на различных видах искусства, могут применяться для побуждения
к фантазии. Макраме, картинки с бабочками — очень интересные
формы, подобные чернильным пятнам. Я предлагала детям дать
название различным рисункам, рассказать, что они видят в них, или
составить на эту тему рассказ. Указания о технике изготовления
таких рисунков, наряду с другими полезными вещами, можно найти
в книгах о работе с детьми дошкольного возраста.

Одним из самых успешных в моей практике упражнений было
рисование с помощью капель автомобильной краски. Как мы делаем
это? Прежде всего, это следует делать в таких местах, где не страшен
беспорядок. Лучше всего постелить газеты. Наливают пару капель
белой краски на кирпич (размером примерно 12 х 15 см) так, чтобы
он весь был покрыт краской. На эту белую поверхность ребенок
капает немного краски другого цвета и дает ей произвольно расте-
каться по поверхности. Затем используется краска другого цвета
и т. д. Поскольку краски высыхают очень быстро, такой вид рисова-
ния имеет большие преимущества. Не происходит смешивания
цветов, как при использовании акварели, и изображения получаются
блестящие, красивые и чистые. Мы устанавливаем картины и отхо-
дим назад, чтобы смотреть на них издали. Дети придумывают назва-
ния для своих творений и легко начинают рассказывать удивитель-
ные фантастические истории о них. Одна из картин выглядела, как
блестящая разноцветная пещера. Я попросила ее автора войти в
пещеру и рассказать нам о том, что он там видит, на что это похоже,
что там происходит. Деятельность такого рода настолько занимает
детей, что даже гиперактивные и плохо контролируемые дети делают
это без каких-либо затруднений. Большинство детей ранее никогда
не создавали ничего такого же красивого и не испытывали такого
удовлетворения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.