Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты обвинения






 

 

Прокурор. Наиболее общее разъяснение понятия «прокурор» законодатель дает в п. 31 ст. 5 УПК РФ, указав, что под этим термином подразумевается «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре».

Правовой статус прокурора как должностного лица специальных государственных органов установлен Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»[8]. Уголовно-процессуальный кодекс, исходя из содержащихся в данном законе общих положений о направлениях, формах и методах деятельности прокуратуры, раскрывает и детализирует применительно к сфере уголовного судопроизводства такие функции прокурора, как надзор за исполнением законов, уголовное преследование и участие в рассмотрении дел судами.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Иные должностные лица органов прокуратуры (старшие помощники и помощники прокуроров, прокуроры управлений, отделов и т.д.) в УПК РФ процессуальными полномочиями не наделяются и не упоминаются, но, исходя из содержания Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор может поручить им выполнение некоторых своих полномочий, в том числе и в сфере уголовно-процессуальной деятельности.

Место и роль прокурора в уголовном судопроизводстве характеризует наличие довольно широкого круга взаимосвязанных полномочий, реализация которых в значительной мере зависит от стадии уголовного процесса.

Вопрос о характере функций прокурора в уголовном процессе остается одним из наиболее дискуссионных. Несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон РФ однозначно установил, что прокурор в ходе уголовного судопроизводства осуществляет две самостоятельные функции: уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования (ч. 1 ст. 37 УПК РФ) (причем одни процессуалисты с таким положением согласны[9], другие – нет, считая, что прокуратура должна выполнять единственную функцию – надзора за законностью[10]), тем не менее, эти нормы не нашли отражения в Конституции РФ и не совсем согласуются с Законом о прокуратуре РФ, поэтому споры о сущности и назначении прокурорской деятельности в сфере уголовного правосудия не утихают.

Острота настоящей проблемы объясняется также существенным расширением судебных полномочий в сферах, традиционно считавшихся прокурорскими, в связи с чем важно определить основные направления деятельности суда и прокурора, то есть функции, для того чтобы разграничить их «сферы влияния».

Итак, в соответствии с Законом о прокуратуре на прокуратуру возложен надзор за исполнением действующих на территории РФ законов (п. 1 ст. 1). Далее Закон конкретизирует, какими средствами наделяется прокуратура для обеспечения законности в сфере уголовного судопроизводства. Это надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; уголовное преследование; участие в рассмотрении уголовных дел судами; опротестование противоречащих закону приговоров, определений и постановлений судов. В отдельных случаях к таким средствам можно отнести и осуществление надзора за законностью действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, когда речь идет о мероприятиях, проводимых этими органами в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальное законодательство, в свою очередь, детализирует полномочия прокурора на всех стадиях уголовного процесса.

Широкий и разнообразный спектр правовых средств прокурорской деятельности в досудебном производстве уголовного процесса приводит иногда к представлению о наличии у прокурора в этой сфере помимо двух основных функций еще и такой «дополнительной» функции, как руководство расследованием.[11]

Действительно, объем полномочий, предоставленных прокурору в досудебном производстве, не позволяет их четко разграничить и определить характер функций прокурора по отношению к органам расследования. Особенно интересен вопрос, касающийся соотношения функций надзора и процессуального руководства, если согласиться с тем, что последняя существует. Так, одни авторы полагают, что обе эти функции – надзора и руководства – прокурор осуществляет одновременно, хотя и разными путями и методами.[12] Другие считают, что поскольку деятельность прокурора по надзору за законностью расследования носит процессуальный характер, то прокурорско-надзорные функции выливаются в уголовно-процессуальную форму руководства. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, по мнению, например, В.М. Савицкого, «есть по сути дела процессуальное руководство расследованием преступлений, которое предполагает применение прокурором всего арсенала предоставленных ему властных полномочий»[13].

Такой неоднозначный подход к функциям, осуществляемым прокурором на досудебном производстве, объясняется в первую очередь неопределенностью самого термина «процессуальное руководство». Действующий уголовно-процессуальный закон ни в одной своей норме не применяет данного термина по отношению к прокурорской деятельности. Но анализ полномочий, которыми он наделен на досудебных стадиях, дает основания для вывода о том, что, с одной стороны, прокурор процессуально руководит деятельностью следователей и органов дознания, а с другой - обеспечивает состояние законности как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на стадии предварительного расследования. Генеральный прокурор РФ указывает, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования, координатором действий всех органов, осуществляющих уголовное преследование.

Вместе с тем, в июле 2007 года значительно сокращены полномочия прокурора на предварительном расследовании.

В последние годы в юридической литературе и на практике широкое распространение получило мнение, высказанное разработчиками Концепции судебной реформы и поддержанное другими авторами, что доминирующей функцией прокуратуры является уголовное преследование[14]. В Законе о прокуратуре, а затем и в УПК этот подход также нашел свое закрепление, но, правда, с сохранением у прокурора надзорной функции, в связи с чем остается актуальной и другая дискуссия – о соотношении прокурорского надзора и уголовного преследования.

Реализация прокурором своих полномочий при рассмотрении судами уголовных дел имеет комплексную цель. Принимая непосредственное участие в судебных заседаниях, на основе принципа состязательности прокурор выступает в качестве равноправного участника процесса со стороны обвинения, что является логическим завершением осуществления функции уголовного преследования и продолжением надзорной функции.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. При этом закон предусматривает обязательное участие прокурора как государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения во всех случаях, когда по делу проводилось предварительное следствие. Если предварительное расследование проведено в форме дознания, то прокурор либо сам поддерживает обвинение в суде, либо вправе поручить эту миссию дознавателю или следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

С другой стороны, участие прокурора в судебных заседаниях преследует цель обеспечения законности, обоснованности и справедливости приговора суда и иных судебных решений. Достижение этой цели связано с осуществлением прокурором своего права (а одновременно и обязанности) на принесение в установленном УПК порядке представления – акта реагирования на судебное решение (приговор, постановление или определение), не соответствующее, по мнению прокурора, требованиям закона. Представление служит обязательным основанием для рассмотрения дела судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанций. В ходе соответствующих судебных заседаний участие прокурора является обязательным.

Следователь. Основной формой предварительного расследования по уголовному делу в ходе досудебного производства является предварительное следствие, полномочия по осуществлению которого возлагаются на следователей – должностных лиц специальных органов предварительного следствия, входящих в структуру таких государственных правоохранительных органов, как Следственный комитет, федеральная служба безопасности, органы внутренних дел системы МВД и органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Вне зависимости от ведомственной принадлежности процессуальные полномочия всех следователей при производстве предварительного следствия одинаковы. Различается только их компетенция по расследованию уголовных дел о конкретных преступлениях с учетом установленной законом подследственности.

В обобщенном виде полномочия следователя определены в ст. 38 УПК РФ. В первую очередь следователь вправе при наличии соответствующих поводов и оснований возбуждать уголовные дела в установленном законом порядке и принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности.

При проведении предварительного следствия следователь в целом процессуально независим. Он свободен в оценке доказательств и, соответственно, самостоятельно направляет ход расследования по уголовному делу, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения. Кроме того, для следователя являются обязательными для исполнения письменные указания руководителя следственного органа, данные ими по уголовному делу, находящемуся в его производстве. Но в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями руководителя следственного органа – они могут быть обжалованы им.

В ходе производства предварительного следствия следователь вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Руководитель следственного органа – участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, полномочия руководителя следственного органа связаны с выполнением им организационных и контрольных функций по отношению к подчиненным ему следователям.

Процессуальные полномочия руководителя следственного органа определены ст. 39 УПК РФ, в соответствии с которой для организации расследования уголовных дел он вправе поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, в том числе создавать следственную группу и изменять ее состав, изымать уголовное дело у одного следователя и передавать его другому с обязательным указанием оснований такой передачи.

Руководитель следственного органа вправе: проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).

В уголовно-процессуальном законе впервые закреплено понятие «дознаватель», из которого не вытекают полномочия этого должностного лица, а лишь право на производство данной формы предварительного расследования.

Полномочия конкретного дознавателя зависят от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или же подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания[15].

Работники, наделенные правами дознавателя государственного учреждения органа дознания, имеются в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов, таможенных органах и органах Государственной противопожарной службы. Они по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей и, в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности, обладают правами дознавателя (ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Начальники органа дознания возлагают на них уголовно-процессуальные полномочия при назначении на должность, определяя тем самым их права и обязанности. При этом процессуальное положение дознавателей, объем их полномочий при производстве по уголовному делу не зависят от ведомственной принадлежности, хотя закон разграничивает их компетенцию в зависимости от характера расследуемых преступлений, определяя подследственность уголовных дел (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Сотрудники органа дознания, состоящие в должности дознавателей или старших дознавателей, осуществляют исключительно уголовно-процессуальную деятельность.

Дознаватель, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, производит дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Основное содержание деятельности дознавателя – уголовное преследование, т.е. изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К государственным органам, осуществляющим предварительное расследование в форме дознания, относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В соответствии со ст. 2 Указа Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»[16], органами внутренних дел признаются министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Органами дознания, являющимися структурными подразделениями органов исполнительной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности на основании ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[17] являются: органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральные органы государственной охраны, главного управления охраны и службы безопасности Президента Российской Федерации, органы пограничной службы, таможенные органы, служба внешней разведки Российской Федерации.

Определенную часть уголовно-процессуальной деятельности в качестве органа дознания осуществляют органы Государственной противопожарной службы, которые на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «Совершенствование государственного управления в области пожарной безопасности»[18] и иных нормативных актов отнесены к Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Наряду с государственными учреждениями органами дознания также признаются должностные лица (не возглавляемые ими учреждения). К ним относятся: главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Для всех названных органов определен круг уголовных дел, по которым они правомочны проводить дознание в порядке, установленном главой 32 УПК РФ. Кроме того, на органы дознания возлагается выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Независимо от ведомственной принадлежности, процессуальное положение всех органов дознания одинаково, они обладают равными процессуальными правами и выполняют одни и те же процессуальные обязанности.

Потерпевший. Преступление, являясь общественно опасным деянием, посягающим на охраняемые законом общественные отношения, всегда вызывает отрицательные последствия, причиняет определенный вред – это вред, причиненный любым преступлением правопорядку в государстве[19].

Нередко преступление в то же время причиняет вред непосредственно отдельным гражданам, организациям, учреждениям и предприятиям. В таких случаях преступное деяние является причиной наступивших последствий, и между ними должна существовать прямая причинная связь. Здесь речь идет о вреде в более узком, уголовно-правовом смысле. По своему характеру такой вред может быть моральным (при клевете, оскорблении, ложном доносе и ряде иных преступлений), физическим (причинение вреда здоровью, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией и др.) или имущественным (например, преступления против собственности). Причем одним преступлением может причиняться одновременно различный вред. С понятием вреда в более узком смысле и связано понятие потерпевшего.

В законе определено, что потерпевший – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Потерпевший – один из ключевых участников уголовного судопроизводства, назначением которого является, прежде всего, защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В этом смысле закон предусматривает обеспечение возмещения потерпевшему в первую очередь имущественного вреда, причиненного преступлением. Кроме этого, ему может быть возмещен по его иску и моральный вред в денежном выражении. Размер возмещения в таком случае определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства. Потерпевшему обеспечивается также возмещение всех расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. Такие расходы определяются как судебные издержки по делу (ст. 131 УПК РФ).

Выступая на стороне обвинения, потерпевший не только отстаивает свои интересы и преследует цель возмещения причиненного ему вреда. Несмотря на то, что он не несет обязанности доказывания, потерпевший играет существенную роль в уголовно-процессуальной деятельности по выяснению всех юридически значимых обстоятельств дела на различных стадиях. Конечно, активность участия потерпевшего как лица, не обладающего в подавляющем большинстве случаев юридическими познаниями, зависит от отношения к нему лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, которые должны создавать условия для реализации потерпевшим своих процессуальных полномочий[20].

Потерпевший для более эффективного участия в уголовном процессе вправе иметь представителя, в качестве которого, как правило, выступает адвокат (по постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего могут быть допущены один из его близких родственников либо иное лицо, о допуске которого он ходатайствует). Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, участие законного представителя или представителя является обязательным. При этом представители обладают такими же процессуальными правами, что и представляемый ими потерпевший (ст. 45 УПК РФ).

Для отстаивания и защиты своих интересов потерпевший вправе: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания (в том числе на родном языке или языке, которым он владеет, или же бесплатно пользоваться помощью переводчика); представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций; знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, когда судебная экспертиза производилась в отношении него.

Потерпевший с разрешения следователя или дознавателя может принимать непосредственное участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, а затем, соответственно, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания.

По окончании предварительного расследования потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему.

В ходе судебного производства по уголовному делу потерпевший вправе участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения.

Особым статусом потерпевший или его законный представитель и представитель наделяются по уголовным делам частного обвинения. Подав в суд заявление по данной категории дел, такое лицо становятся частным обвинителем (ст. 43 УПК РФ). В соответствии со ст. 246 УПК РФ частный обвинитель поддерживает обвинение в суде и наделяется для этого правами, по сути аналогичными с правами государственного обвинителя.

Частный обвинитель, как и потерпевший, может участвовать в процессе через своего представителя (ст. 45 УПК РФ).

Гражданский истец. Уголовное судопроизводство направлено на защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов, в том числе и имущественных, различных лиц и организаций при совершении преступлений. В этих целях закон предусматривает возможность разрешения в рамках уголовного процесса гражданско-правового спора имущественного характера, являющегося результатом преступных действий. Поэтому среди участников уголовного процесса закон предусматривает наличие гражданского истца, которым в соответствии со ст. 44 УПК РФ является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.[21]

Наличие достаточных сведений о причинении имущественного вреда служит фактическим основанием для принятия решения о признании гражданским истцом конкретного лица, которое оформляется определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознавателя. С этого момента лицо приобретает статус гражданского истца и наделяется определенными полномочиями по участию в уголовном судопроизводстве. Отметим, что правовое положение потерпевшего и гражданского истца, как участников одной стороны – обвинения, в значительной мере совпадают. Гражданский истец также может иметь представителя, участие и полномочия которого определяются общими правилами представительства, предусмотренными ст. 45 УПК РФ.

Гражданский истец наделяется достаточно широкими правами по участию в уголовном судопроизводстве в целях достижения своего юридического интереса – возмещения причиненного ему имущественного вреда. Для этого закон предусматривает его основное право – поддерживать гражданский иск. Но одновременно, исходя из гражданско-правового принципа диспозитивности (осуществления принадлежащих гражданских прав по своему усмотрению), гражданский истец вправе отказаться от предъявленного им гражданского иска в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Заявленный отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему[22].

Значительное место в процессуальном положении гражданского истца занимает группа общих («стандартных») прав для сторон процесса: давать объяснения по предъявленному иску; представлять доказательства; давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться бесплатно помощью переводчика; заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы; получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску[23].

Принимая непосредственное участие в предварительном расследовании гражданский истец вправе: участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а по окончании расследования знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску; выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме.

Гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в Установленном законом порядке. За разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Таким образом, субъектами уголовного судопроизводства со стороны обвинения являются: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, органы дознания, потерпевший, гражданский истец.

Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, участвующее в уголовном судопроизводстве и наделенное соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Прокурор уполномочен осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Следователь – должностное лицо специальных органов предварительного следствия, входящих в структуру таких государственных правоохранительных органов, как СК при прокуратуре, федеральная служба безопасности, органы внутренних дел системы МВД и органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

Руководитель следственного органа – участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Полномочия руководителя следственного органа связаны с выполнением им организационных и контрольных функций по отношению к подчиненным ему следователям.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Потерпевший – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.