Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обвинение, как уголовно-процессуальная функция, уголовно-процессуальная деятельность и материально-правовая конструкция






 

 

Понятие «обвинение» определено в п. 22 ст. 5 УПК РФ: «обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК РФ».

Юридические словари определяют обвинение в двух направлениях:

1) в уголовном процессе деятельность обвинителя, а также потерпевшего (его представителя) по доказыванию вины подсудимого;

2) содержание обвинительного тезиса, сформулированного в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении, в обвинительном приговоре[1].

Обвинение как процессуальная функция, как вид уголовно-процессуальной деятельности теснейшим образом связано с предметом обвинения, т.е. с материально-правовым отражением тех уголовно-наказуемых действий, по поводу которых ведется уголовный процесс[2]. Обвинение в материально-правовом смысле есть процессуальное выражение уголовной ответственности, точнее, состава преступления, вменяемого конкретному лицу. Обвинение охватывает все необходимые признаки преступления, все его элементы, как они предусмотрены диспозицией соответствующей статьи УК РФ. Сформулированное в процессуальных документах, оно служит платформой, на которой последовательно развивается уголовно-процессуальная деятельность, направленная к уточнению, проверке, обоснованию обвинительного тезиса. Можно и нужно различать обвинение как функцию и как предмет доказывания, но нельзя отрывать одно от другого. Без заранее сформулированного обвинительного вывода деятельность по доказыванию обвинения окажется беспредметной, бесцельной. С другой стороны, обвинение в материально-правовом смысле превратится в голую декларацию, в пустую угрозу, если оно не будет подкреплено активным доказыванием правильности обвинения, если субъект доказывания не использует все указанные в законе процессуальные возможности, для того чтобы убедить суд в виновности обвиняемого и необходимости его наказания. Тесная связь между предметом обвинения и обвинительной деятельностью кратко может быть выражена формулой: обвинитель обязан выдвинуть обвинение, обвинение должно быть доказано обвинителем.

Различие, существующее между обвинением в уголовно-процессуальном и материально-правовом аспектах, иногда пытаются объяснить как различие между формой и содержанием[3]. Корни этого взгляда уходят в более общую проблему соотношения уголовного права и уголовного процесса. Как уголовный процесс в целом имеет свое собственное, а отнюдь не уголовно-правовое содержание, так и процессуальная функция обвинения черпает свое содержание в системе действий и правовых отношений, связанных с изобличением виновного. И форма, и содержание обвинительной деятельности определены уголовно-процессуальным законом. А формулировка обвинения, построенная с учетом элементов материально-правовой нормы, придает всей обвинительной деятельности конкретный и целенаправленный характер.

Выяснение взаимосвязи обвинения в материально-правовом и процессуальном смысле служит отправным пунктом для правильного определения момента возникновения функции обвинения. Естественно предположить, что эта функция возникает, когда в процессе впервые появляется надлежащим образом сформулированный предмет обвинения, т.е. указание на лицо, которое обвиняется в совершении преступления, и обстоятельства, при которых это преступление было совершено, а также на уголовный закон, предусматривающий данное деяние как преступное. Так оно в действительности и есть. При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения, выносится мотивированное постановление о привлечении в качестве обвиняемого. С этого момента процесс ведется против конкретного лица – обвиняемого, иными словами, начинает реализовываться уголовно-процессуальная функция обвинения.

Существует и иной взгляд на момент возникновения функции обвинения. Считают, что обвинение формулируется и осуществляется только в судебном разбирательстве, т.е. после того как состоялось решение о предании обвиняемого суду. На предварительном же следствии нет обвинения, а деятельность следователя – это реализация функции расследования, единственно присущей досудебным стадиям процесса[4].

Согласиться с таким взглядом нельзя. В отличие от прокурора и защитника, выступающих в судебном разбирательстве с заранее намеченной линией поведения, исходящей из собранных и систематизированных до суда материалов уголовного дела, следователь психологически приступает к производству по делу как к исследованию: он заранее не ставит перед собой задачу обвинять или защищать определенное лицо, он выясняет, исследует все подробности, все детали совершения преступления. Полное, всестороннее и объективное исследование обстоятельств дела – это метод, способ познания истины, он в равной степени присущ и следователю, и прокурору, и суду. Но практически по своим конечным результатам каждое действие следователя представляет собой реализацию какой-либо одной из трех процессуальных функций.

Привлечение в качестве обвиняемого – одно из наиболее рельефных проявлений обвинительной функции. Если предъявлено обвинение, значит, кого-то в чем-то обвиняют, значит, против конкретного лица выдвинута определенная совокупность фактов, указывающих на него как на виновного. Следователь и дознаватель впервые выдвигают эти факты, т.е. формулируют на их основе обвинение и делают вывод о виновности. Это и есть осуществление следователем обвинительной деятельности, уголовно-процессуальной функции обвинения. Тем более, что УПК РФ относит следователя и дознавателя к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

В уголовном процессе обвинению принадлежит чрезвычайно важная роль. Оно имеет своей целью решительно пресекать преступления, изобличать нарушителей уголовного закона, обеспечивать неотвратимость наказания виновных. С помощью обвинительной деятельности специально на то уполномоченных органов и должностных лиц государство защищает от преступных посягательств государственный строй, собственность и прежде всего права и интересы граждан, а также права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий и иных общественных организаций.

Обвинение – это тот стержень, вокруг которого в судебном разбирательстве концентрируются усилия всех его участников. Обвинение, сформулированное в обвинительном заключении и представленное прокурором в суд, составляет основной и единственный предмет судебного исследования.

Обвинением в суде предопределяется и другая процессуальная функция – защита. И не только с точки зрения генезиса, объективной причинно-следственной связи, в которой обвинение – причина, а защита – следствие, но и в смысле конкретных способов осуществления этой функции. Защита всегда строится с учетом в первую очередь сущности обвинения в его материально-правовом содержании, в зависимости от характера, вида и степени тяжести предъявленного обвинения. Однако защита, разумеется, не может быть безразличной и к тому, в какой мере доказано обвинение и как оно непосредственно реализуется в суде, т.е. представлено ли оно только в виде обвинительного тезиса, опирающегося на материалы дела, или поддерживается лично обвинителем и каким именно (государственным, частным). Производный характер функции защиты от функции обвинения, не опасаясь преувеличения, в самом общем виде можно выразить формулой: интенсивность защиты зависит от интенсивности обвинения. Таким образом, в системе основных уголовно-процессуальных функций обвинение играет доминирующую, определяющую роль. Без обвинения уголовный процесс был бы невозможен, бесцелен и беспредметен.

Это, однако, не означает, что обвинение следует рассматривать как главную, центральную функцию процесса. Если стать на такую точку зрения, то функциям защиты и решения придется отвести второстепенную, вспомогательную роль. Но в том-то и дело, что все три указанные функции являются основными, они находятся в гармоническом и неразрывном единстве, любая из них неизбежно и закономерно предполагает наличие двух других[5].

Итак, обвинение – это утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК РФ. Выяснение взаимосвязи обвинения в материально-правовом и процессуальном смысле служит отправным пунктом для правильного определения момента возникновения функции обвинения. Эта функция возникает, когда в процессе впервые появляется надлежащим образом сформулированный предмет обвинения, т.е. указание на лицо, которое обвиняется в совершении преступления, и обстоятельства, при которых это преступление было совершено, а также на уголовный закон, предусматривающий данное деяние как преступное.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.