Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указ именной с боярским приговором 5 апреля 1685 года.






О КРЕЩЕНИИ ИНОВЕРЦЕВ ТОЛЬКО ПО СВОБОДНОМУ ИХ ЖЕЛАНИЮ БЕЗ ВСЯКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, О СОБЛЮДЕНИИ НЕКРЕЩЕННЫМИ ТАТАРАМИ И ДРУГИМИ ИНОВЕРЦАМИ БЛАГОЧИНИЯ ВО ВРЕМЯ КРЕСТНЫХ ХОДОВ, И О НЕОБРАЩЕНИИ ИМИ НОВОКРЕЩЕНОВ В ПРЕЖНЕЕ ЗЛОВЕРИЕ.

Великие Государи и Сестра Их Государева, Великая Государы­ня Царевна, слушав выписки в комнате, указали и Бояре приго­ворили: послать их Великих Государей грамоту в Тобольск Пре­освященному Павлу, Митрополиту Сибирскому и Тобольскому, против прежнего указу Брата Их Государева, блаженной памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всея Великая и Малая и Белая России Самодержца, и грамоты, какова ему послана в Тобольск в прошлом 188 [1680] году. Буде которые иноземцы похотят креститься в православную Христиан­скую веру волею своею, и их велеть принимать и крестить, а не волею никаких иноземцев крестить не велеть, и до крещения и по крещении велеть их расспрашивать, какие они люди вольные ли, или чьи купленные, и у кого они похотят жить, у него ли Павла Митрополита, или в монастырях, или станут Великих Государей какую службу служить, со своею братию, с такими же новокрещенными иноземцами? А буде которые иноземцы крестятся в православную Христианскую веру, а у Татар, или у Бухарцев были они куплены и положат на них те Татары и Бухарцы какие куп­чие, а буде которые и купчих не положат, а по розыску объявится что они, у них были купленные: и за тех новокрещенов, которые написаны будут в службу, давать тем иноземцам, чьи они были, из Государевой казны деньги, против их купчих, а без купчих, по чему доведется, освидетельствовать про то сторонними людьми подлинно. А которые такие же новокрещенные захотят жить у него Павла Митрополита в Софийском доме, или в монастырях, или у Тобольских чинов жилецких людей: и за тех новокрещенов, у кого они станут жить, имать у них тем иноземцом деньги. А того б ему Павлу Митрополиту велеть смотреть и беречь накрепко, с великим опасением. А буде у которые иноземцев купленные, или искупленные дворовые люди, или сами те иноземцы похотят креститься в православную Христианскую веру, и учнут прихо­дить ко крещению, волею своею: и их велеть принимать и крес­тить по тому же, и с рассмотрением тех, которые захотят крес­титься волею своею, без всякого утеснения; а неволи б им в том и утеснения никакого не было. А буде такие иноземческие дворо­вые люди похотят быть в Христианской православной вере и при­дут ко крещению, пограбя хозяев своих животы, а в тех животах от хозяев их будет до крещения, или после крещения какое челобитье: и против того их челобитья велено о тех их взятых животах разыскивать: а буде у которых новокрещенных иноземцев по ро­зыску такие хозяйские животы объявятся: и те животы велено у них иметь и отдавать челобитчиком с роспискою, чтобы им от тех новокрещенов разорения ни кому никакого не было, и о розыскании тех их животов указали Великие Государи послать в Тобольск Свою Великих Государей грамоту к Боярину и Воеводе ко Князю Петру Семеновичу Прозоровскому с товарищи, для того, чтобы Сибирь Государство дальнее и состоит меж басурман­ских и иных вер многих земель, чтобы тем Тобольских Татар и Бухарцев и иных земель приезжих иноземцев не ожесточить, и от Государевой милости их не отгонять, и Сибирскому Государству какого повреждения не учинить; а добровольно хотящих в право­славную Христианскую веру принимать, и крестить и на такое дело их призывать, и Государскою милостию обнадеживать, чтобы они приняли святую православную Христианскую веру, без всяко­го сомнения; и которые крестятся, и к тем держат ласку и при­нять, чтобы на них смотря и иные иноземцы православные Хрис­тианской веры пожелали. А которые иноземцы живут под горою в Тобольске и в иных местах меж Русскими людьми: и тем инозем­цам указали Великие Государи жить в тех же местах, по прежне­му, а на Панин бугор их не переводить, чтобы им от того лишней тягости и разорения не было. Да их же Тобольских Татар и Бухар­цев и всяких иноземцев велено призвать в Приказную Избу и сказать им Великих Государей указ, чтобы они живучи на старых своих местах меж Русскими людьми, близко церквей Божьих, во время Божественного пения, не кричали, и бесчинства никакого не чинили, и тех новокрещенцев, которые крестятся в православ­ную Христианскую веру, они иноземцы в свою басурманскую веру не прельщали, яством и питьем их не оскверняли. А как бы­вают в Тобольске шествие со святыми иконами на водосвящение, и прилучится идти с теми святыми, теми местами, где они ино­земцы живут, а они будут на улицах против тех своих дворов, и ни б в то время стояли, со страхом, вежливо, и без шапок, и смехотворения и бесчинства ни какого не чинили. А будут они впредь во время Божественной службы, или в то время, как при­лунится хождение со Святыми иконами, учнут какое смехотворение и бесчинство чинить, или тех новокрещенов в свою веру пре­льщать: и им иноземцам от Великих Государей за то быть в опале и в казни. А к Боярину и Воеводам, ко Князю Петру Семеновичу с товарищи послать Их Великих Государей грамоту с прежнего отпуска, какова послана в Тобольск о крещении таких иноземцев, против челобитья Тобольских Татар и Бухарцев в прошлом 188 [1680] году к Стольнику и Воеводам Алексею Семеновичу Шеину со товарищи.

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 2. 1676-1688. СПб 1830. С. 662-663.

№ 2

ДОГОВОР ЗАКЛЮЧЕННЫЙ 15 ГЕНВАРЯ 1689 ГОДА МУНГАЛЬСКИМИ ТАЙШАМИ С РОССИЙСКИМ ПОСЛОМ НА КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕ О ВЕЧНОМ ОНЫХ ТАЙШЕЙ ПОДДАНСТВЕ РОССИЙСКОМУ ПРЕСТОЛУ *

Бога Вседержителя, в Троице Пресвятой славимого милостью, Великих Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, Царей Царем, обладателей стран, Государств покорителей, Самодержцев от востока и до запада, Владетелей севера и юга, Императорей принадлежащих имеющих в Ним государств, Московских, Киевских, Владимирских, Новго­родских, Казанских, Астраханских, Сибирских, Псковских, Смо­ленских, Тверских, Югорских, Пермских, Вятских, Болгарских и иных, Государей и Великих Князей Новагорода Низовские земли, Черниговских, Рязанских, Ростовских, Ярославских, Белозерских, Удорских, Обдорских, Кондийских, и Государей Иверских земель Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли Чер­касских и Горских Князей, и иных многих Государств под власть Свою им превысокую руку покорителей и победителей, крепчай­ших Самодержцев, дарующих просящим мир и тишину, и на облегчение и на лучшее состояние вещей мирных Управителей, Христианских Монархов, украшенных всякой милостью Высо­чайшего Царей Царя Бога, Их Царского Величества великие и полномочные послы, Окольничий и Наместник Брянский Федор Алексеевич Головин с товарищами учинил договор и постановле­ние вечно нерушимые с Мунгальским Ирки Кантазием и иными Тайшами, которые писаны имена ниже сего, и которые по них над теми Мунгальскими улусными людьми владетели будут. Сего настоящего 7197 [1689] года, Ноября 10 дня, присылали они Тайши, Великих Государей, Их Царского Величества к великим пол­номочным послам, к Окольничему и Наместнику Брянскому Фе­дору Алексеевичу Головину с товарищами посланцев своих Уи-зайсана, с которыми в листу своем писали, чтоб Великие Госуда­ри, Их Царское Величества, пожаловали, указали б их принять под Свою Царского Величества высокосамодержавную руку со всеми при нем будущими улусными людьми, а они Тайши слу­жить Им Царскому Величеству обещают верно, безо всякой изме­ны, а чтобы кочевать им Тайшам и с улусными своими людьми, близ городов Их Царского Величества Селенги иска, по обе сторо­ны реки Селенги, и никаких бы им Тайшам и улусным их людям от подданных Их Царского Величества, каких либо ни есть, наро­дов обид не было. И по указу Великих Государей, Их Царского Величества, великие и полномочные послы, Окольничий и На­местник Брянской Федор Алексеевич Головин с товарищами, по тому его Ирки Кантазия и иных Тайшей прошению под Само­державную Их Царского Величества высокую руку в вечное под­данство со всеми его 3айсаны и улусными людьми на сих ниже­именованных статьях приняли:

I. Быть им Тайшами Ирки Кантазию, Ердении Батуру, Серен-заб Бантухаю, Чин Ердени Доржи, Ирки Ахзаю, Елден Ахаю в вечном подданстве, и со всеми Зайсаны и улусными их людьми, и по них, которые наступят потомки их, под Самодержавную Их Царского Величества высокую руку, твердо и непоколебимо без всякой измены, и служить Им, Великим Государям, Их Царскому Величеству, со всякой верностью; и если куда повеление Их Цар­ского Величества будет противно каких либо ни есть насту­пающих народов на подданных Их Царского Величества воин­ским способом, и им Тайшам, против того согласясь, с войсками Их Царского Величества самим ходить, и улусных своих людей посылать, как о том повеление будет Великих Государей, Их Цар­ского Величества, или о том из которых Украйных городов Царского Величества Воеводы писать к ним будут; а Великих Государей, Их Царского Величества милость от них Тайшей за верную их службу отъемлема ни когда не будет, и на наступающих на них каких владельцев воинским способом ратным своим людям оборону чинить повелят.

II. Если прилучится быть подъемом когда, для каких надлежа­щих нужных дел, ратным Великих Государей, Их Царского Вели­чества, людям в Даурские остроги, или в иные места: и им Тайшам в том подъеме в подводах чинит вспоможание, как им будет возможно, и присылать в подводы лошадей и верблюдов, сколько можно; а те подводы, которые возвратятся из того похода живы, отсылатися будут к ним Тайшам по прежнему.

III. К подданным Их Царского Величества, которые будут кочевать близ его кочевых людей, обид и налог отнюдь никаких не чинить, и конных табунов и никакого рогатого скота не отгонять, и о том в улусах своих учинить заказ крепкий. А буде кто из их улусных людей учинить какое воровство, и отгоны конных или иных каких табунов у Русских людей, или у ясачных иноземцев и такового вора, сыскать, им Тайшам чинить над им наказание по своим правам, и доправить на нем, сверх тех отгонных лошадей, за всякую лошадь по три лошади, и отдавать тому, у кого те лошади отогнаны будут; а со стороны Великих Государей, Их Царского Величества, улусным их людям учинено будет также.

IV. А буде кто из улусных их людей учинить над Русскими Ве­ликих Государей людьми, или над ясашными иноземцами смерт­ное убийство, и таковых вора и с единомышленниками его казнить смертью: а со стороны Великих Государей, Их Царского Величества, учинено будет против того также.

V. В православную Христианскую веру улусных их людей, также и самых их Тайшей и Зайсанов не велено ни крестить и не принуждать; и улусных их людей у них Тайшей в ясачном платеже к Великим Государям не отнимать. А буде кто из его улусных людей будет бегать в Украйные города Царского Величества, и таких беглецов отдавать им Тайшам по прежнему, а им Тайшам учинить в улусах своих заказ крепкой, если кто из стороны Их Царского Величества ясачные или неясачные иноземцы своровав что, уйдет к его улусным людям, и таких людей сыскивая, им Тайшам безо всякого задержания отсылать в Украйные города Их Царского Величества тотчас; а будет кто такового беглеца у себя утаивать, и такому вору учинить казнь жестокую по своим правам.

VI. В нынешнюю будущую войну с Мунгальскими владельца­ми, которую всчал Мунгальский Батур Контайша с иными Тайшами, без всякой к тому причины со стороны Великих Государей, Их Царского Величества, и которые завоеванные Мунгальскими их улусными людьми, а иные и добровольно, ища милости Вели­ких Государей, пришли под Самодержавную их Царского Вели­чества высокую руку в ясашной платеж ныне и прежде сего по се число, также и о Братских людях и о Тунгусах, о которых они Тайши прежде сего многажды в прошении своем упоминали, ни­когда им Тайшам о них у Великих Государей, Их Царского Вели­чества, милости не просить, и о том не упоминать, и обид им и налогов, воспоминая их будущее подданство в своих улусах, не чинить.

VII. Прежде бывшего им Тайшам Кутухту и Хана своего Очарая и иных Мунгальских владельцев и никаких Государств ни в чем не слушать, и никаких ссылок, без ведома Их Царского Вели­чества, которые по их Царскому Величеству указу будут в Нер­чинском и в Селйнгинском Воеводствах не чинить и никакого согласия ни к чему либо ни есть споможения не делать; а для каких дел и случится им с Кутухтою свои Чеченом и Ханом, или с иными Мунгальскими владельцами иметь о чем ссылки, и о том присылать спрашиваться в Селенгинском или в иных Украйных Их Царского Величества городах к Воеводам; также естьли о чем к ним Тайшам Хан и Кутухта, или иные владельцы, пришлют посланцев своих, и им по тому же о том, присылая людей своих, велеть объявлять и тех присланных и с каким дело подлинно Их Царского Величества великим и полномочным послам, а в небы­тие послов вышеименованных городов Воеводам.

VIII. Будучи им Тайшам в подданстве у Великих Государей Их Царского Величества, призывать под Самодержавную Великих Государей, Их Царского Величества, высокую руку иных Мунгальских владельцев и милостью Великих Государей обнадежи­вать; а если для каких дел будут к нему присылать от великих и полномочных послов или из Украйных городов для каких дел служивые люди и таким людям чинить им Тайшам в подводах, и в кормах, и в провожатых довольство, и давая им отповедь о всем, отпускать их с честью.

IX. Посланцев их вышеименованных Тайш, по прошению их, к Великим Государям к Москве на весне отпустить.

На сих вышеименованных статьях учинили они Ирки Кантазий и иные Тайши во всякой верности, по своей вере шерть и подписали, для подтверждения иных по них будущих Тайшей сии статьи своею рукою.

Да сверх сих присланных статей к ним вышеименованным Мунгальским Тайшам от великого и полномочного посла, Околь­ничего и Наместника Брянского, Федора Алексеевича Головина с товарищами, будучи при договорах они Тайши с Иваном Качановым, по данному ему о том от великого и полномочного посла Окольничего и Наместника Брянского Федора Алексеевича Голо­вина наказу, постановили и душами своими и подписанием рук своих с приложением печати крепили.

1. В казну Великих Государей в Селенгинский город давать им Ирки Кантазию, Ердени Батуру, Серензаб Бантухаю Чин Ердению Доржи, Ирки Ахаю, Елден Ахаю, на весь год с пяти Кошсунов пятьдесят добрых лошадей, пятьдесят добрых быков, пятьде­сят добрых баранов, а который из них братей или племянников на который год не дадут, или в дачу не достанет, взять на нем втрое, а с улусных их людей поголовного ясака не иметь, и своим улус­ным людям по своим заповедям указ учинить им Тайшам.

2. А буде которые будут посланные для дел Великих Государей к ним Тайшам в Мунгальские улусы посланцы, и будет кто тем посланцам учинить какое безчестие: и за то править на тех людях, которые то учинят, тому посланцу пять верблюдов, десять лоша­дей, десять быков, двадцать баранов.

3. Толмачу за безчестие доправя отдавать два верблюда, пять лошадей, пять быков, десять баранов.

4. Если какое безчестие учинять служивому человеку, три лошади, три быка, пять баранов; а будет кто того посланного обес­честить, и зашибать рукою или деревом, и за такое безчестие править вдвое против вышеписанного.

5. А буде кто убьет кого без всякой причины до смерти, и сы­щется про то до пряма, то того убийцу и тех, которые с ним вмес­те у того убийства были, казнить всех смертью на обе стороны при присланных послах, кто для того прислан будет.

6. А буде кто из них Тайшей или из Зайсанов умысля зло, или улусные их люди захотят изменить, и из под самодержавные Их Великих Государей руки отойти, а про такое его злое начинание и умысел уведает иной Тайша, или со стороны Царского Величества ясачные иноземцы, Братские и иных родов: и такового вора им Тайшам, если они уведают, всего его разграбя и отняв жен и де­тей, самого отдать в Украйные города, куда ближе в сторону Царского Величества к Воеводам именно, а в городах им чинить та­ким указ по Русским правам.

7. А буде сверх сих уставленных статей, если кто из ясачных иноземцев, с которой стороны побежит в иные улусы: и таких беглецов на обе стороны отдавать без задержания: а если в другой ряд тот же человек учнет бегать, и такового беглеца поймать, и переломить ему руку и ногу, и отдать со всем по прежнему, откуда он бежал.

 

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российском империи. Собрание первое. Том 3. 1689-1699. СПб., 1830. С.4-7.

* Мунгалами называли бурятов.

№ 3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.