Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексная методика по выявлению готовности ребенка к школе по математике (Л.И. Павлова, М.Ю.Парамонова)






Результаты, полученные по данной методике позволяют судить о развитии математических представлений как в целом, так и по отдельным разделам.

 

I. Определение уровня знаний и умений по разделу «Количество и счет»

 

Задачи. Выявить умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть начальный отрезок натурального ряда по порядку; понимать образование чисел и отношений между рядом стоящими числами; составлять числа из единиц, из двух меньших чисел в пределах 10; знание цифр и умение соотносить определенной количество с соответствующей цифрой; представление об арифметической задаче, ее структурных частях, умение отличить ее от загадки; умение составлять и решать простые арифметические задачи повышенной трудности, владение вычислительной деятельностью.

Оборудование. Набор цифр. Белый лист бумаги и цветные карандаши.

Примечание. Если ребенок не знает цифр, то он может называть число или показывать числовые карточки.

Задания.

1. Покажи цифру 6, 9, 5.

2. Какое число больше – 8 или 9? На сколько?

3. Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на 1.

4. Я покажу цифру 6, а ты покажешь цифры, обозначающие предыдущее и последующее числа.

5. Я посчитаю от 1 до 10, а ты покажешь цифрой, какое число пропущено.

6. С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.

7. Из скольких единиц состоит число 4?

8. Как можно составить число 5 из двух меньших чисел? Предложи несколько вариантов.

9. Я начну считать, а ты продолжи: 10, 9..; 4, 5…

10. Девочка нарисовала семь ромашек и два колокольчика. Сколько всего цветов нарисовала девочка?

Перед тем как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают следующие задания: повтори условие задачи; повтори вопрос задачи; как ты будешь решать задачу?

11. После того как ребенок решит простую задачу, ему предлагается более сложная. «В аквариуме плавали несколько рыбок. Трех пересадили в банку. В аквариуме осталось пять рыбок. Сколько рыбок плавали в аквариуме сначала?»

12. После того как ребенок решит эти две задачи, ему предлагают послушать загадку: «два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Что это такое? Задают вопросы: «Задача ли это? Возможно ли в данном случае решение? Почему? Чем отличается задача от загадки? Что обязательно должно быть в задаче? Составь сам задачу».

II. Определение знаний и умений по разделу «Геометрические фигуры»

 

Задачи. Выявить знания основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник) и признаков, по которым их можно различать (угол, сторона, вершина); умение объединять фигуры по различным признакам; понимание инвариантности геометрических эталонов.

Оборудование. Набор из 10 геометрических фигур разного цвета и размера – два равнобедренных треугольника: синий со стороной 2 см и красный со стороной 4 см; два круга: зеленый диаметром 2 см и красный диаметром 4 см; два прямоугольника: синий длиной 2 см и шириной 1 см, зеленый длиной 4 см и шириной 2 см; два квадрата: красный со стороной 2 см и синий со стороной 4 см; два ромба: красный со стороной 2 см и синий со стороной 4 см. Все фигуры располагаются на столе произвольно.

Задания.

1. Какие фигуры ты видишь перед собой.

2. Покажи квадрат. Почему ты решил, что это квадрат? Покажи все углы. Сколько их? Покажи все стороны Сколько их? Как еще можно назвать квадрат?

3. выложи перед собой в ряд все четырехугольники.

4. выложи перед собой в ряд все многоугольники.

5. Назови все большие фигуры.

6. Назови все синие фигуры.

7. назови все маленькие четырехугольники красного цвета.

III. Определение уровня знаний и умений по разделу «Величина»

Задачи.выявить понимание трехмерности предметов, умение находить в них длину, ширину, высоту; упорядочивать предметы по длине, ширине, сравнивать предметы по величине не только с рядом стоящими, но и со всеми предыдущими и последующими; пользоваться приемом измерения с помощью условной мерки; знание правил линейного измерения; понимание взаимообратной зависимости между измеряемым объектом, величиной мерки и результатом измерения (чем короче, тем большее количество раз она уложится в протяженности).

Оборудование. Брусок из строительного материала среднего размера. Полоски бумаги разного цвета и размера (семь штук): кранная длиной 10 см, шириной 4 см; синяя длиной 9, 5 см, шириной 4, 5см; зеленая длиной 8 см, шириной 5 см; желтая длиной 7, 5 см, шириной 3, 5 см; розовая длиной 6 см, шириной 3 см; фиолетовая длиной 5, 5 см, шириной 2, 5 см; коричневая длиной 5 см, шириной2 см. Школьная тетрадь для измерения и полоска бумаги длиной 5 см и шириной 1 см для ребенка (предлагается в качестве условной мерки), полоска бумаги длиной 3 см и шириной 1 см для взрослого.

Задания.

1. Детям показывают брусок из строительного материала среднего размера, расположенный горизонтально, и дают задания: покажи длину, ширину, высоту бруска. Затем поворачивают его вертикально и дают те же задания.

2. Перед детьми хаотично раскладывают полоски и предлагают разложить в ряд от самой узкой до самой широкой.

3. Разложи полоски одну под другой сверху вниз от самой короткой до самой длинной.

4. Покажи полоску, которая всех длиннее, шире, уже, короче.

5.Покажи желтую полоску и расскажи о ее величине по отношению к другим полоскам.

6. Показывают тетрадь. Спрашивают: где у нее длина, ширина?

7. Измерь длину тетради с помощью полоски, ширину тетради.

8. Сколько мерок уложилось по длине тетради, по ширине?

9. Далее на глазах ребенка ребенок измеряет длину тетради условной меркой, меньшей, чем та, которой измерял ребенок и спрашивает: «Почему у тебя по длине тетради уложилось меньше мерок, чем у меня?»

IY. Определение уровня знаний и умений по разделу «Ориентировка в пространстве»

 

Задачи. Выявить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; знание и понимание словаря пространственных обозначений.

Оборудование. Лист бумаги в клеточку и карандаш.

Задания.

1. Покажи верхнюю сторону листа.

2. Найди середину нижней стороны листа.

3. найди середину листа. Поставь точку.

4. Отступи от этой точки на четыре клеточки вправо и нарисуй квадрат со стороной в две клеточки.

5. Отступи от этого квадрата на одну клеточку вправо и нарисуй квадрат со стороной, большей, чем сторона первого квадрата, на одну клеточку.

6. Отступи от первого квадрата на три клеточки вниз и проведи под ним линию длиной в две клеточки.

7. Под этой линией проведи линию длиной в четыре клеточки, отступив на одну клеточку вниз.

Y. Определение уровня знаний по разделу «Ориентировка во времени»

 

Задачи. Выявит представления о различных единицах измерения времени (сутки, неделя, месяц, год); знания о календаре как системе измерения времени; знание временных эталонов (минута, час) и степень развития чувства времени.

1. Сколько частей в сутках?

2. Какая часть суток следует за утром? Какая предшествует вечеру?

3. Какой сегодня день недели?

4. Какой день недели был вчера?

5. Сколько дней в неделе?

6. Назови дни недели по порядку.

7. Сколько месяцев в году?

8. Назови месяцы года по порядку.

9. Какие дела ты сможешь сделать за одну минуту?

10. Я скажу, когда минута начнется, а ты хлопнешь в ладоши, когда она закончится.

11. Что дольше длится: пять минут или один час?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.