Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для исследования опосредованной памяти






 

Стимульный материал. Лист белой бумаги (стандартный лист
А4), простой карандаш инабор слов исловосочетаний для запоминания. Для детей 5-10 лет может быть использован следующий
набор из 12 слов исловосочетаний:

веселый праздник, вкусный ужин, строгая воспитательница, тяжелая работа, теплый ветер, болезнь, обман, расставание, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Инструкция. Ребенку предлагают: «Я сейчас прочитаю слова,
которые тебе надо хорошо запомнить иповторить мне вконце
занятия. Слов много, ачтобы тебе было легче их запомнить, ты
можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но нарисовать можно только картинки, а
не буквы. Так как слов довольно много, алисточек только один,
постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков
не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл
слова».

Проведение теста. Приведенные выше слова исловосочетания
медленно читают вслух, адети рисуют, что им придет вголову.
На каждый рисунок отводится 1-2 мин. При этом взрослый внимательно следит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал.
Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить,
что листочек один, ана нем надо уместить все картинки. Это на-
поминание делают один раз, примерно после второго -третьего
слова. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и
добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а ее связь спроизнесенным
словом. Если ребенок продолжает рисовать, ему читают следующееслово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок ккакому слову относится. (Если ребенок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделалэто сам). Через 20 - 30 мин после проведения теста детям
предъявляют их листочки бумаги срисунками ипросят, чтобы
они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а
также количество ошибок подсчитывают изаписывают. Если
вместо слова «расставание» ребенок говорит «разлука» или вместо «вкусный ужин» -«сладкий ужин», это ошибкой не считается.

Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных
слов говорит об объеме опосредованной памяти, который должен
быть больше, чем объем непосредственной памяти, ивнорме для
детей этого возраста составляет 10 -12 слов (т.е. практически сто-
процентное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуют при помощи анализа рисунков. Удетей снизким уровнем мышления рисунки мало связаны стемой либо эта связь поверхностная, аудетейс высоким уровнем образного мышления рисунки отражают
суть данного предмета. Например, для «вкусного ужина» может
быть нарисован или торт, или стол скаким-то блюдом, или тарелка с едой ит.п. Для «болезни» может быть изображен ибольной человек (например, сперевязанной ногой или лежащий на кровати), ибольничная кровать, ибольница.

Следует обратить внимание на характер рисунков ксловам разной сложности, специально подобранным в«Пиктограмме».
Так, придумать рисунок, изображающий вкусный ужин или строгую -
воспитательницу, детям намного проще, чем болезнь или обман. Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «
развитие». Норма для 5-летних детей - адекватные рисунки для простых
слов иотказ нарисовать сложные слова, или буквальное, конкретное
их отражение. Дети 6лет истарше должны адекватно изображатьвсе слова «Пиктограммы».

«Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные ссодержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Вданном случае низкий уровень мышления компенсируется хорошей механической памятью. Низкий уровень развития ипамяти, имышления может
в какой-то степени быть показателем общего интеллектуального отставания ребенка.

Большой интерес представляет сравнение данных онепосредственном иопосредованном запоминании, так как хорошо развитоеобразное мышление может компенсировать недостаток памяти-
.Ребенок способен воспроизводить нормальное количество слов (10-12) в«Пиктограмме», однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например всего
3-5 слов.

Стремление ребенка вырисовывать каждую деталь, его неумение уложиться вотведенное время может говорить оригидности (трудностипереключения содной деятельности на другую), замедленном темпе деятельности, атакже отревожности, неуверенностивсебе. Естественно, по одному тесту трудно сделать, оконча
тельный вывод об этих качествах, поэтому следует просто отметитьих существование ивдальнейшем, при использовании других
тестов, обратить особое внимание на эти качества, проверив более объективно их наличие. Если уребенка во всех рисунках -
присутствует сквозная тема, которая мало видоизменяется (например, везде рисуются люди вразных положениях -больные, веселящиесяит.д.), также можно предположить наличие определенных личностных качеств уданного ребенка, например общительности, тревожности ит.п. Оличностных проблемах говорит и отк
аз ребенка рисовать какое-то определенное слово (например, «страх» или «обман») притом, что остальные слова он рисует нормально. Однако эти признаки также надо только отметить, так как для более точного исследования этих проблем иличностных особенностей детей используют другие методики.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике шестилеток, так как это является одним из параметров, характеризующихготовность ребенка к обучению вшколе. Наиболее адекватным считается расположение рисунков втой последовательности, вкоторой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать вконце «Пиктограммы». При
этом изображения отдельны друг от друга и свободно умещаютсяна одной стороне листка. При низком уровне организации
деятельности рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на
одной стороне, ребенку приходится переворачивать листок,
чтобы уместить все слова.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.