Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление и воображение. Методика Шепарда (метод хронометрии умственных действий)






Методика Шепарда (метод хронометрии умственных действий). Позволяет продиагностировать процесс внутренней репрезентации информации о пространственных свойствах объекта. Данный метод основан на предположении о том, что о структуре умственных действий можно судить по времени, необходимому для решения определенной пространственной задачи. Испытуемым предлагается определить тождество или различие по форме внутри каждой из нескольких пар трехмерных объектов, изображенных с учетом перспективы. Причем объекты в парах различаются по их ориентации в пространстве, отличаясь поворотом либо в плоскости рисунка, либо в плоскости третьего измерения. Методика базируется на линейной зависимости времени установления тождества объектов испытуемым от угла их поворота относительно друг друга. В результате задача испытуемым решается путем умственного вращения образа объекта для его сопоставления с эталоном. Статистическая обработка данных осуществлялась по количеству решенных заданий испытуемым.

В данной методике ярко проявляется сложная форма воображения – «психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях» [Шадриков, с. 30].

Методика «словесный лабиринт» направлена на изучение особенностей субъектов мыслительной деятельности по параметру «ригидности-лабильности». Показателем лабильности (подвижности) мышления в данной методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствуют о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключаемости с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления). Статистические подсчеты осуществлялись на основании количества правильно решенных лабиринтов испытуемым.

Структура исследования представлена в виде последовательного изучения различий в протекании психических процессов внимания, памяти, воображения и мышления у «автономных» и «зависимых» испытуемых. Сводная таблица данных представлена ниже.

Таблица 16

Сводная таблица данных по исследованию познавательных психических процессов

Психический процесс Группа σ 2 t-критерий р≤
Избирательность внимания А 0, 79 0, 01 5, 71 0, 001
З 0, 64 0, 01    
Произвольность внимания А 0, 60 0, 04 2, 78 0, 01
З 0, 48 0, 02    
Непроизвольная память А 0, 42 0, 02 2, 41 0, 05
З 0, 33 0, 03    
Опосредованное запоминание А 12, 47 5, 64 2, 69 0, 02
З 10, 80 5, 89    
Непосредственное запоминание А 7, 17 9, 73 1, 92 0, 10
З 5, 63 9, 41    
Воображение А 10, 80 8, 01 0, 96
З 10, 10 8, 07    
Лабильность мышления А 9, 10 1, 82 3, 12 0, 01
З 7, 40 7, 08    





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.