Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помощь детям с выраженными интеллектуальными нарушениями за рубежом






Вопрос о воспитании и обучении лиц с выраженной интел­лектуальной недостаточностью приобретает все большее значе­ние, хотя на него существуют различные точки зрения. Традици­онная точка зрения состоит в том, что обучение лиц с выражен­ной интеллектуальной недостаточностью принесет мало пользы этим людям и всему обществу. Обучать таких людей чрезвычайно дорого, необходимы хорошо подготовленные специалисты, спе­циальный инструментарий и др.

Международное сообщество выступает в защиту прав на обу­чение этих людей. Это стало возможным благодаря развитию по­нимания потенциальных возможностей лиц с такими тяжелыми нарушениями. Всемирная программа действий в отношении ин­валидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 г., под­черкнула права инвалидов (лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями относятся к инвалидам) на равные с другими граж­данами возможности к обучению и развитию. Применение поня­тия «children with special needs» (дети с особыми потребностями) привело к постепенному переходу от подчеркнутого отношения к тяжести интеллектуального нарушения к определению специфи­ческих потребностей, ограничение которых рассматривается как нарушение законных прав человека.

Морально-этической основой этой программы явились Меж­дународный Билль о правах человека, включающий Всеобщую Декларацию прав человека (Резолюция 217-а III), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Резолюция 2200-а XXI) и Конвенцию о правах ребенка (Резолю­ция 44/25). Закон 1981 г. оговаривает, что помещение ребенка в спецшколу должно иметь место только в том случае, когда дефект настолько серьезен, что обучение, даже при индивидуальной и дополнительной помощи, все же не является эффективным. Эф­фект обучения определяется совместной комиссией, состоящей из врача, педагога, родителей. К сожалению, по данным экспер­тов ЮНЕСКО, в мире только 3, 3 % аномальных детей обучаются, из них 0, 8 % посещают специальные школы, а 2, 5 % — специаль­ные классы.

Практика воспитания и обучения детей с выраженной интел­лектуальной недостаточностью имеет различные организацион­ные формы, зависит от уровня экономического развития страны, культурного наследия и многого другого. Рассмотрим отдельные перспективные направления в организации обучения и воспита­ния детей данной категории.

Интегративное обучение имеет положительные стороны: ребе­нок в глазах окружающих перестает считаться неполноценным, в меру своих способностей не отрывается от социума, учится об­щаться с нормально развивающимися сверстниками, что приво­дит к лучшей социальной адаптации. В то же время полноценные сверстники знакомятся и учатся общаться с такими детьми, мо­гут проявить все лучшие душевные качества.

Вместе с тем специальные комитеты по образованию не реко­мендуют сплошную интеграцию детей с выраженными интеллек­туальными нарушениями. Она предусматривается только там, где можно более эффективно использовать внутренние экономичес­кие ресурсы ребенка.

Специальные комитеты подчеркивают, что такой ребенок с первых дней пребывания в школе, в интегративном классе, неза­висимо от дефекта, его глубины и структуры, должен уметь адек­ватно вести себя среди других детей и иметь необходимые первич­ные учебные навыки (умение слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции, обладать необходимым уровнем само­обслуживания). Поэтому специальные комитеты по образованию и развитию в странах Западной Европы и США предпринимают попытки для соответствующего обучения этих детей правильному поведению и первичным учебным навыкам еще до поступления в школу через организованные центры обучения родителей, до­школьные группы в детских садах и др.

Сложившаяся на Западе современная система обучения, обра­зования и воспитания детей с выраженными интеллектуальными дефектами предоставляет родителям, попечителям детей широ­кий спектр выбора варианта обучения для ребенка как на госу­дарственном уровне, так и в форме частного образования. Но последнее является разрозненным: нет специальных программ, ко­торые бы опирались на уровень развития детей данной категории, оно не подчинено единому процессу и нет преемственности в обучении от дошкольного к школьному и трудовому.

Среди зарубежных исследователей и сегодня нет единого под­хода к вопросу раннего обучения и воспитания. Большинство спе­циалистов пессимистически смотрят на потенциальные возмож­ности развития и способности к социальной адаптации детей-имбецилов, а тем более детей с диагнозом «идиотия». Но тем не менее все больше коррекционных педагогов начинают осознавать возможности таких лиц к обучению, дальнейшему труду и соци­альной адаптации в жизни. Многие исследователи доказывают, что при соответствующем обучении дети этой категории могут овладеть достаточно сложными учебными навыками. Отмечается, что среди таких детей распространена специфическая недостаточ­ность умений, но из этого следует лишь то, что такие дети нужда­ются в таких методах обучения и формах поощрения, которые будут способствовать успеху.

Наиболее важным из последних достижений в области образо­вания аномальных детей является попытка разработок «программ раннего вмешательства в развитие». Получены данные о большой пользе таких программ для детей с резким снижением интеллек­туальной деятельности. Отмечается, что IQ возрастает, улучшают­ся потенциальные возможности развития таких детей (J. Сагг, R. Bidder).

Правильное обучение, благоприятное окружение могут ока­зать большое влияние на развитие у детей с глубокой интеллекту­альной недостаточностью познавательной сферы, двигательных навыков и т.д., отмечала английский коррекционный педагог J. Сагг.

J. Сагг провела подробный анализ работ, в котором показала, что дети с выраженным снижением интеллектуальной деятельно­сти (в частности, с синдромом Дауна), находясь в специальных учреждениях, без систематического вмешательства в процесс обу­чения и воспитания развиваются медленнее, чем те, с кем заня­тия проводились по программам раннего развития.

Специальная литература, посвященная проблемам развития и обучения дошкольников с выраженным снижением интеллекту­альной деятельности, содержит чрезвычайно мало сведений о раз­витии таких детей и овладении ими общими социальными навы­ками. «Программы раннего вмешательства в развитие» построены на убеждении, что первые годы жизни особенно важны для всего формирования личности ребенка. Поэтому центральным вопро­сом становится вопрос о необходимости создания и применения методик обучения «для компенсации недостаточной способности к спонтанному обучению».

Принципиально важное условие, на которое должно обращаться внимание при создании таких индивидуальных программ, — это высокая вероятность успешного выполнения ребенком задания при постоянном сопровождении родителем и специальным педагогом.

Записи Ассоциации «Синдром Дауна» свидетельствуют, что 60 % детей, которых воспитывали и обучали в соответствии с «Про­граммой раннего вмешательства в развитие», повысили свои воз­можности от «необучаемости» к «тренируемости». Следование та­ким программам позволило достичь хороших результатов в адап­тации таких детей и развить у детей дошкольного этапа развития достаточно широкий спектр умений (данные M.Pieterse).

Одна из первых программ раннего вмешательства в развитие детей включала обучение чтению. В результате было доказано, что тяжело умственно отсталые дети (IQ ниже 32) могут научиться читать и понимать прочитанное. Причем для этого не требуются сверхбольшие затраты времени, энергии и материальных ресур­сов. Обучение чтению стало составной частью и надежным осно­ванием общего речевого развития.

Отмечается, что многие дети уже начиная с трех лет способны к обучению чтению. Обучение чтению целыми словами («глобаль­ное чтение») приводит к относительному развитию когнитивных навыков, является важным способом «вхождения» в речевую дея­тельность, но значительно сниженные моторные возможности не позволяют детям перейти к письму.

В то же время исследователи, работающие по этой програм­ме, отмечали, что дети быстро теряют освоенные навыки. Ана­лиза причин такого распада освоенного навыка осуществлено не было.

«Программы раннего вмешательства в развитие детей» по обу­чению чтению, письму, рисованию и др. в основе своей являются тренинговыми и представляют собой отработку множества неза­висимых, но хорошо усвоенных отдельных элементов. Поэтому данная последовательность освоения функций не может быть при­способлена и интегрирована в жизнь.

Очень интересен опыт вальдорфских детских садов, где детей независимо от степени интеллектуального нарушения пытаются развивать в эмоционально-положительном отношении к окружа­ющим. Все дети до девяти лет, * по мнению основателя системы Р.Штайнера, находятся на определенном этапе эмоционального развития и становления личности. Для познания собственного Я, развития эмоциональных переживаний существует целая группа предметов — эвритмия, рисование, пение и музыка.

Интересен опыт работы с детьми-имбецилами в таких стра­нах, как Венгрия, Чехия, Словения, Польша. В этих государствах дети с физической и интеллектуальной недостаточностью подле­жат обязательному обучению в лечебно-педагогических учреждениях. Детей с тяжелой умственной отсталостью, которых не уда­ется систематически обучать, развивают в условиях практической деятельности в учреждениях системы социальной защиты.

Специальные педагоги отмечают, что раннее начало воспита­ния и обучения содействует развитию, подготавливает детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к обучению в спе­циальной школе, что, несомненно, играет важную роль в про­цессе формирования у них адаптивных способностей. При обуче­нии в дошкольном учреждении детей определяют в различные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант обучающей программы, которая определяет минимальные, необ­ходимые, доступные знания, умения, навыки для каждого ребен­ка. Особое внимание уделяется формированию и развитию соци­ально-бытовых навыков.

Итак, в большинстве стран Западной Европы и США специа­листы пришли к выводу, что раннее начало обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью дает хорошие результаты. Исследователи показали, что правильное сочетание раннего обучения, подбор и постановка достижимых для ребенка целей позволяют достичь хороших результатов в формировании отдельных действий и операций. В то же время можно отметить существующую однобокость предложенных программ, оторван­ность вырабатываемых навыков и умений от жизненно необходи­мых умений для продолжения обучения, подготовки к трудовой деятельности.

Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями име­ют право на дальнейшее начальное, а в дальнейшем и профес­сиональное обучение. Как правило, начальное обучение включает в себя программный материал, направленный на усвоение детьми элементарных знаний и умений по чтению, письму, счету.

Разнообразен и широк круг профессий, которые могут освоить лица с выраженными интеллектуальными нарушениями: автосле­сарное дело, машино- и металлотехника, вязание, специальная уборка помещений, садоводство, складское хозяйство, уход за больными и детьми и др. Как правило, эти люди обучаются в спе­циальных группах при профессиональных училищах.

В странах Западной Европы и США существует система «защи­щенного труда». Она предполагает сохранение и предоставление квот на рабочие места, выплату заработанных средств как допол­нение к социальной пенсии. Специалисты центров социального попечения и защиты осуществляют патронаж за условиями и воз­можностями самостоятельного жизнеобеспечения.

Открытие учреждений коррекционного типа напрямую зави­сит от деятельности общественных комитетов и ассоциаций, ко­торые объединяют родителей и специалистов в вопросах оказания помощи умственно отсталым детям. Этому способствует законо­дательство многих стран (Великобритании, Германии и др.). Дан­ные общественные организации способствуют распространению и систематизации накопленного в этом направлении опыта, под­держивают взаимосвязь специалистов в разных организациях, за­нимаются издательской деятельностью и др.

В то же время существует целый ряд учреждений социального типа: дневные стационары, воскресные клубы, творческие мас­терские и др., — что позволяет людям с особыми образователь­ными потребностями вести относительно самостоятельную жизнь.

Таким образом, можно отметить, что в современном мире на­коплен большой опыт и найдены многие оптимальные формы работы с лицами с выраженными интеллектуальными нарушени­ями. Эта работа постоянно совершенствуется и развивается. Таким людям оказывается всесторонняя поддержка и предоставляются многочисленные возможности к социальной адаптации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.