Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые формы организации образовательно-воспитательного процесса






Эффективность воспитательной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида зависит от того, с каких позиций рассматривает потенциальные возможности детского коллектива сам воспитатель. Если воспитанникам трудно проявить себя в какой-то деятельности, объединившись в целостный кол­лектив, что затрудняет реализацию задач воспитания, то лучше класс, воспитательную группу временно разделить на группы. Вос­питатель осуществляет педагогическое руководство, он разраба­тывает структуру и композицию мероприятий, помогает членам группы определить свою роль в групповой деятельности, поддер­живает их инициативу и ответственное отношение. В групповые формы деятельности желательно включить не только сильных уча­щихся, но и тех, кто по причине своих психофизических особен­ностей не может проявить себя полностью.

Например, Саша Р, ученик 5-го класса, страдающий шизо­френией в ранней форме (аутизм), великолепно рисовал птиц, самолеты. Все его картины носили динамичный характер. Ученики предложили включить его в группу «художников», которые оформ­ляли стенды «Птицы - наши друзья», «Воинам посвящается», «Праздничная Москва». Класс, получив задание к предстоящему мероприятию, включил Сашу в группу по оформлению праздника.

Групповые поручения воспитатель распределяет таким обра­зом, чтобы физически крепкие и соматически ослабленные дети действовали сообща, учились друг у друга. Воспитательный эффект выражается в том, что «отвергнутые» ученики находят себя в групповой деятельности. Но если в младших классах организовать воспитанников на коллективно-групповую деятельность доволь­но легко, то в старших классах это труднее. Причин несколько:

- от учащихся требуются более сложные действия, проявление определенных навыков;

- учащиеся не могут точно определить возможности друг друга;

- воспитатель не объяснил, зачем нужна творческая группа;

- большинство воспитанников не могут проявить себя как лич­ность, им

нужна помощь воспитателя;

- отсутствует инициатива в силу малого опыта группового дей­ствия.

Отдельные ученики, которые в силу своих психофизических особенностей

вообще не могут выполнять задания группового ха­рактера, копируют друг друга, отказываются участвовать в делах данной группы. Задача воспитателя — взять на себя роль руково­дителя, доходчиво объяснить группе задание, прогнозировать по­ложительный результат. В групповых формах организации воспи­тательного процесса находит реализацию дифференцированный подход (см. схему 4).

 

Схема 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.