Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гиперактивный ребенок и детский сад






Дошкольный и ранний школьный периоды очень важны для всей дальнейшей жизни ребенка – установки, складывающиеся в этот период, во многом определяют взаимоотношения с миром на всю оставшуюся жизнь. Изменить их, конечно же, можно, но, как правило, это требует большого мужества от самого человека, занимает много времени и отнимает много сил. Убедиться в этом вы можете на собственном примере – уделите минутку разговору с самим собой и спросите себя – какие обиды вы больше всего помните и какие из них наиболее «обидны» и сегодня. Чаще всего, это все-таки обиды детские, обиды, которые мы не можем объяснить логически и обиды того времени, когда мы воспринимали мир с открытым сердцем, эмоционально, искренне и наивно.

К чему весь этот разговор. К тому, что выбор садика и вообще вопрос о садике и необходимости его посещать – вопрос очень ответственный и решать его нужно взвешенно и по возможности неторопливо.

Однако прежде чем говорить о проблеме выбора садика, давайте оговорим некоторые внешние, не зависящие от нас условия, которые могут данному выбору помешать.

Прежде всего, нужно определиться – посещение садика вашим ребенка это ваше желание или жизненная для вас необходимость. Причем, под жизненной необходимостью, можно понимать не только необходимость зарабатывать на жизнь, но и просто эмоциональная и психологическая неприемлимость для мамы постоянно находится «в одном помещении» с ребенком, быть постоянно привязанной и связанной «по рукам и ногам».

В конце-концов, все люди разные, есть женщины, которые могут спокойно воспринимать постоянное общение с кастрюлями, грязными пеленками и носками, неубранными игрушками и разрисованными обоями; умеют находить для себя способы самовыражения и самореализации и сидя дома, где-то между дитячьим сном и приготовлением сногшибательного обеда; умеют находить себе подружек и заводить знакомства и просто гуляя по улице – сдруживаться с мамочками в песочнице, с тетушками, кормящими котов у соседнего подъезда, с бабушками, ежедневно при полном параде совершающими свой моцион в том же парке, в котором она гуляет со своим ребятенком. Мамы, у которых есть возможность хоть иногда бросить ребенка на … - да на кого угодно – маму, свекровь, мужа, старшего ребенка, подружку и далее по списку – и хоть какое-то время посвятить себе – прошвырнуться по магазинам (не с целью «затариться» продуктами, а просто – посмотреть по сторонам, ну и что-то купить при возможности), посидеть где-нибудь, поболтать с подружками, сходить в бассейн, в парикмахерскую, сделать маникюр – да мало ли средств может найти себе женщина, чтобы остаться самой собой в самых, казалось бы безнадежных, ужасных, безденежных и прочих ситуациях.

А есть женщины, которые уже просто не мыслят себя без постоянного рабочего стресса, вечной нервотрепки часов пик, проводимых в бесконечных пробках, постоянного «разделения» внимания между недовольным начальником (кто же будет доволен, если такая рабочая лошадка – и умная, и красивая, и с чувством юмора, и фанатка работы – вдруг взяла и завела себе вначале мужа, а потом еще и ребенка и теперь вместо того, чтобы все свои силы и всю себя посвящать работе и любимому шефу, постоянно рвется домой, недосыпает, приходит не в духе, думает о заболевшем ребенке), недовольным мужем (ну с работой-то он еще как-то мирился, к тому же мужская гордость имела свое место – «а вы посмотрите, какая у меня жена и умница, и красавица, и денег не просит, и сама себя обеспечивает», но вот еще и с ребятенком – «нет, конечно, я все понимаю, это моя гордость и продолжение рода и вообще, но все равно, я-то ведь тоже – живой человек, и к тому же, я ведь еще и работаю!») и недовольным дитем («ну куда моя мама опять запропастилась! Когда она дома, то все хорошо и мир хорош, и никто не смеет меня обижать и вообще – она же моя мама! а значит обязана! быть! со мной! всегда!»).

В таком случае, посещение садика – жизненная необходимость для женщины, возможность сохранить семью, более-менее здоровую психику мужу и ребенку (про психику женщины, мы сегодня говорить не будем).

Так вот, в том случае, если посещение садика – вопрос жизни и смерти, то тогда мама должна спокойно «пойти навстречу неизбежности» и никогда не корить себя мыслями «я отдала его в садик, значит – я – плохая мама».

Тем не менее, вернемся все-таки к вопросу выбора садика, того, что там делать и как там жить, а также как его выбирать.

Прежде всего, вспомним всем известную фразу мудреца «Человек – создание социальное». И это так. А если это так, то человеку на стадии формирования всех его систем жизненно необходимо общение в социуме. А если необходимо общение в социуме, то, значит, садик – наиболее правильный и безболезненный путь социализации, то есть адаптации маленького человеческого детеныша к взрослому миру? Это не так. Да, человек существо социальное, но давайте зададимся вопросом – насколько социальное? А еще точнее – насколько тесно и людно социальное?

Представьте себе что такое детский садик в густонаселенном районе любого города-миллионника, да и не миллионника, а просто большого города – тоже. Обычный муниципальный садик – это группа в 20-25 детей, за которыми присматривают по-очереди две воспитательницы (а если одна заболела, или просто некому работать, то одна десять-двенадцать часов в день) и одна нянечка.

Скажите, вам когда-нибудь приходилось принимать компанию больше трех человек детей? Помните свое состояние и ощущение после двух-трех часов общения с вечными моторчиками, у которых забыли кнопку «выключить» или хотя бы «убрать звук»? Если у вас такого опыта нет, просто выйдите на ближайшую детскую площадку и побудьте на ней с полчасика. Ну и как вы себя чувствуете? Можете представить себе, как чувствует себя человек, проведя ну пусть не две, пусть – одну смену в обществе, ну пусть не 27, а «всего-лишь» - 17 чудных юных созданий познающих мир? Теперь прибавьте сюда тот факт, что воспитатель в садике получает в среднем от 100 до 250 евро (при наличии 10-15 лет стажа и соответствующей категории). Еще добавьте тот факт, что несмотря на то, что родители от воспитателей требуют практически всего – чтобы они были для их чада не только папой-мамой, но и бабушкой-дедушкой в одном лице, но сами, в свою очередь, относятся к ним, как к людям, которые больше ни к чему иному не способны и вообще не нашли ничего лучшего как пойти в садик (сами прислушайтесь насколько абсурдно звучит данная фраза «она не нашла ничего лучше, как пойти воспитывать моего ребенка»). Добавьте еще тот факт, что государство практически ничего не дает на то, чтобы купить элементарные игрушки, канцтовары, моющие средства, а родители, когда их просят купить все это – зачастую воспринимают дело так, будто воспитатель кладет все в свой карман… Уникальная получается ситуация – доверить своего ребенка и требовать, чтобы его воспитывали, обучали, развивали – можно, но воспринимать человека, которому все это доверено родителям и государством как равного, достойного уважения и достойной оплаты труда – нельзя.

Так вот, поэтому прежде чем сетовать на воспитателя – на минуту вообразите себя на его месте. Комфортно? Не очень? А вот так вот лет 10-15-всю жизнь и без малейшей перспективы. Это хорошо еще, если к работе относишься безразлично, а если – действительно любишь ее и стараешься выполнять честно и добросовестно?

А теперь – задумайтесь – можно ли действительно обеспечить индивидуальный подход в условиях такой скученности и такой необеспеченности досуга детей?

И – подумайте – хотите ли вы, чтобы ваш ребенок становился существом социальным в таком, в самом прямом смысле этого слова тесном контакте с коллективом. Тесном, неподконтрольном (достаточно трудно контролировать поведение сразу 20 детей), далеко не всегда эмоционально комфортном, довольно часто – непререкаемо-авотритарном контексте. Может ли в такой ситуации любая, самая преданная своему делу и самая талантливая (если вам несказанно повезет столкнуться с такой) воспитательница в таких условиях заменить маму. И – нужно ли чтобы ее кто-то заменял. В конце-концов, детство у ребенка одно и не только многие самые больные обиды, но и многие самые чистые и светлые радости связанны именно с детством.

Поэтому, нам кажется необходимым, чтобы мама постаралась в силу своих возможностей и сил добиться того, чтобы счет радостей был несравнимо больше счета обид и несправедливостей, допущенных по отношению к ребенку. В конце-концов, детство, как и молодость, это тот недостаток, который очень быстро проходит. Гораздо быстрее, чем мы, родители, того хотим и это осознаем.

Посему однозначный вывод – детский сад нужен, но, по возможности, позже. Современные психологи говорят, что ребенок способен выдерживать эмоциональные нагрузки и стрессы, связанные с постоянным нахождением в коллективе, а также психологически и эмоционально готов к общению в большом коллективе в возрасте не ранее четырех лет.

А как же общение с другими детьми, а как же образование ребенка, возразите вы? В таком возрасте общения вполне достаточно на детской площадке под неусыпным контролем мамы-папы-бабушки-дедушки, а образование ребенка лучше всего начинать в том возрасте, когда он физиологически и психологически готов его начинать – не ранее шести лет.

Уточняем – под образованием мы понимаем систематические занятия всем тем, что не игра. До шести-летнего возраста основным видом деятельности ребенка остается игра. Именно через игру он познает мир, учится устраиваться в нем наиболее комфортным для себя возрастом, формирует свое отношение к нему и свои вкусы, понимает что ему нравится, а что – нет.

Говоря, что образование лучше не начинать ранее шести лет, мы вовсе не хотим сказать, что ребенка не нужно развивать. Можно, полезно и нужно. Но только – естественным для него образом, то есть, через игру, не забывая самого лучшего определения игры, данного Томом Сойером: «Работа есть то, что мы обязаны делать, а игра есть то, что мы не обязаны делать». То есть даже игра, возведенная в обязанность может стать работой – нудной, скучной, противной…

Так что вопрос детского садика – это вопрос, над которым вам следует как следует подумать, прежде чем приняться его тем или иным способом решать.

Что же касается детского садика и СДВГ, то говорить о диагнозе СДВГ применительно к ребенку дошкольного возраста нам кажется не совсем правильным, так как диагноз СДВГ все-таки ставится в 6-7 лет, когда ребенок вплотную сталкивается с учебной деятельностью. В раннем возрасте детям могут поставить диагноз «гиперактивность» или «гипервозбудимость».

Это с точки зрения медицинской. С точки зрения практической, как бы ни называли данный диагноз – а в садик-то идти нужно, выживать там тоже как-то нужно, помогать ребенку как-то там адаптироваться тоже нужно. Как это сделать и можно ли это вообще сделать?

Народная мудрость говорит, что нет ничего невозможного для того, что истинно хочет. Адаптацию нашего ребятенка к садику тоже можно внести в данный раздел. Другое дело, что чтобы желание осуществилось, оно должно быть активным, то есть, если нам нужно, чтобы наш ребенок ходил в садик и мы хотим, чтобы он там чувствовал себя максимально комфортно, то нужно для этого что-то делать.

Лучше всего о проблемах выбора детского дошкольного учреждения и адаптации ребенка к ним написано в книге замечательного психолога А.С.Рудовой «Детский сад и ребенок с СДВГ». Языком простым и понятным в ней изложены соображения и опыт мамы по поиску и приучению своего дитя к детскому садику. Мы позволим себе привести здесь только некоторые из ее советов – за более подробной информацией отсылаем вас к первоисточнику – не из вредности, а из-за того, что пересказывать остроумные и весьма здравые и полезные мысли замечательного автора – занятие неблагодарное.

Итак, какие примерно вопросы можно и нужно задавать персоналу и заведующей садиком при выборе данного дошкольного заведения, на что обращать внимание и что обязательно посмотреть. Просмотрев примерный список вопросов вы можете добавить свои или вычеркнуть имеющиеся, самостоятельно расставить приоритеты.

1. Главный критерий - количество человек в группе. Для гиперактивного ребенка оптимальным является 10-15 человек по списку (тогда ходить постоянно будет 10-11)

2. Местоположение детского садика (водить ребенка по-утрам должно быть удобно, прежде всего, родителям). Одновременно нужно оценить местоположение садика относительно основных автомагистралей, крупных перекрестков и вообще – дорог.

3. Размер оплаты за садик.

4. Садик, в который будет ходить гиперактивый ребенок, должен быть обнесен хорошим забором – все, что можно использовать как лесенку – не подходит.

5. Детская площадка должна хорошо просматриваться, тренажеры на ней (горки, качели и т.п.) должны быть хорошо закреплены.

6. Наличие медсестры в садике.

7. Возможность учета особенностей питания вашего ребенка, в том случае, если он страдает аллергией.

8. Дизайн комнат и коридоров в садике, выбираемом для гиперактивного ребенка должен быть спокойным, уравновешенным – все яркое выбивает его из колеи, служит зрительным раздражителем.

9. Сравнение кабинета заведующей с общим состояние садика – евроремонт в ее кабинете и осыпающаяся штукатурка в общем коридоре уже наводят на размышления.

10. Возможность установления доброжелательного контакта с воспитателями, работающими в вашей группе – не поленитесь, узнайте имя-отчества, пройдите и поговорите с ними – возможно с первого взгляда вы поймете, что у вас с данным воспитателем разные взгляды на детей и их воспитание.

Дальнейшие требования зависят от вас лично, единственное, что можем посоветовать – прежде чем отправляться на поиски детского сада – сядьте, подумайте и напишите их в виде списка – иначе на месте что-нибудь, да забудете.

Адаптацию к садику нужно начинать заранее, не менее чем за пол-года, выходить на работу после того, как отдали ребенка в садик, не раньше, чем через месяц-два. Так что, если собрались все-таки отдавать ребенка в садик, то подготовку к этому мероприятию лучше начинать не позже, чем за год от запланированного срока выхода на работу. Тогда у вас будет возможность и садик спокойно выбрать, и ребенку дать максимальный срок на адаптацию, и больничный не брать сразу после первой недели работы (ребенок в садике может заболеть, отказаться в садик идти и т.п.).

При подготовке гиперактивного ребенка к посещению детского садика нужно учитывать следующие основные моменты:

- гиперактивного ребенка возбуждает все, что ново и непривычно, а перевозбудившись он не сворачивается калачиком, как остальные дети и не засыпает под столом, а, как правило, начинает бегать по потолку;

- больше всего возбуждает наличие рядом большого количества орущих-вопящих и постоянно находящися в движении детей и невозможность отдохнуть от постоянного присутствия коллектива.

Вашей основной задачей при планировании посещения садика является максимально снизить порог всего того нового, с чем он столкнется в садике. Посему, действуем следующим образом.

Во-первых, когда с садиком определились, идем к воспитателям, подробно узнаем режим дня и возможные отклонения от него и заблаговременно начинаем приучать свое чадо к режиму дня, царящему в садике, включая необходимость ранних вставаний с тем, чтобы в данный садик успеть. Неприятно, но такой режим дня придется соблюдать постоянно – включая выходные и праздники – маленькому ребенку трудно объяснить почему вчера мы вставали в шесть утра, а сегодня спим до полудня. Точнее, объяснить-то можно, а вот организм перестроить так быстро – нельзя. Поэтому, настройтесь, что с приятными выходными с неторопливым вставанием и полежанием в постели придется расстаться на довольно длительный период. По возможности привлекайте к ранним вставаниям и заниманием по-утрам ребенка всех, кто весьма неосторожно остался ночевать в вашем доме – мужа, бабушек-дедушек, надежных подружек (надежных в смысле того, что вы уверены, что эта подружка не будет кормить вашего ребенка на завтрак шоколадкой с мороженным и пирожным с масляным кремом).

Во-вторых, постепенно всеми возможными способами начинаем приучать наше чадо к длительному пребыванию в одном жизненном пространстве в другими детьми – активно посещаем близрасположенные детские городки в «детский час пик», ходим в луна-парки, приглашаем друзей в дом, ходим в гости и так далее. Начинаем приучение строго дозированными «мелкими» порциями – понемногу, постоянно наблюдая за реакцией вашего ребенка. Не исключено, что если вам и удалось успешно преодолеть этап ранних вставаний по воскресеньем, то на этапе утихомиривания ребенка после общения с себе подобными, вы несколько поостынете к идее немедленно отдавать его в садик.

В-третьих, как только получили путевку, подготовили все необходимые документы и получили разрешение на посещение садика, начинаем, опять-таки «маленькими» порциями приучать ребенка к посещению этого прелестного заведения. Идеально было бы получить от администрации разрешение первое время ходить в садик вместе с вашим ребенком (по закону, это допускается по согласованию с администрацией, но, к сожалению, не во всех муниципальных садиках родителям идут в этом навстречу). В любом случае, посещать садик начинаете понемного – первую неделю – по одному часу в день, скоропалительных выводов не делайте, дождитесь выходных, дайте ребенку отдохнуть и только потом судите об успешности или неуспешности первого этапа. Если все прошло нормально, то постепенно удлиняйте время пребывания ребенка в садике, оставляя его до дневного сна. На дневной сон можно оставить только когда вы полностью уверены, что ребенок привык, что он в состоянии контролировать себя и в состоянии спокойно заснуть. Помните, что в состоянии переутомления гиперактивный ребенок заснуть самостоятельно не в состоянии…, впрочем, думаю, что вам это уже давно известно, поскольку вы не раз испытывали это на своей собственной шкуре…

Так, мало-помалу, постоянно хваля ребенка за успехи и сглаживая возможные конфликты, помогая преодолевать трудности и ребенку, и воспитателям, с большой любовью, действуя всегда и безоговорочно на стороне своего ребенка, приучайте его к детскому саду. Если все предыдущие года вы воспитывали его с должной строгостью и последовательностью, если вы постарались по возможности подобрать подходящий садик, если вы не торопили, но поддерживали своего ребенка в процессе его привыкания к садику и, главное, если вы не отдали его туда слишком рано, то, несомненно, ваши труды будут вознаграждены. У вашего ребенка появится новое поле деятельности и возможность для самовыражения, а у вас появится возможность, хоть немного и хоть иногда не видеть рядом с собой этого самого любимого, самого лучшего, самого талантливого и замечательного из всех детей ребенка и возможность хоть немного и иногда побыть одной, возможно даже – отдохнуть и не исключено, что и посмотреть телевизор, одной, не переключая в угоду всем каналы, то, что нравится, без помех, с чашкой любимого чая и любимым пирожным. Вот так. Попробуйте. Не торопитесь. Помогите своему ребенку. И – вам вернется сторицей.

Гиперактивный ребенок и школа (советы родителям)

Ну вот и настал момент, когда перед вами и вашим ребенком уже больше не стоит выбор «идти или не идти?». Школа – это не детский садик, идти в нее придется и именно с нее начинается настоящее приобщение ребенка «к взрослой» жизни, жизни со своими обязанностями, необходимостью делать то, что не нравится, жертвуя тем, что нравится и ну очень хочется сделать.

Если ваш ребенок хотя бы год ходил в детский сад, то многое не будет для него в новинку, если же – нет, то тогда процесс адаптации к школе может занять чуть дольше время.

Что можно и нужно учесть, отправляя малыша в первый класс, каким образом можно снизить стресс, возникающий при столкновении с новым, необычным, не всегда приятным и не всегда комфортным миром школы.

Прежде чем начать думать о том, что необходимо учесть при выборе школы для гиперактивного ребенка, хотелось бы обратить внимание родителей на то, что школа ни в коем случае родителей не заменяет и не снимает с них обязанности продолжать заниматься развитием и воспитанием своего ребенка. В школе ребенок может только проявить то, что вы в него уже заложили и продолжали закладывать. Все основы хорошего тона, воспитанности, терпимости к людям, все качества, необходимые для успешной учебы и просто для жизни: терпение, аккуратность, трудолюбие, расположенность к людям, умение думать не только о себе, но и том, кто рядом и т.д. воспитываются и приобретаются не в школе, а только и исключительно в семье. Воспитывается же и приобретается все это не путем постоянного использования различных способов «воспитательного воздействия», но только путем наблюдения ребенка за вами, путем, как это ни прискорбно, вашего личного примера. Отчасти вы заметили это, когда ребенок учился говорить – он повторял абсолютно все ваши словечки и высказывания, даже те, которые вы не хотели бы, чтобы он повторял. То же самое касается и поступков и выбора линии поведения в жизни.

Как нам кажется, при выборе школы для дошкольника должны быть учтены два основных момента:

1) до школы должно быть удобно добираться

2) учитель начальных классов должен быть добрым и любить детей (по возможности).

И – на этом все. Школа может быть любой – самой простой муниципальной, находящейся во дворе дома, где вы живете, главное, она должна соответствовать данным требованиям.

Если школа находится в другом конце города, то необходимость раннего подъема, непременная нервотрепка, связанная с пробками, опасением опоздать, вашей связанностью – что делать три-четыре урока – до дома только доберешься, уже нужно ехать обратно, одного ребенка не отпустишь – никак – все это будет служить дополнительным источником нервозности и создавать дополнительный стресс. Это не полезно для любого ребенка, а для гиперактивного – тем более.

Учитель начальных классов должен любить детей – это обязательное условие. В начальной школе интерес ребенка к познанию окружающего мира еще очень высок, но, с другой стороны, в этот период ребенок особенно раним и чувствителен к негативным воздействиям со стороны окружающих. Он учится познавать мир, определять как, когда и на что нужно реагировать. Поведенческие стереотипы, складывающиеся в начальной школе крайне сильны. Если на данном этапе «отбить» у ребенка охоту к учебе, то восстановить будет практически невозможно – потребуется ждать, пока у вашего ребенка возникнет осознанная необходимость в получении знаний, то есть, фактически его взрослости. Главным «убийцей» детского интереса к учебе является страх. Если по каким-то причинам посещение школы и пребывание в ней ассоциируется у него со страхом и вы вовремя не заметите и не решите данной проблемы, то не исключено, что на долгие годы школа станет самым нелюбимым местом в мире.

Что касается обучения в различных гимназиях, дополнительных занятий (имеются в виду учебные занятия – языки, математика и т.д., а не развивающие – танцы, рисование, гимнастика и т.п.), то хочется, чтобы вы просто знали – физиологичной нагрузкой для ученика начальных классов является нагрузка в три-четыре урока в день. Причем, в первом классе длительность урока должна быть не более тридцати минут, постепенно увеличиваясь до сорока минут. Кроме того, гиперактивный ребенок по определению не способен концентрировать на чем-то свое внимание дольше десяти-пятнадцати минут подряд. Нагрузка, превышающая данные нормы является нефизиологичной и создает предпосылки для возможного возникновения трудностей не только психологического характера (вызванных стрессом на фоне постоянных перегрузок), но и характера физического (как известно, именно стресс и постоянные перегрузки являются причиной многих болезней).

Итак, основные требования к школе мы вам привели, все остальное вы можете решить сами, когда сядете «семейным советом» и определите, чего вы ждете от школы для своего малыша. Решая данный вопрос, не забудьте поинтересоваться и мнением самого ребенка, возможно, его отношение к данной теме весьма вас удивит.

Теперь немного о том, что же можно и нужно сделать для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе максимально комфортно.

Ваши действия должны быть направлены по трем основным направлениям:

1) психологическая подготовка и выработка социальных навыков, необходимых для нормальной адаптации в школьном коллективе;

2) физическая подготовка – школа это и большая физическая нагрузка, прежде всего, если ваш ребенок здоров, физически крепок, то ему гораздо легче будет перейти в новую ипостась;

3) формирование необходимых учебных навыков.

Попробуем чуть более подробно разобраться в том, что мы можем сделать для своего ребенка в каждом из этих направлений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.