Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические механизмы девиантного поведения






 

Хотя биологические и социальные факторы играют значительную роль в формировании девиантного поведения, но известен факт, что в одних и тех же условиях даже однояйцовые близнецы на заданную ситуацию будут демонстрировать различное поведение. Психологические механизмы отклоняющегося поведения объясняются в психологии с помощью различных концепций. Основные концепции –это:

- экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению;

- психодинамические аспекты отклоняющегося поведения;

- отклоняющееся поведение, как результат научения.

Наиболее ярко экзистенциональный подход выражен в концепции австрийского психолога В. Франкла. По его мнению духовность, свобода и ответственность являются базисными потребностями человека. Проблемы поведения связаны с дефицитом указанных качеств и являются проявлениями бездуховности. Фундаментальной мотивационной силой в людях является, по мнению Франкла, поиск смысла жизни. Когда стремление к поиску смысла, интерес к жизни пропадает, человек испытывает скуку, предается пороку. В данном случае человек страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности и тщетности. Состояние внутренней пустоты Франкл назвал экзистенциональным вакуумом. Экзистенциональный вакуум ведет к агрессии, наркомании, алкоголизму, самоубийству, т.е. к различным проявлениям девиантного поведения.

Согласно данному подходу, оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением – значит помочь ему найти свое духовное «Я» и принять ответственность за свою судьбу с последующим открытием смысла существования.

Из психоанализа З. Фрейда вышли психодинамические теории, раскрывающие бессознательные механизмы поведения человека. Эти теории классифицируют людей по способам справляться с состоянием тревоги, по защитным механизмам. Под тревогой Фрейд понимал реакцию на опасность – реальную или потенциальную.

Наиболее важными защитными механизмами признаются следующие:

- вытеснение (подавление) – процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятся бессознательными;

- отрицание – игнорирование какого-либо требования внешнего мира в виду его болезненности для индивида; например, поведение человека с алкогольной или наркотической зависимостью, упорно отрицающего проблему и убежденного в том, что он контролирует ситуацию;

- проекция – процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру; проекция может лежать в основе садистских наклонностей;

- формирование реакции – процесс обращения импульса в его противо-положность, например, вытесненная ненависть к матер обращается в чрезмерную заботу);

- регресс – возврат к менее зрелому уровню развтитя;

- сублимация – направление инстинктивных импульсов в социально-приемлемое русло, например, в интеллектуальную сферу, творчество.

Проблемы личности (в том числе и поведенческие) появляются когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера, вышедшая из психоаналза, помогает понять психологические причины отклоняющегося поведения. Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем виде – это цель превосходства над другими. Цель достижения превосходства возникает в первые годы жизни как реакция на чувство неполноценности, своей слабости. Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности: одни пытаются подавлять других или используют насилие, другие прибегают к «легальным» способам – успеху, власти, объединению в группы.

При недостаточной компенсации чувство неполноценности ощущается особо остро и перерастает в комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности является одновременно как причиной серьезных проблем, так стимулом для личностного развития. Если комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой, возникают нарушения поведения. У аномальной личности стремление к превосходству настолько выражено, что практически полностью препятствует появлению и развитию чувства общности. Такой человек воспринимает людей как средство для достижения личных выгод. Идея превосходства побуждает к действиям подчинения, принижения и дискредитации других. В итоге формируются устойчивые негативные черты личности – нетерпимость, зависть, самомнение, подозрительность, – определяющие как поведение личности, так и весь жизненный путь.

Если психоанализирующий подход ориентирован преимущественно на изучение внутренней динамики развития личности, то теории. Вышедшие из бихевиоризма (поведенческая психология), изучают непосредственно наблюдаемое поведение. Согласно этой теории, поведение – процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный внутренней активностью и индивидуальными особенностями, появляющийся во внешних действиях. Основным механизмом формирования поведения является научение – процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию. В результате проб и ошибок может достигаться успех или удовлетворение, которые подкрепляют конкретную форму поведения. Большая часть поведения – эта реакция на подкрепления, которые стали ассоциироваться с первичными подкреплениями или обусловлены ими. Если подкрепления не происходит, поведенческая реакция угасает. Например, если последовательно не обращать внимание на капризы ребенка, капризы происходят реже и реже.

Согласно научному представлению, люди – это члены вида, который сформировался в зависящих от эволюции обстоятельствах выживания. Сознание также является социальным продуктом, сформированным окружающей средой. Таким образом, механизмы человеческого поведения рассматривается как процесс взаимодействия личности со средой. Отклоняющееся поведение можно определить как результат сложного обусловливания среды.

Развитием классической теории научения является теория социального научения. Согласно этой концепции врожденными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение социально обусловлено. Так, чтобы сформировалось, например, агрессивное поведение, необходимо соблюдение целого ряда условий. Должны присутствовать способы усвоения действия, должна быть провокация, должны быть условия, закрепляющие действия.

Рассмотренные психологические концепции раскрывают сложность изучаемой проблемы – отклоняющегося поведения личности. Девиантное поведение может быть следствием духовных проблем, оно может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными механизмами психологической защиты, оно может быть просто привычкой – действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней или внутренней выгодой. Это может быть что-то одно или многое сразу.

Итак, отклоняющееся поведение характеризуют:

- духовные проблемы – отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации;

- деформации в ценностно-мотивационной системе личности – девиантные ценности, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;

- эмоциональные проблемы – тревога, депрессия, негативные эмоции;

- проблемы саморегуляции – нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения, неадекватная самооценка, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом, дефицит позитивных ресурсов личности;

- когнитивные искажения – дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, предрассудки;

- негативный жизненный опыт – отрицательные привычки и навыки, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы.

В случае девиантного поведения имеют место несколько из перечисленных проблем. В целом, отклоняющееся поведение представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – социальных условий, индивидуальных биологических особенностей и психологических причин.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.