Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй отдел 1 страница. Подготовительные факторы верований толпы






МНЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ ТОЛПЫ

ГЛАВА I

ОТДАЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ

И ВЕРОВАНИЙ ТОЛПЫ

Подготовительные факторы верований толпы. — Развитие этих верований есть последствие предшествующей

обработки.

§1. Раса. — Ее преобладающее влияние. — В этом влиянии выражаются внушения предков.

§2. Традиции. — Традиции служат выражением синтеза души расы. — Социальное значение традиций. — В чем

заключается их вред. — Толпа является самой стойкой хранительницей традиционных идей.

§3. Время. — Оно последовательно подготавливает упрочение верований, а затем их разрушение. — Благодаря его

влиянию из хаоса восстанавливается порядок.

§4. Политические и социальные учреждения. — Ошибочное представление об их роли. — Они представляют собой

следствие, а не причины. — Учреждения — не что иное как ярлыки, которые прикрывают одним общим названи-

ем самые несходные вещи. — Как создаются конституции. — Потребность некоторых народов в известных, теоретически дурных, учреждениях, как например централизация.

§5. Образование и воспитание. — Современное ошибочное представление о влиянии образования на толпу. — Стати-

стические указания. — Деморализующая роль латинского воспитания. — Роль, которую могло бы исполнять образование.

— Примеры, которые можно встретить у разных народов.

1 Г. Лебон имеет в виду «одного подпоручика» из романа «Бесы» (прим. ред.).

Изучив духовное устройство толпы, ее способы мыслить, чувствовать и рассуждать, мы переходим теперь к исследова-

нию того, как возникают и устанавливаются ее мнения и верования.

Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и

факторы отдаленные.

Отдаленные факторы — это те, которые делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно

неспособной проникнуться некоторыми другими взглядами. Эти факторы подготавливают почву, на которой впоследст-

вии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой и результатами. Впрочем, внезапность

появления этих идей только кажущаяся. Действительно, некоторые идеи зачастую возникают в толпе и приводятся в

исполнение с быстротой молнии, но это так — лишь с первого взгляда, так как на самом деле этот взрыв всегда является

результатом долгой предшествующей работы.

Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву

и без этого не вызвали бы никаких результатов; они порождают в толпе активную уверенность, т. е. облекают в извест-

ную форму идею и развивают ее со всеми ее последствиями. Благодаря этим непосредственным факторам, в толпе воз-

никают решения, увлекающие ее; благодаря им разражается бунт, устраивается стачка, или же громадное большинство

вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвергает какое-нибудь правительство.

Во всех великих событиях истории мы можем наблюдать последовательное действие этих двойных факторов. Возь-

мем один из самых разительных примеров — французскую революцию. Отдаленными факторами этого события были

творения философов, вымогательства аристократии, успехи научной мысли. Подготовленная таким образом душа толпы

легко уже была увлечена непосредственными факторами, как то: речами ораторов и сопротивлением двора по поводу

самых незначительных реформ.

К числу отдаленных факторов принадлежат такие общие факторы, которые встречаются в глубине всех верований и

мнений толпы, это раса, традиции, время, учреждения и воспитание. Постараемся теперь изучить роль всех этих разнооб-

разных факторов.

§1. Раса

Этот фактор, раса, должен стоять в первом ряду, так как своим значением он превосходит все другие. Ранее мы указали

на его влияние и потому не будем больше возвращаться к этому вопросу. В предшествующем труде мы говорили о том, что такое историческая раса и какую она получает силу, благодаря закону наследственности, после того, как сформиро-

вались окончательно ее черты; тогда ее верования, учреждения и искусства, одним словом, все элементы ее цивилизации

являются уже не чем иным, как только внешним выражением ее души. Влияние расы таково, что ни один из этих эле-

ментов не может перейти от одного народа к другому, не претерпев самых глубоких изменений. Среда, обстоятельства и

события служат лишь выражением социальных внушений минуты. Все это может иметь значительное влияние, но оно

всегда бывает кратковременным, если только идет вразрез с внушенными идеями расы, т. е. целого ряда предков.

Нам еще представится случай не раз вернуться к этому влиянию расы и указать, как оно велико и как оно преоблада-

ет даже в специальных чертах души толпы. Этим объясняется, например, тот факт, что толпа разных стран имеет боль-

шие различия в своих верованиях и поступках и что на нее нельзя влиять одинаковым образом.

§2. Традиции

В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы; в них заключается синтез расы, всей своей тяже-

стью давящий на нас.

Так как эта высказанная мною мысль еще нова, — историю же трудно понять без нее, — я посвятил ей в своем предшествующем

труде («Психология народов») четыре главы. Читатель увидит из этих глав, что, несмотря на обманчивую внешность, ни язык, ни

религия, ни искусства, одним словом, ни один из элементов цивилизации не переходит в неприкосновенном виде от одного народа к

другому.

Биологические науки претерпели большие изменения с тех пор, как эмбриология показала, какое громадное влияние

имеет прошлое на эволюцию живых существ. Такое же изменение произойдут и в исторической науке, когда идея о

влиянии прошлого получит большее распространение. До сих пор еще она недостаточно распространилась и многие

государственные люди проникнуты еще идеями теоретиков прошлого века, думавших, что общество может порвать со

своим прошлым и может быть переделано во всех направлениях, если будет руководствоваться светом разума.

Народ — это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредст-

вом долгих наследственных накоплений.

Люди руководствуются традициями особенно тогда, когда они находятся в толпе, причем меняются легко только од-

ни названия, внешние формы.

Жалеть об этом нечего. Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Поэтому-то одним из

главных занятий человека с тех пор, как он существует, было создание сети традиций и разрушение ее после того, как

благодетельное действие традиций иссякало. Без традиций не может быть цивилизации; без разрушения традиций не

может быть никакого прогресса. Трудность заключается в том, чтобы отыскать равновесие между постоянством и из-

менчивостью, и эта трудность очень велика. Если какой-нибудь народ допустит прочно укрепиться привычкам в течение

нескольких поколений, он уже более не может измениться и, как Китай, становится неспособным к совершенствованию.

Насильственные революции тут ничего не могут сделать, так как обломки разорванной цепи либо спаиваются вместе, и

прошлое опять, без всяких изменений, приобретает свою власть, либо эти обломки остаются рассеянными, и тогда за

анархией вскоре следует упадок.

Таким образом, идеал каждого народа состоит в сохранении учреждений прошлого и в постепенном и нечувстви-

тельном их изменении мало-помалу. Но этот идеал очень трудно достижим. Древние римляне и современные англичане

— единственные, реализовавшие этот идеал.

Именно толпа и является самой стойкой хранительницей традиционных идей и всего упорнее противится их измене-

ниям, — особенно те категории толпы, которые именуются кастами. Я указывал уже на этот консервативный дух

толпы и говорил, что самые бурные возмущения ведут лишь к перемене слов. Имея в виду разрушенные церкви в

конце прошлого столетия, казни и изгнания священников и общее преследование, которым подвергался весь католи-

ческий культ, можно было думать, конечно, что старые религиозные идеи потеряли окончательно свою власть. А

между тем, прошло лишь несколько лет после этого, и отмененный культ был восстановлен вследствие общих требо-

ваний. Вытесненные на время традиции снова вернули свое царство.

В докладе бывшего члена конвента Фуркруа, цитированном Тэном, говорится об этом отношении вполне определенно: «Повсеме-

стное празднование воскресного дня и посещение церквей указывает, что масса французов желает возвращения к прежним обычаям, и теперь не время противиться этой национальной склонности... Огромная масса людей нуждается в религии, культе и священниках.

Ошибка нескольких современных философов, в которую и я был вовлечен, заключалась именно в том, что они полагали, будто обра-

зование, если оно достаточно распространится в народе, может уничтожить религиозные предрассудки. Эти предрассудки служат

источником утешения для огромного числа несчастных... Надо, следовательно, оставить народной массе ее священников, ее алтари и

культ».

Ни один пример не показывает лучше этого, какую власть имеют традиции над душой толпы. Не в храмах надо ис-

кать самых опасных идолов, и не во дворцах обитают наиболее деспотические из тиранов. И те, и другие могут быть

разрушены в одну минуту. Но истинные, невидимые властелины, царящие в нашей душе, ускользают от всякой попытки

к возмущению и уступают лишь медленному действию веков.

§3. Время

В социальных, как и в биологических, проблемах одним из самых энергичных факторов служит время. Время является

единственным истинным творцом и единственным великим разрушителем. Время воздвигло горы из песчинок и возвы-

сило до степени человеческого достоинства безвестную клетку геологических эпох. Достаточно вмешательства веков

для того, чтобы какое-нибудь явление подверглось полному изменению. Справедливо говорят, что муравей мог бы сгла-

дить Монблан, если б только ему было дано на это время. Если бы какое-нибудь существо получило магическую власть

изменять течение времени по желанию, то эта власть была бы равносильна могуществу, которое приписывается верую-

щими только Богу.

Мы ограничимся здесь рассмотрением влияния времени на генезис мнений толпы. В этом отношении действие его

очень велико, и ему подчиняются такие великие силы, как расы, которые не могли бы образоваться без него. Время спо-

собствует возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает им силу и могущество, и время же лишает

их и того, и другого. Время подготавливает мнения и верования толпы или, по крайней мере, почву, на которой они

могут развиваться. Вот почему некоторые идеи могут быть осуществимы только в известные эпохи, так как они разви-

ваются и возникают вовсе не внезапно и не случайно, и корни каждой из них можно найти в очень отдаленном прошлом.

Если наступает расцвет этих идей, значит время подготовило его. И генезис этих идей становится понятен лишь если мы

обратимся к прошлому. Идеи — это дочери прошлого и матери будущего и всегда — рабыни времени!

Таким образом, нашим истинным властелином является время, и нам надо только предоставить ему действовать, чтобы видеть перемену во всем. В настоящий момент нас тревожат грозные притязания толпы и те разрушения и пере-

вороты, которые они, по-видимому, готовят нам. Но время позаботится о том, что бы восстановить равновесие. «Ника-

кой режим не возник в один день, — говорит Лавосс. — Политические и социальные организации создаются веками.

Феодализм существовал в бесформенном и хаотическом виде в течение многих веков, пока не подчинился известным

правилам. Абсолютная монархия существовала также многие века, пока не найден был правильный правительственный

режим, — и во все эти переходные периоды всегда были большие смуты».

§4. Политические и социальные учреждения

Еще довольно распространена та идея, что учреждения могут служить к исправлению недостатков общества, что про-

гресс народов является последствием усовершенствования учреждений и правительств, и социальные перемены можно

производить с помощью декретов. Французская революция имела своей исходной точкой именно эту идею, и современ-

ные социальные теории в ней находят точку опоры.

Продолжительный опыт все-таки не в состоянии был серьезно поколебать эту опасную химеру, и напрасно историки

и философы пробовали доказать ее неосновательность. Им, однако, нетрудно было бы доказать, что все учреждения

представляют собой продукт идей, чувств и нравов, и что эти идеи, чувства и нравы нельзя так легко переделать посред-

ством одного только изменения кодексов. Народ не сам выбирает для себя учреждения, точно так же, как и не сам выби-

рает для себя цвет глаз и волос. Учреждения и правительства — это продукт расы, и не они создают эпоху, а эпоха их

создает. Народы управляются не так, как того требует их характер. Нужны целые века для образования какого-нибудь

политического режима, и точно так же нужны века для его изменения. Учреждения, сами по себе, не могут быть ни хо-61

роши, ни дурны, и те, которые хороши для какого-нибудь народа в данную минуту, могут быть совершенно непригодны

для него в другое время. Поэтому-то не во власти народа изменять эти учреждения на самом деле; он может только по-

средством насильственных революций менять название учреждений, но сущность их не изменится. Названия, впрочем, не имеют значения — это не более как ярлыки, и историк, проникающий в самую суть вещей, не станет обращать на них

особенного внимания. Так, например, самая демократическая страна на свете, Англия, управляется монархическим ре-

жимом, между тем в испано-американских республиках, несмотря на существующие там республиканские учреждения, господствует самый тяжелый деспотизм. Судьбы народов определяются их характером, а никак не правительствами. В

предшествующей своей работе я старался доказать это яркими примерами.

Это признается даже в Соединенных Штатах самыми передовыми из республиканцев. Американский журнал «Forum» высказал по

этому поводу следующее категорическое мнение, которое я заимствую из «Review of Reviews» за декабрь 1894 года: «Даже самые ярые

враги аристократии не должны забывать, что Англия — самая демократическая страна на свете, где наиболее уважаются права лично-

сти и где личность пользуется наибольшей свободой».

Таким образом, тщательное сочинение конституции представляется совсем ненужным и бесполезным упражнени-

ем в риторике, так как время и нужда сами позаботятся о том, чтобы выработать подходящую форму конституции, если мы предоставим действовать этим двум факторам. Именно так поступали англосаксы, как это мы узнаём от ве-

ликого английского историка Маколея, слова которого, сказанные по этому поводу, следовало бы выучить наизусть

всем политикам латинских стран, доказав, как много добра сделали законы, казавшиеся с точки зрения чистого разу-

ма собранием нелепостей и противоречий. Маколей сравнивает разные конституции, погибшие во время волнений

латинских народов Европы и Америки, с конституцией Англии и говорит, что эта последняя изменялась медленно, частями, под влиянием непосредственной нужды, но никогда не на основании спекулятивных рассуждений. «Не за-

ботиться о симметрии, — говорит Маколей, — но больше всего думать о пользе; не отменять аномалий только на том

основании, что это аномалии; не вводить новое, пока не ощущается чувство неловкости, причем нововведения допус-

каются лишь постольку, поскольку они нужны для устранения этого чувства; не переходить за пределы того частного

случая, которому надо помочь, — вот правила, которыми обыкновенно руководствовались наши 250 парламентов со

времен Иоанна до эпохи Виктории».

Надо изучить отдельно законы и учреждения каждого народа, чтобы составить себе ясное понятие о том, до какой

степени они служат выражением потребностей расы и уже поэтому не могут быть изменены насильственным образом.

Можно, например, рассуждать с философской точки зрения о преимуществах и недостатках централизации, но если мы

вспомним, что великая революция, стремившаяся низвергнуть все учреждения прошлого, все-таки вынуждена была не

только уважать эту централизацию, но даже еще увеличила ее, то поневоле должны будем признать, что это учреждение

— продукт настоятельной необходимости и что оно составляет одно из условий существования народа; поэтому-то нам

и приходится пожалеть об ограниченности некоторых политических деятелей, требующих ее уничтожения. Если бы

случайно им удалось достигнуть своей цели, это послужило бы немедленно сигналом к ужасной гражданской войне, которая опять-таки привела бы к новой централизации, еще более тяжелой, нежели прежняя.

Если мы проведем параллель между нынешними глубокими религиозными и политическими разногласиями, разделяющими раз-

личные партии во Франции и составляющими, главным образом, расовый вопрос, и сепаратистскими тенденциями, обнаружившими-

ся в эпоху революции и снова заявившими о себе к концу франко-прусской войны, то увидим, что различные расы, существующие во

Франции, далеко не слились между собой. Энергичная централизация и учреждение искусственных департаментов, которые должны

были произвести слияние прежних провинций, без сомнения, были самым полезным делом революции. Но если бы можно было про-

извести децентрализацию, о которой так много толкуют теперь непредусмотрительные люди, то она очень скоро привела бы к самым

кровавым раздорам. Не признавать этого — значит игнорировать всю историю нашей страны.

Из всего вышесказанного мы должны вывести то заключение, что нельзя действовать посредством учреждений на

душу толпы. Если мы видим, что некоторые страны, например, Соединенные Штаты, достигли высокой степени процве-

тания, имея демократические учреждения, в других же, например, испано-американских республиках, господствует

самая печальная анархия, несмотря на такие же точно учреждения, то все же тут учреждения нисколько не виноваты ни

в величии одних, ни в упадке других. Народы управляются свойствами своего характера, и такие учреждения, которые

не соответствуют самым точным образом характеру расы, представляют собой не что иное, как заимствованные одежды, временное переодевание. Кровавые войны и бурные революции не раз возникали и будут возникать с целью ввести уч-

реждения, которым приписывается, как реликвиям святых, сверхъестественная сила создавать счастье людей. В некото-

ром смысле, конечно, можно было бы сказать, что учреждения действуют на душу толпы, потому что они порождают

подобные восстания, но на самом деле тут действуют вовсе не учреждения, так как будут ли они побеждены или вос-

торжествуют, они все-таки сами по себе не обладают никакими качествами. На толпу действуют только иллюзии и осо-

бенно слова, химерические и сильные, и мы укажем в скором времени, как велико их изумительное влияние на толпу.

§5. Образование и воспитание

В первом ряду идей, имеющих преобладающее значение в какую-нибудь эпоху и обладающих силой, несмотря на свой

часто иллюзорный характер и свою немногочисленность, мы должны поставить в настоящее время следующую: образо-

вание в состоянии значительно изменить людей и непременно должно улучшить их и даже создать между ними равенст-

во. Путем повторения это уверение сделалось одним из самых непоколебимых догматов демократии, и в настоящее вре-

мя так же трудно касаться его, как некогда было трудно касаться догматов церкви.

Но относительно этого пункта, как и относительно многих других, демократические идеи оказались в полном разно-62

гласии с данными психологии и опыта. Многие знаменитые философы, в том числе Герберт Спенсер, без труда доказа-

ли, что образование не делает человека ни более нравственным, ни более счастливым и не изменяет ни его инстинктов, ни его наследственных страстей, а иногда даже, если только оно дурно направлено, причиняет более вреда, нежели поль-

зы. Статистики подтвердили этот взгляд, показав нам, что преступность увеличивается вместе с обобщением образова-

ния или, по крайней мере, с обобщением известного рода образования. В недавнем своем труде Адольф Гилльо указыва-

ет, что в настоящее время на 1000 необразованных преступников приходится 3000 образованных, и в промежуток 50 лет

количество преступников возросло с 227 на 100000 жителей до 552 и, следовательно, увеличилась на 143%.

Без сомнения, никто не станет отрицать, что правильно направленное образование может дать очень полезные прак-

тические результаты, если не в смысле повышения нравственности, то, во всяком случае, в смысле развития профессио-

нальных способностей. К сожалению, латинские народы, особенно в течение последних 25 лет, основали свои образова-

тельные системы на совершенно ложных принципах и, несмотря на слова самых знаменитых людей, таких как Брюль, Фюстель де Куланж, Тэн и др., они продолжают настаивать на своих печальных заблуждениях. Я указал уже в одной из

своих прежних работ1, как наша современная воспитательная система превращает во врагов общества тех, кто получил

это воспитание, и как она подготавливает последователей самых худших видов социализма.

Главная опасность этой воспитательной системы, вполне справедливо именуемой латинской системой, заключается в

том, что она опирается на то основное психологическое заблуждение, будто заучиванием наизусть учебников развивает-

ся ум. Исходя из такого убеждения, заставляют учить как можно больше, и от начальной школы до получения ученой

степени молодой человек только и делает, что заучивает книги, причем ни его способность к рассуждению, ни его ини-

циатива нисколько не упражняются. Все учение заключается для него в том, чтобы отвечать наизусть и слушаться.

«Учить уроки, — пишет один из бывших министров народного просвещения, Жюль Симон, — знать наизусть граммати-

ку или конспект, хорошенько повторять и подражать — вот забавная воспитательная система, где всякое усилие является

лишь актом веры в непогрешимость учителя и ведет лишь к тому, чтобы нас умалить и сделать беспомощными».

Если бы такое воспитание было только бесполезно, то можно было бы ограничиться сожалением о несчастных детях, которым предпочитают преподавать генеалогию сыновей Клотария, или историю борьбы Невстрии и Австрозии, или зоо-

логические классификации, вместо того, чтобы обучить их в первоначальной школе чему-нибудь полезному. Но такая сис-

тема воспитания представляет собой гораздо более серьезную опасность: она внушает тому, кто ее получил, отвращение к

условиям своего общественного положения, так что крестьянин уже не желает более оставаться крестьянином, и самый

последний из буржуа не видит для своего сына другой карьеры, кроме той, которую представляют должности, оплачивае-

мые государством. Вместо того, чтобы подготавливать людей для жизни, школа готовит их только к занятию общественных

должностей, где можно достигнуть успеха, не проявляя ни малейшей инициативы и не действуя самостоятельно. Внизу

лестницы такая воспитательная система создает целые армии недовольных своей судьбой пролетариев, готовых к возмуще-

нию, вверху — легкомысленную буржуазию, скептическую и легковерную, питающую суеверное доверие к провиденци-

альной силе государства, против которого, однако, она постоянно фрондирует, и всегда обвиняет правительство в своих

собственных ошибках, хотя в то же время сама решительно неспособна предпринять что бы то ни было без вмешательства

власти.

Государство, производящее всех этих дипломированных господ, может использовать из них лишь очень небольшое

число, оставляя всех прочих без всякого дела, и таким образом оно питает одних, а в других создает себе врагов. Огром-

ная масса дипломированных осаждает в настоящее время все официальные посты, и на каждую, даже самую скромную

официальную должность кандидаты считаются тысячами, между тем как какому-нибудь негоцианту, например, очень

трудно найти агента, который мог бы быть его представителем в колониях. В одном только департаменте Сены насчи-

тывается 20000 учителей и учительниц без всяких занятий, которые, презирая ремесла и полевые работы, обращаются к

государству за средствами к жизни. Так как число избранных ограничено, то неизбежно возрастает число недовольных, и эти последние готовы принять участие во всякого рода возмущениях, каковы бы ни были их цели и каковы бы ни были

их вожди. Приобретение таких познаний, которые затем не могут быть приложены к делу, служит верным средством к

тому, чтобы возбудить в человеке недовольство.

Это явление свойственно не только латинским странам; мы можем наблюдать то же самое в Китае — стране, также управляемой

солидной иерархией мандаринов, где звание мандарина, так же как у нас, достигается путем конкурса, причем все испытание заклю-

чается в безошибочном цитировании наизусть толстых руководств. Армия ученых, не имеющих никаких занятий, считается в на-

стоящее время в Китае истинным национальным бедствием. То же самое стало наблюдаться и в Индии после того, как англичане

открыли там школы не для воспитания, как это делается в Англии, а для того только, чтобы обучать туземцев. Вследствие этого в

Индии и образовался специальный класс ученых, бабу, которые, не получая занятий, становятся непримиримыми врагами английско-

го владычества. У всех бабу — имеющих занятия или нет — первым результатом полученного ими образования было понижение

уровня нравственности. Этот факт, о котором я много говорил в своей книге «Les Civilisations de l’Inde», констатируется всеми авто-

рами, посещавшими Индию.

Вернуться назад теперь, по-видимому, слишком поздно. Только опыт, последний воспитатель народов, возьмет на

себя указать нам наши ошибки и только опыт в состоянии будет убедить нас в необходимости заменить наши скверные

руководства, наши жалкие конкурсы профессиональным воспитанием, которое вернет нашу молодежь к полю, мастер-

ским и колониальным предприятиям, избегаемым ею всеми средствами в настоящее время.

Это профессиональное воспитание, которого так добиваются теперь все просвещенные умы, существовало у нас

некогда, и народы, властвующие теперь над миром своей волей, инициативой и духом предприимчивости, сумели

1 «Психология воспитания» (СПб, 1910). Эту же идею Лебон развивает в книге «Психология социализма» (прим. ред.).

сохранить его. Великий мыслитель Тэн ясно доказал в своем замечательном труде1, что прежнее воспитание у нас

было почти такое же, какое существует в настоящее время в Англии и Америке, и, проведя замечательную параллель

между латинской и англосаксонской воспитательной системой, он явственно указал последствия обоих методов.

Быть может, в крайнем случае и можно было бы примириться со всеми неудобствами нашего классического воспита-

ния, хотя бы оно и создавало недовольных да выбитых из колеи, если бы поверхностное приобретение такого множества

знаний, заучивание наизусть такого множества руководств в самом деле могло бы повысить умственный уровень. Увы, это не так! Рассудок, опыт, инициатива и характер — вот условия успеха в жизни; книги же этого не дают. Книги — это

словари, очень полезные для наведения справок, но совершенно бесполезно хранить в своей голове целые длинные от-

рывки из них!

Насколько профессиональное образование может более классического содействовать развитию ума, Тэн объясняет

следующим образом:

«Идеи образуются только в своей естественной и нормальной среде. Развитию зародыша этих идей способствуют

бесчисленные впечатления, которые юноша получает ежедневно в мастерской, на руднике, в суде, в классе, на верфи, в госпитале, при виде инструментов, материалов и операций, в присутствии клиентов, рабочих, труда, работы, хоро-

шо или дурно сделанной, убыточной или прибыльной. Все эти мелкие частные восприятия глаз, уха, рук и даже обо-

няния, непроизвольно удержанные в памяти и тайно переработанные, организуются в уме человека, чтобы рано или

поздно внушить ему ту или иную новую комбинацию, упрощение, экономию, улучшение или изобретение. Молодой

француз лишен всех этих драгоценных восприятий, соприкосновения с элементами, легко усваиваемыми и необхо-

димыми, и притом лишен в самом плодотворном возрасте. В течение семи или восьми лет он заперт в школе, вдали

от непосредственного и личного опыта, который мог бы дать ему точное и глубокое понятие о вещах, людях и раз-

личных способах обращаться с ними.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.