Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юнг К.Г.






АНИМА И АНИМУС [32]

Среди возможных духов родительские духи – практически самые важные, отсюда повсеместно распространенный культ предков, изначально служивший умиротворению “revenants”, а на более вы­сокой ступени развития ставший существенным мо­ральным и воспитательным установлением (Китай!). Родители – самые близкие и влиятельные для ребенка родственники. Но у взрослых это влияние ограничива­ется, поэтому imagines[33] родителей в максимальной сте­пени оттесняются от сознания и в силу своего продол­жающегося, может быть, даже угнетающего влияния легко приобретают, негативный признак. Таким путем imagines родителей остаются чужеродными на “поверх­ности” психической жизни. А то, что для взрослого че­ловека теперь занимает место родителей в качестве не­посредственного влияния среды, есть женщина. Она со­провождает мужчину, она с ним связана, поскольку идет вместе с ним по жизни и принадлежит к более или менее одинаковой с ним возрастной ступени; она не стоит выше его – ни возрастом, ни авторитетом, ни психической силой. Но она – весьма влиятельный фактор, который, как и родители, производит imago относительно автономной природы, но не ту imago, ко­торую, как родительскую, следует ограничить, а ту, ко­торую сознанию следует, скорее, ассоциировать. Женщина со своей столь непохожей на мужскую психоло­гией есть источник информации (и всегда им была) о вещах, недоступных мужчине. Она может означать для него инспирацию; ее часто превосходящая мужскую интуиция может предостеречь его в нужный момент, а ее чувство, ориентированное на личностное начало, способно указать ему пути, которые он не нашел бы своим чувством, слабо соотнесенным с личностным на­чалом. То, что Тацит сказал о германских женщинах, оказалось в этом отношении как нельзя более кстати.

Здесь, без сомнения, один из главных источников женственного качества души. Но это, видимо, не един­ственный источник. Нет мужчины, который был бы настолько мужественным, чтобы не иметь в себе ниче­го женского. На деле скорее как раз очень мужествен­ным мужчинам (хотя втайне и замаскированно) свой-ственна весьма нежная (часто не по праву называемая “женственной”) жизнь чувств. Мужчине вменяется в добродетель в максимальной степени вытеснять жен­ственные черты, так же как для женщины, по крайней мере до сих пор, считалось неприличным быть мужепо­добной. Вытеснение женственных черт и склонностей ведет, естественно, к скоплению этих притязаний в бессознательном. Imago женщины (душа) столь же ес­тественно становится вместилищем этих притязаний, из-за чего мужчина в выборе любимой частенько под­вергается искушению желать ту женщину, которая луч­ше всего соответствовала бы особому типу его соб­ственной бессознательной женственности, т. е. женщи­ну, которая могла бы по возможности безоговорочно принять проекцию его души. Хотя такой выбор чаще всего воспринимается и ощущается как идеальный слу­чай, но с таким же успехом этот выбор может оказать­ся воплощением его собственной сильнейшей слабости, с которой мужчина заключает на такой манер брачный союз у всех на глазах. (Вот чем объясняются некоторые столь странные браки!)

Поэтому мне и кажется, что женственность этого душевного комплекса объясняется не только влиянием женщины, но и собственной женственностью мужчины. При этом и речи быть не может о простой лингвисти­ческой “случайности”, вроде того, что “солнце” по-не­мецки женского рода, а на других языках – мужского; нет, у нас есть в пользу этого свидетельства искусства всех времен – а сверх того, знаменитый вопрос: habet mulier animam? [34] Пожалуй, большинство мужчин, в принципе обладающих психологической проницатель­ностью, знают, что имеет в виду Райдер Хаггард, гово­ря о “She-who-must-be-obeyed”[35]. или о том, какие струны в них звучат, когда они читают об Антинее в изображении Бенуа. И они обыкновенно без труда узнают, какой тип женщин лучше всего воплощает в себе этот таинственный, но часто тем более интуитив­но ясный факт.

Поистине широкое признание, которое находят эти произведения, указывает на то, что в этом образе жен­ственной анимы заключается нечто сверхиндивидуаль­ное, нечто такое, что не просто обязано своим эфемер­ным бытием индивидуальной уникальности, а скорее является тем типичным, что имеет более глубокие кор­ни, нежели просто очевидные поверхностные связи, на которые я уже указал. Райдер Хаггард и Бенуа недву­смысленно выразили эту интуицию в историческом ас­пекте своих анима-персонажей.

Как известно, нет и не может быть никакого чело­веческого опыта без наличия субъективной готовности. Но в чем состоит эта субъективная готовность? Она в конечном счете состоит во врожденной психической структуре, позволяющей человеку вообще иметь такой опыт. Так, все существо мужчины предполагает жен­щину – как телесно, так и духовно. Его система апри­ори настроена на женщину, как и подготовлена к со­вершенно определенному миру, где есть вода, свет, воздух, соль, углеводы и т. д. Форма этого мира, в ко­торый он рожден, уже врождена ему как виртуальный образ. И таким образом родители, жена, дети, рожде­ние и смерть врождены ему как виртуальные образы, как психические готовности. Эти априорные категории имеют, разумеется, коллективную природу, это " образы" родителей, жены и детей вообще, а вовсе не индивидуальные предрасположенности. Итак, и эти образы следует мыслить как бессодержательные, а потому бессознательные. Они дорастают до содержания, влияния и, наконец, осознанности лишь тогда, когда натыкаются на эмпирические факты затрагивающие и пробуждаю­щие к жизни бессознательную готовность. Они в из­вестном смысле являются осадками всего опыта ряда поколений предков, но не самим этим опытом. Так это по крайней мере видится нам при нашем нынешнем ограниченном знании. (Должен признаться, что еще не встречал неопровержимых доказательств наследования образов памяти, но не считаю абсолютно исключен­ным, что наряду с этими коллективными осадками, не содержащими в себе ничего индивидуально определен­ного, могут иметь место и индивидуально определен­ные факты наследования памяти.)

Итак, в бессознательном мужчины существует уна­следованный коллективный образ женщины, с помо­щью которого он постигает природу женщины. Этот унаследованный образ есть третий важный источник женственности души.

Как уже успел убедиться читатель, речь идет совсем не о философском и тем более не о религиозном поня­тии души, а о психологическом признании существова­ния полусознательного психического комплекса, обла­дающего отчасти автономной функцией. Само собой понятно, что такая констатация имеет ровно столько (много или мало) общего с философским или религи­озным понятием “души”, сколько психология – с фи­лософией и религией. Я не хотел бы вдаваться здесь в “спор факультетов” и пытаться доказывать философу или теологу, чем является на самом деле то, что он понимает под “душой”. Но я должен отказать обоим в праве предписывать психологу, что ему следует пони­мать под “душой”. Свойство личного бессмертия, кото­рым религиозное миропонимание так любит наделять душу, наука может признать лишь в качестве психоло­гического феномена, заключающегося для науки в по­нятии автономии. Свойство личного бессмертия, со­гласно первобытным представлениям, никоим образом не присуще душе, а уж бессмертие само по себе – и подавно. Однако, вопреки этому недоступному науке представлению, можно сказать, что “бессмертие” озна­чает прежде всего просто психическую деятельность, перешагивающую границы сознания. Выражение “по ту сторону могилы или смерти” с точки зрения психоло­гии означает “по ту сторону сознания” и даже не мо­жет означать ничего другого, поскольку высказывания о бессмертии исходят всегда только от живого челове­ка, который в качестве такового все равно не в таком положении, чтобы говорить, будучи “по ту сторону мо­гилы”.

Автономия душевного комплекса, естественно, под­держивает представление о невидимом, личностном су­ществе, которое живет якобы в одном из наших раз­личных миров. Поскольку, таким образом, деятельность души воспринимается как деятельность самостоятель­ного существа, которое якобы не привязано к нашей бренной телесности, легко может возникнуть впечатле­ние, что это существо вообще живет само по себе – может быть, в каком-нибудь мире невидимых вещей. Безусловно, нельзя упускать из виду, что раз некое са­мостоятельное существо невидимо, это одновременно должно означать и его бессмертие. Свойство бессмер­тия, пожалуй, должно быть обязано своим существова­нием другому, уже упомянутому факту, а именно – своеобразному историческому аспекту души. Райдер Хаггард дал, пожалуй, одно из лучших изображений этого характера в “She”! Когда буддисты утверждают, что по мере самосовершенствования на пути интроекции (Verinnerlichung) у человека начинают возникать воспоминания о предыдущих инкарнациях, то они со­относят себя, видимо, с тем же самым психологиче­ским фактом, хотя с той разницей, что они приписы­вают исторический фактор не душе, а самости. Это це­ликом соответствует прежней, совершенно экстравертной духовной установке Запада – эмоционально (и традиционно) приписывать бессмертие душе, которую более или менее отличают от своего Я и которая при­том разведена с Я своими женскими качествами. Было бы совершенно логично, если бы у нас благодаря углублению интровертной духовной культуры, до сих пор бывшей в небрежении, произошло преображение, приближающееся к восточной духовности, когда свой­ство бессмертия переместится от двусмысленной фигу­ры души (anima) к самости. Ведь главным образом эта переоценка внешнего, материального объекта констеллирует в глубинах духовную и бессмертную фигуру (ес­тественно, в целях компенсации и саморегуляции). В сущности, исторический фактор присущ не просто ар­хетипу женского начала, но всем архетипам вообще, т. е. всем наследственным единствам, духовным и те­лесным. Ведь наша жизнь – то же самое, чем она была от века. Во всяком случае, в наших чувствах нет ничего бренного, ибо те же самые физиологические и психологические процессы, которые были свойственны людям и сотни тысяч лет назад, все еще действуют и дают внутреннему чувству глубинную интуицию “вечно длящейся” непрерывности живущего. Наша самость как средоточие нашей жизненной системы, однако, не только содержит осадок и сумму всей прожитой жизни, но и является исходным пунктом, материнской землей, чреватой всей будущей жизнью, предощущение кото­рой так же ясно дано внутреннему чувству, как истори­ческий аспект. Из этих психологических оснований легитимным образом исходит идея бессмертия.

В восточных воззрениях отсутствует понятие анимы, каким мы установили его здесь, равно как и логиче­ское понятие персоны. Это, конечно же, не может быть случайным, ибо, как я уже дал понять выше, между персоной и анимой существует компенсаторное отношение.

Персона есть сложная система отношений между индивидуальным сознанием и социальностью, удобный вид маски, рассчитанной на то, чтобы, с одной сторо­ны, производить на других определенное впечатление, а с другой – скрывать истинную природу индивиду­ума. Что последнее излишне, может утверждать лишь тот, кто до того идентичен своей персоне, что уже не знает самого себя, а что не нужно первое, может вооб­разить лишь тот, кто и понятия не имеет об истинной природе своего ближнего. Социум ожидает и даже обя­зан ожидать от каждого индивидуума, что тот как мож­но лучше будет играть отведенную ему роль; что тот, например, кто является священником, будет не только объективно выполнять свои должностные обязанности, но и в любое время и при любых обстоятельствах будет беспрекословно играть роль священника. Социум требует этого как своего рода гарантии; каждый должен быть на своем месте: один – сапожника, другой – по­эта. Не предусмотрено, чтобы он был тем и другим. Быть тем и другим нежелательно также потому, что в этом есть что-то жуткое. Ведь такой человек был бы “другим”, чем остальные люди, – не совсем надежным. В академическом мире он был бы “дилетантом”, в по­литике – “непредсказуемой” фигурой, в религии – “свободомыслящим”; короче, на него пало бы подозре­ние в ненадежности и дефектности, ибо социум убеж­ден, что только тот сапожник, который не занимается поэзией, производит фирменную, хорошую обувь. Определенность личностной наружности – практиче­ски важная вещь, ибо средний человек, только и из­вестный социуму, должен с головой уйти в одно дело, чтобы добиться чего-нибудь стоящего, а два дела за­раз – это было бы для него уж чересчур. Без сомне­ния, наш социум настроен именно на такие идеалы. Поэтому неудивительно, что любой, кто хочет чего-то добиться, обязан учитывать эти ожидания. Естественно, невозможно, будучи индивидуальностью, без остатка раствориться в этих ожиданиях, поэтому построение искусственной личности становится настоятельной не­обходимостью. Требования приличий и добрых нравов довершают мотивацию удобной маски. Тогда под этой маской возникает то, что называется “частной жиз­нью”. Этот уже набивший оскомину разрыв сознания на две частенько до смешного различные фигуры – радикальная психологическая операция, которая не мо­жет пройти бесследно для бессознательного.

Построение коллективно пригодной персоны означа­ет сильную уступку внешнему миру, истинное само­пожертвование, которое прямо-таки принуждает Я к идентификации с персоной, так что на самом деле есть люди, которые думают, будто являются тем, что собою представляют. Однако “бездушность” такой установ­ки – лишь видимость, ибо бессознательное ни при ка­ких условиях не переносит это смещение центра тяже­сти. Критически взглянув на такие случаи, мы обнару­жим, что обладание превосходной маской внутренне компенсируется “частной жизнью”. Благочестивый Драммонд как-то посетовал на то, что “плохое настроение есть бремя благочестивого”. Естественно, тот, кто выстраивает себе слишком хорошую персону, расплачи­вается за это возбужденностью чувств. У Бисмарка были припадки истеричного плача, у Вагнера – пере­писка по поводу шелковой завязки шлафрока, Ницше писал письма “милой Ламе”, Гёте вел беседы с Эккерманом и т. д. Но есть вещи более тонкие, чем баналь­ные “lapsus”ы героев. Я однажды свел знакомство с че­ловеком, достойным глубокого уважения, – его без тру­да можно было назвать святым – я три дня ходил во­круг него и никак не мог обнаружить в нем хотя бы некоторые слабости, присущие смертным. Мое чувство неполноценности угрожающе возросло, и я уже начал было всерьез подумывать о том, чтобы исправиться. Но на четвертый день меня консультировала его жена... С тех пор со мной больше ничего подобного не случа­лось. Из этого я извлек урок: каждый, кто идентифи­цируется с персоной, может предоставить своей жене воплощать собой все неудобное, причем жена этого не заметит, но расплатится за свое самопожертвование тя­желым неврозом.

Эта идентификация с социальной ролью – щедрый источник неврозов вообще. Человек не может безнака­занно отделаться от самого себя в пользу искусствен­ной личности. Уже только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, аффек­ты, фобии, навязчивые представления, слабости, поро­ки и т. д. Социально “сильный мужчина” в “частной жизни” – чаще всего дитя по отношению к состоянию собственных чувств, его общественная дисциплиниро­ванность (которой он так настойчиво требует от дру­гих) в частной жизни жалко буксует. Его “любовь к своей профессии” дома обращается в меланхолию; его “безупречная” публичная мораль под маской выглядит поразительно – мы уже говорим не о поступках, а только о фантазиях; впрочем, жены таких мужей могли бы рассказать об этом кое-что; его самозабвенный аль­труизм... его дети смотрят на это иначе.

В той мере, в какой мир побуждает индивидуума к идентификации с маской, индивидуум подвержен воз­действию изнутри. “Высокое стоит на низком”, – гово­рит Лаоцзы. Изнутри навязывается противоположное, выходит даже так, как будто бессознательное подавляет Я с той самой силой, с какой последнее притягивается персоной. Непротивление воздействию снаружи, т. е. по отношению к искусу персоны, означает аналогич­ную слабость внутри – по отношению к влияниям бессознательного. Внешне играется эффектная и силь­ная роль, внутри развивается женоподобная слабость по отношению ко всем влияниям бессознательного; на­строение и расположение духа, боязливость, даже фе­минизированная сексуальность (кульминирующаяся в импотенции) постепенно берут верх.

Персона, идеальный образ мужчины, каким он дол­жен быть, компенсируется внутри женской слабостью, и как внешне индивидуум играет роль сильного мужчи­ны, так внутри он становится бабой, анимой, ибо именно анима противостоит персоне. Но поскольку для экстравертного сознания внутреннее темно и непро­глядно, и, кроме того, о своих слабостях думают тем меньше, чем больше идентичность с персоной, то и противоположность персоны, анима, целиком остается во мраке и потому сразу проецируется, благодаря чему герой оказывается под каблуком жены. Если прирост власти анимы значителен, то жена плохо переносит мужа. Она становится неполноценной и тем самым дает мужу желанное доказательство того, что не он, ге­рой, неполноценен в “частной жизни”, а его жена. У жены зато есть столь притягательная для многих иллю­зия, что она вышла замуж по меньшей мере за героя, не думая о своей собственной никчемности. Эту игру иллюзии часто называют “содержанием жизни”.

Для достижения индивидуации, самоосуществления человеку необходимо уметь различать, чем он кажется себе и другим, и точно так же для той же самой цели человек должен отдавать себе отчет в том, что он нахо­дится в невидимой системе отношений к бессознатель­ному, т. е. к аниме, чтобы уметь отличать себя от нее. От бессознательного вообще отличить себя невозмож­но. Когда дело касается персоны, естественно, легко объяснить кому-либо, что он и его служба – две разные вещи. Зато от анимы можно отличить себя лишь с трудом, и именно потому, что она невидима. Ведь пре­жде всего у людей появляется даже предрассудок, будто все то, что происходит изнутри, коренится в крови. “Сильный мужчина”, может быть, согласится с нами, что на самом деле в своей “частной жизни” он угрожайюще недисциплинирован, но это именно его слабость, с которой он в определенной мере объявляет себя солиидарным. Этой тенденции, конечно, подвержена на­следственная часть культуры, которой не следует пре­небрегать. Если же он признает, что его идеальная персона ответственна за совсем не идеальную аниму, то его идеалы будут поколеблены, мир станет двусмыс­ленным. Им овладеет сомнение в чистоте добрых дел, хуже того, сомнение в собственных добрых намерени­ях. Если поразмыслить о том, с какими мощными ис­торическими предпосылками связана наша сокровен­нейшая идея добрых намерений, то станет ясно, что в свете нашего прежнего мировоззрения приятнее упре­кать себя в личной слабости, чем колебать идеалы.

Но поскольку бессознательные факторы – столь же детерминирующие явления, как и величины, регулиру­ющие жизнь социума, и первые столь же коллективны, как последние, то я могу с тем же успехом научиться различать, чего хочу я и что мне навязывается бессо­знательным, с каким могу понимать, чего требует от меня служба и чего желаю я. Поначалу, конечно, ощу­щаются лишь несовместимые требования снаружи и из­нутри, а Я стоит между ними, как между молотом и наковальней. Перед этим Я, которое по большей части не более чем просто игрушка внешних и внутренних требований, стоит, однако, некая трудноуловимая ин­станция, которую я ни под каким предлогом не хочу называть двусмысленным именем “совесть”, несмотря на то что само слово в лучшем его понимании, навер­ное, превосходно могло бы обозначать эту инстанцию. Что у нас сделалось с “совестью”, с непревзойденным юмором изобразил Шпиттелер. Поэтому надо бы по возможности избегать соседства этого понятия” Наверное лучше постараться представить себе, что эта тра­гическая игра противоположностей между внутренним и внешним (изображенная в Иове и Фаусте как спор с Богом), в сущности, есть энергетизм процесса жизнеде­ятельности, то напряжение между противоположностя­ми которое необходимо для саморегуляции. Как бы ни были различны в исполнении и намерении эти проти­воположные силы, они, в сущности, означают жизнь индивидуума и на нее нацелены; они колеблются во­круг этой жизни, как вокруг оси весов. Именно пото­му, что они соотнесены друг с другом, они и объеди­няются в некоем центральном чувстве, которое, так сказать, необходимым образом, вольно или невольно рождается в самом индивидууме, а потому и предощу­щается им. У человека есть ощущение того, чем нужно быть и чем быть можно. Отклонение от этой интуиции означает заблуждение, ошибку или болезнь.

Видимо, это не случайность, что от слова “персона” происходят наши современные понятия “личностный” (persö nlich) и “личность” (Persö nlichkeit). Насколько я могу утверждать о своем Я, что оно личностно или яв­ляется личностью, настолько же я и о своей персоне могу сказать, что она – личность, с которой я себя более или менее идентифицирую. Тот факт, что в та­ком случае у меня будет, собственно, две личности, вовсе не удивителен, поскольку любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, т. е. персонифицированно. Легче всего, пожалуй, это можно за­метить в так называемых спиритических явлениях авто­матического письма и тому подобном. Получившиеся предложения всегда являются личностными высказыва­ниями и излагаются от первого лица, как если бы за каждой записанной частью предложения тоже стояла личность. Поэтому наивный рассудок тотчас непремен­но подумает о духах. Подобное, как известно, можно наблюдать и в галлюцинациях душевнобольных, хотя эти галлюцинации часто еще более явно, чем записи спиритов, суть просто мысли или фрагменты мыслей, связь которых с сознательной личностью часто сразу очевидна.

Склонность относительно автономных комплексов непосредственно персонифицироваться и есть та при­чина, по которой персона выступает “личностно” в та­кой степени, что Я без особого труда может начать со­мневаться в том, какова его “настоящая” личность.

То, что относится к персоне и вообще ко всем авто­номным комплексам, относится и к аниме – она тоже личность и по этой причине с такой легкостью может быть проецирована на женщину, т. е., покуда она бес­сознательна, она проецируется всегда, ибо все бессозна­тельное проецируется. Первой носительницей этого ду­шевного образа, очевидно, всегда выступает мать, позд­нее это те женщины, которые возбуждают чувства муж­чины, все равно, в позитивном или негативном смысле. Поскольку мать – первая носительница этого душев­ного образа, то отделение от нее – сколь деликатное, столь же и важное дело высочайшего воспитательного значения. Поэтому уже у дикарей мы находим множе­ство обычаев, организующих это отделение. Простого взросления и внешнего отделения недостаточно, нужны еще совершенно особое посвящение в мужчины и це­ремонии второго рождения, чтобы по-настоящему реа­лизовать отделение от матери (а тем самым от детства).

Как отец выступает в качестве защиты от опасно­стей внешнего мира и тем самым становится для сына образчиком персоны, так и мать для него – защита от опасностей, угрожающих его душе из мрака. Поэтому при посвящении в мужчины проходящий инициацию получает наставления относительно потусторонних ве­щей, благодаря чему оказывается в состоянии отказать­ся от материнской защиты.

Современный культурный человек оказался лишен­ным этой, несмотря на всю первобытность, в сущно­сти, превосходной воспитательной меры. Следствием этого является то, что анима в форме материнского imago переносится на женщину – с тем результатом, что, едва женившись, мужчина становится ребячливым, сентиментальным, зависимым, послушным, а в против­ном случае – вспыльчивым, деспотичным и обидчи­вым, постоянно раздумывающим о престиже своей пре­восходной мужественности. Последнее, естественно, есть просто обратная сторона первого. Защита от бес­сознательного, которую означала мать, у современного человека осталась ничем не замененной, в результате чего он бессознательно так формирует свой идеал бра­ка, что жене приходится максимально брать на себя магическую материнскую роль. Под покровом такого идеально замкнутого брака он, собственно, ищет у ма­тери защиту и, таким образом, соблазненный, идет на­встречу женскому инстинкту обладания. Страх мужчи­ны перед темной непредсказуемостью бессознательного предоставляет женщине иллегитимную власть и делает брак столь “интимной общностью”, что он постоянно грозит взорваться от внутреннего напряжения – или с тем же успехом делает из чувства протеста противопо­ложное.

Мне кажется, некоторым современным людям сле­довало бы понять свое отличие не только от персоны, но также и от анимы. Поскольку наше сознание – в соответствии с западной традицией – обращено глав­ным образом наружу, то внутренние вещи остаются во мраке. Но эту сложность легко преодолеть следующим путем: попытаться однажды столь же концентрирован­но и критически посмотреть на тот психический мате­риал, который проявляется не снаружи, а в частной жизни. Поскольку люди привыкли стыдливо замалчи­вать эту другую сторону (возможно, даже трепеща пе­ред своей женой, ибо она может предать все огласке), а если уж она разоблачена, покаянно признаваться в своих “слабостях”, то обыкновенно в качестве един­ственного воспитательного метода признается следую­щий: эти слабости по возможности подавляют или вы­тесняют или хотя бы скрывают от публики. Но ведь это совсем не выход из положения.

Что нам, в сущности, следует делать, я, пожалуй, разъяснил лучше всего на примере персоны. Там все ясно и четко, в то время как с анимой для нас, запад­ных людей, все темно.) Когда анима в значительной степени перечеркивает добрые намерения сознания, выступая в качестве мотива такой частной жизни, ко­торая плохо сочетается с блистательной персоной, то здесь происходит то же самое, что делает наивный че­ловек, не имеющий представления о персоне и потому наталкивающийся на мучительные сложности жизни. Есть такие люди с неразвитой персоной – “канадцы, то не знают показной вежливости Европы”, – которые из одной публичной “gaffe”[36] сами того не ведая, попа­дают в другую, совершенно бесхитростно и невинно, душевные надоедалы, или трогательные дети, или, если это женщины, внушающие страх своей бестактностью тени Кассандры, вечно не так понимающие, не ведаю­щие, что творят, и потому всегда рассчитывающие на прощение; они не видят мир, а только грезят его. Вот примеры, на которых мы можем видеть, как действует оставшаяся в небрежении персона и что нужно делать, чтобы преодолеть эту беду. Такие люди могут избежать разочарований и страданий всякого рода, сцен и актов насилия, лишь когда они научатся понимать, как сле­дует вести себя в обществе. Им надо научиться пони­мать, чего ожидает от них социум; они должны уви­деть, что в мире есть обстоятельства и лица, которые намного их превосходят; они должны знать, что озна­чают их поступки для другого, и т. д. Это, конечно, учебный план для младших классов, для тех, кто соот­ветствующим образом сформировал свою персону. Если же мы теперь повернем дело другой стороной и поста­вим лицом к аниме обладателя блистательной персоны, сравнив его с человеком без персоны, то увидим, что первый так же хорошо осведомлен в отношении анимы и ее проблем, как второй – в отношении мира. Упо­требление, какое оба дают своим знаниям, естественно, может быть злоупотреблением, даже в высшей степени вероятно, что оно им будет.

Человека с персоной, естественно, ни в малейшей степени не убедит точка зрения, признающая суще­ствование внутренних реальностей, так же как иного – реальность мира, имеющая для него только ценность забавной или фантастической игры. Но факт внутрен­них реальностей и его безусловное признание являют­ся, конечно, conditio sine qua nоn[37] для серьезного подхода к проблеме анимы. Если внешний мир для ме­ня – только фантом, то как же мне тогда всерьез пы­таться построить сложную систему отношений и при­способлений к нему? Равным образом позиция: внутреннее – “это только фантазия” – никогда не послу­жит для меня поводом воспринимать манифестации моей анимы как что-то иное, нежели дурацкие слабо­сти. Но если я встану на ту точку зрения, что мир есть снаружи и внутри, что реальность подобает как внеш­нему, так и внутреннему, то я, будучи последователь­ным, должен буду рассматривать и те расстройства и неблагоприятные влияния, которые идут ко мне изнут­ри, как симптом недостаточной адаптации к условиям внутреннего мира. Как синяки, полученные простаком на улице, не исчезают от морального вытеснения, так же мало толку от того, чтобы с резиньяцией записы­вать на свой счет слабости как таковые. Здесь есть причины, намерения и следствия, в которые могут вме­шаться воля и понимание. Возьмем, например, того “незапятнанного” человека чести и радетеля за обще­ственное благо, перед которым жена и дети трепещут из-за его вспышек гнева и вспыльчивого своенравия. Что делает анима в этом случае?

Мы это тотчас заметим, если предоставим событиям идти своим естественным ходом: жена и дети становят­ся ему чужими; вокруг него образуется вакуум. Понача­лу он станет жаловаться на бездушие своей семьи и по возможности будет вести себя еще хуже, чем раньше. Это сделает отчуждение абсолютным. Если теперь еще не все добрые гении покинули его, то через некоторое время он заметит свою изоляцию и в своем одиноче­стве начнет понимать, каким образом он произвел этот разрыв. Возможно, он удивленно спросит себя: “Что за демон в меня вселился? ” – естественно, не заметив смысла этой метафоры. За этим последуют покаяния, примирение, забвение, вытеснение, а потом – новая вспышка. Анима очевидным образом пытается форси­ровать разрыв. Такая тенденция, разумеется, не отвеча­ет ничьим интересам. Анима протискивается в середи­ну, как ревнивая любовница, стремящаяся отбить муж­чину у его семьи. Служба или иная выгодная социаль­ная позиция могут делать то же самое; но там-то мы понимаем, в чем сила соблазна. Но где анима берет такую власть, чтобы пользоваться такой сильной при­тягательностью? По аналогии с персоной за этим долж­ны скрываться ценности или иные важные и влиятельные вещи, такие, как соблазнительные посулы. В эти моменты нужно остерегаться рационализации. Так и подмывает думать, что наш человек чести высматривает себе другую женщину. Это вполне возможно, даже мо­жет быть подстроено анимой как эффективное средство достижения цели. Можно ошибиться, принимая такую подстроенность за самоцель, ибо незапятнанный чело­век чести, женившийся корректно и законно, так же корректно и законно может развестись, что ни на грош не изменит его основную установку. Старый портрет будет просто заново обрамлен.

Фактически такая подстроенность – весьма частый способ осуществить разрыв и затруднить окончательное разрешение. Поэтому, видимо, разумнее было бы не считать, что столь естественная возможность имеет ко­нечной целью разрыв. Отсюда представляется более уместным расследовать подоплеку тенденций анимы. Первый шаг к этому – то, что я назвал бы объектива­цией анимы, а именно – категорический отказ от тен­денции к разрыву как к проявлению собственной сла­бости. Как только это произошло, можно в некотором смысле поставить перед анимой вопрос: “Почему ты хочешь этого разрыва”? Ставить вопрос столь личностно – большое преимущество: ведь благодаря этому познается личность анимы и становится возможным отношение к ней. Чем более личностно к ней подойти, тем лучше.

Тому, кто привык подходить ко всему чисто интел­лектуально и рационалистически, это может показаться прямо-таки смехотворным. Конечно, было бы более чем абсурдным, если бы кто-то захотел в некотором смысле вступить в диалог со своей персоной, которую он признает лишь как способ психологического отно­шения. Но это абсурдно только для того, у кого есть персона. У кого же ее нет, тот в этом пункте не более чем дикарь, который, как известно, лишь одной ногой стоит в том, что мы обыкновенно обозначаем как ре­альность; другой ногой он стоит в мире духов, который для него по-настоящему реален. В обыкновенном мире наш образцовый случай – современный европеец, в мире же духов – дитя палеолита. Поэтому европейцу придется примириться со своего рода доисторической школой для младших классов, пока он не получит вер­ное представление о силах и факторах другого мира. Вот почему самое верное, что он может сделать, – это рассматривать фигуру анимы как автономную личность и ставить перед ней личностные вопросы.

Мне кажется, это реальная техника. Как известно, у любого человека есть, так сказать, не только такая странность, но и способность – разговаривать с самим собой. В каждом случае щепетильной дилеммы мы – во весь голос или тихо – ставим себе (а кому же еще?) вопрос: “Что я должен делать? ” И мы (а кто же еще?) даже отвечаем на него. В намерении познако­миться с глубинами своего существа нам и дела мало до того, что мы в известном смысле живем в метафоре. Мы должны терпеливо переносить как символ нашей собственной дикарской отсталости (или, слава богу, еще оставшейся естественности) тот факт, что мы, как те негры, лично беседуем со своей “змеей”. Поскольку психика отнюдь не единство, а противоречивая мно­жественность комплексов, то диссоциация, необходи­мая для разбирательства с анимой, не будет для нас слишком обременительна. Все искусство состоит лишь в том, чтобы дать невидимому визави проявить себя, на миг предоставить в его распоряжение своего рода речевой механизм, не впадая при этом в отвращение, естественным образом возникающее перед такого рода игрой с самим собой, кажущейся абсурдной, или в со­мнение в “подлинности” голоса визави. Как раз по­следний пункт наиболее важен в техническом отноше­нии. Ведь мы до такой степени привыкли идентифици­ровать себя со своими мыслями, что всегда подразуме­ваем, будто мы сами их авторы. И часто это, как ни странно, именно самые невозможные мысли, за кото­рые мы ощущаем величайшую субъективную ответ­ственность. Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже са­мые дикие и произвольные фантазии, то, возможно, они быстрее осознали бы необходимость рассматривать именно такие мысли как объективные события, точно так же, как сновидения, которые никто ведь не прини­мает за преднамеренные и умышленные изобретения. Безусловно, требуются величайшие объективность и непредубежденность, чтобы дать “другой стороне” воз­можность проявлять ощутимую психическую актив­ность. В силу вытесняющей установки сознания эта другая сторона была принуждена к чисто непосред­ственным, симптоматическим манифестациям по боль­шей части эмоционального рода, и только в моменты неуправляемого аффекта фрагменты понятийных или образных содержаний бессознательного выносились на поверхность – конечно, с тем неизбежным побочным эффектом, что Я мгновенно идентифицировалось с этими манифестациями, чтобы, само собой разумеется, немедленно вслед за этим отозвать их. Кому-то ведь действительно иногда кажется невероятным, что в аф­фекте можно выразить все. Но, как известно, это зна­ние легко забывается или даже отвергается. С этими механизмами девальвации и отречения, естественно, надо считаться, если есть желание настроить себя объ­ективно. Привычка вмешиваться, исправлять и крити­ковать уже традиционно очень сильна и, как правило, еще усиливается страхом, в котором, в свою очередь, невозможно сознаться ни другим, ни самому себе, страхом перед начиненными взрывчаткой истинами, опасными познаниями, неприятными констатациями, in summa[38] перед всеми теми вещами, которые столь многих людей побуждают бежать от пребывания наеди­не с собой как от чумы. Говорят, что заниматься са­мим собой эгоистично и “вредно для здоровья” – “свое собственное общество – наихудшее; от этого впадают в меланхолию” – вот превосходные свидетель­ства, которые выдаются нашим человеческим каче­ствам. Но они кажутся западному духу настоящими. Кто думает так, тот, очевидно, никогда не сможет во­образить, что за удовольствие получают другие от об­щества таких грязнуль и трусишек. Исходя из того факта, что частенько в аффекте эти истины невольно предоставляют высказывать другой стороне, можно по­советовать как раз аффект-то и использовать, чтобы дать другой стороне возможность высказаться. Можно поэтому сказать также, что нужно упражняться в ис­кусстве говорить самому себе из аффекта и в его рамках, как если бы аффект сам говорил без оглядки на нашу разумную критику. Пока аффект говорит, от кри­тики надо воздерживаться. Но как только он высказал свои жалобы, его следует на совесть покритиковать – так, как если бы этим визави был настоящий, близкий нам человек. И пусть дело на этом не остановится, а взаимные реплики будут следовать друг за другом до тех пор, пока дискуссия не закончится к удовлетворе­нию сторон. Удовлетворителен результат или нет – об этом судить только субъективной интуиции. Бесполез­но, разумеется, в чем либо себя обманывать. Мучитель­ная честность по отношению к самому себе и удержа­ние от опрометчивых упреждений того, что могла бы сказать другая сторона, суть необходимые условия этой техники воспитания анимы.

Однако со свойственным нам, западным людям, страхом перед другой стороной не все так просто. Ведь этот страх не совсем безоснователен, совершенно не­взирая на то, что он реален. Нам хорошо понятен страх ребенка и дикаря перед лицом огромного, незна­комого мира. Этот страх есть и у нас, на нашей дет­ской изнанке, где мы тоже соприкасаемся с огромным, незнакомым миром. Но мы обладаем только аффектом, не зная, что он и есть страх перед миром, ибо этот мир невидим. У нас на этот счет имеются либо просто теоретические предубеждения, либо суеверные пред­ставления. Даже в присутствии иных образованных лю­дей невозможно вести речь о бессознательном, чтобы тебя не обвинили в мистицизме. Обоснован же этот страх постольку, поскольку то, что выдает другая сто­рона, колеблет наше рациональное мировоззрение с его научными и моральными гарантиями, в которые столь горячо верят (потому что они сомнительны). Если бы этого можно было избежать, то эмфатическое “quieta поп movere”[39] филистера было бы единственной достой­ной рекомендации истиной; тем самым я хотел бы на­стоятельно подчеркнуть, что никому не советую прини­мать изложенную выше технику в качестве чего-то не­обходимого или даже полезного – во всяком случае, никому, кто не прибегает к этому, движимый нуждой. Как уже сказано, имеется множество уровней, и есть старики, умирающие грудными младенцами, а еще в 1927 году по рождении Господнем появлялись на свет троглодиты. Есть истины, которые истинны лишь по­слезавтра, и такие, что были истинны еще вчера, – а некоторые неистинны ни в какое время.

Я могу, однако, представить себе, что кто-нибудь станет пользоваться такой техникой из, так сказать, священного любопытства – например, подросток, ко­торый захотел бы получить крылья не потому, что у него парализованы ноги, а потому, что тоскует по солнцу. Но человек взрослый, слишком многие иллю­зии которого рассыпались в прах, пожалуй, лишь вы­нужденно решится на то, чтобы внутренне унизиться и поступиться собой и заново покорно перенести детские страхи. Непросто ведь стоять между дневным миром поколебленных идеалов, ставших сомнительными цен­ностей и ночным миром якобы бессмысленной фантас­тики. Ужас такого положения и впрямь столь силен, что нет, наверное, никого, кто не хватался за какую-нибудь гарантию, даже если это “шаг назад” – напри­мер, к матери, которая укрывала в детстве от ночных страхов. Кто боится, тот нуждается в зависимости, как ослабевший – в опоре. Поэтому уже первобытный дух, движимый глубочайшей психологической необходи­мостью, породил религиозные учения, воплощавшиеся в колдунах и жрецах. Extra ecclesiam nulla salus[40] – ис­тина, актуальная еще и сегодня – для тех, которые еще способны вернуться к церкви. Для тех немногих, которые на это неспособны, остается только зависи­мость от человека – зависимость более смиренная или более гордая, опора более слабая или более надежная, нежели какая-нибудь другая, – так мне хочется думать. Что же сказать о протестанте? У него нет ни церкви, ни священника, у него есть только Бог – но даже Бог становится сомнительным.

Читатель, должно быть, с удивлением задаст себе вопрос: “Но что же продуцирует анима, если нужна та­кая перестраховка, чтобы разбираться с ней? ” Я поре­комендовал бы читателю так изучать сравнительную историю религий, чтобы он наполнил мертвые для нас сведения эмоциональной жизнью, которая была внут­ренним опытом живших этими религиями. Тем самым он получит представление о том, какова жизнь на дру­гой стороне. Древние религии с их возвышенными и смешными, добрыми и жестокими символами ведь не с неба упали, а возникли из той же человеческой души, которая живет в нас и сейчас. Все эти вещи в их праформах живут в нас и в любое время могут с разруши­тельной силой на нас обрушиться – в виде массовых суггестий, против которых беззащитен отдельный чело­век. Наши страшные боги сменили лишь имена – те­перь они рифмуются на
“-изм”. Или, может быть, кто-то осмелится утверждать, будто мировая война или большевизм были остроумным изобретением? Как мы живем во внешнем мире, где в любой момент может затонуть континент, сместиться полюс, вспыхнуть но­вая эпидемия, так и в нашем внутреннем мире в любой момент может произойти нечто подобное, только, ко­нечно, в форме идеи, но с не менее опасными и не­предсказуемыми последствиями. Неумение адаптиро­ваться к этому внутреннему миру – столь же тяжкое по последствиям упущение, как и невежество и нелов­кость во внешнем мире. И лишь ничтожно малая часть человечества, живущая главным образом на том густо­населенном полуострове Азии, что омывается водами Атлантики[41], и называющая себя “образованными людь­ми”, вследствие недостаточного контакта с природой напала на мысль о том, что религия – это вид своеоб­разного духовного расстройства, предназначение кото­рого непостижимо. Из безопасного далека, например из Центральной Африки или Тибета, дело, несомненно, выглядит так, будто эта ничтожно малая часть спрое­цировала неосознаваемый ею “derangement mental”[42] на еще инстинктивно-здоровые народы.

Поскольку вещи внутреннего мира субъективно воз­действуют на нас тем сильнее, чем они бессознатель­ней, постольку тому, кто хочет добиться в своей соб­ственной культуре дальнейшего прогресса (а разве всякая культура не начинается с отдельного человека?), необходимо объективировать воздействия анимы, а за­тем попробовать понять, какие содержания составляют основу этих воздействий. Тем самым он получит воз­можность адаптации и защиту от невидимого. Такая адаптация, конечно, не может быть удачной без усту­пок условиям, представляемым обоими мирами. Из учета требований мира, идущих изнутри и снаружи, точнее говоря, из их конфликта, выявляются возможное и необходимое. К сожалению, наш западный дух вслед­ствие недостатка культуры в этом отношении еще не нашел понятия для выражения единения противополож­ностей на срединном пути – этой наиважнейшей опре­деляющей части внутреннего опыта, не говоря уже об имени, которое можно было бы сделать пристойным соратником китайского Дао. Это одновременно и глу­боко индивидуальное событие, и наиболее универсаль­ное, закономерное проявление смысла живого суще­ства.

В ходе предыдущего изложения я принимал в расчет исключительно мужскую психологию. Анима в качестве категории женского рода есть фигура, компенсирующая исключительно мужское сознание. У женщин же такая компенсирующая фигура носит мужской характер, по­этому ей подойдет такое обозначение, как анимус. Если совсем непростой задачей является описание смыслово­го содержания анимы, то теперь, когда нужно изло­жить психологию анимуса, трудности нагромождаются до почти непреодолимых размеров.

Тот факт, что мужчина наивно приписывает себе ре­акции своей анимы, не понимая, что не должен иден­тифицировать себя с автономным комплексом, повто­ряется в женской психологии, но с гораздо большей силой. Факт идентификации с автономным комплек­сом – существенная причина сложности понимания и изложения, не говоря уже о неизбежной неосвещенно­сти и неисследованности проблемы. Ведь мы все время наивно исходим из убеждения в том, что в нашем доме нет хозяина кроме нас. Поэтому наш рассудок должен сначала свыкнуться с мыслью о том, – что даже наша самая интимная душевная жизнь протекает в своего рода доме, у которого есть по меньшей мере двери и окна в мир, предметы или содержания коего хотя и действуют на нас, но нам не принадлежат. Многие с трудом могут осмыслить эту предпосылку, и с таким же трудом им удается действительно воспринять и вникнуть в тот факт, что ближние вовсе не обязательно обладают такой же психологией, как они сами. Воз­можно, читателю покажется, что последнее замечание излишне, потому что индивидуальные различия в об­щем все же осознаются людьми. Следует, однако, учитывать тот факт, что наша индивидуальная сознатель­ная психология происходит из изначального состояния бессознательности, а потому и неразличения (обозна­ченного Леви-Брюлем как “participation mystique”). По­этому сознание различенности есть относительно позд­нее приобретение человечества и, вероятно, относи­тельно малый фрагмент неопределенно большого фона изначальной идентичности. Различение есть сущность и conditio sine qua nоn сознания. Поэтому все бессо­знательное неразличенно, и все, что происходит бессо­знательно, происходит на основе неразличенности, та­ким образом совершенно не различая свою принадлеж­ность или непринадлежность самости. Заранее невоз­можно решить, происходит ли это со мной, с другим или с обоими. Чувство тоже не дает в этом отношении надежной основы.

Нельзя, таким образом, ео ipso приписывать женщи­нам низшее сознание; оно просто другое, чем сознание мужчин. Но как женщинам часто бывают понятными вещи, до которых мужчине еще долго брести в потем­ках, так же, естественным образом, и у мужчины есть сферы опыта, которые для женщины еще пребывают в тени неразличения, – это главным образом те вещи, которые пока мало ее интересуют. Личностные отно­шения, как правило, для нее важнее и интереснее, не­жели объективные факты и их взаимосвязи. Обширные области торговли, политики, техники и науки, все цар­ство, где находит себе применение мужской дух, – все это попадает у нее в тень сознания, но зато она обла­дает детально разработанной осознанностью личност­ных отношений, бесконечная нюансировка которых от мужчин, как правило, ускользает.

Поэтому мы можем ожидать от бессознательного женщины существенно иных аспектов, чем те, которые находим у мужчины. Если бы мне нужно было одним словом обозначить то, в чем состоит различие между мужчиной и женщиной в этом отношении, и, таким образом, то, что характеризует анимус в отличие от анимы, то я мог бы сказать только одно: если анима производит настроения, то анимус – мнения, и как на­строения мужчины появляются на свет из темных глу­бин, так и мнения женщин основываются на столь же бессознательных, априорных предпосылках. Мнения анимуса очень часто имеют характер солидных убежде­ний, поколебать которые нелегко, или принципов, ко­торые якобы неприкосновенно общеобязательны. Ана­лизируя эти мнения, мы первым делом сталкиваемся с бессознательными предпосылками, существование кото­рых нужно, однако, еще обосновать, т. е. эти мнения мыслятся так, словно такие предпосылки существовали. В действительности же эти мнения совсем не мыслят­ся, а берутся уже законченными и готовыми, и притом до такой степени фактически и непосредственно убеди­тельно, что женщине даже и в голову не приходит со­мневаться в них.

Соблазнительно думать, что анимус, подобно аниме, персонифицируется в облике одного мужчины. Но, как показывает опыт, это верно лишь отчасти, в силу того, что неожиданно возникает обстоятельство, обусловли­вающее существенно другое сравнительно с мужчинами положение дел. А именно, анимус является не как одна персона, а скорее как множество. В повести Г. Дж. Уэллса “Christina Alberta's Father” героиня во всем сво­ем поведении подчинена вышестоящей моральной ин­станции, которая с неумолимой суровостью и отсут­ствием чувства юмора, сухо и точно в каждом случае говорит ей, что она сейчас делает и по каким мотивам. Уэллс называет эту инстанцию “court of conscience”[43]. Это множество выносящих приговор судей, т. е. своего рода судебная коллегия, и есть персонификация аниму­са. Анимус – нечто вроде собора отцов и иных авто­ритетов, которые ex cathedra[44] произносят неоспоримые, “разумные” приговоры. Если бросить на дело бо­лее пристальный взгляд, то окажется, что эти взыска­тельные приговоры, видимо, представляют собой глав­ным образом слова и мнения, быть может бессозна­тельно вычитанные, начиная с детского возраста, из книг и собранные в канон образцовой истины, пра­вильности и разумности; тезаурус предпосылок, кото­рые везде, где отсутствует сознательное и компетентное решение (что случается сплошь да рядом), спешит на помощь со своим мнением. Эти мнения выступают то в форме так называемого здравого человеческого рас­судка, то в форме глупых предрассудков, то в форме принципов, пародирующих воспитание: “Так всегда поступали в этом случае” или “Ведь любой тебе ска­жет, что так и так”.

Само собой разумеется, анимус проецируется так же часто, как и анима. Годные для проекции мужчины – это либо живые копии Господа Бога, знающие пра­вильные ответы на все вопросы, либо непризнанные реформаторы, имеющие в своем распоряжении запас ходовых слов, в котором всякого рода слишком челове­ческое переведено в терминологию “богатого пережива­ния”. Характеристика анимуса все же будет неполной, если изобразить его исключительно как консерватив­ную коллективную совесть; он – тоже реформатор, ко­торый, прямо противореча собственным правильным мнениям, питает необычайную слабость к темным, не­знакомым словам, приятнейшим образом заменяющим одиозное размышление.

Анимус, так же как и анима, – ревнивый любовник, способный поставить на место действительного челове­ка мнение о нем, мнение, явно сомнительные основа­ния которого никогда не подвергаются критике. Мне­ния анимуса всегда коллективны и стоят над индивиду­умами и индивидуальными суждениями, точно так же как анима с ее антиципациями и проекциями чувства встает между мужчиной и женщиной. Для мужчины эти мнения – когда женщина привлекательна – имеют в себе нечто трогательно ребячливое, что подвигает его на благодетельную, наигранно отеческую назидатель­ность; когда же женщина не затрагивает сентименталь­ных струн и потому от нее ожидается компетентность, а вовсе не трогательная беспомощность и глуповатость, то ее мнения, исходящие от анимуса, оказывают на мужчину раздражающее действие, главным образом из-за их слабой обоснованности – мол, слишком много мнения ради самого мнения; или: женщина, мол, хочет хотя бы иметь свое мнение и т. д. Здесь мужчины ста­новятся язвительными: ведь неоспорим тот факт, что анимус всегда подманивает аниму, в силу чего всякая дальнейшая дискуссия становится невозможной (и, ес­тественно, равным образом vice-versa).[45]

У интеллектуальных женщин анимус вызывает аргу­ментирование и страсть к рассуждениям, которые дол­жны быть интеллектуальными и критичными, но кото­рые в основном заключаются в том, чтобы второсте­пенный, неважный момент превращать в абсурдную суть дела. Или дискуссия, сама по себе ясная, до без­надежности запутывается из-за привнесения совершен­но иной, не имеющей отношения к делу точки зрения. Сами того не подозревая, такие женщины прямо стре­мятся раздражать мужчину, тем самым еще больше подчиняясь анимусу. “К сожалению, я всегда права”, – призналась мне одна такая женщина.

Все эти сколь хорошо знакомые, столь же и непри­ятные явления происходят, однако, исключительно от экстраверсии анимуса. Он не относится к сознательной функции установления отношения, но в его задачу вхо­дит содействовать установлению отношения к бессозна­тельному. Вместо того чтобы изобретать мнения о внешних ситуациях – ситуациях, о которых следовало бы поразмыслить сознательно, – анимус как функцию изобретения мнения нужно обратить внутрь, чтобы он помогал приходить в голову содержаниям бессознатель­ного. Техника разбирательства с анимусом в принципе та же, что и в случае анимы, только здесь это мнения, к которым женщина должна отнестись критически – не для того, чтобы их вытеснить, а для того, чтобы, исследовав их происхождение, проникнуть в их темную подоплеку, где они в таком случае натолкнутся на пра-образы, точь-в-точь так, как мужчина в своем разбира­тельстве с анимой. Анимус есть своего рода осадок суммы опыта, полученного предками женщины по по­воду мужчины, – и не только это: он еще и зачинаю­щее творческое существо, правда не в форме мужского творчества, но как нечто порождающее что-то такое, что можно назвать зародышевое слово. Как мужчина дает своему творению как целому созданию родиться на свет из своего внутреннего жен­ского начала, так и внутреннее мужское начало в жен­щине производит творческие зародыши, которые в со­стоянии оплодотворить женское начало мужчины. Это и есть, видимо, “femme inspiratrice”[46] которая – в слу­чае ошибки – может превратиться в человека, прояв­ляющего бессмысленное упрямство и наставляющего в простейших вещах – “animus hound”, [47] как точно по смыслу перевела одна моя пациентка.

Охваченной анимусом женщине всегда грозит опас­ность потерять свою женственность, свою хорошо при­лаженную женскую персону, точно так же как мужчина в подобных обстоятельствах рискует феминизироваться. Такие психические изменения пола зиждутся исключи­тельно на том, что функция, относящаяся к внутренне­му миру, оборачивается наружу. Причина этой перевер­нутости – конечно, недостаточное или вовсе отсут­ствующее признание внутреннего мира, автономно про­тивостоящего внешнему и предъявляющего столь же серьезные требования в отношении адаптации, как и внешний мир.

Что же касается множественности анимуса в проти­вовес единичности анимы, то мне представляется, что этот своеобразный факт есть коррелят сознательной установки. Сознательная установка женщины, в общем, много более замкнута в личностном отношении, неже­ли установка мужчины. Ее мир состоит из отцов и ма­терей, братьев и сестер, супругов и детей. Остальной мир состоит из подобных семей, которые обменивают­ся знаками внимания, а вообще интересуются, в сущ­ности, сами собой. Мир мужчины – это народ, “госу­дарство”, объединения интересов и т. д. Семья – лишь средство достижения цели, одно из оснований государства, а жена – необязательно эта жена (во всяком случае, не то, что она подразумевает, говоря “мой муж”). Всеобщее ему ближе, чем личностное, поэтому его мир состоит из множества координирующихся фак­торов, в то время как ее мир по ту сторону супруга заканчивается в своего рода космическом тумане. По­этому у мужчины исступленная исключительность при­суща аниме, а у женщины неопределенная мужествен­ность – анимусу. В то время как мужчине предносится четко очерченный, многозначительный образ Цирцеи или Калипсо, анимус выражается прежде всего в лету­чих голландцах и иных неведомых пришельцах из мир­ского моря, всегда неопределенно-неуловимых, протеических и передвигающихся моторно. Эти образы появ­ляются в основном в сновидениях, а в конкретной дей­ствительности это могут быть героические тенора, чемпионы по боксу, выдающиеся мужчины в далеких, неведомых городах.

Оба этих расплывающихся на темном фоне дна об­раза (истинных, полугротескных “хранителей порога”, употребляя помпезную теософскую наклейку) имеют почти неисчерпаемое число аспектов, которыми можно наполнить тома. Их сложные связи и переплетения бо­гаты как мир и столь же огромны, как необозримое многообразие их сознательного коррелята – персоны. Они еще находятся в сфере двойственности полумрака, и мы еще можем непосредственно видеть, что автоном­ный комплекс-анимы, как и анимуса, в сущности, представляет собой психологическую функцию, которая лишь благодаря своей автономии и неразвитости узур­пировала или, вернее, до сих пор удерживала личность. Но мы уже видим возможность разрушить ее персони­фикацию, посредством осознанивания делая ее мостом, который должен быть перекинут к бессознательному. Поскольку мы не используем их преднамеренно в каче­стве функций, они еще суть персонифицированные комплексы. Но покуда они пребывают в этом состоя­нии, их следует также признать относительно самосто­ятельными личностями. Они не могут быть интегриро­ваны в сознание, покуда их содержания неизвестны. Разбирательство с ними должно вывести их содержания на свет, и лишь когда выполнена эта задача и есть достаточная осведомленность сознания относительно ра­зыгрывающихся в аниме процессов бессознательного, анима тоже будет реально восприниматься как простая функция.

Я, конечно, не думаю, что теперь каждый читатель уже понял, что имеется в виду под анимусом и анимой. Но я надеюсь, что у него по крайней мере сложи­лось впечатление, что речь здесь ни в коем случае не идет о чем-то “метафизическом”, а идет она об эмпи­рических фактах, которые с таким же успехом могут быть изложены и рациональным, абстрактным языком. Я, однако, намеренно избегал абстракций, потому что в этих вещах, которые до сих пор были недоступны для нашего опыта, совершенно неважно предъявить чи­тателю интеллектуальную формулировку; гораздо важ­нее сообщить ему представление о фактических воз­можностях опыта. Никто не в состоянии по-настояще­му понять эти вещи, если сам их не пережил. Поэтому для меня дело заключается скорее в том, чтобы наме­тить пути и возможности таких переживаний, нежели в том, чтобы находить интеллектуальные формулы, кото­рые из-за недостатка опыта неизбежно останутся пус­тыми словесными призраками. К сожалению, многие люди заучивают слова наизусть, а в уме добавляют к этому переживания, чтобы потом, в соответствии со своим темпераментом, легкомысленно или критично похваляться ими. Здесь речь идет о новой постановке вопроса, о новой (и все же такой древней!) сфере пси­хологического опыта, о которой мы лишь тогда сможем установить нечто относительно теоретически значимое, когда достаточное число людей узнает о соответствую­щих душевных явлениях. Сначала всегда обнаруживают только факты, а не теории. Теория складывается среди прочего в ходе дискуссии.

 

 


[1] Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: " Акдемический проект", 2000 – С. 106-130.

[2] Витакер К. Полночные размышления полночного терапевта. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. – С.70-102.

[3] Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – С.13-29.

[4] Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – С.30-50.

[5] Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – С.51-69.

 

[6] Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – С.70-89.

[7] Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. – СПб.: Б.С.К., 1998. – С. 31-46.

 

[8] Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. – СПб.: Б.С.К., 1998. – С. 47-69.

 

[9] Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. – СПб.: Б.С.К., 1998. – С. 70-89.

 

[10] Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: “Класс”, 1998 – С. 13-33.

[11] Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: “Класс”, 1998 – С. 56-67.

[12] Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ТПЦ “Полифакт”, 1990 – С. 8-49.

 

 

[13] Я – римский гражданин (лат.).

[14] Приведенное утверждение имеет важное следствие для роли психологии в современной западной культуре. Хотя огромная популярность психологии свидетельствует об интересе к познанию человека, она также выдает фундаментальный недостаток любви в человеческих отношениях нынешнего времени. Психологические знания, таким образом, становятся заменителем полного знания в акте любви вместо того, чтобы быть шагом к нему.

[15] R. A. Nicholson. Rumi. George alien and Unwin. Ltd. London. 1950. p. p. 122 – 123. Перевод Л. Чернышевой.

 

[16] Фрейд сам сделал первый шаг в этом направлении в своей поздней концепции ин­стинктов жизни и смерти. Его концепция творческого начала (эроса), как источника синтеза и объединения, совершенно отлична от его концепции либидо. Но несмотря на то, что теория инстин­ктов жизни и смерти принята ортодоксальными аналитиками, это принятие не повело к фун­да­ментальному пересмотру концепции либидо, особенно, где дело касается клинической рабо­ты.

[17] Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 321-340.

 

[18] Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 368-385.

[19] Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 386-404.

 

[20] Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 352-367.

 

[21] Цитата из “Натана Мудрого” Г. Э. Лессинга, немецкого гуманиста и просветителя-рационалиста XVIII века. Выражение ставшее разговорным. Оно означает, что неважно, насколько хороши поступки и намерения еврея. Он виноват уже тем, что он еврей.

[22] Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 442-450.

[23] Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 451-494.

[24] “Разделение труда по полу, на котором основывалось общественное развитие первобытных общин, было устранено в ходе великой экономической революции, вызванной развитием земледелия. Женщина, бывшая прежде на положении главного производителя, стала экономически непродуктивной, нуждающейся, зависимой... Лишь одна экономи­ческая ценность была оставлена за ней – ее пол”.

[25] Установка по отношению к мужчине-аналитику может быть такой же. А может случиться и так, что перенос временно или даже Постоянно являет собой картину, описанную Фрейдом как “логику лапши и супа”. В первом случае аналитик олицетворяет пре­имущественно мать или сестру (но отнюдь не всегда, поэтому в каждой ситуации надо разбираться, исходя из ней самой). Во втором случае постоянное стремление завоевывать мужчину, характерное для этой группы пациенток, относится и к самому аналитику.

 

[26] Меня не раз поражало то, что стоило мне продемонстрировать Моим пациенткам желание быть мужчиной, полностью свободное с каких бы то ни было объектных отношений, как они реагировали с неизменной быстротой и наивностью, как будто я “упрекала” их в гомосексуализме.

[27] Создается впечатление, что эта тревога глубочайшим образом связана с мастурбацией, но давать количественные оценки такого рода без точных данных в их поддержку весьма рискованно. Так ли иначе, желание иметь детей у всех этих женщин и в большинстве случаев с самого начала подверглось сильнейшему вытеснению.

[28] Термин введен Э. Джонсом для обозначения невротической тревоги в связи с возможной утратой полового влечения.

[29] Ход мысли здесь в главном тот же, что и у Рейха в его “Мазохистском характере”, поскольку ему тоже удалось показать, что мазохистское поведение в конечном счете служит достижению удовольствия.

 

[30] Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 521-536.

 

[31] Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 537-555.

 

[32] Юнг К.Г. Психология бессознательного.– М.: Канон, 1994. – С. 253-130.

[33] Imago – Изображение; призрак; видимость; отражение, копия (лат.) Слово женского рода. Множ. число – imagines (означает также восковые портреты предков).

 

[34] Есть ли у женщины душа? (лат.).

[35] Она-которой-следует-быть-послушной (англ.).

[36] Неловкости, бестактности, промаха, (фр.).

[37] Необходимым условием (лат.).

[38] Короче говоря, в общем (лат.)

[39] Не нарушать (общественного) спокойствия (лат.)

[40] Вне церкви нет спасения (лат.)

[41] Имеется в виду, очевидно, Европа как часть Евразии.

[42] Психическое расстройство (фр.)

[43] Судом сознания (англ.)

[44] С амвона; непререкаемо (лат.)

[45] Наоборот (лат).

[46] Вдохновительница (фр.).

[47] Анимус-пёс (англ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.