Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционно-педагогической деятельности






В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекцион­но-педагогической деятельности.

Коррекционно-педагогическая деятельность — это слож­ное психофизиологическое и социально-педагогическое явле­ние, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагоги­ческая система, куда входят объект и субъект педагогиче­ской деятельности, ее целевой, содержательный, операцион-но-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Исходя из существующего положения и трактовки коррек­ционной работы правомерно говорить о коррекционно-педа-гогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.

 

Коррекционно-педагогическую работу невозможно ото* рвать от образовательного процесса, включающего в себя обучение, воспитание и развитие. В то же время коррек-ционно-педагогическая деятельность связана с развитием ребенка, так как она прежде всего нацелена на исправле­ние вторичных отклонений в развитии аномальных детей. В этом и заключается психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности. Наиболее глу­боко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность рас­крыли психологи и психотерапевты С.А. Базмаев, Г.В. Бурменская, О Л. Карабанова, AT. Медерс, А.С. Спи-ваковская и др. Они считают коррекцию особым образом организованным психологическим воздействием, осуществ­ляемым по отношению к группам повышенного риска и направленным на перестройку, реконструкцию тех не­благоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на вос­создание гармоничных отношений ребенка со средой. Ос­новополагающим психолого-педагогическим аспектом кор­рекционной работы является обеспечение условий для фор­мирования высших форм психической деятельности в со­ответствии с базовыми законами онтогенетического разви­тия (законами среды, законами развития высших психи­ческих функций). Коррекционно-педагогическая работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его по­вседневной жизнедеятельности и систему его социальных отношений.

Цель коррекционно-педагогической деятельности дол­жна определяться пониманием закономерностей психиче­ского развития ребенка как активного деятельного про­цесса» реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в фор­ме усвоения общественно-исторического опыта путем его интерифизации.

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятель­ность — планируемый и особым образом организуемый


педагогический процесс, реализуемый с группами детей, имеющих незначительные отклонения в развитии и пове-|ении, и направленный на исправление и реконструкцию I индивидуальных качеств личности и недостатков поведе-ния, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции под- ростков в социум.

5. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка

Аномалия — отклонение от нормы, от общей зако­номерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы.

Норма — установленная мера, средняя величина чего-либо. Существуют критерии разграничения понятий «нор­ма» — «аномалия», которые помогают определить педаго­гу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлага­ют в основу критериев класть различные признаки. Наи­более подробно выделил критерии нормы — аномалии ан­глийский психиатр М. Раттер.

1. Учет возрастных особенностей и половой принад­
лежности ребенка. Некоторые особенности в поведе­
нии свойственны только для детей определенного
возраста. Так, болезненное переживание разлуки с
родителями свойственно малышам, для остальных
возрастов — сигнал для беспокойства. Наличие яр­
ких особенностей женского поведения у мальчиков,
а мужского — у девочек является аномалией, симп­
томом того, что с возрастом у них могут появиться
сексуальные нарушения в поведении, а именно гомо­
сексуализм.

2. Учет длительности сохранения расстройства. Все
дети всегда находятся в определенном состоянии, как-
то: подавленность, радость, нежелание идти в шко­
лу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему-


 



 

либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое со­стояние продолжается несколько месяцев или лет, — это признак аномалии в развитии.

3. Учет жизненных обстоятельств. Жизненные обсто-

ятельства могут влиять на поведение и эмоциональ­ное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т. д.

4. Учет непосредственной культурной среды, в кото­
рой растет и воспитывается ребенок. Так, христи­
анство и ислам по-разному воспитывают девочек в
их отношениях к мужчинам. В христианстве жен­
щина более равна мужчине, нежели в исламе. По­
этому страх перед мужчиной девочек из мусульман­
ских семей нельзя рассматривать как аномалию.

5. Учет степени нарушения. Отдельные симптомы встре-

чаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, осо­бенно если они одновременно касаются разных сто­рон психической жизни.

6. Учет тяжести и частоты симптомов. Для детей в
основном характерны умеренные, изредка воз­
никающие нарушения. Это норма. Аномалия — серь­
езные, часто повторяющиеся расстройства.

7. Учет черт* которые характерны для поведения и
развития данного конкретного ребенка. Следует вни­
мательно относиться к проявлениям нарушений, ко­
торые трудно объяснить законами нормального со­
зревания и развития.

8. Учет ситуационной специфичности симптома. Сле-

дует обращать внимание на ситуацию, в которой на­блюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме — аномалии» в развитии ребенка, следует учитывать все критерии. Определение «ненормаль­ность» нужно соотносить с тем, насколько отклоне-


ние от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» — «аномалия» в каждом конкретном случае — это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.