Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон КНР о браке 1950 г.






1 октября 1949 г. в Китае было провозглашено создание новой государственности. 21 сентября 1949 г. в Пекине, избранном столицей нового государства, открылась сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Сессия приняла ряд документов, в том числе Общую программу НПКСК, в которой были воплощены идеи преобразования страны и которая была призвана выполнять функции временной конституции. Глава 6 Общей программы отменяла феодальный режим закрепощения женщин, наделяла их

стр. 123

одинаковыми с мужчинами правами, гарантировала свободу заключения брака12.

Опираясь на статью 6 Общей программы НПКСК, Центральным народным правительством КНР был выработан Закон о браке, опубликованный в мае 1950 г. Он стал одним из первых законодательных актов новой власти. Первая глава закона гласила, что " уничтожается феодальная система брака, осуществлявшая деспотизм и насилие, основывавшаяся на господстве мужчины над женщиной и игнорировании интересов детей. Вводится в действие новая демократическая система брака, основанная на свободном выборе вступающих в брак, единобрачии, равных правах мужчин и женщин и охране законных интересов женщин и детей" (ст. 1)13.

Создание новой системы семейно-брачных отношений, как уже было отмечено, происходило на подвластных КПК территориях страны в непростых условиях движения под лозунгом Советов, антияпонской и гражданской войн. Общая программа и Закон о браке 1950 г. являются важнейшим этапом борьбы за отмену феодальных институтов семьи и брака. При выработке нового семейного права как в 1950 г., так и ранее был активно использован законотворческий опыт СССР. Сделать такой вывод позволяет сравнительный анализ советского Кодекса законов о браке, семье и опеке 1927 г. и нового китайского законодательства в сфере семейно-брачных отношений.

До 1949 г. принятое официальными властями Китая семейное право было частью либо Гражданского, либо Уголовного кодекса, в 1950 г. оно стало самостоятельной отраслью права. Закон КНР о браке регулировал не только вопросы, относящиеся к браку, но и затрагивал сферу семейных отношений, например, отношения между родителями и детьми, содержание и воспитание детей после развода их родителей.

Согласно закону, любой брак должен был основываться на свободном волеизъявлении мужчины и женщины и единобрачии. Запрещалось двоеженство, взятие наложниц, принятие в семью девочек в качестве невест для сыновей, брак " купля-продажа". Важным и социально необходимым был запрет препятствовать вдовам свободно вступать в брак. Официальный возраст вступления в брак для мужчин составил 20 лет, для женщин - 18 лет. До образования КНР большинство юношей создавали семьи до достижения ими 20-летнего возраста. Незамужняя восемнадцатилетняя девушка считалась старой девой14. Повышение брачного возраста позволяло обеспечить защиту здоровья самих брачующихся и их будущего потомства, а также способствовало осуществлению принципа свободы брака, поскольку, чем старше вступающие в брак, тем они более самостоятельны и экономически независимы от своих родителей.

Для заключения брака жених и невеста должны были лично явиться по месту их жительства в соответствующий административный орган и зарегистрировать свой брак. Заключение брака через посредников запрещалось. Такая процедура регистрации брака препятствовала двоеженству и двоемужеству, помогала осуществлять контроль за исполнением закона.

В качестве основания прекращения брака предусматривался лишь развод. Вопрос о свободе развода имел в Китае исключительное значение для женщин. Ведь вплоть до середины XX в. требование развода со стороны жены было сопряжено для нее с опасностью погибнуть насильственной смертью. Согласно новому закону, " развод разрешается в случаях, если оба супруга желают развестись. В случае, когда на разводе настаивает одна из сторон, развод разрешается лишь после того, как примирение сторон районным народным правительством и судебными органами власти не дали результата" (ст. 17). Закон о браке 1950 г. не предусматривал конкретных оснований, необходимых и достаточных для расторжения брака в судебном порядке. Следует отметить,

стр. 124

что в новом семейном праве содержались ограничения на развод во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка, а также в семьях военнослужащих.

Закон о браке 1950 г. не ограничивался только вопросами заключения и расторжения брака, но регулировал и внутрисемейные отношения между мужем и женой. В нем говорилось о том, что " муж и жена являются совместно живущими спутниками жизни, обладающими в семье равными правами" (ст. 7), каждый из которых " имеет свободу выбора занятий, свободу участия в работе и в общественной деятельности" (ст. 9). Документ уделял достаточное внимание вопросам защиты законных прав и интересов женщин, о чем свидетельствует вышеизложенное, а также статья 11, согласно которой оба супруга имели право пользоваться своей добрачной фамилией и именем. В традиционном Китае жена всегда брала фамилию мужа, признавая тем самым свое подчиненное положение в новой семье.

Что касается имущественных отношений между мужем и женой, то как муж, так и жена обладали равными правами владения и распоряжения имуществом семьи и правом его взаимного наследования, в то время как по старому китайскому законодательству жена не имела права на отдельное имущество, за исключением личной одежды, украшений и т.п. Стоит сказать, что в случае развода и не вступления в новый брак, если одна из сторон находилась в затруднительном материальном положении, то другая сторона имела обязательство помочь ей.

Еще одним важным вопросом, который разрешал Закон о браке 1950 г., являлся вопрос о личных и имущественных отношениях между родителями и детьми. Родители и дети должны были нести взаимную ответственность друг перед другом. Это относилось и к приемным, и к внебрачным детям. Закон допускал установление факта отцовства и взыскание с отца средств на содержание ребенка вплоть до достижения им 18-летнего возраста. Строго запрещалось убийство детей. В традиционном Китае, прежде всего в бедной крестьянской среде, были широко распространены случаи убийства новорожденных девочек, которые с первых дней жизни рассматривались в качестве непомерной обузы для семьи.

Отдельная глава была посвящена вопросам содержания и воспитания детей после развода их родителей. Расторгнув брак, родители по-прежнему должны были нести ответственность за содержание своих детей. При этом если дети оставались с матерью, то отец обязан был " полностью или частично взять на себя необходимые расходы по их содержанию и воспитанию" (ст. 21). С учетом интересов жены и детей народным судом решался вопрос и о разделе домашнего имущества, в случае если супруги не могли самостоятельно прийти к соглашению.

С первых месяцев проведения закона в жизнь наметились изменения в сфере семейно-брачных отношений. Новым законодательством был нанесен серьезный удар по бракам, заключавшимся против воли брачующихся. По сообщению газеты " Жэньминь чжоубао", в 178 деревнях одного из уездов северной провинции Китая за 10 месяцев после опубликования закона было зарегистрировано 400 браков, из них 300 - на основе свободного волеизъявления жениха и невесты15. На 50-е гг. прошлого столетия приходится пик числа разводов в КНР. Министр юстиции Центрального народного правительства Китая Ши Лян привела такие цифры роста числа дел по расторжению брака: в Пекине и еще в 21 больших и средних городах Китая с января по апрель 1950 г. было получено 9300 дел о расторжении браке, а с мая по август того же года - 17763 дела, т.е. после опубликования Закона о браке за четыре месяца число бракоразводных дел возросло на 91%16. Из общего числа дел о расторже-

стр. 125

нии брака порядка 70 - 80% дел возбуждались женщинами17, что отнюдь не было случайным в условиях преобладания дискриминации женщин в традиционных китайских семьях.

В ходе принятия и проведения закона в жизнь возникало множество трудностей, которые во многом были обусловлены нежеланием части населения страны принимать нововведения. Многовековые традиции, низкий образовательный уровень населения сдерживали изменения института семьи и брака в Китае. Во время обсуждения проекта закона некоторыми законодателями высказывались предложения сохранить феодальную систему семейно-брачных отношений, выдвигались призывы " развивать национальную самобытность", " прославлять женское целомудрие" 18.

В первой половине 1953 г. руководство КНР в условиях неприятия частью населения нового Закона о браке было вынуждено развернуть всенародное движение за проведение его в жизнь. Основным методом реализации нового семейного права стала агитационная и пропагандистская работа. По всей стране были организованы многочисленные митинги и собрания, на которых присутствовало огромное количество людей. Например, 3 марта 1953 г. в радиомитинге в Тяньцзине участвовало 500 тыс. человек, в Чунцине - 150 тыс. человек19. В период проведения кампании был издан ряд книг, различных плакатов и книжек-картинок. В пропаганде за новые брак и семью важную роль играли художественная литература и театр. Большая работа была проведена по линии судебно-прокурорских органов страны. Так, в апреле 1953 г. в Пекине прошло 2-е Всекитайское совещание судебно-прокурорских работников, на котором обсуждался вопрос об улучшении работы суда и прокуратуры по проведению в жизнь Закона о браке20.

Несмотря на большую социальную значимость, Закон о браке 1950 г. был далеко несовершенен. Он не регулировал ряда важных моментов семейно-брачных отношений: усыновления, фамилии детей, положения родителей как представителей своих детей по закону, последствий регистрации брака, заключенного при наличии установленных в законе препятствий к его регистрации и т.д. Многие его положения носили достаточно обобщенный и абстрактный характер, что приводило к возможности отхода от буквы закона и достаточно вольной интерпретации норм права. Очевидно, в значительной степени именно поэтому стало возможным грубое вмешательство государства в дела семьи и брака в коммунистическом Китае. Если до образования КНР главной фигурой семейно-брачных отношениях был отец, то после 1949 г. его место постепенно заняло государство в лице высшего руководства страны и местных партийных органов. Особенно очевидным вмешательство государства в дела семьи и брака было в годы " культурной революции" (1966 - 1976 гг.). В обозначенный период законодательство сохранялось лишь на бумаге. Личные права и интересы человека не были ничем защищены и попирались властями. В это время широкое распространение получили принудительные браки, разводы и браки по политическим мотивам, игнорирование такой ценности человеческой жизни как любовь между мужчиной и женщиной, формирование в обществе так называемой коммунистической морали, ставившей на первое место общественные интересы и принижавшей интересы и потребности личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.