Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция тела и сознания

Игорь Канифольский

 

 

 

Санкт-Петербург

 

1992 г.

Часть 1.

 

Тело-метафора души.

 

Границы телесного опыта современного человека. Субъективная картина тела. Болезнь и неудовлетворенность, как конфликт. Холистический подход – эквивалентное отношение тела и сознания. Тело – метафора души.

 

«Те же поступки, которые обычно приводят к двойному закрепощению личности, могут освобождать. Главное условие того, чтобы действие способствовало освобождению – избавление от двойственности сердца и головы»

(«Адвайясиддхи».

Древнеиндийский трактат).

 

«Я хочу, чтобы человек молчал, когда он перестает чувствовать».

(Андре Бретон, французский сюрреалист).

 

 

Мы все наслышаны о рационализме. Эта болезнь распространяется сегодня во всем мире, убивая все живое, в том числе и внутри самого человека. В английском журнале «Возрождение» из номера в номер переходят трагические статьи о материальном прогрессе, который губит личностный рост и духовную эволюцию. К материальному прогрессу мы еще вернемся позже, а пока попробуем согласиться с тем, что, действительно, интеллект и рациональное суждение приобрело сегодня главенствующее значение в жизни человечества. В России апофеозом рационализма была попытка построить общество «по уму», которая с треском провалилась потому. Что не учла влияние иррационального. Марксизму не хватило психологизма. Однако и Запад не избежал печальных последствий эпохи Просвещения и дошел до крайности в своем стремлении понять, рассчитать и взвесить все в этой жизни.

Само понятие «рационального» обозначает нечто объяснимое, понятое и описанное в словах, и противопоставляется «чувственному», необъяснимому, невыразимому и иррациональному. Это противопоставление кажется странным, если вспомнить, что даже самое иощренное и развитое человеческое сознание делает свои первые шаги, осознавая предметы внешнего мира, воспринимаемые именно органами чувств. И лишь развив само себя на этом внешнем поприще, сознание осмеливается воспарить ввысь, естественно описывая душевные переживания в привычных терминах и категориях внешнего опыта. Таким образом, все, что мы можем осознать вне и внутри себя, мы можем только чувствовать: видеть, слышать, осязать, обонять и ущущать на вкус. Но при этом область телесно-чувственного опыта устроена сложнее, чем другие, и требует особого внимания. Ощущения в теле, в свою очередь, обычно делятся на четыре весьма отличные одна от другой группы:

1. ОСЯЗАНИЕ – тактильные ощущения на поверхности кожи (тепло, прикосновение и т.п.);

2. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ (суставно-мышечные) ощущения – они дают нам возможность без помощи зрения осознавать положение частей тела в пространстве (согнута или распрямлена рука и т.п.);

3. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ощущения – связанные с деятельностью внутренних органов (чувство сытости, например, и т.п.);

4. СОБСТВЕННО ТЕЛЕСНЫЕ или внутренние ощущения, сопровождающие восприятие другой внешней или внутренней информации, которые мы обычно называем ЭМОЦИЯМИ или ЧУВСТВАМИ.

 

Если первые три группы можно легко отнести к таким же воприятиям органами чувств, как глаза и уши, имеющим физическую природу (сетчатка глаза, слуховой аппарат, рецепторы кожи, сухожилий и внутренних органов и т.п.), то эмоциональные или телесно-аффективные ощущения имеют существенные отличия. Они, похоже, не имеют специфического материального рецепторного аппарата и, как определено в психологическом словаре, «обеспечиваются вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, составляющими центральный нервный субстрат». При этом, разумеется, изменятся дыхание, сердцебиение, деятельность кишечника и других внутренних органов, управляемых упомянутой вегетативной нервной системой. Однако те, кто считает эмоции вегетативными реакциями с психологическим компонентом, забывают, что сами по себе изменения дыхания и сердцебиения никогда не воспринимаются человеком как эмоциональные ощущения. Подобная путаница могла возникнуть лишь в голове у тех, кто сам, по всей видимости, уже давно не испытывал никаких эмоций. В эмоциональном телесном опыте мы воспринимаем нечто, отличающееся от простых вегетативных реакций, которые могут быть вызваны, например, несварением желудка. Это «нечто» представляет собой внутреннее ощущение, которое часто описывается как чувтсво «сжатия», «давления», «тяжести», холода», «тепла», «жжения» и т.п., в той или иной части тела. Это ощущение, как правило, не локализовано в анатомических границах органа, а охватывает, скорее сегмент тела, чаще всего туловища. Это ощущение воспринимается многими слабо дифференцированно и, как правило, очень пристрастно.

Таким образом, телесные эмоциональные ощущения представляют собой специфическую сферу чувственного опыта, отличающуюся от всех остальных. Эти отличия можно сформулировать следующим образом.

Эмоциональные ощущения отличаются:

1. Высокой личностной значимостью (в сравнении, например с отдаленными визуальными или тактильными восприятиями);

2. Несвязанностью с анатомическим субстратом тела, отсутствием особого рецепторного аппарата;

3. Недифференцированностью и низкой осознаваемостью (как правило, они описываются в общем, в терминах интерпретации этих ощущений со стороны сознания, а не как ощущения. Например, «тревога», а не «чувство давления в груди» и т.д.);

4. Трудностью практического использования (в практической деятельности эмоциональные ощущения чаще воспринимаются как помеха, чем помощь разумному действию);

5. Неуправляемостью со стороны сознания (мы можем перевести глаза с одного объекта на другой, но часто не в состоянии унять свое волнение, т.е. перестать воспринимать нечто телесное).

 

Недифференцированность внутрителесных эмоциональных ощущений, их, можно сказать, неокультуренность в нашем сознании, приводит к тому, что именно они противопоставляются рациональному знанию (предоставленному чаще всего в визуальной и звуковой (вербальной) сфере). Это необъяснимое и нелогическое восприятие, как мешающее стройной картине мира, выстроенной разумом, подвергается вытеснению из нашего сознания. А поскольку чувственный опыт связан с восприятием ощущений в теле, то вытеснению подвергается тело со всеми его внутренними чувствами и побудительными мотивами.

В результате мы сталкиваемся с тем, что границы опыта современного человека допускают восприятие телесных ощущений преимущественно в двух областях жизни. Это, во-первых, состояния физического заболевания, и, во-вторых – сфера секса. Причем, дело обстоит так, что негативная окраска патологических ощущений, связанных с болезнью или депрессией, переносится на всю область эмоционального опыта, и так уже подвергнутого осуждению за свою иррациональность. Эта негативная окраска переносится также на сферу сексуальных ощущений, которые воспринимаются как неправильные, рудиментарные, чуть ли не патологические, как болезнь, мешающая разумной жизни человека. В результате наступает либо полный отказ признать у себя какие-либо сексуальные чувства («у нас сексу нет!») либо сексуальные ощущения воспринимаются как проявления чего-то низменного и явно антисоциального, секс смешивается по смыслу с понятием «оргия». И так происходит не только у тех, кто от него отказывается, но и у тех, кто им занимается. Вытеснение и компенсация базируются на одном и том же господствующем в обществе убеждении.

Что же касается болезни, то современный человек чаще всего воспринимает телесные ощущения уже тогда, когда его тело начинает физически разлагаться. Причем даже после этого он ждет «объективных» (т.е. зрительных или слуховых) диагностических подтверждений тем ощущениям, которые сообщает ему его же собственное тело.

Я наблюдал пациента, крупного инженера, который узнал о том, что у него нарушено мозговое кровообращение только тогда, когда не обнаружил глазами своей ноги на лопате, куда он, по его мнению, ее поставил. В следующее мгновение он оказался на земле и понял, что с его телом что-то не в порядке. Копание огорода пришлось отложить.

Но то, что окончательному и трагическому финалу предшествовал длительный период особых болезненных ощущений в голове и туловище, а возможно, и конечностях, никак не повлияло на его разумное и сознательное поведение вплоть до того момента, когда были наложены физические ограничения на это поведение в виде паралича руки и ноги. Он просто ничего не ощущал, в его сознании не было места каким бы то ни было чувствам. Поистине, этот инсульт походил на смирительную рубашку, наложенную природой на человека за его сумасшествие.

И в таком сумасшествии пребывает подавляющее большинство современных граждан.

Дело дошло уже до того, что тех, кто не утратил способности воспринимать и интерпретировать эмоциональные ощущения, называют теперь «экстрасенсами» и изучают как диковинный феномен. Из эмоциональной женщины сделали профессию и их теперь готовят на специальных курсах! Да и то, прибегая к помощи механических устройств (типа «рамки» и т.п.), превращающих кинестетические ощущения в идеомоторные движения, видимые глазу и только после этого воспринимаемые рациональным сознанием.

Ну не болезнь ли это – прибегать к помощи «рамки» для восприятия своих собственных эмоциональных реакций? Причем, некоторые ученые мужи, так и не веря в возможность существования ощущений, упорно продолжают считать, что «рамку» крутит некая внешняя сила, которую способна вопринять железная проволока и не способна воспринять в миллиарды раз более дифференцированная и совершенная нервная система

человека! В какой тупик заходит разум, не желающий признать свои заблуждения!

Выход же из тупика заключается в том, чтобы волей или неволей понять, что наряду со зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной и вкусовой информацией о мире, наше сознание способно получать эмоциональную, телесно-чувственную информацию, которая представляется современному мышлению «иррациональной» только вследствие ее недостаточной окультуренности и освоенности нашим сознанием. Именно это и есть та terra incognita, «белое пятно», которое еще осталось на карте современного мира.

Сегодня, когда мы легко заглядываем в тайны макро и микро мира, расщепляем атом и измеряем массу галактик, вокруг нас, казалось, почти не остается тайн. Но тайны ждут нас внутри нас самих, и сегодня уже можно очертить границы неисследованного еще континента. Этот континент – сфера нашего собственного телесно-аффективного или эмоционального опыта.

 

Часть же этого континента, которая все-таки нанесена на карту сознания, и представляет собой то, что может быть названо «субъективной картиной тела».

Обсудим это понятие более подробно.

Субъективная картина тела отличается от той картины, которую может увидеть человек, посмотрев на себя в зеркало. В зеркале мы наблюдаем зрительный образ самого себя. Под субъективной картиной тела подразумевается кинестетический образ собственного тела, представленный сознанию во внутренних ощущениях. Этот образ так же важен, как и зрительный. Все изменения, которые мы производим внешне, когда одеваемся, следим за осанкой или укладываем волосы, мы чаще всего делаем «для других». В это время мы ведем себя как слуги, стараясь угодить хозяину – тому, кто будет на нас смотреть. И здесь неважно, что мы думаем, когда следим за визуальным образом себя – хотим ли мы выглядеть скромно или вызывающе, привлекать к себе или отталкивать, быть знаменитым или простым.

Это неважно. Это все делается для других и повергает нас в состояние, можно даже сказать, рабства. Мы все находимся в этом рабстве, пока не откроем в себе новую точку опоры и новый образ самих себя.

Кинестетический образ тела – это и есть новый образ, новая точка опоры, новая реальность внутри нас. Это то, что является нашей «собственностью» в самих себе. Можно сказать: это то, чем владеет наше сознание в нашем теле. То, чего нет в этом образе, нам не принадлежит. А что не принадлежит нам – тем владеют другие. И в этой роли может оказаться наше собственное тело.

Очень часто кинестетический образ, или субъективная картина тела является не полной и схватывает только небольшую часть того, что мы обычно называем «человеком». Это находит, например, отражение в том, как человек представляет себе самого себя или понятие «человека» вообще и, в частности, изображает это представление на рисунке. В ответ на просьбу «нарисовать человека» люди обычно изображают удивительные вещи. Они могут нарисовать только голову (это самый частый случай среди «интеллигенции»), или торс, или даже один только нос, занимающий весь лист так, что остается только немного места для части лица и одного глаза. Или могут нарисовать человека во весь рост, но укутанного с ног до головы какими-то чудными одеждами, закрывающими от глаз то, что, как я уверен, они не ощущают в своем собственном телесном опыте. Это тест, именуемый в психологии «рисунок человека», позволяет отчасти определить субъективную картину тела, а результаты этого тестирования часто подтверждаются затем в процессе психотерапевтического массажа и исследования структуры тела.

Субъективная картина тела также немного напоминает то, что в оккультизме называют «астральным телом» и ущербный кинестетический образ себя, может интерпретироваться как «неразвитое астральное тело». Это значит, что человек беспомощен в астральном плане – мире воли и желаний, и что он живет, постоянно враждуя с самим собой. Если в теле мы имеем области, не входящие в субъективную картину тела, живущие своей жизнью, бессознательной для нас, то мы в своем «Я» будем чувствовать себя как бледнолицые колонисты в форте, окруженном краснокожими дьяволами. Импульсы, приходящие из неосознаваемых участков тела, будут подвергаться вытеснению, как не совпадающие с нашими сознательными желаниями. На это тратятся огромные силы. Тем не менее рано или поздно телесно-эмоциональные ощущения оттуда будут становиться все более напряженными и, чем дольше мы будем их вытеснять, тем с большей силой они будут рваться в сознание. Это напряжение может переживаться в сознании как внутренний конфликт и омрачать любое, даже самое светлое впечатление нашей жизни. Оно может не осознаваться совсем и существовать так долгие годы. Однако напряжение неизбежно приведет к нарушению физиологических функций в этой области – кровообращения, лимфотока и т.п., - и к физическому разрушению телесной субстанции. То, что не смогло достучаться в сознание изнутри, в форме телесных ощущений, предстанет перед ним в форме, видимой зрением, - в материальной деструкции тела. Возможно, что на этапе начала болезни разрушение вызовет столь мощную импульсацию, что человек, наконец-то, ощутит боль. Но самые глубокие вытеснения не осознаются до последнего и поэтому самая тяжелая болезнь – рак, - наступает незаметно.

Таким образом, любая болезнь и любая неудовлетворенность, которые мы переживаем, могут быть рассмотрены как конфликт внутри нашего тела на границе осознаваемых и неосознаваемых его областей, на границе субъективной картины тела и окружающего ее объективного телесного пространства.

Что же можно противопоставить той тревожной ситуации, которую мы только что описали? Я думаю, что более обнадеживающую перспективу нам может дать то, что называют философией нового века, все более популярной сегодня во всем мире. Я имею в виду ФИЛОСОФИЮ ХОЛИЗМА и ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД к изучению и познанию человека.

Философия холизма была впервые изложена под этим названием южноафриканским философом Джоном Смитсом в книге «Холизм и эволюция» в 1926 году. В переводе на русский язык более или менее полный пересказ есть, например, в книге Редияра «Астрология личности».

Однако, мне кажется правильным считать, что термин «холистический» не открывает чего-то принципиально нового в мировоззрении человечества, а скорее выявляет и актуализирует то, что было уже известно тысячи лет назад и описано еще в Древнем Египте в скрижалях Гермеса Трисмегиста и в Индии авторами Вед. Возраст этого знания насчитывает тысячелетия. Корни его теряются в веках. Когда-то это знание было эзотерическим и тщательно скрывалось от непосвященных. Сегодня книги подобного рода продают на каждом углу, но вот удивительно – от этого знание не стало менее сокровенным. Природа или Бог, как будто смеясь над человеческой самоуверенностью, позволили снять материальные покровы с древних тайн, накинув взамен новые, намного более совершенные, - покровы человеческих заблуждений. И то, что доступно всем, опять понимается немногими. В этом, наверное, есть смысл: знания, как и денег, никогда не бывает у всех поровну, иначе прекратилось бы всякое движение и замерла жизнь.

Мне думается, что философия холизма, или целостности, заново открывающая всем то, что было всегда известно избранным, знаменует готовность человечества воспринять новое знание и не быть раздавленным им. И если говорить о причинах, послуживших такому развитию и совершенствованию сознания человечества, то одна из них, безусловно, это – материальный прогресс. Это звучит парадоксально, но я напомню вам, что первой школой человеческого сознания всегда является материальный мир. Первое, с чем сталкивается человек в своей жизни, первое, что мы начинаем осознавать – это внешние предметы и явления, действующие на наши органы чувств. Культуральные различия в этом не так уж велики. Пусть туземец в Африке все еще считает гром голосом Духа, а выпускник университета понимает, что дело тут совсем в другом, - это лишь разные интерпретации того, что оба называют и считают ВНЕШНИМ явлением, ОБЪЕКТИВНО существующим миром. Однако внешний мир цивилизованного человека намного отличается от внешнего мира дикаря – он сложнее, богаче и разнообразнее. В нем возможно то, что для дикаря или европейца прошлого века является чудом, которое может случиться, а может и нет. Материальный прогресс сделал многие чудеса закономерностью. Предметы теперь могут летать, трансформироваться, принимать причудливые цвета и формы. Человечество все смелее реализует самые отважные проекты в жизнь, то есть - в материю.

Посмотрите на современные формы автомобилей, на причудливый асимметрический дизайн. Это смелость: оторваться от упорядоченных и прямолинейных форм и войти в мир сюрреалистических изгибов, который еще недавно отпугивал своей хаотичностью. Раньше человек судорожно хватался за квадрат. А компьютерная графика? То, что раньше творил в своем «астральном мире» ученик чародея, после специальной подготовки и под присмотром учителя, сегодня видят миллионы и могут повторить все это в своем воображении. Удивительные превращения, могучие скорости, волшебная трансформация форм. Материальный прогресс чрезвычайно обогатил сознание человечества. Алхимия не умерла – она распространилась и охватила весь мир. Предметы становятся лучше – и вместе с тем обогащается и расширяется содержание нашего внутреннего мира, наполненного образами и свойствами этих предметов. Те, кто обвиняет сегодня материальный прогресс в разрушении духовности забывают, что их собственный прогресс – их собственная смелость в духовных поисках, основывается только на том развитии сознания, которое они получили, взаимодействия с плодами этого самого прогресса. В прошлом веке они могли бы просто погибнуть в дебрях нового духовного континента.

Сегодня мы, наше сознание, «оснащены» намного лучше. И наступает время, когда многие могут позволить себе заглянуть внутрь себя, не рискуя при этом сломать себе шею. И появляется новая философия, которая не только указывает «вверх», призывая человека оторваться от привязанности к материи и осознать свою неотождествленность с ней. «Верх» уже освоен достаточно. Можно присоединиться к нему, не боясь потерять достигнутого.

Прежние духовные призывы в основном обращали взор человечества к небесам. Это – внешняя сторона всех религий, которые внутри всегда были целостными. Однако, люди всегда были слишком материальны, слишком погружены в свое тело, для их развития требовалось открытие абстрактности. Результатом явилась наука, возомнившая, что она и есть вершина человеческого разума. Теперь можно понять, что наука – это лишь начальная школа человеческого сознания, в стенах которой разум готовится к постижению самого себя.

Внутреннее состояние есть мерило смысла и полноты всей жизни. Изучение внешнего мира необходимо, чтобы сделать более счастливым внутреннее состояние. Многие думают, что это произойдет путем внешнего изменения. Теперь уже ясно, что это не так: экологические проблемы обозначили тупик на пути внешнего совершенствования. Очистительные сооружения и т.п. позволят еще немного продвинуться по этому пути, еще немного сделать окружающий нас мир еще более комфортным. Но это все равно тупик. Даже если выход из него мы будем искать, переселяясь на другие планеты. Это – гигантские усилия ради ничтожных целей. Но это не значит, что усилия ложны и не имеют смысла. Их смысл в другом, и чтобы понять его, нужно диаметрально изменить точку зрения. Все технические ухищрения служат развитию и обогащению человека. Эти удивительные приборы, производящие феноменальные явления (представьте себе телефон глазами средневековья) – лишь костыли, помогающие встать на ноги воображению тех, кто еще не способен двигаться без их помощи. Они вводят в наше сознание новые образы и открывают новые возможности для всех других. Эти новые возможности будут использованы для освоения внутреннего мира человека. Освоение же внутреннего мира позволит нам овладеть творчеством самой жизни, изменить себя – сделать наше существование совершенно свободным и ощутить блаженство. В этом – смысл развития сознания, которое начинается во внешнем мире. В этом духовный смысл материального прогресса. Не в приобретении новых, более комфортных вещей, а в получении новых впечатлений, качества которых обогащают наши возможности в освоении самого себя.

Материальный прогресс – это новые впечатления и новые возможности внутри самого себя. Материальные вещи просто не даются в руки тех, кто уже или еще может просто обойтись и без них. Что это значит? Это значит, что они могут мысленно легко воспользоваться впечатлениями и образами вещей в своем воображении. Этого достаточно для их духовного роста. Таким людям не обязательно владеть предметами в физическом смысле, как другим, не столь способным психически. Они владеют ими в своей душе.

Имея внутри себя свойства, процессы, превращения и возможности, полученные извне, сознательный человек способен не вытеснять «иррациональное» содержание бессознательного, но осваивать эту новую эмоциональную энергию, направлять ее воду на свою мельницу. Это позволяет открыть новые силы внутри себя, обогатить и оживить разум, не лишая его рациональности и упорядоченности мышления. Это и есть холистический подход и философия холизма: «чтобы подняться вверх, нужно опуститься вниз». Чтобы достать до неба, нужна опора на земле. Чтобы развить осознание, нужно интегрировать его с телом.

Приоритет духа и презрение к телу, достигшие апофеоза в христианских аскетических традициях, были необходимы, чтобы человечество оторвало лицо свое от земли и когда-нибудь обратило его к небу. И что бы ни говорили о падении нравов и потере духовности, это дело сделано и даже самый последний «материалист» сегодня в глубине души понимает, что счастье не в деньгах и не в материальном комфорте. Но душа его тянется бессознательно к этим красивым вещам, дарующим радость и восхищение возможностям человеческого творчества. Бледная духовность догматической церкви меркнет перед красотой материального мира, созданного руками человека. И это не греховное чувство. Это – радость обогащенного сознания. Ее не нужно убивать, и не нужно отказываться от нее, - ее нужно правильно интерпретировать. Тогда из соблазна, ввергающего человека в бездну и превращающего в тварь, материальное богатство, красота и разнообразие мира превращается в школу сознания, в первый класс духовного роста. И тогда среди самых «бездуховных» материалистов мы найдем людей с самым развитым сознанием, которые с готовностью воспримут указания о дальнейшем пути, не отвергающем, а использующем все то, что они приобрели в материальной жизни. Ведь жизнь выше всяких догм, и поистине, порой Бог находит лучших своих служителей среди самых рьяно отвергающих Его атеистов.

Это понимание материального позволяет по новому взглянуть и на тело, которое прочно связано в догматической религии с понятием греховности. Да, человеку нужно было оставить тело, чтобы воспитать дух. Этот процесс повторяется с необходимостью в каждой жизни, и все мы когда-то «распинаем» себя ради достижения манящих нас целей. Мы все учимся «держать себя в руках» и «владеть собой», что чаще всего значит – уметь не обращать внимания на ощущения в теле, мешающие делать то, чего хочет разум. С этой целью – заглушить телесные ощущения, - мы изобрели специальные техники и методы психической саморегуляции. Мы учимся внушать себе, что «я не чувствую того-то и того-то» в своем теле, что «я спокоен» и «не чувствую напряжения», а только «тепло», бесконечное «тепло и расслабление», пусть мое тело хоть кричит о холоде, который охватил какую-то его часть. Представьте себе, что вы стали внушать себе: «Я не вижу, не вижу того, что у меня перед глазами, я вижу совсем другое – море, зелень и голубое небо с белыми облаками», или «Я слышу не то, что я слышу, а щебетание птиц и ничего, кроме щебетания!». Кто знаком с гипнозом, или хоть раз видел поведение гипнотика в глубоком трансе, не сомневается в том, что и это возможно. Но если в отношении внутренних (внушенных) зрительных или слуховых образов мы употребляем термин «галлюцинация» и не сомневаемся в их патологической, не адекватной реальности, природе, то в отношении телесных ощущений мы часто называем это «самообладанием» и гордимся им, как достижением человеческой цивилизации.

По природе своей это – одно и то же. Человечество достаточно развило свое сознание, чтобы перестать отворачиваться от собственного тела и заняться упорядочением телесного эмоционального опыта. То, что было необходимо для развития тысячу лет назад, стало путами сегодня. Сознание не нуждается больше в отказе, подавлении и истязании собственного тела. Более того – сознание нуждается в энергии тела для дальнейшего своего развития. Сознание без тела теряет почву под ногами. Человек теряет смысл жизни и оказывается в экзистенциальном кризисе, не имея силы осмысливать те вопросы, к которым подходит уже его разум. Это «духовное воздухоплавание» кончается трагично, и безумие великого Ницше – первый и самый яркий пример, подтверждающий нашу точку зрения. Силу имеет тело и эта сила заявляет о себе в форме телесных эмоциональных чувств.

В чем же состоит тогда истинное самообладание и подлинное спокойствие? В том, чтобы сознание воспринимало и чувства, а разум обеспечивал поведение в соответствии с этими восприятиями. Ибо если тело хочет бежать, то самообладание в том, чтобы бежать, а не стоять на месте, и если вы желаете драться, то спокойствие, вполне возможно, в том, чтобы драться, а не молчать в соответствии с вашими убеждениями.

Помните: «Кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с нею в сердце своем»? И если он при этом сделал честное лицо, то от этого «самообладания» отнюдь не стал более безгрешным. Истинное знание о себе мы получаем «в сердце», в душе, в телесном эмоциональном опыте. И самообладание состоит в том, чтобы честно проявлять самого себя. Задача интеллекта при этом – не только «воспитывать чувства», а и умудряться найти способ проявления этих чувств, наилучшим образом. «Делай то, что хочет твое тело, - как говорил русский целитель Евгений Зуев, - а тело не будет хотеть плохого дела».

Пора уравнять в правах слуховые и телесные восприятия. Пора понять, что информация, которую мы получаем и перерабатываем в зрительных и слуховых образах, ничуть не важнее информации, которую мы можем получать кинестетическим путем и которую сегодня считаем «иррациональными чувствами». Пора понять, что положение, при котором большую часть информации о мире человек получает через зрение, является не физиологическим свойством организма, а привычкой нашего сознания. И что эта привычка уже не развивает, а ограничивает нас. Освободить же может включение всех сенсорных каналов, дающее полноту переживания и богатство опыта.

Надо сказать, что всякий образ, независимо от его модальности, всегда бессознательно несет целостную информацию по всем сенсорным каналам. Получая сигнал посредством зрения, мы всегда можем знать, какой звук имеет этот сигнал, даже если наблюдаем его в полной тишине. Мы бессознательно знаем его запах, вкус, теплоту и всегда получаем определенное эмоциональное телесное чувство при его восприятии. Быть может, мы не осознаем этой полноты всегда, но это не более чем привычка нашего сознания и ограниченность. Любой человек (и я сотни раз проверил это практически) способен узнать полноту любого образа, который он воспринимает. Неполнота – это внутреннее ограничение, при котором мы упускаем нечто важное и поэтому совершаем ошибки.

Полноту восприятия, конечно, можно рассмотреть и как проявление «синестезии». В древних традициях эзотерических учений это восприятие считалось восприятием «тонкого мира». Сейчас экстрасенсы называют это «измерением биополя» и т.п. Мне больше нравится термин «полнота опыта», целостное восприятие мира.

Можно считать, конечно, что «звук цвета» или «вкус ощущения» - всего лишь ассоциации, возникшие в нашем мозге по типу условного рефлекса. Дескать, когда-то этот звук совпал по времени с этим цветом и, теперь он появляется автоматически, как слюна у собаки Павлова. Это невозможно ни доказать, ни опровергнуть, но это совершенно не меняет феноменологии этого явления. Та неизбежность и независимая от сознания точность знания качеств целостности (например, что звук красного цвета именно «до» и ничто другое), делает эти качества неотличимыми от других восприятий, которые обычная наука признает «реальными».

Для личного опыта человека и по силе воздействия на личность эти восприятия равны. Абсолютно равны. И если мы имеем дело не со среднестатистической единицей, а с реальным живым индивидуумом, то нам совершенно безразлично, как объясняет другой индивидуум – ученый он, или нет, - то, что наш собеседник ощущает для себя реальностью и верит в это.

А поскольку целостность восприятия всегда существует, хотя и не всегда осознается, то получить к ней доступ мы можем через любой сенсорный канал, любую модальность восприятия. Мы можем реставрировать или «исцелить» восприятие, начав со зрительных, слуховых, кинестетических или любых других сигналов. Для этого достаточно уметь правильно задавать вопросы. Обычно, после легкого недоумения, люди легко ощущают то, что, по моему мнению, уже существует в их восприятии, но не осознается ими. Примерный алгоритм инициации целостного видения через цветовое восприятие представляет собой следующую последовательность:

  1. Подумайте о том, какие цвета вам нравятся, а какие нет (этот этап можно считать разминкой Вашего воображения).
  2. Подумайте, какой цвет ассоциируется в Вашем восприятии с произвольно выбранным образом (человека, ситуации и т.п.).
  3. Подумайте, какого размера этот цвет?
  4. Какой он формы?
  5. Как он звучит?
  6. Какого он вкуса? … и т.п.

 

Продолжая вопросы, вы можете получить все мыслимые характеристики избранного образа в целостном восприятии.

Обратите внимание на уверенность, с какой Вы можете ответить на эти вопросы. Например, если Вы выбрали желтый цвет, подходящий на Ваш взгляд для обозначения Вашей ситуации, то можете даже спорить, доказывая, что именно желтый подходит к данному объекту, а отнюдь не красный. Хотя речь идет о «всего-навсего» воображении. Полученные характеристики будут отличаться у разных людей, из чего становится очевидно, как различается восприятие одних и тех же «объективных» фактов на уровне бессознательного личного опыта.

 

Так же успешно мы можем начать опыт осознавания телесного ощущения и получить из него зрительный образ, обладающий и тактильными, и звуковыми, и прочими характеристиками. Это можно назвать, как в НЛП, «локальной» визуально-кинестетической диссоциацией, или, если хотите, «аудиально-кинестетическим превращением», или озвучиванием» тела, или «тонким видением». Информация, содержащаяся в ощущении, звуке или визуальном образе, одна и та же. Можно сказать, что цвет целостного образа является метафорой его звучания, а звук – метафорой его ощущения. Перенесение смысла в другую модальность меняет лишь форму подачи информации нашему сознанию. Бессознательный образ всегда остается целостным. Можно с уверенностью сказать, что мы всегда воспринимаем мир целостно, во всей полноте и поэтому всегда счастливы. Но только не всегда позволяем себе осознать эту полноту.

Часто целостное восприятие мира обращено к нам только одной своей гранью – ощущением. И вследствие «неосвоенности» западной культурой мира чувств, эмоциональной, телесно-аффективной сферы, ощущения сегодня обычно представляют собой единственный путь, через который всегда проявляется бессознательное. Другие пути – сновидения, оговорки, описанные Фрейдом и т.п., требуют особых условий для этого проявления. Поэтому эмоции – это телесная, кинестетическая репрезентация бессознательного восприятия, представление целостного мира в одной из его многочисленных форм.

В этом смысле – с точки зрения переноса содержания бессознательного в телесную форму осознавания, - телесные ощущения являются метафорой субъективной картины тела. Тело же в целом – это образ потенциально целостного сознания, а душа – метафорическое выражение его. Тело есть метафора души, а душа – метафора тела. Их отношения – суть эквивалентные отношения.

Тело и сознание есть разные ФОРМЫ проявления одной и той же внутренней сущности, одновременно равной единству всего окружающего мира.

В сфере психотерапии это открывает для нас широкие возможности работы с различными сферами сознания и бессознательного, связанными м той или иной телесной субстанцией.

В рамках мета-задачи – эволюции человеческого духа, - тело представляет собой материальную карту пути, ведущего к полному осознаванию всего внутрителесного пространства и эквивалентного ему всего видимого, слышимого, осязаемого мира, форм нас окружающих. Тело – это потенциал духа, явленный нам в объективной, обозримой и убедительной для нас форме.

 

 

 

 

ЧАСТЬ II

 

НЕ ВСЕГДА ВСЕ БЫЛО ТАК ПЛОХО, КАК СЕГОДНЯ

 

Открытие «нового мира» внутри себя. Исторический опыт систематизации телесной информации. Субъективная реальность традиционных представлений: чакры, меридианы, каналы и тела эзотерических систем.

 

«В храме тела есть священные реки, в нем есть Луна и Солнце, как в священных землях пилигримов.

Не знаю святынь, столь блаженных, как мое тело»

(«Сара Доха». Древний восточный трактат).

 

В предыдущей главе мы говорили о репрессии эмоциональных ощущений и культуре тупого самообладания, а также о причинах, почему это происходит. Эмоциональные или кинестетические ощущения вытесняются, т.к. часто не соответствуют одновременным зрительным и слуховым восприятиям, и несут в себе нечто, стремящееся, кажется, разрушить разумную и упорядоченную картину мира. «Чтоб вам жить в эпоху перемен!» - желали своим врагам древние китайцы. И люди остаются одинаковыми, независимо от того, где и в какое время они живут. Сегодня человек так же цепляется за стабильность и так же боится изменений, хотя картина мира, созданная им самим, почти всегда его не устраивает. Телесные ощущения несут в себе импульс к изменению.

Дело в том, что, как уже говорилось, сознание воспитывается на внешних объектах, воспринимая доступные всем материальные предметы, и именно так становится собственно «со-знанием». Оно приобретает необходимую устойчивость и прочность, которой, например, бывают лишены люди, с раннего детства придающие слишком большое значение своим субъективным чувствам. Примат внешнего, материального восприятия на определенном этапе играет важную роль. В связи с этим вся субъективная картина представлений – «модель мира», чаще всего формируется, в-основном, в сфере зрительных и слуховых (вербальных, как правило) представлений. Это позволяет людям социализироваться и находить общий язык. Говорят, что даже в этом имеются культуральные различия и что в Индии, например, кинестетические, т.е. эмоциональные ощущения связывают людей гораздо сильнее, чем единство взглядов на внешний мир. Судя по рассказам, и во Франции тоже. Однако, я не думаю, чтобы чувства там преобладали. Возможно, в некоторых культурах внутренним ощущениям придают большее значение, чем в других. Однако, сознание в современном психологическом понимании смысла этого слова, формируется на пути совместной и совпадающей в-основном интерпретации главным образом зрительных и слуховых стимулов и, связанных с ними знаковых систем. И чаще всего от чрезмерного усердия на этом пути подвергаются вытеснению персональные телесные ощущения, обычно презрительно именуемые эмоциями.

Но вспомним о том, что есть эмоции. Это «пристрастные» переживания. Это переживания, сопровождающиеся вегетативными реакциями и затрагивающие наше собственное тело. Наконец, это самая сильная движущая сила в поступках большинства людей, даже отрицающих это. Информация, которую несут в себе телесные ощущения является, следовательно, весьма небесполезной. Изменяя отношение к этой информации, мы получаем доступ к восприятию «нового мира», который может существенно отличаться от того, что мы привыкли видеть глазами. Эта новизна будет особенно впечатляющей в тех ситуациях, где телесные ощущения «мешают» нам сильнее всего. Обычно мы называем это «ненужное волнение», «парализующий страх», «необъяснимая тревога» или просто «что-то сердце заныло». За всеми этими сигналами, от которых большинство небрежно (или старательно, что еще хуже) отмахивается, стоит восприятие подсознанием некоторой информации, имеющей значение для нас лично и характеризующей тот мир, в котором мы живем. Проявляя внимание к этим сигналам и преобразуя их в форму, привычную нашему сознанию – зрительные образы, а затем слова и мысли, мы открываем новый мир, - более полный, не всегда приятный, но зато более правдивый и всегда более перспективный мир – в своем теле.

Такое восприятие еще называют интуицией. И зразу появляется особый и не всех вдохновляющий смысл, связанный с чем то неуловимым, необъяснимым и годным разве что в творчестве поэта или художника, но никак не в серьезной жизни. Можно сказать, что и жизнь – творчество, и если мы так не считаем, то все равно участвуем в этом творчестве, только не в роли «скульптора», а «глины». Но можно пойти и по другому пути и вспомнить о том, что телесные ощущения и их разумная интерпретация, ставшая теперь «интуицией», не всегда находилась на задворках разума, а была в свое время помещена в самый центр храма подлинной науки. И порождала, или точнее, открывала в сознании человека огромный и густонаселенный мир со своими владыками и рабами, комедиями и трагедиями, войнами и миром, смертью и любовью. Я имею в виду мир мифов.

В те времена, когда электрический свет не заливал еще все темные углы и не растворял мрак ночи, когда летательные аппараты не поднимали человека над облаками и на вершины гор, единственным способом, которым люди могли постичь скрытое от их зрения и слуха были ощущения. Не видя и не слыша того, что творится там, в небе, покрытом тучами, или в лесу без дорог, куда не каждый доберется, человек чувствовал тайну. Это ощущение пугало его и у него не было возможности пойти в кино, чтобы через два часа узнать разгадку сюжета, и получить временное облегчение.

Чувство тайны – это томительное чувство. Оно разрывает наше тело и торопит разум, который лихорадочно ищет ему объяснения. Эти объяснения дошли до нас в смешных, нелепых и красивых теориях – мифах, где любовь возникает от стрел Амура, а морякам кружат головы Сирены, поющие в тумане у островов. И пусть теперь мы даже знаем, что это, вероятно, не Сирены, а инфразвук, излучаемый волнами при определенной погоде – морякам, как говорится, от этого не легче. В темноте же первобытного леса, а затем в ранних цивилизациях нашей эпохи, человек, мне кажется, развивался в известном смысле, противоположно тому, как он развивается сейчас. Невидимого было больше, чем видимого, нужны были месяцы, чтобы достичь соседней страны. Границы мира обрывались на горизонте и дальше лежало неизвестное.

Поэтому ВНУТРИТЕЛЕСНОЕ ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕОЛАДАЛО НАД ЗРИТЕЛЬНЫМ В СОЗНАНИИ И НАВЯЗЫВАЛО ЕМУ СВОЮ ВОЛЮ.

Привыкнув объяснять ощущения неизвестного мифическими образами внешних сил, человек затем включал в эту картину мира и то немногое, что тогда видели его глаза и слышали уши. Чтобы представить себе это «немногое», достаточно вспомнить, что тогда не было телевидения и городов, не было даже книг, журналов, цветных иллюстраций и т.п. Ведь сегодня мы львиную долю информации получаем именно этими путями. Но все было наоборот. Поэтому те мифы, сказки и предания, которым нет места во внешнем мире современного человека, освещенном и снятом видеокамерой почти до крошки, могут быть понятны сегодня только как изощренная, а местами даже вычурная визуально-аудиальная интерпретация чувственного опыта. Того опыта, который мы почти полностью вытесняем сегодня, расплачиваясь за это физическими и психическими заболеваниями. Неврозы и рак – то дело рук мифических персонажей, которые, будучи изгнанными нашим сознанием из внешнего мира, поселились сегодня в нашем теле. Чтобы понять это, мало быть образованным человеком, знать греческую мифологию и детские сказки. Надо уметь воспринять эту жизнь. Для этого надо прежде всего открыть в себе самом свой телесный эмоциональный опыт. Это мы и называем интеграцией тела и сознания.

Все вышеизложенное позволяет ясно посмотреть на те запутанные проблемы, которые нагромождены сегодня вокруг реальности или нереальности богов, духов или Космического Разума. Не отвлекаясь на обсуждение каждого из этих многочисленных феноменов в отдельности, можно сказать лишь одно: любое ощущение открывает доступ к восприятию целостного образа, имеющего размер, форму, цвет, голос и даже характер и нрав. Каким будет этот образ, какой будет у него характер – зависит от личности человека, от содержимого его бессознательного. Этот образ может быть очень личным, но может быть и одинаков у многих похожих людей. Его восприятие зависит от готовности сознания принять ту или иную форму, от знаний, помогающих понять новую информацию; от сил, необходимых для этого понимания. Каждый выбирает себе суеверие на свой вкус. Ведь вытеснение – это такое же благо, как и вред – все зависит от дозы. Можно сказать, что избегая насилия, мы никогда не откроем человеческому сознанию больше, чем оно способно перенести. Но если мы уже восприняли ощущение, которое считаем «лишним» (потому, что не можем его интерпретировать), глупо избегать возможности восполнить свое знание о мире, не пытаясь осознать целостный образ, стоящий за этим ощущением. Каким будет этот образ – решать только нам самим.

 

Еще более глупо спорить о реальности или нереальности этих образов, какими бы причудливыми они ни были. Куда уж более реально – мы чувствуем их в своем собственном теле!

 

Великие ученые, создающие сложные теории, чтобы вымучить существование нечистой или чистой силы из квантовой физики, просто «лишены» тела. Они пытаются объяснить телесные чувства зрительными образами примерно так же, как первобытный человек объяснял видимое глазами – действием потусторонних (телесно познанных) сил. Вместо того, чтобы ограничивать одно другим, более плодотворно признать, что и глаза, и уши, и ощущения тела есть равноправные источники получения информации о мире, дополняющие один другой. И что, если нам больше по душе оперировать с визуальными образами, потому, что они диссоциированы, а значит, удалены от Вас лично, то Вы имеете полное право открыть сознанию визуальную грань телесного ощущения и делать с этим зрительным образом все, что душе угодно. Или, если Вы предпочитаете чувствовать, то не мешает осмотреться и узнать, не влияет ли что-либо или кто-либо из Вашего окружения на столь милое Вашему сердцу внутреннее ощущение, которое вы безуспешно пытаетесь сделать счастливым.

 

ТЕЛЕСНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БЕЗУСЛОВНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Все хорошо понимают это, когда больны. Но и в других случаях ощущения имеют право на существование. Конечно, эта реальность более субъективна, чем та, по которой можно «постучать». Это субъективная реальность. Все мистические системы, мифы, сказки и духовные практики служат тому, чтобы сделать ее более объективной, каким-то образом организовать. Мы коснемся этого дальше. Но современный человек настолько сложен и дифференцирован, что представляет из себя целую общину или коллектив внутри. Поэтому его внутренний опыт становится все более личным, более сложным, уникальным и субъективным с точки зрения других людей. Можно сказать, что сейчас каждый человек должен создавать свою собственную систему организации внутреннего опыта, свою собственную религию и церковь внутри себя. «Каждый» - наверное, громко сказано, но знания о различных религиях и оккультных мистических системах настолько быстро распространяются сейчас, что ищущие уже имеют их достаточно для самостоятельной работы, а «каждый» будет иметь достаточно в ближайшее время. Поэтому задачу этой книги и наших семинаров я вижу не в том, чтобы сообщить кому-то новые знания, а в том, чтобы дать возможность каждому думать и чувствовать самостоятельно.

 

Помочь в этом может знакомство с историей. В мире уже давно существуют системы, описывающие телесный опыт в форме, приемлемой для усвоения современным западным сознанием. Я, конечно, имею в виду прежде всего восточные учения – буддизм, тантрические концепции Индии и Тибета *, цигун и китайскую рефлексотерапию. (* - говорят, что в некоторых экзотических формах магического христианства, например, на Гаити, Боги также живут в телах, а не на небесах, это «что-то такое, что нужно увидеть и почувствовать».)

Здесь визуализации, дополняющие тонкие телесные ощущения, не столь удалены от тела человека, как в мифах, а как бы «вобраны» в пределы его физических и психологических границ. Они не вступают в конкуренцию с физикой, географией и метеорологией и спорят только с психологией и медициной, которые сами не имеют четких возражений* по этому вопросу.

(* - возражений или «воззрений»? спросить у Игоря)

 

Тело и психика как-то привычно исключаются из раздела точного научного знания, гордости человеческого разума, и отдаются на рассмотрение этим вечно отстающим областям, которые всегда грешили либо «идеологическими искажениями» (у нас), либо «ненаучными попытками мифотворчества» (на Западе). Поэтому, например, врачи, раздираемы стремлениями одновременно сохранить «научность» своей деятельности и добиваться практических результатов, как-то тихо допустили в свои стены гипноз, совершенно не понимая происходящих при гипнотизации явлений, а затем и рефлексотерапию, вообще лишенную каких бы то ни было оснований в западной медицинской теории. Им пришлось вытеснить свою потребность понимания так глубоко, что сейчас, кажется, именно врачи остаются наиболее ригидной и консервативной частью населения по отношению к новым знаниям о человеке. Похоже, скоро многое из так называемой научной медицины нашего времени превратится в некое суеверие XXI века, подобно оккультизму и мистике века XX. Наиболее мощную альтернативу ей, конечно, составляет холистический подход, во многом опирающийся на восточную, а теперь уже и западную, мудрость.

 

Надо сказать, что бездумное использование отрывочных знаний, которым является сегодня рефлексотерапия и западная йога, имеет место и на родине этих учений. Известно, что в 60-е годы именно китайский ученый «открыл» наконец-то систему микротрубочек и каналов с бегущей по ним лимфой, которая и есть анатомический субстрат меридианов акупунктуры! Вожделенная иллюзия! Он повесился после того, как его открытие не подтвердилось. Этот пример показывает, насколько прочно могут быть забыты в стране достижения ее цивилизации прошлых лет. Нечто похожее я наблюдал в Самарканде, где современные узбеки с удивлением взирают на огромный телескоп Улугбека, с помощью которого он предварил результаты обсерваторий сегодняшнего дня без компьютеров и электроники, и который так прочно занесло памятью и землей, что найти и откопать его смогли только русские экспедиции в конце XIX века. Трудно не поверить после этого в наличие не только коллективного бессознательного, но и коллективного подсознания, вытесненного под землю или пылящегося в архивах.

 

Ни одну из перечисленных восточных систем невозможно понять без осознания собственного телесного опыта. Ни чакры, ни каналы, ни меридианы акупунктуры не являются физической реальностью. Все это – ОБРАЗЫ ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЙ, более или менее тонких и часто недоступных восприятию первого встречного. Однако, ПОТЕНЦИАЛЬНО каждый человек может осознать эту психическую реальность в собственном теле и на этом примере понять принцип сложных и экзотических теоретических построений.

 

Кратко рассмотрим их по порядку. В рефлексотерапии и дыхательной гимнастике ци-гун, а также в у-шу и некоторых других искусствах, пришедших в основном из Китая и Японии, описаны активные точки тела и соединяющие их меридианы, или каналы. Количество каналов 12. Количество точек более 3000. По каналам течет энергия «чи» или «ци», ток которой подчинен особым закономерностям и правилам, которые сложнее, чем правила дорожного движения, но проще, чем, например, биохимия. Активность точек и каналов зависит от времени суток и года, состояния других точек и каналов и, в свою очередь, определяет состояние человека, его органов и некоторых психофизиологических функций. Воздействуя на каналы надавливанием, иглами или движениями тела в сочетании с управляемым дыханием, мы можем изменить ток энергии и тем самым повлиять на состояние организма.

 

Что все это такое, напоминающее отрывок фантастического романа? Кто и когда видел эти таинственные точки, меридианы, и эту текущую по ним энергию с таким коротким названием? Подсказка дана в самой технике иглоукалывания, но мимо нее проскакивает европейский, да и современный китайский ум, ища рациональности и объективности, ВИДИМОЙ ЗРЕНИЕМ. Такова привычка. Между тем, всякий изучавший иглоукалывание, знает, что признаком точного попадания иглы в точку является особое ОЩУЩЕНИЕ, обычно называемое у нас «ломотой» и распространяющееся подобно вводимому из шприца лекарству – с рапиранием. Вдумайтесь: единственный признак, указывающий, что вы правильно попали в точку по ее описанию – это ОЩУЩЕНИЕ. Когда-то это показалось мне смешным, т.к. я, как и все, считал ощущение слишком ненадежным и субъективным признаком для столь деликатной и точной задачи, как поиск активной точки. Единственным человеком, знающим, правильно ли его лечат, в этом случае оказывается сам больной!

Это не по душе врачебному авторитету. И не случайно изобретены десятки, а может уже и сотни электрических приборов для «определения» точек акупунктуры и не случайно поиск их объективных признаков – снижения сопротивления, теплоемкости и т.п. – активно продолжается, несмотря на печальный опыт китайского открывателя трубочек. Но теперь, пройдя через многочисленные собственные заблуждения, я понимаю, что в этом практическом указании, известном даже начинающим рефлексотерапевтам, открыта вся правда о точках и каналах акупунктуры. Их невозможно открыть «объективно» в нашем ВИЗУАЛЬНОМ понимании, потому, что эти каналы – описание ОЩУЩЕНИЙ, а вся система акупунктуры – это СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА. Здесь нужно сделать небольшое дополнение: когда я говорю о телесном опыте, то обычно имею в виду телесные ощущения, определяемые, как «эмоциональные». В акупунктуре речь также идет о телесных ощущениях, и я называю их тем же термином просто за неимением другого подходящего слова. Но они отличаются от обычных эмоциональных ощущений. Это не приводит ни к какой практической путанице, потому что телесные ощущения, описанные в акупунктуре каналами и точками, очень трудно осознаются. Они находятся ближе к материальным телесным процессам, по сравнению с другими ощущениями, о которых речь пойдет ниже. Мы не ощущаем, например, ток крови по нашим сосудам, превращение веществ в наших тканях, впитывание пищи в нашем кишечнике. Это – «бессознательные» процессы организма. Однако они бессознательны только для тех, кто не способен их осознать. В некоторых ситуациях мы и сами начинаем слышать, как «кровь стучит в висках», «шумит в голове» и т.п. Мы знаем описание людей, которые приобретали власть над своими бессознательными процессами, т.е. ОСОЗНАВАЛИ их и могли, например, останавливать собственное сердцебиение. Система акупунктуры – это результат наблюдения за своими ощущениями именно таких людей, которые могли очень глубоко осознавать свое тело. Какая пропасть лежит между ними и современным человеком, пугающимся и не способным упорядочить даже ясно различаемые эмоциональные чувства! Не удивительно, что мы воспринимаем описание рефлексотерапии как чудо и начинаем верить, что это знание нам передал Космический Разум. Какой внутренней деградацией заплатили люди за свой внешний прогресс!

 

Надо сказать, что и сейчас некоторые мои коллеги наблюдают во время иглоукалывания у детей осознание ощущений, распространяющихся в точности по ходу меридиана. Но это отдельные и случайные моменты. В целом же точки и меридианы малодоступны осознанию. Эти ощущения тесно связаны с материальными процессами в теле и воздействие путем вызывания ощущений извне, внешним влиянием на них служит коррекции в основном физического здоровья.

 

Более удалены от материи, а следовательно, менее связаны с анатомическими органами и системами ощущения, которые мы называем собственно телесными или эмоциональными. Они тесно связаны с психической жизнью, и воздействие на них (или работа с ними) влияет скорее на психическое или психофизиологическое состояние. Эти телесные ощущения наиболее полно, можно даже сказать, полностью описаны в тантрических концепциях ЧАКР и КАНАЛОВ тела.

 

Строго говоря, существует две основные тантрические традиции, присущие, соответственно, индуизму и буддизму. Эти традиции принципиально различаются между собой, несмотря на имеющееся сходство. Но подчеркивание различий не входит в задачу нашего повествования, поэтому мы будем опираться на единый смысл, присущий и тем, и другим учениям.

 

Тантра, насколько я понимаю, есть описание не теории, а технологии духовного роста и развития человека, использующей, как мы бы сейчас сказали, и психотерапевтические, и телесно-ориентированные техники и ритуалы. Это по настоящему холистическое учение, которое очень психологично, я бы даже сказал, человечно, т.к. не заставляет никого верить в чудеса, хотя и чудес там предостаточно, но обосновывает свои постулаты в личном опыте каждого отдельного человека. Особенно это справедливо в отношении буддизма.

 

Составной частью тантры и является знание о Чакрах, которое попало в Европу около ста лет тому назад. Сейчас сведения подобного рода можно почерпнуть в многочисленных «целительских», «биоэнергетических», философских и духовных изданиях, как неформальных, так и «официальных» авторов. Это знание так прочно вошло в культуру, что даже некоторые христиански ориентированные школы, отвергая индийскую философию и Рерихов, «вампирящих честные христианские души», в этом же контексте совершенно свободно оперируют названиями чакр для уточнения своих преданно православных мыслей. Видимо они считают, что чакры им открыл князь Владимир-Ясное Солнышко вместе с крещением Руси.*

(*- ирония в данном случае относится только к «мертвому» христианскому догматизму. Следует заметить, что в живом христианстве тоже есть своя особого рода тантрическая традиция, сохранившаяся, например, в «умном делании» старцев Оптиной пустыни, которая также обладает всей полнотой истины, но более трудна для понимания и поэтому представляется более эзотеричной. В качестве примера можно сослаться на описание, приведенное в издании Оптиной Пустыни «Как научиться Иисусовой молитве», Куйбышев, 1990 г. Там говорится:»Когда ум подружится с сердцем, тогда и плоть покорится им». «А какие тут бывают душевные состояния, то это описать сложно. Понять может тот, кто сам испытал. Когда ум сходит в сердце, то голова обычно склоняется к груди с закрытыми глазами (очами), от долгого пребывания ума в словах молитвы, ум сам, непринужденно сходит в сердце при посредстве как бы шаровидного светлого облака». Сравните с процессом освобождения дыхания, приведенном в книге А.Б.Уотса «Дзен-буддизм – что это такое», Москва, 1993 г.: «… как будто из тела постепенно с помощью тяжелого свинцового шара выдавливается весь дух: сначала этот шар как бы погружается в грудную клетку, затем в живот, а потом он вываливается на землю». Несмотря на все различия в описаниях, которые можно отнести, например, к различиям в особенностях индивидуального восприятия, нельзя не заметить то общее, что в них есть: нисхождение ума в сердце (тело) или, что то же самое, - интеграция тела и сознания.

 

Но, несмотря на столь широкое распространнение этих сведений, чакры стоят того, чтобы еще раз на них остановиться и попытаться прояснить наше понимание этого вопроса. И мне кажется, что понимание здесь невозможно без личного телесного опыта, пусть даже самого банального и простого, который мы вам сейчас и предлагаем.

 

Испытывали ли вы когда-нибудь сексуальное возбуждение? Если да, то вы согласитесь со мной, что это чувство локализуется, преимущественно, в области таза и частично – в области грудной клетки. Кстати говоря, примерно в этой области переживается ощущение очень вкусной пищи. А если вам повезло, и вы в своей жизни испытали чувства горя и радости, то обязательно знаете, что эти ощущения локализуются примерно за грудиной, первое – в виде холодного сжатия («сердце в тисках»), а второе – в виде безгранично расширяющегося тепла. Умственное напряение ощущается, как правило, в голове, чувство долга – в затылке, а переживание сильного страха – где-то внизу («ноги как ватные» или «душа в пятках»).

 

Без этих знаний невозможно быть писателем, поскольку именно описание локализации телесных ощущений передает нам через слова эмоциональное состояние героя. Но, оказывается, можно быть психологом и рассуждать об эмоциях вообще, как о «пристрастных переживаниях с вегетативными реакциями», упуская из виду главное, отличающее их одну от другой – локализацию в физическом теле.

 

Можно провести еще один простой эксперимент, описанный в американской психологии. Напишите на двух листках слово «собака», но на одном – грамматически правильно, а на другом – с ошибкой, вот так: «сабака». Сравните свои ощущения, когда вы смотрите на одно и на другое слово. Вы, возможно, ЧУВСТВУЕТЕ, что одно из них написано неправильно. Где и как вы это ощущаете? Большинство людей ответит на это вопрос – «за грудиной», и тем самым укажет на область, где, как правило, переживается любая вообще «неправильность», «нетождественность должному образцу», «дисгармоничность» - субъективная, разумеется. Вы помните, что именно здесь, в зоне грудины переживается также радость и горе, потому, что горе, грусть – это когда мир «несправедлив» к нам, пусть в лице хотя бы одного не любящего нас человека. Грамматическая ошибка – частный случай, модель «несправедливости» мира, и переживается она примерно там же. Надо сказать, что у некоторых людей грамматическое чувство «укоренено» немного глубже, где-то в области солнечного сплетения, и тогда их приводит в ярость неправильно написанное слово. Опытные педегоги-профессионалы ощущают ошибки выше – в виде легкого щекотания в шее или даже иначе, уже в визуальных образах, в виде «бантиков» на черточках слов. Это избавляет их от собственных неприятных ощущений, вызванных чужими ошибками.

 

Приведенные выше закономерности – лишь крупица опыта, доступного всем, - готовят нас к восприятию и пониманию обширного и полного знания о системе локализации переживаний в теле человека, изложенного в концепции чакр.

 

ЧАКРЫ представляют собой, как это обычно пишут, «центры тонкой психической энергии в теле», что значит, по нашему разумению, области переживания внутреннего опыта, соответствующие различным состояниям сознания человека. Обычно называют семь основных чакр, расположенных от промежности до макушки головы человека, и несколько дополнительных или второстепенных, локализованных между основными. Проще всего подойти к истинному пониманию чакр через телесные ощущения, но надо помнить, что чакры представляют собой целостные образы, и мы можем открыть их цвет, форму, звук, запах, вкус – словом, все возможные сенсорные характеристики и их тонкие и очень сложно дифференцированные детали. Степень сложности, индивидуальных образов чакр зависит от нашей способности осознавать свой внутренний опыт и может варьировать от самых простых и примитивных до удивительно богатых и разнообразных по своему содержанию. Очень часто люди начинают изучение чакр с описания их визуальных образов, приведенных в тантрических текстах, которые сегодня можно найти, например, в изданиях Общества Ведической Культуры. Или с описания психологических качеств чакр и свойственных им состояний сознания. На этом пути очень просто запутаться среди многочисленных образов и характеристик, богов, энергий, таттв, стихий и т.п. И впасть в иллюзию, визуализируя, например, обязательно голубой цвет в Вишудхе, или желтый – только в солнечном сплетении. Начиная с визуализации заданного образа, т.е. «сверху», мы можем похоронить под ним свои собственные ощущения, которые при этом не всегда изменяются в соответствии с мысленным образом, а часто вытесняются и со временем проявляют себя в негативных импульсах, напряжении и болезни. Учитывая распространенную сегодня привычку подавлять свои чувства, нам кажется целесообразнее начинать практиковать «от тела», формируя вначале свой собственный визуальный образ ощущения, а лишь затем осторожно трансформируя его в соответствии с идеальными образами, представленными традицией. В этом случае мы достигаем более тесной связи между нашей сознательной визуализацией и телесным опытом, глубже вводим изменения в наше тело, а, следовательно, - и в нашу жизнь.

 

Я хочу предложить вам сейчас провести небольшой опыт визуализации образов телесных ощущений с тем, чтобы вы могли полнее воспринять смысл сказанного. Эта техника состоит из нескольких этапов: остановимся на каждом из них подробнее, а затем проделаем все вместе.

ТЕХНИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ «ЧАКР ТЕЛА».

 

1. Постарайтесь ощутить, что вы чувствуете сейчас в какой-либо области тела, например, в грудной клетке. Я предлагаю начать с этой области, соответствующей «Анахата-чакре», т.к. ощущения здесь, как правило, наиболее доступны и менее всего подвергаются цензуре сознания. Итак, ЧТО ЖЕ ВЫ СЕЙЧАС ЧУВСТВУЕТЕ В ОБЛАСТИ ГРУДИ? Если ощущения, которые вы имеете сейчас трудно поддаются описанию, вспомните какие-либо переживания из недавнего прошлого, связанные с интенсивными телесными чувствами. Лучше, если это будут приятные переживания, хотя многие люди любят вспоминать «что-то щемящее» или «леденящее» душу.

2. Постарайтесь осознать это ощущение как можно более четко, а затем подумайте, КАКОЙ ЦВЕТ БЫЛ БЫ ПОДХОДЯЩИМ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ХАРАКТЕРА ЭТОГО ОЩУЩЕНИЯ? Если вам трудно сразу выбрать подходящий цвет, подумайте вначале, какой цвет вам нравится. Какие еще цвета вам нравятся, а какие нет? Можете использовать цвета окружающих предметов, для «опоры» сознания, безотносительно к качествам самих предметов. Можно использовать листы цветной бумаги для тренировки восприятия цвета. Однако, затем обязательно получите мысленное представление цвета, соответствующего на ваш взгляд, ощущению в области грудной клетки.

3. Подумайте о том, КАКОЕ МЕСТО В ВООБРАЖАЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАНИМАЕТ ТОТ ЦВЕТ? Большой он или маленький? Если это трудно понять, подумайте, каким бы он был, если бы вы хотели его изобразить руками, жестами? Люди обычно легче показывают подобные вещи, разводя руками, чем произнос

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка финансовой устойчивости бизнеса | Капитал




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.