Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д. Стрэттон






ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР (Резюме)1

Джордж М.Стрэттон2 в 1897 году впервые исследовал эффекты, воз­никающие при длительном ношении очков, перевертывающих зрительный мир. Эти исследования он проводил в Калифорнийском университете, где основал психологическую лабораторию. Он сам носил очки в течение вось­ми дней на одном правом глазу, левый был закрыт непрозрачным стеклом. Оптический эффект состоял в полном перевертывании зрительного мира обратно и восстановлении правой и левой сторон.

Стрэттон описал сильную мгновенную дезориентацию при одевании очков. Координации между зрением и движениями были совершенно на­рушены. Он ошибался в направлении, пытаясь взять зрительно восприни­маемый объект, и слышал звуки, идущие со стороны, противоположной зри­тельно воспринимаемому источнику. Требовалось большое количество проб и ошибок, чтобы правильно выполнять такие действия, как поднесение вил­ки ко рту. Примерно после трех дней дезориентация уменьшилась, и к кон­цу восьмого дня образовались новые зрительно-моторные координации. С течением времени он все меньше осознавал, что зрительный мир перевер­нут. После снятия очков адаптация снова расстраивалась, так что снова на­блюдалась некоторая степень нарушения ориентировки в прежней, но те­перь казавшейся не совсем нормальной обстановке. К счастью, этот эффект быстро прошел.

Ф.В.Снайдер и Н.Х.Пронка3 повторили этот эксперимент: их испы­туемый носил переворачивающие очки в течение тридцати дней. Перед, во время и после этого периода было проведено большое количество тес-

1 Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Ми-
халевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 349—352.

2 См. Stratton G.M. Vision Without Inversion of the Retinal Image // Psychol. Rev.
1897. № 4. P. 341—360.

3 Cm. Snyder F.W., Pronko NJ{. Vision With Spatial Inversion. Wichita: University of
Wichita, 1952.



Тема 7. Человек как субъект познания


 


600

500 ■

400 -

зоо -

200 -

100 -

ными, пока вы не спросили о них. Теперь, когда я вспоминаю, как они действительно выглядели раньше, без очков, я должен ответить, что они действительно кажутся теперь перевернутыми вверх ногами. Однако до вашего вопроса я совершенно не отдавал себе отчета, стоит мир прямо или вверх ногами». Процесс, благодаря которому испытуемый, носящий очки, научается видеть мир правильно, далеко не ясен. Это, конечно, не обычный процесс сознательного, целенаправленного научения. Испытуемый ничего не гово­рит о таком процессе в течение адаптационного периода. Не похоже так­же, чтобы столь сложная задача могла быть решена таким простым спо­собом. Р.Хелд и Дж.Рекош1 на основе своих исследований предложили возможный механизм описанного явления. Их испытуемые, помещенные внутрь большого барабана, смотрели через линзы, искривляющие прямые линии, на случайные распределения точек; последние сплошь покрывали внутреннюю поверхность барабана. Самым замечательным в этом экспе­рименте было то, что распределения точек выглядели через очки точно так же, как и без них, так что испытуемые не подозревали о каких-либо иска-

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.