Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пробуждение я






 

Мышление заполняет существо ребенка с самого начала. Оно существует и действует, но пока еще не имеет возможности проявить себя. Оно обитает в сокровенных глубинах существа ребенка, которое в первые два года занято близостью тела, его чувственными впечатлениями, его ощущениями и чувствами. Терновая изгородь, за которой в замке головы спит мышление, вырастает из многообразия первых переживаний. Лишь случайно, иногда даже в раннем младенчестве, оно может пробуждаться почти ощутимо, но, не произнося ни слова. Это происходит, когда спяще-грезящее существование маленького ребенка прерывается мучительной болезнью. Тогда глаза ребенка пробуждаются и становятся глубоко серьезными посланцами его индивидуальности. Я и сам часто наблюдал подобные случаи. Мать, ребенок которой был прооперирован в возрасте шести месяцев, так описала мне это: «Она тихая и мирная, все еще серьезная, но явно вне своего возраста, то есть совсем уже человек. Младенец почти отошел на задний план. Это можно наблюдать лишь с уважением и любовью». Как только болезнь отступает, малыш появляется снова, и мышление уходит до тех пор, пока не возникнет вновь в течение третьего года и не начнет проявлять свою деятельность с помощью речи, памяти и фантазии.

Мышление - оно как спящая красавица, пробужденная поцелуем принца. Этот феномен проявляется в каждом ребенке в течение третьего года его жизни и относится к наиболее таинственным событиям, происходящим в царстве человеческой души. Индивидуальность растущего ребенка прорывается сквозь терновую изгородь ежедневных переживаний и пробуждает его дремлющее мышление. И в тот момент, когда они сталкиваются лицом к лицу, впервые пробуждается сознание собственного Я. Это особое мгновение, о котором некоторые взрослые все еще помнят, является поворотной точкой в жизни человека. Начиная с этого момента, существует неразрывная нить памяти, несущая непрерывность сознания своего Я. Даже если многое из этого забывается в последующие годы, остается смутное чувство единства собственной личности, простирающееся назад до этой точки во времени. За ней находится раннее детство, скрытое во мраке.

В своей автобиографии издатель и писатель Карл Раух (Rauch) захватывающе описывает этот особенный момент: «В моей памяти сохранился отчетливый образ весеннего дня. Мне, должно быть, около трех лет, и я нахожусь среди других детей. Светило солнце, было позднее утро. К нам приехали двоюродные братья и сестры. Должно быть, это был день рожденья одного из многочисленных детей в нашей семье. Мы шумно играли среди цветочных клумб, а затем побежали через широкий участок земли, который должен был быть вскоре вскопан, через весь сад к канаве, где проклевывалась первая зеленая травка, между которой в изобилии рос розовато-коричневый белокопытник. Я все еще отчетливо помню, как Л бежал, ясно вижу мою старшую сестру, бегущую впереди меня как лидер всей ватаги несущихся вперед детей. И когда я сегодня вспоминаю это, я совершенно сознательно чувствую, как я внезапно остановился, оглянулся назад и увидел позади около дюжины детей, мчащихся наперегонки. Как только я вновь повернулся вперед по направлению к моей сестре и канаве, ко мне пришло впервые прорвавшееся и духовно-ясное сознание себя самого, и вспыхнула мысль: «Я - это я, Я - впереди меня моя сестра, позади все остальные, но здесь - Я, я сам». А затем гонка продолжилась. Я догнал сестру, быстро на бегу схватил ее за руку и обогнал ее. Сразу же после этого все вновь пропало, охваченное суматохой толпы играющих детей...»43

Внезапно, неожиданно и непредсказуемо эта молния познания ударяет в детскую душу посреди бешеной игры, и с этого момента с ним остается сознание своей собственной личности.

Мориц Карье (Carriere) описывает этот же феномен так: «Отделять себя от мира, противопоставлять себя внешним предметам и осознавать себя я начал позднее (после двух лет). Я стоял во дворе на улице (я и сегодня могу показать точное место). Я был немного удивлен этим событием, или, скорее, этим действием». 44

А Жан Поль (Faul) описал этот момент, пожалуй, наиболее красиво: «Никогда я не забуду то явление, о котором прежде никому не рассказывал, когда я стоял на пороге рождения сознания себя самого. Я могу назвать время и место этого события. Однажды утром я - маленький ребенок - стоял перед входной дверью и смотрел влево на кучу дров, как вдруг внезапно внутреннее видение того, что я - это Я, сверкнуло передо мной как вспышка молнии с небес и с тех пор осталось сиять. Здесь мое Я увидело себя впервые и навсегда. Здесь вряд ли можно думать об обмане памяти, ибо никакой рассказ не может смешаться с тем, что произошло не где-то, а за покрывалом святая святых человеческой души, обновление которой придало постоянный характер подобным ежедневным обстоятельствам.»

Поэт до конца понимает и осознает это событие, происходящее в «святая святых человеческой души», где невеста «Познание» пробуждается ото сна царским сыном - «Индивидуальностью». С этого момента они остаются едины как брат и сестра до самой смерти.

В пробуждении мышления становится ясным нечто, что не было столь очевидно в случае с ходьбой и говорением, а именно, что все эти три способности преобразовались из предземных видов деятельности для того, чтобы у ребенка появились земные одежды. Рудольф Штайнер дал по этому поводу конкретные указания. В течение эмбрионального периода эти три высшие человеческие способности формируют некую куколку, чтобы шаг за шагом появиться из нее после рождения. Ибо до зачатия, в жизни до рождения ходьба, говорение и мышление были тремя духовными способностями, данными человеку в его духовном существовании.

Спящее мышление пробуждается по зову личности, которая находит себя. Те, кто помнят этот момент, во всех деталях видят обстоятельства, сопровождавшие его. Запоминается все до последней детали, потому что впечатление настолько сильно и прочно, что ни одна его часть не может быть забыта.

С этого момента ребенок с полным сознанием говорит о себе «Я», потому что он чувствует, что это слово уже больше не имя, а «имя имен».

Все, что имеет имя, в некоторой степени имеет и Я. Однако человек знает это и способен выразить свое знание; он называет себя не как вещь или существо, но как самую сокровенную часть всего сущего, которая в пробудившемся мышлении научилась осознавать себя как «Я».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.