Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память: приметить, припомнить, вспомнить






 

Вторая сфера, в которую должен «врасти» ребенок на третьем году жизни - это царство воспоминаний и памяти. В течение третьего года развитие памяти как способности получает решающий импульс и занимает надлежащее место. К концу третьего года память совершенствуется настолько, что становится фундаментальной частью переживания сознания. С этого времени последовательность воспоминаний постепенно становится неразрывной нитью ежедневных переживаний.

Хотя развитие памяти имеет чрезвычайно важное значение для пробуждения мышления, эти две душевные деятельности кардинально различаются между собой. Процесс развития памяти у маленького ребенка несет в себе множество пока не раскрытых проблем. Однако в основных чертах вопрос развития памяти в наши дни открыт для изучения, в особенности на той основе, о которой говорил Рудольф Штайнер. Он описал однажды33, как в развитии истории человечества происходило трехчленное преобразование памяти как способности. В первобытные времена Атлантиды оно началось с формирования локализованной памяти.

«Если в то время, о котором я говорю, кто-нибудь попал бы в область, населенную людьми, которые все еще осознавали свою голову, грудь, сердце и конечности, то он увидел бы со всех сторон маленькие вешки, воткнутые в землю и помеченные каким-то знаком, то там, то тут замечал бы значки, нацарапанные на стенах. Во всех населенных регионах были беспорядочно разбросаны подобные пометки, ибо у людей не было еще мысленной памяти. Когда что-то где-то случалось, человек оставлял некую памятку об этом событии и, возвращаясь на это место, вновь переживал происшедшее благодаря отметке, которую сделал.»

За локализованной памятью последовала ритмическая память. «Человек почувствовал необходимость воспроизводить внутри себя то, что он слышал, таким образом, чтобы появлялся некий ритм. Например, исходя из своего переживания коровы, он называл ее не просто «му», а «му-ку» или «му-му-ку». То есть его восприятие накапливалось, накладываясь одно на другое, формируя ритм».

Третью форму памяти Рудольф Штайнер назвал «временным воспоминанием», «когда прежде всего выступает то, что в плачевной абстрактности современного человека самоочевидно: временная память, когда мы воспроизводим что-то как некую картинку; когда мы больше не переживаем восстановления чего-либо, что должно снова воспрянуть, пробудившись в ритмическом повторении и неосознанной или полуосознанной деятельности».33

Во время перехода из атлантической культурной эпохи в постатлантическую, примерно 8000 лет до Р. Х., локализованная память сменилась ритмической. Когда высшие культуры Малой Азии сменились греческой культурой, что имело место приблизительна в то время, когда происходила Троянская война и закладывались основы европейской культуры, ритмическая память сменилась образными воспоминаниями.

Совершенно очевидно, что локализованная память устанавливается через наши конечности с помощью пометок, оставляемых вокруг. Маши руки строят примитивные и простые воспоминания. Ритмическая память использует элемент речи и песни. И, наконец, образная или временная память принадлежит голове. Соответственно эти три формы памяти развиваются по восходящей линии от движения конечностей через моторную активность речи к голове, находящейся в покое.

Примечательно, что в немецком языке все еще существуют слова, указывающие на эти формы памяти. Так, есть слово «merken» (отмечать, замечать), которое встречается в словах «Marke» (марка, опознавательный знак, отметка), «Markierung» (маркировка), «Markstein» (межевой камень, веха). Я отмечаю (замечаю) что-то, делая для себя замечание (пометку) об этом или находя вовне отметку (веху) для этого.

Второе слово «Besinnen» (припоминать), которое произошло от «Sinnen» (размышление), то есть «ве-» (повторяющееся) «-sinnen» (размышление). Звук уже содержит ритмический элемент, который может превратиться из внутреннего «sinnen» во внешнее «singen» (петь). Сюда относятся песни и саги - эти ритмически декламируемые эпические произведения, вызывающие в слушателе ритмическую память. Начиная от Бхагавадгиты до поэм Гомера и Песни о Нибелунгах, эти творения формировали и вылепляли ритмическую память.

Третье слово - «Erinnern" (вспоминать). То, что было заложено в глубины души (Innere), теперь вновь восходит в виде «Erinnerung» (воспоминания).34 Эта форма памяти и преобладает в наше время, что хорошо известно.

Для того чтобы отразить всю целостность памяти, мы можем нарисовать следующую схему:

1-й шаг: Локализованное воспоминание

=«отмечать» (merken)

Память: 2-й шаг: Ритмическое воспоминание

=«размышлять» (besinnen)

3-й шаг: Образное воспоминание

=«вспоминать» (erinnern)

Эти три стадии поразительно четко очерчены в развитии памяти маленького ребенка. Карл Бюлер подразумевал нечто подобное, когда говорил следующее: «То, что мы различаем абстрактно как путь, идущий снизу вверх и минующий ступени определенных фаз, ребенок проходит в действительности в процессе развития деятельности памяти. Это значит, что мы сначала можем открывать для себя смутные знакомые впечатления... затем - переживания более определенного узнавания и, наконец, законченные воспоминания, упорядоченные в соответствии с пространством, временем и логикой.»35 Бюлер в общих чертах описывает то, что ясно проявляется в описании Рудольфом Штайнером явления трехчленности памяти.

В течение первого года жизни ребенок наполнен локализованной памятью. Он переживает описанные Бюлером впечатления того, что окружающие предметы и явления ему знакомы: лицо матери, появляющееся снова и снова, маленькая сестренка, склонившаяся над его колыбелью, смена света и тени. Здесь «пометки» появляются извне и, пока еще смутно, формируют основу способности «примечать» (merken).

На второй год, когда развивается речь, начинает формироваться ритмическая память. Слова, которые узнает ребенок, и новые формы движения теперь повторяются снова и снова до изнеможения. Книжка с картинками достается вновь и вновь и присмотр ее сопровождается только что выученными звуками. В течение второго года жизни ребенком владеет ритм, и он постоянно повторяет все, что делает. Кроме того, расширяется локализованная память. Какие-то места с радостью разыскиваются, другие с трепетом избегаются, потому что с ними связаны определенные воспоминания. В то же самое время возникают зачатки третьей формы памяти. «Эти первые следы возникающих в памяти представлений, даже если они лишь мимолетны, появляются уже, начиная со второго года. Однако примерно к середине второго года жизни начинают возникать и более продолжительные воспоминания. Здесь наибольшее значение приобретают 24-часовые периоды». Так это описывает Штерн, 36 который совершенно справедливо указывает на периодичность, потому что образные воспоминания все еще напоминают тени, по сравнению с живым переживанием ритмических воспоминаний.

Когда двухлетний ребенок настойчиво требует, чтобы одни и те же события происходили каждый день в одно и то же время, или чтобы сказка каждый раз повторялась с теми же интонациями и эмоциональными оттенками, это значит, что так проявляет себя ритмическая память, которая управляет этим возрастом.

К концу третьего года возникновение образов и представлений в памяти становится все более частым, и они все активнее включаются во всю целостность воспоминаний. Способности отмечать и припоминать постепенно вытесняются третьей формой памяти.

Теперь ребенок учится запоминать то, что сообщается ему при помощи речи, и становится восприимчив к обучению и к замечаниям, которые ему делаются. Все эти способности уже являются результатом пробуждения мышления. Впоследствии об этом будет рассказано подробнее.

В это время ребенок впервые познает образ своего прошлого, потому что в его душе начинает разворачиваться сила рефлексии. Штерн довольно убедительно описывает это так: «Мы уже неоднократно подчеркивали, что у ребенка появляется пока еще смутное знакомство со своим прошлым. Действительно, он обязан своему прошлому и его последствиям всем, что знает и умеет, но он пока еще не способен взглянуть на него... В тумане, скрывающем прошлое ребенка от его сознания, то там, то здесь появляются слабые, неясные и мимолетные светлые пятна. Со временем они становятся все более явными, разнообразными и частыми, а позднее соединяются в большие группы.... Однако проходит много лет, прежде чем эти отдельные части объединяются и упорядочиваются в единое целое, дающее ребенку связную картину пережитого.»37

Таким образом, к концу третьего года жизни формируется память как обрамление для индивидуального опыта личности. Ребенок, чье прошлое постепенно начинает проявляться для него самого, пока еще далек от того, чтобы осознать себя как личность. Поначалу есть лишь смутное ощущение этого, но, в отличие от ребенка меньшего возраста, оно все-таки уже существует. Скрытые формы его экзистенции проблескивают для него лишь в процессе узнавания предметов и ситуаций или в ритмическом повторении действий (сюда относится и проговаривание).

Таким образом, становление памяти становится одной из важнейших предпосылок для переживания ребенком своей собственной личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.