Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История ассоциативно-метафорических карт

 

Первая колода метафорических ассоциативных карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Эта колода карт получила название «ОН» (междометие, в английском языке выражающее удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента.

Эли Раман (Е1у Rатап)

Эли Раман, создатель «О-карт», жил со своей женой Джоан Лоуренс в штате Виктория на тихоокеанском побережье Канады. «О-карты» являлись центральной фигурой и изобретением в жизни этой пары.

В течение многих лет преподавания в Университете Ратгерс в Нью-Джерси Эли Раман исследовал наиболее предпочтительную, по его мнению, форму самовыражения, которую он называл «переменной структурой». К 1975 эта тема в его творчестве вместе с его давним увлечением игрой в карты легла в основу создания «О-карт». Картины карточного формата, созданные Эли Раманом, вдруг стали для него сильнейшим толчком развития и творчества, которые привели в результате к созданию уникальной «переменной структуры», которая может постоянно изменяться. Это уникальное изобретение, состоящее из колоды картин и рамочной колоды слов, получило название «О-карты» от английского междометия О!, что обозначает выражение удивления.

«Все эти карты, которые могут поместиться в кармане, могут поместиться в руке, имеют бесконечное число вариаций и способов использования и приглашают стать сопричастным к искусству. Одним из пожеланий и устремлений Эли было сокращение расстояния между зрителем и искусством, с которым можно познакомиться только в галереях и музеях. Это устремление также повлияло на создание этих уникальных колод метафорических карт.»

 

В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.

 

 

Моритц Эгетмейер (Moritz Egetmeyer)

«Хотя я этого не предполагал и не планировал, но получилось так, что карты «О» стали смыслом моей жизни. Впрочем, в моей жизни много происходило такого, чего предвидеть невозможно.Уже в период учебы в гуманитарном университете, мой идеализм порядком усох. Еще удавалось - не без труда – воспарять духом, но размах был уж не тот, да и свобода маневра ограничена.

И вот тогда я открыл для себя карты «О»!

Эли Раман и я были друзьями. Эли был художником и интересовался психотерапией. Что касается меня, то я получил довольно эклектичное терапевтическое образование и питал интерес к искусству. Моя душа давно уже была открыта живописи. Мы с Эли прибыли из совершенно разных мест в одну определенную точку, а, встретившись, сразу ощутили какую-то гармонию и резонанс.

Географически, мы, независимо друг от друга, попали на остров у Канадского побережья Тихого океана. Остров называется Кортес - в честь открывшего его испанского мореплавателя. Нашу встречу явно можно подвести под действие Юнговского закона синхронии, ибо Эли рос в Мексике, говорил по-испански, я же прибыл из Европы.

Его карты «О» показались мне прекрасным инструментом для подлинного самовыражения и аутентичного психотерапевтического раскрытия. В моем терапевтическом образовании целью всегда являлась именно аутентичность. Таким образом, эти три составляющих: Эли, карты «О» и я легко сформировали многообещающий треугольник. В последующие 24 года, вплоть до смерти Эли, эта устойчивая геометрическая фигура оставалась каркасом плодотворного союза. Я стал издателем «О» карт.

Карты «О» стали исходным пунктом нового направления - ассоциативных метафорических карт, они породили множество других карточных колод. С годами карты «О» были переведены на 21 язык по всему миру. Моей задачей было предоставить карты «О» для перевода на другие языки, а соответственно и познакомиться с людьми, занимающимися этим делом.

Сама природа карт «О» не совместима с какой бы то ни было догматикой. Они являются приятным в использовании инструментом, открытой системой, которую многие люди могут сделать своей. Не только психотерапевты, но также преподаватели живописи, литераторы, командные тренеры и многие другие люди, принадлежащие к многочисленным обучающим и помогающим профессиям. Карты «О» - это звезда со многими лучами. Они могут освещать все вокруг и привести к озарению, способствовать повышению уровня самосознания».

Сегодня карты «О» переведены на многие языки (21), в том числе и на русский, а кроме них существует еще 16 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Карты были приняты с воодушевлением, как специалистами помогающих профессий (психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и социальными работниками), так и широким кругом людей интересующихся самопознанием и саморазвитием. Метафорические ассоциативные карты стали использоваться специалистами как удобный и качественный визуальный материал для проекции психологических феноменов человека.

Метафорические ассоциативные карты используются на индивидуальных консультациях и терапевтических сессиях, в тренингах, интерактивных беседах, на практических занятиях, являются профессиональным помощником психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.

В конце стоит отметить некоторые преимущества работы с картами. Они пробуждают и стимулируют следующие внутренние процессы:

1. Обход рационального мышления

2. Помощь в создании диалога между внешним и внутренним.

3. Карты/образы помогают нам выразить, сформулировать и конкретизировать события.

4. Карты / образы дают возможность для ассоциаций и проекции.

5. Комплексность процесса снижает наши защиты.

 

Подводя итог, стоит напомнить о важном принципе проекции: приоритет проецируемого содержания над тем объектом, который послужил предметом проекции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Передмова.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.