Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определите роль Маастрихтского договора в построении валютного и экономического союза






Роль Маастрихтского договора в построении валютного и экономического союза велика т.к. ключевым разделом Маастрихтского договора являются положения о создании экономического и валютного союза. Конкретно, договор:

1) заложил прочную правовую основу экономического и валютного союза и единой валюты;

2) определил институциональную структуру экономического и валютного союза;

3) установил точный график перехода к экономическому и валютному союзу;

4) утвердил четыре критерия конвергенции макроэкономических показателей, которые являются обязательными условиями вступления стран-членов ЕС в экономический и валютный союз;

5) определил приоритеты единой кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза;

6) предусмотрел систему временных исключений для тех стран, которые присоединятся к зоне единой валюты позднее.

Определяющую роль сыграла последовательная позиция Европейской комиссии, тщательно подготовившей и успешно осуществлявшей конкретную программу перехода к экономическому и валютному союзу и единой валюте, которая получила название евро.

В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз создается в три этапа.

Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — этап становления экономического и валютного союза ЕС. В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском союзе.

Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным событием в создании организационной структуры для перехода на единую валюту стало учреждение Европейского валютного института, выступавшего как предтеча Европейского Центрального банка (ЕЦБ)

Третий этап (1 января 1999 г. — 1 июля 2002 г.) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту

 

110 перечислите критерии вступления государств в экономический и валютный союз, которые были определены в Маастрихском договоре.

Поскольку экономический и валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:

· уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1, 5%;

· долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;

· национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2, 25%, предусмотренных Европейской валютной системой;

· дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;

· государственный долг - не выше 60% от ВВП.

Названные критерии конвергенции как надежное средство обеспечения стабильной макроэкономической среды были призваны стать объективной основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для всех стран, желающих в перспективе вступить в Экономический Валютный Союз.

 


111.Розкрийте етапи впровадження Євро.

Соглашение о создании европейского экономического содружества(ЕЭС) было подписано в 1957 году Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией и ФРГ.

В 1962 году в меморандуме европейского содружества впервые было сказано о необходимости единой финансовой политики Европе. Выдвигается идея " валютной змеи", то есть фиксации обменных курсов валют стран ЕС в определенном диапазоне. Осуществлению этого плана помешал энергетический кризис 1972 года, вызванный резким ростом цен на нефть.

В 1979 году идея " валютной змеи" была реализована создана Европейская валютная система. Центробанки ЕС заключили соглашение об ограничении колебаний валютных курсов. Введенный прообраз евро единственная расчетная валюта ЭКЮ(ECU).

В дальнейшем эти идеи получили развитие в Единственном європейському акте(Single European Act) 1986 года и Маастрихтском договоре(Treaty on European Union) 1992 года, что формально заложили основы Экономического и валютного союза(Economic and Monetary Union, EMU) и единственной европейской валюты. Важнейшие из положений Маастрихтского договора касались экономической и финансовой политики, конечной целью которой было введение в странах ЕС единственной валюты. Соглашение предусматривало график введения единственной валюты и общие правила в области государственного бюджета, инфляции и процентных ставок для всех членов будущего валютного союза.

В 1994 году во Франкфурте-на-Майне был установлен Европейский валютный институт, в задание которого входило руководство проектом создания единственной валюты и наблюдения за экономическими процессами в странах-членах ЕС. Официальный сценарий перехода к единственной валюте был принят на саммите в Мадриде 15-16 декабря 1995 года, также было установлено название новой валюты " евро".

В 1997-1998 годах был проведенный конкурс в несколько туров на лучший дизайн имеющихся евро, победителем которого стал Роберт Калина, главный дизайнер Центрального банка Австрии. В феврале 1998 года дизайн и спецификации банкнот были одобрены Советом Европейского валютного союза. В августе 1998 года были проведены основные испытания по печати всех номиналов банкнот для окончательного решения проблем выпуска.

1 июня 1998 года был основан Европейский Центральный Банк(ЄЦБ). Его штаб-квартира находится во Франкфурте-на-Майне, Германия. Заданиями банку являются поддержка ценовой стабильности и проведение единой монетарной политики на всей территории еврозоны. Введение евро происходило постепенно: сначала в безналичный оборот, потом были выпущены имеющиеся купюры.

1 января 1999 года в 00.00 часов за европейским временем страны европейского Экономического и валютного союза(ЄВС) ввели единственную валюту евро(EUR) и начали использоваться ее для безналичных расчетов. С этого момента жестко зафиксировались курсы национальных валют стран участниц по отношению к евро, а евро стала самостоятельной полноправной денежной единицей. На этом этапе параллельно и равноправно функционировали и евро и национальные валюты. Торги по евро начались 4 января 1999 года.

1 января 2001 года Греция присоединилась к зоне евро и стала 12-й страной, которая утвердила на своей территории единственную европейскую валюту.

С 1 января 2002 года в течение срока, который каждая страна определила самостоятельно(но не больше шести месяцев), в обращении было введенных банкнот и монет в евро, которые замещают бывших банкнот и монет в национальных денежных единицах. В течение полугода старых национальных банкнот и монет еще могло вращаться наравне с евро. Однако после 1 июня 2002 года евро становится единственным законным платежным средством в странах Еврозоны.


112.Розкажіть про Європейську систему центральних банків, її функції та роль у провадженні монетарної політики.

Вместе с вводом общей валюты была создана Европейская Система Центральных Банков(ЕСЦБ), которая состоит из Европейского Центрального Банка(ЄЦБ) и национальных центральных банков, которые действуют на основании постановлений и инструкций ЕЦБ. ЕЦБ владеет такой правоспособностью, которую каждая из государств-членов ЕВС признает юридическими лицами. ЕСЦБ действует на основе принципа субсидиарности. Централизовано принимаются лишь те решения, которые являются необходимыми для нормального функционирования ЕВС.

Главной целью ЕСЦБ является поддержка стабильности цен. Кроме того, ЄСЦБ способствует проведению общей экономической политики, помогая Содружеству достичь своих целей.

К основным заданиям, которые выполняет ЕСЦБ, принадлежат: выработка и реализация валютной политики Содружества, проведения валютных операций, хранения официальных валютных резервов государств-членов и управления ими, поддержка нормального функционирования платежных систем.

РЕЦБ имеет исключительное право давать согласие на эмиссию банкнот евро. Таких банкнот могут быть эмитированы ЕЦБ и национальными центральными банками.

К заданиям центральных банков государств-членов ЕВС, которые входят в состав ЕСЦБ, принадлежат, между прочим, эмиссия банкнот на заказ ЕЦБ, проведение операций на открытом рынке, сбора данных для ЕЦБ о макроэкономической ситуации в данной стране.

Выполняя свои полномочия, задания и обязанности, ни ЕЦБ, ни центральные банки государств-членов и члены их руководящих органов не могут требовать или получать инструкций от институций или органов Содружества, от правительств государств-членов или каких-то других органов.

ЕЦБ уполномочен давать рекомендации и выражать свои мнения соответствующим институциям, органам Содружества или органам власти государств-членов по делам, что принадлежат к его компетенции, принимать решение и выдавать регламенты, необходимые для выполнения своих заданий. Эти полномочия существуют для выполнения заданий доверенных ЄЦБ и охватывают выработку и реализацию политики ЕВС, кредитную дисциплину и обязанность поддержания резервов в национальных центральных банках.

ЕЦБ принимает решения, связанные с внутренним функционированием ЕВС, зато, регулирование курса евро относительно курсов валют государств-членов, которые не вступили к ЕВС, принадлежит к компетенции Европейского Совета. Во время саммита в Амстердаме Европейский Совет утвердил принципы нового механизма валютных курсов, т.н. ЕВС ІІ. Его функционирование привязывает курсы валют государств ЕС, которые не являются членами ЕВС, к курсу евро. Центральный паритет валют этих государств может колебаться в коридоре ±15% относительно общей валюты.

Европейским Центральным Банком руководит Совет ЄЦБ, который состоит из Правления(6 лиц) и председателей центральных банков государств-членов ЕВС. Президента, вице-президента и других членов Правления назначают из лиц с признанным авторитетом и значительным профессиональным опытом в валютной и банковой сферах, по общему согласию правительств государств-членов, выраженному на уровне глав государств или правительств. Срок их полномочий длится восемь лет и не возобновляется. Лишь граждане государств-членов могут стать членами Правления.

Совет ЄЦБ определяет направления денежной политики, а также устанавливает величину основных процентных ставок. Правление, зато, обязанное реализовывать эту политику, а также давать инструкции центральным банкам.

Первым президентом ЕЦБ, открытие которого состоялось в июле в 1998 г., стал президент ЕВЕ, голландец Вим Дуйзенберг. Штаб-квартира ЕЦБ расположена во Франкфурте-на-Майне.

ЕЦБ использует агрегат М3 денежной массы как ранний показатель изменения уровня цен.

Инструментарий ЕСЦБ можно разделить на три главных группы:

а) Операции на открытом рынке: покупка(экспансивная монетарная политика) и продажа(рестриктивная монетарная политика) ценных бумаг центробанком на открытом рынке.

1) Главный инструмент рефинансирования: тендеры на покупку/продажа высоколиквидных активов или на операции " репо" (процентная ставка 2, 5 %)

2) Долгосрочные операции рефинансирования(трехмесячное рефинансирование)

3) Операции с целью " тонкого" регулирования: операции спорадического типа

4) Структурные операции

б) Постоянные фацілітети: частные банки могут проводить с ними операции будь какое время по собственной инициативе и без любых ограничений.

1) Кредиты " овернайт" (процентная ставка 3, 5 %)

2) Фацілітет на вклады(процентная ставка 1, 5 %): Вклад остаточных денег

в) Минимальное резервирование: Кредитные институты обязаны держать минимальные резервы на счетах центробанков. Минимальные резервы подсчитываются за формулой " минимальные резервные ставки", умножить на расчетную базу кредитного института.

г) " Кредитор последней инстанции": центробанки могут выполняют в банковских кризисах функции кредиторов последней инстанции.


113. Охарактеризуйте курсово-інтервенційний механізм створення ЕВС.

Курсово-интервенционный механизм. Коридор колебаний рыночных курсов между валютами стран Содружества был четко определен. Эти курсы могли отклоняться к ±2, 25% (или ±6% для слабых стран, например, Испании и Португалии) от двусторонних центральных курсов. Этот коридор в результате многочисленных кризисов и проблем, связанных с содержанием колебаний курсов валют в настолько узких пределах был в 1993 году расширенный к ±15%. Это должно было предотвратить отказ государств Содружества от участия в ЕВС.

Принудительные интервенции центральных банков на валютных рынках заключались в том, что если курс одной валюты по отношению к другой слишком рос или падал, то центральные банки заинтересованных государств были обязаны принять соответствующие меры. К 1993 году принудительных интервенций было немного, поскольку банки вмешивались заранее, еще перед тем, как курс достигал границы коридора допустимых колебаний. Лишь в случае, когда интервенции не приносили желаемых результатов, возможна была смена центральных курсов между ЭКЮ и валютами государств-членов, однако, лишь путем выравнивания паритетов с согласия всех заинтересованных правительств.

114. Визначте основні положення Маастрихтського договору.

Маастрихтский договор — договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Суть Маастрихтского договора сводилась к достижению пяти основных целей:

- от построенного, в основном, единого рынка идти дальше, к экономическому и валютному союзу;

- придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики;

- преобразовать Европейское экономическое сообщество в Европейское сообщество, расширив круг его компетенции за счет новых сфер деятельности;

- дополнить наднациональное интеграционное строительство в рамках институтов Сообщества («первая опора») постоянным сотрудничеством в области внешней политики и безопасности («вторая опора») и в области юстиции и внутренних дел («третья опора»);

- объединить все три опоры в рамках единой системы Европейского Союза.

Маастрихтский договор -- продукт компромисса различных интересов и взглядов на интеграционный процесс и перспективы его дальнейшего развития. В свете этого неудивительно, что он представляет собой сложнейшую юридическую конструкцию, которая подверглась справедливой критике как нечто непостижимое для рядового гражданина.

Даже среди специалистов и самих творцов Договора нет единства в понимании его сущности и конкретных положений. Внутренняя противоречивость Договора была одной из главных причин тех трудностей, с которыми была сопряжена его ратификация.

Ключевым разделом Маастрихтского договора являются положения о создании экономического и валютного союза. Конкретно, договор:

1) заложил прочную правовую основу экономического и валютного союза и единой валюты;

2) определил институциональную структуру экономического и валютного союза;

3) установил точный график перехода к экономическому и валютному союзу;

4) утвердил четыре критерия конвергенции макроэкономических показателей, которые являются обязательными условиями вступления стран-членов ЕС в экономический и валютный союз;

5) определил приоритеты единой кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза;

6) предусмотрел систему временных исключений для тех стран, которые присоединятся к зоне единой валюты позднее.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз:

· Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

· Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

· Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

· Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1.5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

· Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией


115. Коли було започатковано регіональну політику співпраці у Західній Європі? Хто працював над концепцією регіональної політики?

Региональная политика в странах Западной Європи начала формироваться в период Большой депрессии 1929-1933 годов как инструмент государственного регулирования экономики. Самую длинную историю региональной политики имеет Великобритания - свыше 70 лет. В большинстве же стран Западной Європи такая политика начала претворяться в жизнь после Второй мировой войны.

Особенностью региональной политики в Западной Європі является ее постепенное превращение из внутренне-национальной в наднациональную. Этот процесс связан с образованием Європейського Союза. Сам Евросоюз был создан с целью повышения эффективности ведения хозяйства и стимулирования экономического роста с помощью интеграции национальных рынков и факторов производства. ЕС компенсирует потери отдельных общественных групп и оказывает помощь в процессе их адаптации к новой ситуации. Именно для этого был разработанный механизм перераспределения, который на практике приобрел характер социальной и региональной политики. Начиная с середины 80-х годов регионы ЕС прикладывают постоянные усилия к повышению своей роли в общей структуре Союза, на расширение своих прав во всех сферах политической, общественной, экономической и культурной жизни. В настоящее время рядом с двумя уже традиционными уровнями власти - наднациональным и национальным - сформирован третий уровень - региональный. В последние годы страны-члены ЕС начинают восприниматься именно как " Європа регионов".

Специфическую концепцию региональной политики с элементами локальной интеграции выдвинул Ф. Перру. Она основана на определении " полюсов роста" и " полюсов развития", которые формируются на основе динамических отраслей производства. По мнению Ф. Перру, хозяйственные единицы, которые функционируют в таких отраслях, оказывают динамическое влияние на окружающую экономическую среду, то есть повышают спрос на продукцию пассивных отраслей(легкой промышленности, сельского и лесного хозяйства). Такие активные индукторы роста создают благоприятную экономическую среду, где возникает эффект агломерации, которая вызывается до формирования полюсов развития.

Ведущий исследователь проблем региональной политики ЕС, профессор Лімбурзького университету Маастрихта В. Молле выделяет несколько этапов європейської регионализации. 1955-1975 годы. Региональные отличия стали предметом обсуждения на конференции в Мессині. Основатели ЕС излагают озабоченность региональными проблемами, что вытекает уже из преамбулы Римского договора. Поставлено задание ликвидировать отличия в социально-экономическом развитии отдельных регионов, которые тормозят общий процесс евроинтеграции.

1975-1985 годы. Расширение ЕС за счет стран Северной Європи усилило региональные контрасты. Вот почему требования Великобритании относительно ввода изменений в європейській региональной политике получили существенную поддержку со стороны других стран, следствием чего стали большие ассигнования на развитие этого направления.

1985-1993 года знаменуют дальнейшее развитие и углубление региональной политики ЕС, который обусловливается действием двух факторов,: во-первых, стремлением к повышению эффективности экономики благодаря завершению формирования європейського рынка и, во-вторых, расширениям самого ЕС.

Основные направления региональной политики європейського содружества были изложены в феврале 1987 года в докладе Європейської комиссии под названием " Единственные акты должны иметь успех: новые перспективы для європейського содружества". В этом докладе отмечалось, что основная цель региональной политики - гарантировать предпринимателям любых регионов(в том числе и отсталых регионов и районов промышленного спада) равные возможности для завершения формирования единственного європейського рынка.

С 1993 года и доныне вынесена на рассмотрение(и частично решено) проблема создания экономического и валютного союза. Кроме того, возникли новые обстоятельства учитывая включение в состав ФРГ східнонімецьких земель. Следовательно это время стало периодом оформления феномена " Європа регионов", который определяет современный уровень развития межрегионального сотрудничества.

4 декабря 1996 года свыше 300 європейських регионов, в которых живет свыше 400 млн. чел. населения, приняло, исходя из стремления к дальнейшей регионализации в пределах своей страны и осознавая важность процессов евроинтеграции, Декларацию о регіоналізм в Європі.


116 Що означає «регіоналізація» інтеграційних процесів?

Регионализация это процесс экономической и политической интеграции стран одного региона с целью укрепления и интенсивного развития экономической и политической систем. Именно на процесс регионализации мы акцентируем своё внимание в данной статье. Интеграционные процессы стран и в частности - регионализация неоднозначно воспринимаются экономистами, при этом возникает много точек зрения, диаметрально противоположных в своих взглядах на данную проблему. Для того, чтобы подробнее разобраться в процессе регионализации и её воздействии на страны, участвующие в данном процессе интеграции, необходимо теоретически построить абстрактную модель регионального блока, выделить и описать силы, которые стабилизируют регионализацию стран, и силы, которые способствуют распаду регионального блока.

Для рассмотрения процесса регионализации необходимо сделать историческое отступление, чтобы увидеть развитие данного процесса в перспективе. Необходимо выделить две так называемые волны регионализации. Первая волна регионализации началась во второй половине 50-х гг. 20 в. и продлилась до середины 70-х гг. 20 в.Результатом воздействия первой волны регионализации на мировую экономику стало возникновение целого ряда экономических региональных блоков. Вот некоторые из них:

· 1957 г. Европейское экономическое сообщество

· 1957 г. Совет арабского экономического союза

· 1960 г. Европейская зона свободной торговли

· 1960 г. Латиноамериканская зона свободной торговли

· 1964 г. Арабский общий рынок

· 1967 г. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Большинство из экономических блоков первой волны оказались неэффективными и перестали существовать. Однако, как пример, европейские региональные структуры оказались более устойчивыми, и после естественного развития (воздействия второй волны регионализации) преобразовались в Европейский союз (ЕС). ЕС на данный момент является наивысшей стадией регионализации в мире: единое экономическое и политическое пространство, объединённое единой волютой.

 

117 Що собою представляє концепція спільного розвитку?

Общий рынок (Common market) – концепция экономической интеграции государств-членов Европейского Союза в рамках Европейского сообщества. Основные положения концепции общего рынка отражаются в Римском договоре о Европейском Сообществе 1957 г.

Общий рынок включает три основных элемента.

Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов.

Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной. антимонопольной, торговой и т.д.

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рыка в течение первых 12 лет после вступления Договора в силу (1958 г.). Этот период в свою очередь подразделялся на три стадии, по четыре года каждая. В течение этого времени в соответствии с подробным расписанием, осуществлялось снижение ограничений вплоть до полного устранения тарифных и нетарифных ограничений, во взаимной торговле, унификация таможенных правил и введение общего таможенного тарифа, устранение ограничений на свободу жительства и экономической деятельности, на движение капиталов внутри сообщества.

В целом процесс создания общего рынка завершился к концу 1960-х гг.

Концепция общего рынка послужила основой для реализации концепции внутреннего рынка (Internal Market), заложенной в Едином европейском акте 1986 г. и сегодня являющейся составной частью экономического и валютного союза (Economic and Monetary Union) государств-членов.

 


118 Які основні напрямки регіональної політики європейського співтовариства ви знаєте?

Формирование конкурентных преимуществ по отношению к остальному миру






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.