Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть V. Социальные и психологические проблемы, обусловленные технологией современного производства, и основы кадровой работы.






25. Проблемы организации кадровой работы и работы с персоналом в условиях современной России. Общий обзор трудового законодательства. Правила ведения кадровой документации. Планирование кадровой политики. Принципы организации социальной работы. Основные кадровые проблемы в современной России.

26. Модели экономического поведения и реальное экономическое поведение. Заработная плата. Общий обзор ситуации на рынке труда. Принципы оплаты труда. Методы материального стимулирования.

27. Планирование режима труда и отдыха персонала (общий обзор). Проектирование непроизводственной инфраструктуры (общий обзор).

28. Психологическая готовность персонала. Составляющие психологической готовности. Основные методы оценки устойчивости и работоспособности эргатических систем.

29. Социальные и психологические проблемы, обусловленные технологией современного производства. Проблемы «техностресса», их социальные последствия. Понятие «burnout» (выгорание личности).

30. Основные тенденции гуманизации современных технологий.

Заключение.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й

1. Разработка структуры управления предприятием.

2. Составление штатного расписания, должностных инструкций, квалификационных характеристик и плана подготовки персонала.

3. Определение эффективности и своевременности системы работ, построение диаграмм опасных событий, построение и расчёты сетевых, линейных, ленточных графиков.

4. Прогнозирование времени выполнения работ методом микроэлементных нормативов.

5. Построение модели информационных потоков, расчёт комплекса аппаратных и программных средств и планирование деятельности персонала для информационной технологии.

6. Инженерно-психологическая оценка пульта управления и разработка предложений по его реконструкции.

7. Разработка эскизного проекта рабочего места.

8. Разбор основных типов трудовых конфликтов.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е Л А Б О Р А Т О Р Н Ы Х З А Н Я Т И Й

1. Антропометрический практикум.

2. Измерение времени различных сенсомоторных реакций.

3. Оценка динамики утомляемости.

4. Изучение особенностей зрительного восприятия.

5. Зрительные иллюзии и оценка безошибочности действий в различных системах визуального контроля.

6. Изучение особенностей слухового восприятия и методов психоакустики.

7. Исследование свойств осязания и кинестетической чувствительности.

8. Анализ темпоральных характеристик речи.

9. Исследование свойств памяти.

10. Исследование внимания.

11. Изучение конфигурации персонального пространства.

12. Изучение структуры субъективного времени.

13. Изучение методов оценки функционального состояния человека.

14. Измерение и оценка характеристик рабочей среды.

15. Анализ взаимодействия в группе и описание структуры взаимоотношений.

16. Моделирование деятельности человека по управлению динамическими объектами.

17. Моделирование поведения оператора в условиях дефицита времени.

18. Ознакомление с современными средствами multi-media.

19. Ознакомление с возможностями компьютерной графики.

20. Ознакомление с компьютерными методиками обучения.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р А К Т И К У М А

Экскурсии в целях общего ознакомления с различными типами организации производств.

 

Методические указания к контрольным работам

Контрольные работы по инженерной психологии связаны с описанием примеров использования психологических знаний в проектировании технических систем или систем организационного управления. Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно. Контрольная работа выполняется в форме реферата или отчёта о выполненной работе. Титульный лист содержит Ф.И.О. автора, название работы и необходимую служебную информацию. При необходимости после титульного листа помещается Оглавление. Начальный раздел основного текста — Введение, в котором, в частности, принято обосновывать актуальность, новизну и полезность выбранной темы. Содержательное описание начинается с анализа структуры и функций системы управления. Функциональное описание должно, по возможности, содержать Задание на проектирование системы (при проектировании технических систем используется термин Техническое задание), включающее основные Функциональные характеристики системы управления и её важнейших подсистем. Важнейшей частью функционального описания должны быть разделы о технологических требованиях к поведению руководителей, персонала, клиентов и других участников системы управления, из действий которых складывается Психологическая структура деятельности участников системы управления. Подобный анализ позволяет выделить Психологические проблемы и предложить Инженерно-психологические методы их решения, описания которых должны составить основное содержание текста реферата или отчёта. Описание предлагаемых решений строится в соответствии со сложившимися стандартами, и последовательность описания обычно соответствует реальную последовательность работ. Для начала работ необходима Постановочная часть, в которой обсуждаются Цели и задачи и формулируются Постановки проблем. После постановочной части необходима Методическая часть, содержащая прежде всего Обоснование выбора использованных методов и затем Описание процедуры решения поставленных задач, и, при необходимости, Описание аппаратуры и оборудования, Инструкции персоналу и Описание особых условий. После описания использованных методов естественно оценить Эффективность предложенных решений и сделать необходимые Выводы. После основной части в текст можно поместить Заключение. При необходимости сообщить читателю какую-либо дополнительную информацию, непосредственно не относящуюся к сути дела, но, с точки зрения автора, важную или полезную, её можно поместить в Предисловие и/или в Послесловие, которые помещаются, соответственно, перед введением и после заключения. После заключения и послесловия, если оно есть, в текст отчёта помещается дополнительная, справочная и служебная информация. В самом конце текста должны быть указаны Использованные источники информации, перечень которых должен быть оформлен в соответствии с действующими библиографическими стандартами. Текст реферата должен быть представлен на электронных и бумажных носителях информации. Текст должен быть подготовлен с использованием стандартных программных средств и напечатан на бумаге формата А4 с использованием шрифта 10 pt при печати приблизительно по 45 — 50 строк на странице. Объём текста считается не столь существенным, самым важное — полнота и корректность обоснования предложенных решений и оценка эффективности.

 

Основные темы контрольных работ

1. Инженерно-психологические проблемы в современных технологиях (по одной из технологий).

2. Психологическое содержание деятельности персонала (по одной из технологий или по одной из организаций)

3. Принципы проектирования информационных и управляющих систем (по одной из технологий или по одной из организаций).

4. Критерии оценки эффективности организации в целом, отдельных её подсистем и эффективности деятельности персонала (по одной из технологий или по одной из организаций).

5. Критерии и методы оценки составляющих безопасности организации целом и отдельных её подсистем и обеспечение технологической безопасности деятельности персонала (по одной из технологий или по одной из организаций).

6. Функциональные обязанности, должностные инструкции, профессиограмы, инженерно-психологические особенности организации деятельности (по одной из технологий или профессий)

7. Организация совместной деятельности и информационного взаимодействия персонала (по одной из технологий, или по одной из организаций, или по группе профессий).

8. Инженерно-психологические принципы проектирования систем отображения информации (по одному из классов систем отображения информации).

9. Эргономические и санитарно-гигиенические нормы и требования к условиям труда и оценка характеристик рабочей среды (по одной из технологий, или по одной из организаций, или по группе профессий).

10. Художественно-композиционное проектирование рабочего места (дизайн-проект по одной из профессий или по одной из организаций).

11. Квалификационные требования, квалификационные характеристики, оценка квалификационной готовности и планирование подготовки персонала (по одной из технологий, или по одной из организаций, или по одной из профессий).

12. Оценка индивидуально-динамических характеристик персонала (по одной из технологий, или по одной из организаций, или по одной из профессий).

13. Социально-психологические проблемы в современных технологиях и оценка их влияния на эффективность технологий (по одной из технологий, или по одной из организаций, или по одной из профессий).

14. Разработка плана кадровой работы (по одному из предприятий).

15. Методы и процедуры шкалирования в инженерно-психологической практике.

16. Принципы композиции в применении к инженерно-психологическому проектированию рабочих мест, информационных и иных сред и т.п.

17. Историческая динамика инженерно-психологических проблем и их современные последствия (по одной из исторических эпох).

18. Инженерно-психологическое проектирование для персонала с аномалиями состояния здоровья (по одной из профессий, по одной из организаций или по одной из групп аномалий).

19. Инженерно-психологическое проектирование для персонала различных возрастных, этнических и других социальных групп (по одной из профессий, по одной из организаций или по одной из групп).

20. Инженерено-психологические и социально-психологические проблемы современного общества, порождённые современными информационными технологиями.

 

Вопросы для подготовки к экзаменам.

Примечание. Вопросы, отмеченные знаком (*), включаются в программу экзаменов только для специализаций по инженерной и организационной психологии.

1. Инженерная психология в системе психологического знания.

2. (*) Структура современных производств и производственных технологий. Основные принципы проектирования систем управления технологиями и систем организационного управления.

3. (*) Проявление общих представлений об устройстве мира, представлений о социальном устройстве и гносеологических представлений в организации производства.

4. (*) Выбор и анализ показателей качества функционирования систем управления. Оценка эффективности деятельности персонала.

5. Составляющие безопасности: технологическая, коммерческая, экологическая безопасность, охрана труда и т.д.

6. Личностные особенности и профессионально важные качества.

7. Методы оценки совместимости и методы проектирования совместной и групповой деятельности.

8. (*) Динамика социального управления. Способы мотивирования персонала.

9. (*) Принципы проектирования руководства и взаимодействия в распределённых системах управления.

10. (*) Конфликты, обусловленные современными технологиями.

11. (*) Планирование мероприятий по обеспечению дисциплины.

12. Экспериментально-психологические обоснования принципов проектирования систем отображения видеоинформации.

13. Устройство систем отображения информации на основе ЭЛТ. Жидкокристаллические дисплеи. Газоразрядные дисплеи.

14. Способы формирования изображений на экранах в современных ЭВМ и видеотехнике. Основные стандарты видеозаписи.

15. Инженерно-психологические требования к средствам отображения видеоинформации.

16. Инженерно-психологические характеристики основных классов современной видеоаппаратуры.

17. Основные стандарты маркировки цветов.

18. Основные полиграфические стандарты.

19. Основные психоакустические шкалы и основные инженерно-психологические характеристики слухового восприятия.

20. Экспериментально-психологические обоснования принципов проектирования систем отображения акустической информации.

21. Устройство систем отображения акустической информации.

22. Инженерно-психологические требования к средствам отображения акустической (речевой и неречевой) информации. Инженерно-психологические характеристики звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

23. Обзор эргономических и санитарно-гигиенических норм и требований.

24. (*) Методы расчёта характеристик рабочей среды.

25. (*) Методы проектирования рабочих движений.

26. (*) Принципы проектирования рабочего места. Требования к функциональной и пространственной компоновке рабочего места. Принципы построения клавиатур и других органов управления.

27. (*) Модели принятия решений.

28. (*) Психологическое содержание категории «ошибка» и методы анализа ошибок.

29. Динамика работоспособности.

30. Динамика обучаемости.

31. (*) Оценка динамики квалификационной готовности персонала.

32. (*) Показатели функциональных состояний и их инженерно-психологическое значение.

33. Особенности организации деятельности в системах управления различных типов.

34. (*) Принципы организации операторской деятельности.

35. (*) Особенности организации деятельности в особых и опасных условиях.

36. Принципы планирования обучения и подготовки персонала.

37. (*) Модели принятия решений, модели экономического поведения и реальное экономическое поведение.

38. Составляющие психологической готовности. Основные методы оценки устойчивости и работоспособности эргатических систем.

39. Социальные и психологические проблемы, обусловленные современными технологиями.

40. Этические и юридические аспекты инженерно-психологического проектирования.

 

Основная литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.