Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Особенности деятельности оператора






В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»

Механизация и автоматизация трудовых процессов сущест­венно расширили возможности производства и в то же время значительно изменили условия трудовой деятельности. Возникли новые особенности условий труда. Отметим главные из них.

1. Оператор управляет одновременно несколькими объек­тами, часто выполняя ряд несходных между собой задач. Так, летчик-истребитель в полете должен одновременно управлять самолетом и двигателем, управлять вооружением, вести радио­связь, контролировать воздушное пространство и при этом не выпускать из поля зрения множество дополнительных приборов и сигнализаторов.

2. Оператор удаляется от управляемого объекта. Между опе­ратором и объектом «вклиниваются» системы дистанционной пе­редачи: информацию о состоянии объекта он получает от при­боров в виде закодированных сообщений, а воздействие на объект осуществляет посредством дистанционного управления. Почти все самолетные системы сейчас контролируются и управляются дистанционно.

3. По иному нагружаются органы чувства оператора. При непосредственной работе с объектом человек судит о его состоя­нии, основываясь на восприятии органов зрения, слуха, кинесте­тического аппарата, даже обоняния (работа кузнеца). В совре­менной же системе управления почти всю информацию об управ­ляемом объекте оператор получает через зрительный канал. Так, на самолете основными источниками информации для летчика служат контрольные приборы, табло и световые сигнализаторы.

4. В большинстве современных систем оператор действует в условиях дефицита времени. Скоротечность процессов требует от него быстрой реакции управления. О росте скоростей передви­жения человека в XIX и XX веке свидетельствуют такие цифры:

с 1800 по 1900 г. скорость передвижения возросла от 20 до 100 км/час,

с 1900 по 1950 г. скорость передвижения увеличилась от 100 до 1200 км/час,

с 1950 по 1961 г. скорость возросла от 1200 до 28 800 км/час, с 1961 по 1969 г. человек достиг второй космической скорости, равной примерно 40 000 км/час.

5. Появились новые психофизиологические факторы. Так, в космическом полете человек действует в совершенно необычных, условиях: при больших перегрузках, невесомости, длительном одиночестве. Или, например, на современном самолете при ско­рости полета, равной тройной скорости звука, летчик видит под самолетом предметы, которые фактически сместились и оста­лись уже позади на расстоянии 100 м — скорость восприятия летчика не успевает за скоростью полета.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите новые особенности условий труда, возникшие в современном обществе.

2. Как изменилась подача информации в современной системе управления?

3. Какое значение в современной системе управления имеет временной фактор?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.