Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводные замечания






САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По специальному курсу

«Идея толерантности в истории западноевропейской культуры»

Для студентов факультета философии и политологии

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Рекомендовано к изданию Ученым Советом

факультета философии и политологии СПбГУ

Утверждено на заседании кафедры

теоретической и прикладной культурологии

 

Составитель: к.ф.н. Н.В.Круглова

 

Рецензент: д.ф.н., проф. Ю.Е.Милютин

 

Настоящие методические указания предназначены для студентов факультета философии и политологии, отделения «Культурология» (дневной, вечерней и заочной форм обучения), а также студентов отделения «Конфликтология» и призваны облегчить студентам усвоение содержание специального курса «Идея толерантности в истории западноевропейской культуры»

 

Лаборатория оперативной печати

Факультета журналистики СПбГУ

Подписано в печать 25 октября 2006 г.

Объем 0, 8 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №……..

 

 

 

Вводные замечания

Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с одной из актуальнейших проблем современности – проблемой толерантности, ее связи с отдельными историческими этапами формирования западноевропейской цивилизации и российской культур, а также с феноменом глобализации.

Задачами курса являются: 1. изучение основных исторических этапов формирования западноевропейской культуры сквозь призму феномена толерантности как социокультурного явления и как понятия; 2. знакомство с идеями «апостолов терпимости» и предложенными ими экспликациями данного понятия; 3. исследование проблем терпимости на материале современной российской действительности; 4. тренинг коммуникативной толерантности и увеличение личностного ресурса терпимости у студентов.

Трудность усвоения студентами содержания курса «Идея толерантности в истории западноевропейской культуры» обусловлена прежде всего тем, что понятие «толерантность» довольно новое для российского человека (даже новых поколений, рожденных в 70-е – 80-е годы), российского типа ментальности в целом, а также вызывающее сомнение в полноценности этого понятия, применяемого даже в контексте западного типа культуры. Западноевропейские социокультурные теории и социокультурные реалии противоречат друг другу: западный мир породил не только понятия «правосознание», «права человека», «свобода совести», «гуманизм» и т.д., но и такие феномены, как социальное неравенство, классовую борьбу, колониализм, империализм, мировые войны. Переходный период, который переживает современная Россия, также оставляет мало места для проявления толерантности и культивирования ее. Вторая трудность связана с тем, что понятие «толерантность» относится к тем универсалиям, которые не поддаются однозначной детерминации и имеют неисчислимое количество дефиниций, подобно понятиям «демократия», «свобода», «культура» и т.д.

Исходя из вышесказанного, данный курс делится на две части: первая «Общая часть», выполняющая пропедевтическую функцию, посвящена знакомству с основными интерпретациями понятия «толерантность», модусами толерантности, частично синонимичными понятиями «терпимость», «терпение», «бесконфликтность», «ненасилие», близкими, но более отличающимися («безразличие», «попустительство»), а также противоположными («нетерпимость», «насилие», «ксенофобия», «экстремизм»). Вторая часть курса, собственно конкретно-историческая, «Идея толерантности как понятие и реальность западноевропейской культуры», представляет собой знакомство с историей понятия «толерантность» и порождением его отдельных социокультурных форм. Учитывая разные специализации студентов, обе эти части можно модифицировать, сокращать или увеличивать материал, добиваясь адекватного его преподнесения для отдельных контингентов студентов.

Еще раз хочется отметить, что ознакомление студентов с данным курсом ставит перед собой не только учебные цели, но и прикладные: обучение и, даже, воспитание толерантности, что достигается путем введения практических занятий, дискуссий, психологических тренингов, тестирований.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.