Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга II. О вещах






§ 1. В предыдущей книге мы говорили о личных правах: теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего частного обладания.

§ 2. Так, главное деление вещей обнимает собой две части, именно одни вещи – суть божественного права, другие – человеческого.

§ 3. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству, и вещи со священным значением.

§ 10. Те вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц.

§ 11. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества – это те, которые принадлежат отдельным лицам.

§ 12. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические, другие бестелесные, идеальные.

§ 13. Физические вещи – это те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро и, наконец, бесчисленные другие вещи.

§ 14. Бестелесные – это те, которые не могут быть осязаемы: к таковым принадлежат те, которые заключаются в праве, например, наследство, пользовладение, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные, и нисколько не важно то, что в наследстве заключаются физические вещи, ибо и плоды, которые собираются с земли, суть физического характера, а также и то, что нам следует по какому-либо обязательству, большей частью есть физический предмет, как, например, земля, раб, деньги, но самое право наследования, право пользовладения, обязательственное право считаются res incorporales, т.е. бестелесными вещами. В том же числе находятся права городских и сельских имений, называемые также служебностями.

§ 14а. Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на res mancipi и res nec mancipi.

§ 14б. К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее, строения на италийской земле: к res nec mancipi причисляются также сервитуты городских имений.

§ 15. К движимым вещам и тем, которые приходят в движение собственной силой, принадлежат в качестве res mancipi: рабы, рабыни, четвероногие и укрощенные человеком ручные животные, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; по мнению приверженцев нашей школы такие животные тотчас, как только родились, считаются res mancipi. Нерва и Прокул и прочие сторонники противной школы считают их res mancipi только в том случае, когда эти животные сделались домашними, и, если вследствие чрезмерной дикости они укрощены быть не могут, то, по их воззрению, животные эти тогда начинают быть res mancipi, когда достигнут того возраста, в котором обыкновенно укрощаются.

§ 17. Точно также почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res nec mancipi, за исключением сельских служебностей, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных.

§ 19. А именно, res nec mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.

§ 20. Следовательно, если я передам тебе платье, или золото, или серебро, на основании ли продажи, дарения или каким-нибудь другим образом, то вещь эта делается тотчас же твоей без соблюдения каких-либо торжественных формальностей.

§ 22. Res mancipi – это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, такую же точно силу имеет форма приобретения прав, называемая in jure cessio.

§ 24. Сделка in jure cessio совершается следующим образом: перед (судящим) магистратом римского парода, например, перед претором или наместником провинции, тот, кому вещь переуступается, держа ее, произносит: «Я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов». Затем, после того как он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии (по отношению к спорному предмету)? Когда этот последний скажет, что нет или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирующему (приобретающему); эта форма, которую можно совершав также в провинциях перед наместником, называется – legis actio.

§ 26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

§ 29. Городские сервитут могут переуступать только перед судящим претором; сельские же сервитуты могут быть также предметом манципации.

§ 30. Пользовладсние допускает только форму передачи перед магистратом; собственник обремененного предмета может in jure уступить другому узуфрукт, а сам он удерживает за собой только право собственности. В случае, если пользовладелец уступает перед магистратом право владения и пользования собственнику этой вещи, то узуфрукт уничтожается и (полное) право собственности восстанавливается: но если узуфруктуарий совершает такую передачу постороннему лицу, то, тем не менее, он сохраняет за собой это право, так как этот акт считается недействительным.

§ 32. Но так как предметом узуфрукта могут быть рабы и животные, то мы должны заключить, что полное пользование ими можно также установить в провинциях посредством сделки перед судящим магистратом.

§ 34. Наследство можно также переуступать посредством мнимой виндикации.

§ 35. Если тот, к кому переходит наследство по закону (в силу закона XII таблиц), уступит его in jure другому до принятия наследства, т.е. прежде чем сделался наследником, то тот, кому уступлено перед судящим магистратом наследство, становится наследником совершенно так, как если бы он был признан к наследованию в силу закона; если же первый уступит наследство после его принятия, то тем не менее он наследует и потому будет ответственным перед верителями, а долги погашаются: таким образом должники наследника извлекают выгоду, а наследственная масса переходит к тому, кому уступлена, совершенно так, как если бы отдельные предметы были ему переданы перед судящим претором.

§ 40. Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности; а именно, каждый будет или собственником, или он таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ, или каждый был собственником по квиритскому праву, или он таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой – простым обладателем.

§ 41. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я ни манци-пирую, ни уступаю тебе перед судящим претором, и только передаю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду се квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственностью, не только бонитарной, но и квиритской, как если бы она была передана другому лицу манципацией или цессией.

§ 42. По законам XII таблиц срок давности для вещей движимых – годовой, для недвижимых – двухгодичный.

§ 43. Впрочем мы можем приобрести давностью вещи, переданные нам не их собственником, все равно будут ли это вещи, принадлежащие к числу res mancipi, если мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, имел право па отчуждение данной вещи.

§ 45. Но иногда тот, кто владеет чужой вещью в доброй вере, не может сослаться на право давности, как, например, если кто владеет ворованной или насильственно захваченной вещью; именно по закону XII таблиц не подлежат давности украденные вещи, а по закону Юлия и Плавтия насильно отнятые.

§ 46. Равным образом недвижимые имущества в провинциях изъяты были из-под действия давностного владения.

§ 47. Точно также, когда вещи mancipi, принадлежавшие женщине, которая находилась под опекой агнатов, не подлежали давности, исключая того случая, когда женщина передала таковые при участии и с согласия опекуна; так определено было законом XII таблиц.

§ 49. Если выше сказано, что вещи ворованные и захваченные насильственно по законному запрещению не подлежат давности, – это не то значит, чтобы сам вор или тот, кто при помощи насилия владеет, не мог приобретать собственности на основании давности (ибо таким лицам не предоставляется право давности по другой причине, именно потому, что они недобросовестно владеют), но и никто другой, хотя бы он и приобрел вещь вышеупомянутых лиц в доброй вере, не имеет выгод давностного владения.

§ 51. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение или вследствие нерадения хозяина остается без владельца, или потому, что хозяин умер, не оставив наследника, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности; и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускавших возможность воровства недвижимости.

§ 52. С другой стороны, может случиться, что лицо, знающее, что владеет чужой вещью, приобретет собственность по давности, например, когда кто-либо завладел предметом наследственной массы, владения которой наследник еще не получил. Такое лицо может приобретать путем давности, если только вещь эта такова, что не исключалась из-под действия давности; подобный вид владения в давности называется usucapio pro herede.

§ 53. И эта давность настолько широко применялась, что даже недвижимости приобретались в собственность годичным владением.

§ 55. Причина применения такого несправедливого владения и такой давности состоит в том, что древние римляне желали, чтобы вступление в наследство совершалось как можно скорее, дабы, во-первых, был на лицо кто-либо приносящий жертвы по усопшим, о чем в те времена весьма заботились и, во-вторых, для того чтобы верители (наследственной массы) имели, с кого взыскивать по долгам.

§ 56. Этот же вид владения и давности называется также прибыльным, потому что каждый, несмотря на то, что знает, что вещь чужая, извлекает из нее выгоды.

§ 57. Но в настоящее время этот вид владения и давности уже не выгоден: по указу Адриана вышло сенатское постановление, чтобы такой вид давности (посредством захвата) был отменен; поэтому наследник может получить наследство исковым порядком от того, кто приобрел таковое путем давности, точно также как если бы это имущество не было приобретено давностью.

§ 58. Если есть ближайший и необходимый наследник, то само собой разумеется, не может быть речи о приобретении наследственных вещей посредством давности pro herede.

§ 59. Кроме того, можно, владея заведомо чужой вещью, приобретать таковую путем давности и по другим основаниям, именно, если кто давал другому в mancipium вещь фидуциарным образом или уступил вещь перед судящим магистратом, то он может, если сам владел той же вещью, приобретать эту вещь обратно путем давностного владения, разумеется, годовым, хотя бы это была недвижимость. Этот вид давности называется usureceptio, так как мы то, что некогда имели, приобретаем обратно посредством давности.

§ 60. Fiducia заключается или с залогопринимателем, или с другом, чтобы наша заложенная вещь была тем более обеспечена; если мы совершаем фидуциарную сделку с другом, то во всяком случае usureceptio имеет место; если же с верителем, то usureceptio допускается только после уплаты долга; до уплаты долга usurcceptio возможна только в том случае, если веритель не передал этой вещи должнику ни в наем, ни в прекарное обладание; в последнем случае получается выгодная давность.

§ 62. Иногда случается, что собственник вещи не может отчуждать ее и наоборот не собственник имеет власть отчуждать вещь.

§ 63. В самом деле, по Юлиеву закону запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество, против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность, или на основании того, что манципировано ему как приданое, или уступлено перед судящим магистратом, или же приобретено посредством давности; некоторые, однако, сомневаются в том, относится ли этот закон только к италийским недвижимым имуществам, или также к провинциальным недвижимым участкам.

§ 65. Итак, из того, что нами сказано, явствует, что одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву, например, предметы, отчуждаемые посредством простой передачи, другие – по гражданскому праву; манципация, переуступка перед магистратом, давность – все это способы приобретения, свойственные праву римских граждан.

§ 66. И не только то, что делается нашей собственностью посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхозяйными, как, например, те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы), или в воздушном пространстве (птицы).

§ 67. Итак, если мы поймаем дикого зверя или птицу, или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается нашим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова делается собственностью первого завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать. Естественной свободы животное, по-видимому, достигает тогда, когда оно или исчезнет у нас из виду, или хотя и остается перед нашими глазами, но преследование его является трудным.

§ 68. Относительно же тех животных, которые имеют привычку улетать и опять прилетать, например, относительно голубей и пчел, равным образом относительно оленей, которые обыкновенно уходят в леса и возвращаются, принято следующее правило: если животные эти теряют склонность к возвращению, то вместе с тем перестают быть нашими, и делаются собственностью завладевшего ими; склонность же к возвращению исчезает у них, по-видимому, тогда, когда они оставят привычку возвращаться.

§ 69. По общенародному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятелей.

§ 70. Однако и то, что прибавляется нам «посредством наноса», становится пашей собственностью в силу того же самого права; при этом посредством наноса прибавляется, очевидно, то, что река прибавляет к нашему полю мало-помалу, так что мы не в состоянии определить, сколько прибавляется в каждую минуту: вот об этом-то и выражаются обыкновенно, что, по-видимому, оно прибавляется «посредством наноса», так как прибавляется до того понемногу, что незаметно для наших глаз.

§ 71. Таким образом, если река оторвет какую-либо часть прибрежной земли от твоего участка и принесет ее к моему, то эта оторванная часть остается твоей.

§ 72. Но если посредине реки образуется новый остров, то он составляет общую собственность всех тех, которые по обеим сторонам реки имеют прибрежные владения; если же остров возникает не посредине реки, то он признается собственностью тех, которые на ближайшей стороне владеют прибрежными участками земли.

§ 73. Кроме того, постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил се для себя, становится по естественному праву нашей, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли.

§ 74. В гораздо большей степени применяется то же самое к растению, которое кто-либо посадил на моей земле, если только растение пустило в нее корни.

§ 75. То же самое случается и с хлебом, который кто-либо посеет на моей земле.

§ 76. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим его вознаградить за истраченное на постройку, рассадник и посев, то ему представляется против нас вознаграждение злого умысла, если только он был добросовестным владельцем.

§ 77. По той же причине принято правило, что если кто-либо напишет на моей бумаге или на моем пергаменте, хотя бы даже золотыми буквами, то все-таки написанное мое на том основании, что буквы уступают бумаге или пергаменту. Стало быть, если я потребую книг и пергаментов и не заплачу издержек написания, то моя претензия может быть устранена посредством возражения об обмане.

§ 78. Но если кто-либо нарисует на моей доске, например, картину, то применяется другое правило; именно в этом случае принято большинством, что доска в отношении к картине есть побочная вещь; однако, это противоположное мнение с трудом может быть оправдано. Конечно, если ты, в то время, когда доска в моих руках, будешь требовать передачи картины в собственность, не заплатив стоимости доски, то согласно этому правилу я могу отстранить твое требование возражением об обмане; но если ты владеешь картиной, то из этого следует, что мне предоставляется против тебя аналогичный иск; если я в этом случае не уплачу издержек живописи, то ты будешь вправе отстранить меня возражением злого умысла, лишь бы только ты владел добросовестно; очевидно и то, что если ты или кто-либо другой похитил доску, то я могу пользоваться иском о краже.

§ 79. Правила естественного права можно также применять к другим отношениям. Так, если ты из моих виноградных ягод, маслин или колосьев приготовишь вино, или масло, или вымолотишь хлеб, то спрашивается, будет ли это вино, или масло, или хлеб – моим или твоим? Точно также, если ты сделаешь сосуды из моего золота или серебра, или из моих досок построишь корабль, шкаф или скамейку, равным образом, или из шерсти, мне принадлежащей, сделаешь платье, или из моего вина или меда приготовишь напиток или из моих лекарственных материалов составишь (целительный) пластырь или мазь, то возникает вопрос, твое ли будет то, что ты из моего материала изготовил, или оно будет моим. Некоторые юристы полагают, что следует признать существенным вещество и материалы, т.е. по их мнению новый вид вещи принадлежит собственнику материала, из которого она сделана; такого мнения придерживались главным образом Сабин и Кассий. Другие же думают, что (новая) вещь должна принадлежать сделавшему, так смотрели на дело приверженцы противоположной школы. Но (прежний) хозяин материала имеет иск о краже против того, кто похитил, а вместе с тем против того же самого лица он может пользоваться личным иском, ибо, хотя истребленные предметы не могут быть обратно потребованы, однако, они могут быть преследуемы посредством кондикции против воров и всех других владельцев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.