Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Данный глагол не стоит ни в будущем, ни в прошедшем времени.






П модус — отрицающе-утверждающий (modus tollendo ponens).

Приведем пример

Минеральные удобрения бывают или азотными, или фосфорными, или калий­ными.

Данное минеральное удобрение не является ни азотным, ни фосфорным.

Данное минеральное удобрение является калийным.

Условно-разделительное умозаключение — это такое умоза­ключение, в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений, а другая является разделительным суждени­ем. В зависимости от числа членов в разделительной посылке это умозаключение может быть дилеммой (если разделительная по­сылка содержит два члена), трилеммой (если разделительная посылка содержит три члена) и вообще полилеммой (число раз­делительных членов больше двух).

Дилеммы бывают двух видов: конструктивные и деструктив­ные; обе формы дилеммы в свою очередь могут быть простыми и сложными.

Простая конструктивная дилемма состоит из двух посылок. В первой посыл­ке утверждается, что из двух различных оснований вытекает одно
и то же следствие. Во второй посылке, которая является дизъюн­ктивным суждением, утверждается, что одно или другое из этих оснований истинно. В заключении утверждается следствие.

Простая деструктивная дилемма состоит из двух посылок. Условная посылка содержит одно основание, из которого вытекают два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание.

Сложная конструктивная дилемма строится из двух посылок. В первой посылке имеются два основания, из которых вытекают соответ­ственно два следствия; во второй посылке, которая представляет собой дизъюнктивное суждение, утверждается истинность одного или другого основания; в заключении утверждается истинность одного или другого следствия. Сложная конструктивная дилемма отличается от простой конструктивной дилеммы только тем, что оба следствия ее условной посылки различны, а не одинаковы.

Сложная деструктивная дилемма содержит одну посылку, состоящую из двух условных суждений с разными основаниями и разными следствиями; вторая посылка есть дизъюнкция отрицаний обоих следствий; заключение является дизъюнкцией отрицаний обоих оснований.

Дедуктивные умозаключения позволяют выводить из истин­ных посылок при соблюдении соответствующих правил истинные заключения. Индуктивные умозаключения обычно дают нам не достоверные, а лишь правдоподобные заключения.

В определении индукции в логике выявляются два подхода. В традиционной (не в математической) логике индукцией назы­вается умозаключение от знания меньшей, степени общности" к новому знанию большей степени общности (т. е. от отдельных частных случаев мы переходим к общему суждению). В со­временной математической логике индукцией называют умозак­лючение, дающее вероятное суждение. В зависимости от избранного основания выделяют индукцию полную и неполную.

Полной индукцией называется такое умозаключение, в кото­ром общее заключение о всех элементах класса предметов дела­ется на основании рассмотрения каждого элемента этого класса.

Заключение по полной индукции может быть сделано не только из единичных, но и из общих суждений.

Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она часто применяется в математических и в других строгих до­казательствах. Чтобы использовать полную индукцию, надо вы­полнить следующие условия:

1 Точно знать число предметов или явлений, подлежащих рассмотрению.

2 Убедиться, что признак принадлежит каждому элементу этого класса.

Неполная индукция применяется в тех случаях, когда мы, во-первых, не можем рассмотреть все элементы интересующего нас класса явлений; во-вторых, если число объектов либо бес­конечно, либо конечно, но достаточно велико; в-третьих, рас­смотрение уничтожает объект (например, «Все деревья имеют корни»). Тогда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех. Приведем пример неполной индукции:

 

Железо электропроводно.

Медь электропроводна.

Цинк электропроводен.

Олово электропроводно.

Алюминий электропроводен.

Платина электропроводна.

Железо, медь, цинк, олово, алюминий, платина - металлы.

Следовательно, все металлы электропроводны.

Убедившись, что железо, медь, цинк, олово, алюминий и платина электропроводны, мы не можем в заключении с необходимостью утверждать, что «все металлы электропроводны». Это можно точно установить, лишь произведя дополнительное исследование. Оно позволяет сделать вывод, что полученное первоначально индуктивным путем суждение: «Все металлы электропроводны» - является доказанной истиной. Пока этого исследования не проведено, можно говорить лишь о вероятной истинности полученного заключения.

По способам обоснования заключения неполная индукция делится на три вида.

Индукция через простое перечисление (популярная индукция). На основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Так, например, на основе популярной индукции раньше считали, что все лебеди белые, до тех пор пока не встретили в Австралии черных лебедей. Такая индукция дает заключение вероятное, а не достоверное. Эффективность популярной индукции во многом зависит от того, насколько число случаев, закрепленных в посылках, по возможности будет:

а) больше;

б) разнообразнее;

в) типичнее.

Вероятность истинного заключения в популярной индук­ции значительно увеличится, если в рассуждениях не допускаться следующие логические ошибки:

1. Поспешное обобщение, когда рассуждающий спешит сделать вывод, учитывая не все обстоятельства, а только те факты, которые говорят в пользу данного заключения.

2... После этого, значит по причине этого, когда за при­
чину выдается какое-либо предшествующее явление толы
на том основании, что оно произошло раньше последующе­го события.

3. Подмена условного безусловным, когда не учитывается следующее: всякая истина проявляется в определенном сочета­нии условий, изменение которых может повлиять и на истин­ность заключения. Например, если в обычных условиях вода кипит при температуре 100° С, то с изменением их, скажем, высоко в горах, она закипит при более низкой температуре.

Индукция через анализ и отбор фактов. В популярной индукции наблюдаемые объекты выбираются случайно, без всякой системы. В индукции через анализ и отбор фактов стремятся исключить случайность обобщений, так как изучаются планомерно отобранные, наиболее типичные предме­ты — разнообразные по времени, способу получения и сущест­вования и другим условиям. Так вычисляют среднюю урожай­ность поля, судят о всхожести семян, о качестве больших партий товаров, составе найденных полезных ископаемых. Например, при изучении качества партии рыбных консервов банки берутся из разных холодильников, выпущенные в разные сроки, различ­ными заводами, из различных сортов рыбы.

Условия повышения степени вероятности выводов посред­ством индукции через анализ и отбор фактов таковы:

1 количество исследованных экземпляров данного класса должно быть достаточно большим. Например, репрезентатив­ным считается опрос мнения определенного процента от количе­ства людей, составляющих данную группу; в каждом исследу­емом случае этот процент, это количество отобранных элементов класса будет иным;

2 элементы класса должны быть отобраны планомерно и быть более разнообразными;

3 изучаемый признак, по которому классифицируются объекты, должен быть типичным для всех его элементов;

4 изучаемый признак должен быть существенным для пред­метов рассматриваемого класса.

Все множество социальных объектов, изучаемое в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориалыю-временными границами, образует генеральную со­вокупность. Возможно сплошное обследование, но оно является примером полной индукции. Здесь же мы рассматриваем неполную индукцию. Примером ее является эмпирическое социологическое исследование, которое проводит­ся на некоторой части генеральной совокупности. Часть социа­льных объектов генеральной совокупности, выступающих в каче­стве объектов наблюдения, называется выборочной совокупно­стью. Модель (т. е. выборочная совокупность) по размеру, разу­меется, меньше, чем моделируемая (генеральная) совокупность. Чтобы лучше изучить все целое, надо более четко и правильно выбрать для изучения его часть, тогда будет меньше ошибок в заключениях о целом.

Существуют различные виды выборки: стихийная, квотная, вероятностная и др. При этом должны учитываться следующие требования: полнота, точность, адекватность, удобство работы, отсутствие дублирования единиц наблюдения. Основой могут служить алфавитные списки сотрудников учреждения, школы. Так, например, при изучении удовлетворенности трудом или при изучении социальной активности молодежи данного предприятия основой выборки служит список молодежи этого предприятия.

Под объемом выборки понимается общее число единиц на­блюдения, включенных в выборочную совокупность. Выборка должна быть достаточно большой; она зависит от степени однородности генеральной совокупности и от необходимой сте­пени точности выборочных результатов Выборка, достаточная для изучения одного признака, может оказаться недостаточной для другого.

При выборке часто совершается ошибка, называемая «выбор себе подобных», которую нередко совершают интервьюеры — студенты, молодежь, берущие интервью чаще у тех, с кем им легче общаться, в результате этого часто завышается доля лиц с высшим образованием и молодых по возрасту.

При соответствующем виде выборки и выполнении условий ее осуществления повышается степень вероятности заключений по­средством индукции через анализ и отбор фактов.

Научная индукция. Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необ­ходимой связи части предметов класса делается общее заключе­ние обо всех предметах этого класса. Научная индукция, так же как полная индукция и математическая индукция, дает достоверное заключение. Достоверность (а не вероятность) заключений научной индукции, хотя она охватывает и не все предметы изуча­емого класса, а лишь их часть (и притом небольшую), объясняет­ся тем, что учитывается важнейшая из необходимых связей — причинная.

Научная индукция опирается, не столько на большое число исследованных фактов, сколько на всесторонность их анализа и установление причинной зависимости, выделение необходимых признаков или необходимых связей предметов и явлений. Поэто­му научная индукция и дает достоверное заключение.

Причина — явление или совокупность явлений, которые непо­средственно обусловливают, порождают другое явление (следст­вие).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.