Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная часть урока






В основной части урока решаются следующие задачи:

1. Повышение функциональных возможностей организма, фи­зической подготовленности и работоспособности занимающихся.

2. Обучение занимающихся новым спортивным, прикладным, строевым и общеразвивающим упражнениям с целью доведения их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретичес­ких сведений о назначении вновь изучаемых упражнений и о тех­нике их исполнения, развитие способностей, необходимых для овладения более сложными упражнениями, трудовыми и военно-прикладными двигательными действиями.

3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отноше­ния к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, а также воли, доб­рожелательного отношения к окружающим, чувства собственно­го достоинства и др.

Эти задачи решаются во взаимосвязи. Для этого применяются упражнения на снарядах и со снарядами, игры, эстафеты и др. Упражнения подбираются в зависимости от способностей зани­мающихся справиться с ними. Их возможности должны быть не­сколько выше, чем того требуют изучаемые упражнения, потому что обучаемым нужен успех: он вселяет уверенность в своих си­лах, вызывает интерес, побуждает к проявлению воли, формиру­ет активное отношение к занятиям. Большие трудности и неудачи вызывают неприятные чувства, переживания, неуверенность в себе, робость и в конечном итоге отрицательное отношение к уроку, к занятиям гимнастикой. Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его плотности.


где Р — плотность урока; / — полезно затраченное время; Т — общее время урока.

Плотность урока определяется отношением полезно затрачен­ного времени ко всему времени урока:


где Лют ~~ моторная плотность урока; t — время, затраченное на полез­ные активные движения; Т — общее время урока.

Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов:

а) выполнение некоторых упражнений (подтягивание, пере­
ворот в упор, сгибание и разгибание рук в упоре и др.) по два
человека одновременно на одном снаряде;

б) увеличение количества снарядов;

в) организация дополнительных мест для выполнения подво­
дящих и подготовительных упражнений и др.;

г) проведение основной части урока по методу круговой тре­
нировки с индивидуализацией двигательных заданий и др. Эф­
фективность методических приемов во многом определяется ак­
тивностью занимающихся на уроке. Низкая активность может све­
сти на нет все методические и организационные ухищрения педа­
гога. Активность можно стимулировать не только постановкой за­
дач перед уроком, но и сопоставлением наличных способностей,
двигательных умений и навыков у занимающихся с требованиями
программы, заданиями педагога. Активность занимающихся зави­
сит от объема и чередования видов упражнений, запланирован­
ных педагогом.

На объеме упражнений сказывается многотемность урока. Учи­телю приходится обучать занимающихся большому количеству самых разных по характеру упражнений (вольные, акробатичес­кие упражнения, лазание, бег, прыжки, метания, упражнения на снарядах и др.), повышать функциональные возможности их организма, развивать двигательные и психические способности, оказывать воспитывающее воздействие. Поэтому продуктивность урока во многом зависит от того, насколько удачно по количеству и степени сложности подобраны упражнения. Важно сохранить высокую работоспособность занимающихся в течение всей основ­ной части, а в конце ее можно было бы выполнить комплекс упражнений на развитие двигательных способностей, необходи­мых для овладения новыми, более сложными упражнениями на последующих уроках.

Нагрузка, испытываемая занимающимися в основной части Урока, и их работоспособность в значительной мере зависят от правильного чередования работы и отдыха во время выполнения Упражнений. Особенно важно знать, какая степень восстановле-


ния от предыдущего выполнения упражнения является оптималь­ной и как ее определить для данной категории занимающихся. Известно, что уменьшение или увеличение продолжительности отдыха от оптимальной величины приводит к возрастанию по­грешностей в технике исполнения изучаемых упражнений. Есть данные научных исследований, которые говорят о том, что таким оптимумом является промежуток времени от окончания упраж­нения до установления пульса 90 — 100 уд/мин. В течение этого времени в памяти занимающихся еще хорошо сохраняется сфор­мированный педагогом образ упражнения, а органы и системы гимнаста сохраняют высокий уровень работоспособности. Уста­новлено, что при занятиях с юными гимнастами с высокой спортивной подготовкой интервалы отдыха при выполнении це­лых комбинаций на снарядах могут быть в пределах от 2 до 5 мин: на коне и на брусьях — 4, 5 мин; при выполнении опорных прыж­ков — 2 — 3 мин; вольных упражнений — 3 — 5 мин. Интервалами отдыха регулируется интенсивность нагрузки. В ее дозировании нуж­на большая осторожность, чтобы не нанести ущерб здоровью за­нимающихся. Перегрузка особенно опасна при занятиях с детьми младшего школьного возраста. Они в силу недостатка опыта и нуж­ных знаний часто переоценивают свои возможности при выпол­нении задания педагога. Дети еще плохо знают функциональные возможности своего организма, ошибаются при оценке собствен­ных способностей к овладению сложными упражнениями, требу­ющими хорошо развитой координации движений, больших мы­шечных и психических напряжений.

Для того чтобы избежать перегрузки, педагог должен уметь свое­временно определить степень утомления каждого занимающегося и, если необходимо, снизить нагрузку. Недостаточная нагрузка также не побуждает к высокой активности и не даст положительных оздоровительных, образовательных и воспитательных результатов.

Величина нагрузки планируется учителем при составлении плана-конспекта к уроку. Подбирая упражнения, определяя оче­редность их выполнения, он одновременно может составить и усредненную кривую нагрузки по пульсу. Для этого надо знать пульсовую стоимость планируемых упражнений при заданной до­зировке (темп, количество повторений или время выполнения). Пульсовую стоимость упражнения можно определить, измерив по­казатели у 3 — 5 учащихся разного уровня физической подготов­ленности. Например, ходьба в темпе 120 шаг/мин стоит 90 ударов пульса в мин. Полученная таким образом кривая нагрузки позво­ляет своевременно, еще до урока, подправить интенсивность на­грузки, более точно регулировать ее в ходе самого урока, избегать перегрузки или недогрузки.

Высокая работоспособность занимающихся достигается с по­мощью следующих методических приемов:


 

1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором — может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем — повто­ряется пройденное, развиваются двигательные способности.

2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с уп­ражнениями в упоре. При этом нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты распределяется равномерно. В работу вовлека­ется возможно большее количество мышечных групп. Этим дости­гается гармоническое развитие мышечной силы, быстроты и вы­носливости к мышечной работе. При развитии у занимающихся дви­гательных способностей в начале основной части урока выполня­ются упражнения для развития координации движений, гибкости, равновесия, затем — быстроты; урок заканчивается выполнением упражнений для развития мышечной силы и выносливости.

3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению после­дующими упражнениями или не оказало бы отрицательного вли­яния.

4. Успешное решение задач основной части урока в целом зави­сит от правильного распределения времени на каждый вид уп­ражнений, от чередования режима работы и отдыха.

15.1.5. Заключительная часть урока

В этой части осуществляется завершение урока и решаются сле­дующие задачи:

1. Постепенное снижение физической и психологической на­грузки. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для протекания восстановительных процессов в организме.

2. Подведение итогов урока. Здесь педагог должен предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на уроках.

3. Задание для самостоятельной работы.

Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений:

1. Успокаивающие упражнения: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхива­нии, самомассаж. Выполнение этих упражнений позволяет посте­пенно снизить нагрузку и содействовать активному отдыху.

2. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.

3. Упражнения, повышающие эмоциональное состояние зани­мающихся: игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней. Эти упражнения создают бодрое, жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива, усиливают желание заниматься гимнастикой.


 




Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяется содержанием его основной части. Поэтому при на­писании конспекта урока сначала составляется основная часть, затем — подготовительная и, наконец, заключительная.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.